ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПЛОДООВОЩНОГО ПОДКОМПЛЕКСА


Рис. 3. Внесение минеральных и органических удобрений в России под овощебахчевые культуры на гектар посева, в % к 1990 г.
В свете этого экономически необоснованным выглядит экспорт огром¬ного количества туков в зарубежные страны. Если в 1990 г. из производимых в России 16 млн т туков селу было поставлено 11 млн т., или 67%, то в 2005 г., соответственно, из 16,6 млн т. - 1,4 млн. т., - в 8,4 раза меньше.
В диссертации предложен комплекс мер, направленных на повышение эффективности использования земельных ресурсов, на основе разработки и реализации адаптивных технологий возделывания плодоовощных культур, вве¬дении на орошаемых землях более эффективных севооборотов.
В решении задач устойчивого развития предприятий плодоовощного под¬комплекса важное место принадлежит активизации инвестиционных процессов, направленных на интенсификацию производства плодовоовощной продукции.
Автор рассматривает инвестиции как один из ведущих факторов повыше¬ния устойчивости развития производства, основанного на единовременном вложении средств, ориентированных на получение прибыли, насыщение рынка плодоовощной продукцией, организации ведения расширенного воспроизвод¬ства.
Вместе с тем, как показывает анализ, за 1990-2005 гг. объемы инвести¬ций в сопоставимых ценах в сельское хозяйство сократились более чем в 10 раз. Если в 1990 г. удельный вес их в экономике страны составлял 15,9, то в 2005 г. сократился до 4,0%, в основных фондах, соответственно, с 11,4 до 3,6%.
Структура инвестиций в основной капитал России в сельском хозяйстве по источникам финансирования, %
Произошли коренные изменения в структуре инвестиций по источникам финансирования (табл. 4).
Таблица 4
Источники финансирования 1990 г. 1995 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2003 г. 2005 г.
Все источники финанси¬рования 100 100 100 100 100 100 100
из них:
собственные средства предприятий и организа¬ций 56,3 63,3 59,8 74,2 74,9 67,4 68,0
средства федерального бюджета 16,8 9,0 3,0 8,5 6,5 4,5 4,0
средства бюджетов субъ¬ектов федерации и мест¬ных бюджетов 13,8 11,9 3,2 9,5 6,8 4,4 5,0
привлечение других инве¬сторов 13,1 15,8 34,0 7,8 11,8 23,7 25,0

За 1990-2005 гг. доля инвестиций из собственных средств увеличилась с 56,3 до 68%. Более чем в 4 раза сократилась доля федерального бюджета, в 3 раза - средств бюджетов субъектов Федерации и местных органов самоуправ¬ления. На конец 2005 г. полная учётная стоимость основных фондов составила 1,2 трлн руб., их удельный вес в стоимости всех основных фондов России сни¬зился с 11,4 до 3,5%. Коэффициент обновления основных фондов в сельском хозяйстве снизился с 8,3 до 2,6%, выбытия возрос с 3,4 до 4,2%, степень износа достигла 46,2%.
Аналогичное положение - и в перерабатывающей промышленности. Здесь коэффициент обновления основных фондов снизился с 8,9 до 3,6 %. Ко¬эффициент выбытия, соответственно, возрос с 3,1 до 7 %, степень износа дос¬тигла 58%.
Снижение активизации инвестиционных процессов оказало негативное влияние на оснащённость сельскохозяйственного производства средствами ме¬ханизации. За 1990-2005 гг. количество тракторов у сельскохозяйственных то¬варопроизводителей уменьшилось в 2,8 раза. При средней нормативной нагруз¬ке 70 га на один трактор, фактически она составляет более 150 га.
Основными элементами инвестиционной политики в плодоовощном под¬комплексе следует считать: финансовое оздоровление товаропроизводителей; выбор конкурентоспособных проектов на конкурсной основе; ориентация това¬ропроизводителей на быструю отдачу затрат финансовых ресурсов; учет дос¬тижений научно-технического прогресса.
К основным объектам, имеющим приоритетное значение, автор относит: строительство, реконструкцию и модернизацию производственных мощно¬стей; техническое перевооружение производства при возделывании плодово- ягодных и овощных культур; строительство и реконструкцию мелиоративных сооружений; закладку новых эффективных садов, виноградников и других многолетних насаждений.
Определение объёмов инвестиций должно основываться на разработке целевых проектов устойчивого развития предприятий с учётом их финансово¬го состояния и маркетинговых исследований рынка плодоовощной продукции. В диссертации обоснованы методические аспекты разработки инвестиционных проектов.
Из всего комплекса мер, обеспечивающих повышение уровня устойчиво¬сти развития плодоовощного подкомплекса, особое значение имеет активиза¬ция инновационных процессов, которые рассматриваются в диссертации как система превращения научных разработок в новые эффективные технологии и другие достижения для непосредственного использования в производстве.
Уровень использования достижений НТП в решающей степени зависит от эффективности научных разработок, связи науки и практики. В стране, ос¬новной научный потенциал сосредоточен в Российской академии сельскохо¬зяйственных наук, объединяющей более 200 научных учреждений.
В решении проблем развития инновационных процессов важным являет¬ся совершенствование организационной структуры реализации научно- технической продукции.
В диссертации предложена модель организационной структуры управле¬ния инновационными процессами, в которой предусмотрено, что основным звеном в ней должны быть научные учреждения и вузы, координирующие свою работу через центры научного обеспечения республик, краёв и областей с выходом на научно-производственные и производственные системы, селекци¬онные центры, опытно-производственные и учебно-производственные хозяй¬ства, значительная часть которых, в силу ряда причин прекратили свою дея¬тельность.
Исследования показали, что основными условиями активизации иннова¬ционных процессов следует считать:
- формирование четкого экономического механизма функционирования рынка научно-технической продукции. В связи с этим целесообразна разработ¬ка закона и других нормативных документов о механизме экономического сти¬мулирования инноваций;
- повышение качества и эффективности научно-технической продукции;
- экономическая поддержка науки со стороны государства, достаточно вы¬сокий уровень материально-технического обеспечения научных и внедренче¬ских структур;
- развитие маркетинга, информационно-консультативной сферы, рекламы и пропаганды научных достижений и научно-технической продукции, органи¬зация выставок, аукционов.
В диссертации обоснованы основные направления рационализации ис¬пользования трудовых ресурсов, необходимость корректировки Федеральной целевой программы Правительства «Социальное развитие села до 2010 года».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Оставить комментарий