Бхагавад-гита

Контрольная работа №1
«Бхагавад-гита» (главы 1-6)
Лакшманы Праны даса
Глава 1.
1. “Бхагавад-гита” поведана Самим Господом, она является воплощением Господа, из нее можно узнать то, чего нет в других писаниях.
2. На стороне Пандавов сражались Сатьяки, Вирата, Кашираджа, Кунтибходжа. На стороне Кауравов сражались Бхишма, Дрона, Карна, Крипачарья.
3. Звучание раковины Бхишмы подбодряло Дурьодхану, но косвенно указывало на победу Пандавов, т.к. раковина — символ Вишну. Звучание раковин Пандавов предрекало их победу и повергло воинов Кауравов в страх.
4. На стороне Пандавов был Кришна, супруг богини удачи. Войска Пандавов были расставлены по совету Самого Кришны. На флаге колесницы Арджуны был Хануман, который сам помогал Арджуне в битве.
5. Хришикеша (повелитель чувств) направляет чувства Арджуны (1.15) и понимает чувства Своего преданного (1.24).
6. Сострадание в Арджуне вызвало предвидение гибели его родственников.
7. По воле Кришны, чтобы поведать «Бхагавад-гиту», Арджуна был введен в иллюзию и стал отождествлять себя с телом и отказываться от сражения.
8. Арджуна предвидел гибель воинов. Он сострадал и своим союзникам, и противникам. Сострадание указывает на доброе сердце преданного. Однако для подлинного духовного сострадания требуется еще и трансцендентное знание.
9. Арджуна не хотел наслаждаться царством, если оно достанется ему ценой гибели всех его родственников. Также ему не доставляла наслаждение и сама битва.
10. Арджуна хотел, чтобы Кришна (Говинда) удовлетворил его чувства. Но чувства живого существа могут быть удовлетворены, если оно занимается преданным служением и удовлетворяет чувства Кришны.
11. Старшие члены семьи обеспечивают преемственность традиций. В случае гибели старших традиции нарушаются, женщины, оставшись без присмотра, начинают свободно общаться с мужчинами. Так появляется нежеланное потомство, что полностью нарушает стабильность в обществе.
12. Доводы Арджуны: сострадание к родственникам, нежелание наслаждаться царством ценой гибели родственников, разрушение традиций и устоев в обществе, нежелание совершить грех.

Глава 2.
13. Осознание Брахмана — солнечные лучи; осознание Прарматмы — диск солнца; осознание Бхагавана — проникновение в сердце планеты Солнце.
14. Разочарование в материальном мире, когда уже не привлекают ни деятельность ради плодов, ни спекуляции ума, приводит человека к преданности гуру и Кришне.
15. дехино смин ятха дехе каумарам яуванам джара
татха дехантара праптир дхирас татха на мухьяти
Человек из ребенка становится юношей, а затем постепенно приходит к старости. Так и после смерти душа переходит в новое тело. Осознавшую себя личность не беспокоят такие перемены.
16. Пандит не скорбит ни о живых, ни о мертвых. Он знает истинное положение души.
17. матра спрашас ту каунтея шитошна сукха дукха дах
агамапаино нитьяс тамс титикшасва бхарата
О сын Кунти, счастье и страдания, порожденные чувствами, приходят и уходят, подобно приходу и уходу зимы и лета. Надо научиться переносить их так, чтобы они нас не беспокоили, о Бхарата.
18. на джаяте мрияте ва кадачин
наям бхутва бхавата ва на бхуях
аджам нитьях шашвато ям пурано
на ханьяте ханьяманэ шарирэ
Душа не рождается и не умирает. Она никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Она не рожденная, всегда существующая, изначальная. Ее не убить, когда убивают тело.
19. Исполняя свой долг и стойко перенося все страдания, человек поднимается на уровень знания. Так, начав преданное служение, он становится сознающим Кришну.
20. «Сат» — вечное, душа. «Асат» — временное, материя.
21. Душа нерожденная, вечная, не подвержена материальным воздействиям, невидима, недвижима, неделима, неизмерима, непостижима, вездесущая, обладает сознанием.
22. Все живое рано или поздно умрет.
23. Душа пронизывает сознанием и маленькое насекомое, и огромное дерево баньян. Душа вездесущая.
24. Материальная сва-дхарма — это исполнение своего долга в системе варнашрама. Духовная сва-дхарма — это преданное служение Кришне.
25. Санкхья — аналитическое изучение духа и материи. Буддхи-йога — понимание своего положения, как слуги Кришны, преданное служение.
26. Цель всех Вед — познать Кришну.
27. Как большой водоем может служить тем же целям, что и маленький, так и человек, знающий цель Вед, считается исполнившим все ведические правила, обряды и предписания.
28. Когда чувства будут заняты служением Кришне и удовлетворены, тогда у человека разовьется высший вкус к такой деятельности, и он потеряет вкус к чувственным наслаждениям.
29. Муни — философ. Стхита-дхир-муни — невозмутимый муни, обладающий сознанием Кришны.
30. Созерцание объектов чувств — привязанность — неудовлетворение желания (вожделение) — гнев — заблуждение — потеря памяти — потеря разума— падение в колодец материального существования.
31. Как океан не выводят из берегов впадающие в него реки, так и преданного не беспокоят материальные воздействия.
32. Человек не может полностью избавиться от желаний. Но можно направить их на удовлетворение Кришны. Такой человек спокоен, так как испытывает удовлетворение от служения Господу.

Глава 3.
33. ягья шишташинах санто мучьянте сарва килбишайх
бхунджате те тв агхам папа е пачантй атма каранат
Преданные Господа освобождаются от всех последствий греховной деятельности, так как вкушают только пищу, предложенную вначале Господу. Те же, кто готовит пищу только для собственного чувственного наслаждения, воистину, вкушают один лишь грех.
34. пракритех крияманани гунайх кармани сарвашах
аханкара вимудхатма картахам ити маньяте
Живое существо, введенное в заблуждение ложным эго, считает себя совершающим действия, которые, в действительности, выполняются тремя гунами материальной природы.
35. Карма-канда – деятельность, предписанная Ведами, для получения чувственного наслаждения. При этом человек поклоняется полубогам и после смерти достигает райских планет. Сакама-карма-йога – поклонение Всевышнему, когда у человека еще есть материальные желания. Нишкама-карма-йога – бескорыстное поклонение Всевышнему.
36. Душа по своей природе деятельна. Занимаясь карма-йогой, человек может все свои чувства занять в служении Богу. Гьяна-йога требует механического удержания чувств и уединенного места для практики, что трудно найти в наше время. Часто гьяна-йоги, не достигнув совершенства, сходят с этого пути и начинают заниматься материальной благотворительной деятельностью.
37. Совершение жертвоприношений Вишну рекомендовано в Ведических писаниях. С его помощью можно получить удовлетворение чувств, счастье и благополучие, а также постепенно очистить сердце, чтобы встать на путь беспримесного преданного служения Кришне.
38. К совершенству приводит лишь преданное служение Кришне, а простое отречение позволяет лишь на какое-то время удерживать под контролем свои чувства. Но при этом стремление к наслаждению остается в уме.
39. Все существование материального мира обеспечивается Всевышним и живые существа обязаны жить по установленным Им законам. Совершая жертвоприношения, человек удовлетворяет самого Господа.
40. Человек, достигший самоосознания, полностью удовлетворен, а тот, кто работает определенное неудовлетворение. Однако, человек, достигший совершенства, может работать, чтобы показать другим пример исполнения своих обязанностей.
41. Царь Джанака, один из 12 махаджан, в совершенстве исполнял свои обязанности и тем самым удовлетворял Господа. Он показывал пример того, как можно, выполняя свою работу, достичь совершенства.
42. Отказ Кришны исполнять обязанности приведет к появлению нежелательного потомства, к потере покоя всех живых существ и к разрушению миров.
43. Человек, привязанный к плодам своего труда, действует, введенный в заблуждение ложным эго, чтобы достичь удовлетворения чувств. Человек, не привязанный к плодам, действует, чтобы показать пример другим.
44. Поскольку мотивом деятельности простых людей является удовлетворение чувств, они сразу не поймут и не примут духовных целей. Поэтому мудрый человек должен побуждать простых людей в совершенстве исполнять свои обязанности для постепенного духовного прогресса.
45. Подобно тому, как огонь не погасить, подкидывая в него дрова, так и вожделение не погасить наслаждением чувств.
46. Вожделение пребывает в чувствах, уме и разуме. Кришна советует обуздать вожделение, начав с контроля чувств.

Глава 4.
47. эвам парампара праптам имам раджаршайо видух
са каленеха махата його наштах парантапа
Это трансцендентное знание передавалось по цепи ученической преемственности и так познавали его праведные цари. Однако с течением времени эта цепь была нарушена и поэтому это знание кажется сейчас утраченным.
48. паритраная садхунам винашая ча душкритам
дхарма самстхапанартхая самбхавами юге юге
Чтобы удовлетворить праведников и наказать злодеев, а также чтобы восстановить принципы религии Я прихожу Сам из века в век.
49.
50. тад виддхи пранепатена парипрашнена севая
упадекшьянти те гьянам гьянинас таттва даршинах
Попытайся узнать истину, обратившись к духовному учителю. Смиренно задавай ему вопросы и служи ему. Самоосознавшие души могут дать тебе знание, ибо они видят истину.
51. В третьей главе говориться, что надо служить Господу, посвящая Ему плоды своей деятельности (карма-йога). При этом надо познать объект своего служения. Это знание дается в четвертой главе.
52. Тот, кто знает трансцендентную природу явления и деяний Кришны, уже не родится в материальном мире, а придет к Кришне. Кришна приходит в этот мир, чтобы удовлетворить праведников и наказать злодеев. Кришной создана система варнашрамы, но Сам Он не входит в нее.
53. а) разные виды жертвоприношений люди совершают в зависимости от своего сознания и типа их деятельности;
б) принесение в жертву имущества предполагает наслаждение в будущем плодами жертвоприношения, а жертвоприношение в знании приводит к сознанию Кришны.
54. а) Рага — привязанность к телесной концепции жизни; бхая — страх остаться личностью; кродха — гнев, появляющийся в результате неудовлетворения различными противоречащими друг другу философиями.
б) Их можно преодолеть с помощью практики сознания Кришны под руководством истинного духовного учителя. В результате преданный достигнет любви к Господу.
55. Материя — это Абсолютная Истина, покрытая майей. Когда человек совершает жертвоприношение, он очищает и то, что приносит в жертву, и себя самого. Так он осознает единую духовную природу всего.
56. Бездействие в действии — это практика карма-йоги, когда человек занят обычной деятельностью, но его сознание сосредоточено на Кришне. Такая деятельность не приносит материальных последствий. Действие в бездействии — прекращение материальной деятельности на уровне тела и действие на уровне сознания.
57. Трансцендентное знание подобно кораблю, который спасает тонущую в океане материального мира душу. Трансцендентное знание подобно огню, который сжигает все последствия материальной деятельности.

Глава 5.
58. бхоктарам ягья тапасам сарва лока махешварам
сухридам сарва бхутанам гьятва мам шантим риччхати
Тот, кто знает, что Я наслаждаюсь всеми плодами жертвоприношений и аскез, что Я — Верховный владыка всех планет и полубогов, благодетель и благожелатель всех живых существ, достигает умиротворения и приходит в Мою обитель.
59. В 4-й главе Кришна советует Арджуне развивать трансцендентное знание, и Арджуна считает, что такой путь возможен только через отречение от деятельности. Однако в конце 4-й главы Кришна вновь призывает Арджуну сражаться, что приводит его в недоумение.
60. И преданное служение, и аналитическое изучение мира в отречении от деятельности приводят к освобождению. Однако преданное служение лучше, так как на этом пути меньше вероятность падения.
61. Источником деятельности являются желания самого живого существа. Господь исполняет эти желания в соответствии с законом кармы, приводя в движение гуны. Поэтому живое существо само несет ответственность за то, что с ним происходит.
62. Мудрый человек равнодушен к чувственным наслаждениям, так как он понимает, что они еще больше привязывают его к материальному миру.
63. Занимаясь преданным служением, человек достигает той цели, к которой ведет отречение. А отречение само по себе не приведет к цели преданного служения.
64. Вибху — Всевышний Господь, обладающий всеми достояниями. Ану — живое существо, мельчайшая духовная частица. Нава-двара-пуре — город с девятью вратами, материальное тело. Сами — тот, кто контролирует свои чувства и ум.

Глава 6.
65. йогинам апи сарвешам мад гатенантар атмана
шрадхаван бхаджате йо мам сам ме йуктатамо матах
Из всех йогов человек с огромной верой, который пребывает во Мне, думает обо Мне в глубине своего сердца и занимается преданным служение Мне, он теснее всех соединен со Мной в йоге, и он выше всех. Таково Мое мнение.
66. Йогарудха.
67. Отсутствие материальных желаний, которое является следствием преданного служения Господу.
68. Бхадж значит не просто поклонение, которое возможно по отношению к любой возвышенной личности, но и преданное служение Единому Господу.
69. На пути кармы привязанностью и препятствием может быть стремление к материальному удовлетворению чувств, на пути гьяны — гордость знанием, на пути йоги — мистические силы.
70. Отказаться от материальной деятельности и идти к цели верным путем.
71. История воробьихи показывает пример решимости, с которой действует бхакти-йог. Он должен верить, что Господь всегда придет к нему на помощь.
72. Чит-шакти — внутренняя энергия Кришны. Кайвалья — слияние с Господом; внутренняя трансцендентная энергия, помогающая живым существам осознать свою истинную природу. Нирвана — прекращение материального существования. Пурушартха — 4 ведических цели: дхарма, артха, кама и мокша, религия, экономическое процветание, удовлетворение чувств и освобождение.
73. Уединенное и освященное место, подстилка из травы куша, оленьей шкуры и мягкой ткани, сиденье не слишком высокое и не слишком низкое.


Оставить комментарий