ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПЛОДООВОЩНОГО ПОДКОМПЛЕКСА


В четвёртой главе «Стратегия совершенствования организационно- экономического механизма устойчивого развития плодоовощного подком¬плекса» рассмотрены основные направления развития кооперации и агропро¬мышленной интеграции, совершенствования организационно-экономического механизма хозяйствования, активизации маркетинга.
Повышению уровня устойчивости предприятий плодоовощного подком¬плекса должно способствовать активное развитие кооперации и агропромыш¬ленной интеграции. Обобщение опыта работы кооперативных и интегрирован¬ных формирований показывает, что их рациональная организация позволяет: повысить уровень специализации и концентрации производства; вовлечь в обо¬рот дополнительные мощности; оптимизировать размеры производства; расши¬рить производственные связи и улучшить организационно-экономические от¬ношения.
Сложившиеся в последние годы механизмы структурных преобразова¬ний, приватизации, банкротства ставят кооперацию и интеграцию в ряд доста¬точно сложных в теоретическом и практическом плане проблем. В диссертации рассмотрены теоретические аспекты классической теории кооперации А.В. Чаянова, а также современные аспекты теории, методологии и практики, пред¬ложенные В. А. Добрыниным, В.И. Фроловым, О. А. Радионовой, З.Ф. Пулато- вым, А.В. Ткачём, Н.Г. Тарасовым, С.А. Шутьковым и рядом других авторов.
Кооперация в плодоовощном подкомплексе должна базироваться, прежде всего, на формировании кооперативов как хозяйственных субъектов с исполь¬зованием следующих основных принципов: добровольное членство в коопера¬тиве; участие членов кооператива в хозяйственной деятельности, обеспечи¬вающей экономическую выгоду; получение прибыли и ведение расширенного воспроизводства; оптимальное распределение прибыли и убытков кооператива между его членами на хозяйственном и межхозяйственном уровнях; управле¬ние деятельностью кооператива на демократических началах; обеспечение вы¬сокого уровня информации в работе, особенно в части производства, перера¬ботки и реализации плодоовощной продукции.
Формирование кооперации производителей плодов, ягод и овощей с пе¬рерабатывающими предприятиями должно охватывать следующие уровни:
- создание кооперативных структур на уровне предприятия, предусматри¬вающее совершенствование внутрипроизводственных отношений;
- межхозяйственная кооперация;
- территориальная кооперация на районном и межрайонном уровнях;
- региональная и межрегиональная кооперация.
В современных условиях, особое значение имеет развитие интеграцион¬ных процессов, основными из которых в плодоовощном подкомплексе являют¬ся горизонтальная и вертикальная интеграция. При создании таких формирова¬ний необходима разработка чёткого механизма экономических отношений, соз¬дающего равные условия для эффективной работы всех участников этих про¬цессов, усиления роли хозяйственных договоров при материальном стимулиро¬вании, исходя из нормативных расчётов.
Следует активизировать создание интегрированных формирований на районном и межрайонном уровнях. В Ставропольском крае с нашим участием разработан проект такого формирования на примере Новоалександровского района (рис. 4).

Рис. 4. Проект управления организационной структуры потребительского кооператива Новоалександровского района Ставропольского края

В диссертации рассмотрены формы потребительской кооперации, причи¬ны, сдерживающие её развитие, обобщен опыт организации горизонтальной и вертикальной кооперации, предложены меры, способствующие развитию коопе¬рации и интеграции на федеральном, региональном и хозяйственном уровнях.
При решении проблем устойчивого развития предприятий плодоовощно¬го подкомплекса автор исходит из необходимости осуществления следующих задач: совершенствования внутрихозяйственных отношений как основы рацио¬нальной организации производства на уровне предприятия; снижения негатив¬ного влияния внешних факторов, связанных с ценовыми, финансово- кредитными механизмами и другими экономическими рычагами.
На уровне предприятия наиболее важным является развитие хозрасчёт¬ных отношений. В диссертации эта проблема рассматривается с позиций пред¬принимательства, направленного на получение прибыли, обеспечение пропор¬циональности в осуществлении воспроизводственного процесса. При этом к основным принципам хозрасчёта мы относим: самоорганизацию деятельности первичных трудовых коллективов; обеспечение конкурентоспособности произ¬водимой продукции; материальное стимулирование труда в сочетании с лич¬ными, коллективными и общественными интересами; ответственность за ре¬зультаты производства; учет и контроль.
При внешнем воздействии наибольшее влияние на экономику предпри¬ятий оказывает система ценообразования как в процессе производства и пере¬работки плодоовощной продукции, так и в сферах их материально- технического обеспечения.
Анализ показывает, что ценообразование на плодоовощном рынке носит дискриминационный, часто спекулятивный характер. В Ставропольском крае, по результатам нашего исследования, в структуре розничной цены реализации яблок в 1991 г. доля товаропроизводителей составляла 70,1%, в 2005 г. она сни¬зилась до 26,9%, в сфере переработки эта доля увеличилась с 23 до 50,6 %, в торговле, соответственно, с 7,9 до 22,5 %.
Ценовые отношения для производителей плодов, ягод и овощей необхо¬димо строить на следующих основных принципах: сочетание свободного цено¬образования с экономически обоснованным государственным регулированием; обеспечение эквивалентности цен на плодоовощную и промышленную продук¬цию; доходность товаропроизводителей на уровне, достаточном для ведения расширенного воспроизводства; активное стимулирование использования в практике достижений науки и техники.
Следует пересмотреть внешнеэкономические отношения. Закупки многих производимых в России плодов, овощей, консервов для государственных ре¬сурсов, целесообразно производить, прежде всего, у отечественных товаропро¬изводителей. Отсутствие целостной, экономически обоснованной концепции внешнеэкономических отношений играет весьма негативную роль в увеличе¬нии диспаритета цен. В настоящее время, по существу, открыт доступ на рос¬сийский рынок продовольствия по демпинговым ценам со стороны США, стран Западной Европы и ряда других государств. Российские же товаропроизводите¬ли оказываются в крайне невыгодном положении. Они не могут проводить соб¬ственную ценовую политику, так как этому препятствует дешевый импорт то¬варов (часто низкого качества), экономическая разрозненность субъектов хо¬зяйствования, низкая покупательная способность населения, ценовой диктат локальных монополий в сфере переработки плодов, ягод и овощей.
В системе государственного регулирования и саморегулирования целесо¬образно предусмотреть наличие таких эффективных блоков, как: взаимодейст¬вие государственных органов управления с объектами рынка сельскохозяйст¬венной продукции и материально-технических ресурсов через экономические рычаги; взаимосвязи производителей сельскохозяйственной продукции с пере¬рабатывающими предприятиями, сферами хранения и переработки; государст¬венное регулирование с учетом спроса на продукты питания, инвестиции и ма¬териально-технические ресурсы; формирование инвестиций и материально- технических ресурсов (рис. 5).

Рис. 5. Система государственного регулирования и саморегулирования рынка плодоовощной продукции и материально-технических ресурсов

Острой проблемой для плодоовощного подкомплекса является ресурсо- обеспечение, которое требует государственного и хозяйственного регулирова¬ния: ценового регулирования; формирования льготного кредитования; совер¬шенствования налоговой, бюджетной систем, а также амортизационной поли¬тики (табл. 5).
В диссертации обобщен опыт государственного регулирования агропро¬мышленного производства в зарубежных странах. Обоснованы предложения по экономической поддержке предприятий плодоовощного подкомплекса в свете задач при вступлении России в ВТО.
ресурсообеспечения плодоовощного подкомплекса
Таблица 5
Ценовое Льготное Налоговая Бюджетное Амортизацион-
регулирование кредитование система финансирование ная политика
1. Установле- 1. Открытие спе- 1. Снижение 1. Финансиро- 1. Дифференци-
ние гарантиро- циальной кредит- налоговых ста- вание целевых ация норм
ванных цен на ной линии для вок (НДС, при¬ программ сель- амортизации.
ресурсы по гос- целевого финан- быль, имущест- скохозяйствен- 2. Введение ус-
заказу. сирования. во). ного машино- коренных ме-
2. Установле- 2. Развитие ли- 2. Предостав- строения. тодов аморти-
ние льготных зинговых опера- ление налого- 2. Дотации на зации.
цен. ций. вых льгот. материально- 3. Упрощение
3. Применение 3. Расширение 3. Введение на- технические порядка норм
системы ски- объемов предос- логовых льгот ресурсы. амортизации.
док. тавления товар- для инвесторов. 3. Ассигнова-
4. Стабилиза- ных кредитов. ния на создание
ция цен на 4. Создание по- резервных за-
энергоносите- требительских пасов.
ли. кредитных бан-
5. Введение ков.
льготных же-
лезнодорожных
тарифов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Оставить комментарий