Ответы на вопросы домашних заданий по «Бхагавад-гите»

Глава 1.
Стихи 1-11.
1. БГ была поведана Самим Господом. БГ содержит все то, что содержится в других шастрах и еще то, чего больше нигде нет. Если понять «Гиту» так, как она передается по цепи ученической преемственности, человек получит знание большее, чем если бы он прочитал всю ведическую литературу или даже все священные писания мира.
2. Святое место Курукшетра могло оказать влияние на исход боя, так как Пандавы по своей природе были очень добродетельны. Тем более, что на стороне Пандавов был Сам отец религии – Шри Кришна.
3. Как искусный политик, Дурьодхана хотел указать Дроначарье на его ошибку в том, что он обучал Дриштадьюмну, противника Кауравов.
4. На стороне Пандавов сражались: Ююдхана, Вирата, Друпада, Дхриштакету и др. На стороне Кауравов сражались: Бхишма, Карна, Крипа, Ашваттхама и др.
5. Вопрос Дхритараштры и расстановка сил на святом поле Курукшетра предвещают поражение Кауравов.

Стихи 12-26.
1. На стороне Кауравов сражался Бхишма. Звук его раковины означал, что, хотя Кауравы обречены на поражение, его долг – сражаться. Звуки раковин Пандавов предрекали их победу, т.к. на их стороне был Сам Кришна.
2. Кауравы содрогнулись при звуках раковин Пандавов; войска Пандавов были расставлены по совету Самого Кришны; на флаге колесницы Арджуны было изображение Ханумана, так сам Хануман помогал Арджуне.
3. Господь Кришна, Хришикеша – хозяин чувств всех живых существ, Он направляет духовные чувства Арджуны. Как Хришикеша, Кришна понимает умонастроение Своего преданного.
4. Хотя Господь Кришна и является Верховной Личностью Бога, по Своей беспричинной милости Он стал слугой Своего преданного.
5. Сострадание в Арджуне вызвало предвидение гибели всех его родственников.

Стихи 27-35.
1. Арджуна отождествлял себя с телом и рассматривал происходящее в свете собственного корыстного интереса.
2. Чрезмерная привязанность к материальному приводит человека в смятение. Забыв об истинном благе (Кришне), обусловленная душа страдает в материальном мире.
3. Сначала Арджуна испытывал сострадание к своим воинам, но потом проникся состраданием даже к воинам своего врага, предвидя их неминуемую гибель. Сострадание, которое есть у преданного, свидетельствует о его добром сердце.
4. Арджуна не хотел наслаждаться царством, которое достанется ему ценой убийства его родственников. Он также не испытывал радости от предстоящей битвы.
5. Называя Кришну Говиндой, дарующим наслаждения чувствам, Арджуна хотел, чтобы Кришна удовлетворил его собственные чувства. Однако, если человек старается удовлетворить чувства Господа, то и его чувства будут удовлетворены.

Стихи 36-46.
1. Отравители, поджигатели, те, кто нападает, применяя смертоносное оружие, грабители, завладевающие землей, похитители чужих жен.
2. Варна-санкара – нежеланное потомство.
3. Гибель старших членов семьи приводит к прекращению семейных традиций очищения. При этом женщины лишаются покровительства и развращаются. А значит нарушается стабильность в обществе, которая опирается на верность женщин.
4. Женщины склонны к падению и потому требуют покровительства со стороны старших членов семьи. Занимаясь разнообразной благочестивой деятельностью, женщины не впадут в прелюбодеяние. Целомудрие женщин – основа крепкого общества.
5. Доводы Арджуны: сострадание к родственникам; Арджуна не хотел наслаждаться царством, которое достанется ему ценой убийства его родственников; разрушение династии; нежелание совершить грех.

Глава 2.
Стихи 1-9.
1. «Скверна» и «недостойная жалость».
2. Учеников, довольствующихся изучением свойств солнечного света, его вездесущности и ослепительного безличного сияния можно сравнить с человеком, способным постичь лишь один аспект Абсолютной Истины - аспект Брахмана. Тот, кто более продвинут, обладает знанием о солнечном диске. Он подобен человеку, постигшему следующий аспект Абсолютной Истины - аспект Параматмы. А того, кто проник в сердце планеты Солнца, сравнивают с человеком, который осознал личностный аспект высшей Абсолютной Истины.
3. Жизненные затруднения появляются всегда и преодолеть их можно, обратившись за помощью к духовному учителю. Тот, кто не использует преимуществ рождения в человеческом теле и не занимается духовной самореализацией, подобен скупцу.
4. Первый шаг в предании себя гуру и Кришне – осознание того, что материальная жизнь исполнена страданий. Арджуна утверждает, что эти страдания не преодолеть самостоятельно, их не устранят ни материальные удобства, ни экономическое процветание.

Стихи 10-13.
1. Мудрец не скорбит ни о живых, ни о мертвых. Следует помнить о вечном существовании души.
2. Майавади утверждают, что индивидуальная душа после освобождения растворится в безличном Брахмане и утратит свою индивидуальность. Однако Кришна, как высший авторитет, говорит о вечном существовании индивидуальности. Также отвергается концепция о делимости души, поскольку Сверхдуша и индивидуальные души неизменны.
3. БГ 2.13: «Подобно тому, как обусловленная душа постепенно переходит из тела ребенка в тело юноши, а затем в тело старика, точно также после смерти душа переходит в другое тело. Разумного человека подобная перемена не может ввести в заблуждение.»

Стихи 14-25.
1. Исполняя свой долг, человек должен научиться стойко переносить временные проявления счастья и горя, чтобы, обладая знанием и занимаясь преданным служением Господу, он смог вырваться из когтей майи.
2. Сат — вечный, существующий — дух. Асат — временный, несуществующий — материя.
3. Ведические писания провозглашают принцип ненасилия. Убийство тела, не санкционированное авторитетами, является преступлением и карается законами государства и законами Бога.
4. Правильное применение насилия зависит от знания, подобно тому, как судья применяет насилие к преступнику. Насилие, совершенное ради Кришны, не является насилием. Также как и хирург оперирует больного не для того, чтобы убить его, а для того, чтобы вылечить.
5. Душа: неизменная, недвижимая, вечная, невидимая, нерастворима, несжигаема, неиссушаема, везде существующая, изначальная, обладающая сознанием.

Стихи 26-30.
1. Душа вечна, а тело временно. Тело все равно умрет своим чередом, поэтому не стоит печалиться о его утрате.
2. Одинаковые души могут находиться в телах огромных животных и деревьев и в телах микроскопических бактерий. Душа пронизывает сознанием любой тип тела.

Стихи 31-38.
1. Материальное счастье приходит в результате исполнения долга. Арджуна попадет на райские планеты, если будет сражаться, вне зависимости от того, победит он или проиграет. Не выполняя свой долг, он навлечет на себя позор.
2. Кшатрии — представители социального уклада в системе варнашрама, которые призваны править государством на основе религиозных принципов. Кшат значит "причинять вред". Человека, который защищает других от тех, кто наносит им вред, называют кшатрием (трайате значит "защищать").
3. При любом исходе битвы кшатрия ждут почести и наслаждения в раю.
4. Свадхарма для тех, кто еще не достиг освобождения — это исполнение своего долга в системе варнашрамы. А свадхарма для освобожденных душ находится на духовном уровне и выходит за рамки материальной концепции жизни.

Стихи 39-46.
1. Санкхья — аналитическое описание тела и души. Буддхи-йога — преданное служение Господу.
2. Вйавасайатмика — твердая вера в то, что, обретя сознание Кришны, человек достигнет высшего совершенства жизни.
3. В Ведах описывается деятельность, занимаясь которой человек постепенно возвышается до преданного служения в сознании Кришны.
4. Ритуалы, описанные в Ведах, приближают человека к уровню служения Богу, а преданные уже заняты таким служением, поэтому им незачем исполнять все ритуалы.
5. Все те нужды, которые удовлетворяет маленький водоем, может сразу удовлетворить большой водоем. Аналогично, тот, кто знает конечную цель Вед, может достичь и всех остальных целей. Тот, кто занят преданным служением, уже исполнил все предписания Вед.
6. Кришна дает Арджуне знание санкхьи о природе души, чтобы подвести его к бхакти-йоге, которая является вершиной духовной деятельности. Даже если человек сойдет с пути преданного служения, он сможет продолжить этот путь в следующей жизни, тогда как материальные плоды уходят безвозвратно.

Стихи 47-53.
1. Человек должен действовать из чувства долга, без материальных привязанностей. Это приведет его к преданному служению Кришне. Тот, кто не действует в сознании Кришны, подобен скупцу. А тот, кто действует — без потерь поднимается на высшую ступеньку духовной реализации.

Стихи 54-63.
1. Черепаха может втянуть свои конечности в панцирь, а затем вновь выставить их. Аналогично, человек, сознающий Кришну, использует свои чувства только для того, чтобы служить Господу; в противном случае он не позволяет им соприкасаться с объектами чувств.
2. Склонность к чувственному удовлетворению устраняется выполнением правил и предписаний (в аштанга-йоге). Однако тот, кто развивает вкус к сознанию Кришны, автоматически теряет вкус к чувственному удовлетворению.
3. Муни — философ. Стхита-дхир-муни — невозмутимый муни, обладающий сознанием Кришны.
4. Когда человек созерцает объекты чувств, у него появляется привязанность к ним. Из этой привязанности возникает вожделение, которое затем трансформируется в гнев. Гнев повергает человека во тьму иллюзии, а иллюзия приводит к потере памяти. Вместе с памятью пропадает разум, и тот, кто лишился разума, снова падает в океан материальных страданий.
5. Махараджа Амбариша был преданным Господа, и поэтому он смог подчинить себе все чувства, заняв их преданным служением Кришне.

Стихи 64-72.
1. Океан спокоен, хотя всегда наполняется водой рек. Так и преданный продолжает исполнять свой долг, хотя у него есть еще материальные желания. Он спокоен и находит удовлетворение в себе самом.
2. Мудрец, погруженный в себя, безучастен к материальным удовольствиям. Тогда как материалисты, склонные к чувственным удовольствиям, не понимают интересов трансценденталистов.
3. Человек не может полностью избавиться от желаний. Но можно направить их на удовлетворение Кришны. Такой человек спокоен, так как испытывает удовлетворение от служения Господу.

Глава 3.
Стихи 1-8.
1. Арджуна думал, что сознание Кришны, буддхи-йога, или деятельность на уровне разума, одухотворенного высшим знанием, предполагает уход от активной деятельности и совершение аскез в уединенном месте.
2. Санкхья-йога, аналитическое изучение природы духа и материи, дополняет буддхи-йогу, преданное служение, и приводит к той же цели — к Кришне.
3. Внешнее отречение не приводит к желаемой цели, потому что необходимо еще очищение сердца. Отречение — это не средство очищения, а результат. Внешнее отречение — это лишь нарушение общественного спокойствия, после которого человек снова может вернуться к материалистической деятельности.
4. Душа активна по природе и всегда склонна к деятельности.
5. Митхьячарах — притворщик, выставляющий свое знание или отречение напоказ.
6. Человек, не очистивший свое сердце, не должен искусственно отрекаться. Он должен действовать, исполняя свой долг. Это будет естественным для него и приведет на более высокую ступень самоосознания.

Стихи 9-16.
1. Полубоги — живые существа, частицы Верховного Господа, наделенные полномочиями управлять материальной вселенной от Его имени. Они даруют все необходимое для жизни человека. Полубогам поклоняются, чтобы получить от них желаемые блага.
2. Исполнение обязанностей приносит удовлетворение и очищение сознания.
3. Совершая ягью, человек освящает свою пищу и эта пища очищает само его существование; очищаясь, мы питаем тонкие ткани памяти, что побуждает нас искать пути к освобождению; все это приводит человека к сознанию Кришны.
4. Как вакцина защищает человека от болезни во время эпидемии, так и пища, предложенная Господу, защищает нас от материального влияния.
5. Ягья, выполняемая сознательно, а не как простое соблюдение ритуала, приводит к очищению всего существования и, в конечном итоге, к сознанию Кришны.

Стихи 17-35.
1. Выполнение обязанностей необходимо для очищения, а у того, кто осознал себя, сердце уже чисто, поэтому ему нет необходимости выполнять наставления Вед. Но он исполняет предписанные обязанности, как деятельность в сознании Кришны и чтобы показать пример другим. Кришна приводит пример царя Джанаки и Самого Себя.
2. Если бы Кришна пренебрег исполнением долга, Его примеру последовали бы простые люди. Это привело бы к рождению нежелательного населения, нарушению покоя всех живых существ и разрушению планет.
3. Кришна — Верховное существо и у Него нет обязанностей. Он не заинтересован в плодах деятельности, так как все принадлежит Ему. Однако Он выполняет обязанности кшатрия, чтобы не нарушать предписаний шастр.
4. Таттва-вит — человек, знающий Абсолютную истину, Кришну, и свое положение и занимающийся преданным служением Кришне.
5. Мудрый человек не беспокоит невежественных людей, потому что они не поймут его деятельность высшего порядка. Он может вдохновлять их следовать основным нормам морали.
6. Те, кто действует с верой и не завидует Кришне, освобождаются от оков кармической деятельности. Попытки достичь совершенства тех, кто завидует Кришне, обречены на неудачу.
7. Система варнашрамы регулирует материальную деятельность человека и позволяет ему возвыситься до духовного уровня.

Стихи 36-43.
1. Любовь к Богу при взаимодействии в материальном мире с гуной страсти трансформируется в вожделение, подобно тому, как молоко при соприкосновении с кислым тамариндом превращается в простоквашу.
2. Три степени вожделения: 1) как огонь скрыт дымом (человеческое существование, начало сознания Кришны); 2) как зеркало покрыто пылью (животное существование); 3) как зародыш сокрыт во чреве матери (растительное существование, полная беспомощность).
3. Вожделение сравнивается с врагом, захватывающим стратегические позиции в теле обусловленной души. Чувства привлекаются удовольствиями или отвращаются от боли под влиянием вожделения. Ум является вместилищем чувственных впечатлений. Разум начинает строить планы для исполнения желаний, порожденных вожделением. Так душа предается чувственным наслаждениям, считая это истинным счастьем.
4. Победить вожделение можно, начиная с контроля чувств, и развивая трансцендентное знание. Так человек заменяет материальные желания духовными.

Глава 4.
Стихи 1-10.
1. Предназначение парампары — передать знание в том виде, каким его поведал Сам Господь, без искажений.
2. Кришна передал это знание Арджуне, потому что Арджуна был преданным Кришны и Его другом. Только преданный способен понять эту науку.
3. Кришна помнит все Свои «рождения», а обыкновенное живое существо не помнит. Живое существо меняет тела из рождения в рождение, а Кришна приходит в Своем вечном теле.
4. Кришна восстанавливает принципы религии, удовлетворяет преданных и наказывает злодеев.
5. Опасные ловушки на духовном пути — привязанность, страх и гнев. Чтобы их избежать, надо под руководством духовного учителя следовать правилам и принципам преданного служения. Так постепенно человек сможет развить в себе любовь к Богу и достичь Его вечной обители.

Стихи 11-15.
1. Кришна дает Своим преданным личное общение с Собой в соответствии с их любовью к Нему. Йогам, стремящимся обрести мистические силы, Господь дает их. Имперсоналистам Кришна помогает достичь желанной цели, поглощая их Своим сиянием. Тех, кто трудится ради получения плодов, Кришна вознаграждает желанными плодами их труда.
2. Люди, стремящиеся к удовлетворению своих материальных желаний, поклоняются полубогам, чтобы получить сиюминутное благо.
3. Брахманы находятся под влиянием гуны благости, кшатрии — гуны страсти, вайшьи — гуны страсти и невежества и шудры — гуны невежества.
4. Как дождь обеспечивает рост растительности, но не является истинной причиной этого роста, так и Господь дает возможность живым существам действовать в этом материальном мире, а истинная причина их действий — их собственные желания.

Стихи 16-24.
1. Карма — деятельность ради плодов. Акарма — деятельность, не приносящая материальных плодов. Викарма — запрещенная шастрами деятельность.
2. Действие в бездействии — отказ от деятельности, влекущий за собой последствия (например, если бы Арджуна не стал участвовать в битве, это принесло бы кармические реакции). Бездействие в действии — выполнение своих обязанностей в сознании Кришны, не несущее материальных плодов.
3. Отказавшись от стремления к чувственному удовлетворению и следуя за великими авторитетами можно понять принципы религии.
4. Человек, пребывающий в знании: 1) свободен от стремления к чувственному удовлетворению; 2) отказывается от привязанности к результатам своей деятельности; 3) всегда удовлетворен; 4) независим; 5) не совершает действий, приносящих плоды; 6) контролирует ум и разум; 7) не считает себя собственником вещей; 8) заботится об удовлетворении только самых насущных потребностей; 9) свободен от двойственности; 10) свободен от зависти.
5. Деятельность человека, который обрел сознание Кришны, поднявшегося над двойственностью и вышедшего из-под влияния гун, становится трансцендентной. Он служит Кришне, получает освобождение и попадает в духовное царство.

Стихи 25-33.
1. Цель жертвоприношений — удовлетворить Верховного Господа, Вишну, которого называют Ягьей.
2. Общая цель всех жертвоприношений — контролировать чувства.
3. Поскольку существуют различные категории людей, Веды рекомендуют им совершать различные виды жертвоприношений.
4. Жертвоприношения помогают человеку обрести трансцендентное знание. Жертвоприношения принимают различные формы, в зависимости от типа веры. Жертвоприношение, лишенное знания, относится к сфере материальной деятельности и не приносит нам никакого духовного блага. Принесение в жертву знания лучше, чем принесение в жертву материальной собственности.

Стихи 34-42.
1. Вопрошение, смирение, служение.
2. Господь не теряет Своей индивидуальности, распространяя Себя во множество частей, т.к. Он — бесконечный Абсолют, а если к бесконечности что-либо добавить или убрать, все равно ничего не изменится.
3. Даже опытный пловец не выживет в океане. Так и душа не способна самостоятельно выбраться из океана материального мира. Ему может помочь только корабль совершенного знания, который ведет духовный учитель.
4. Удел верующего человека, контролирующего свои чувства — высшее духовное умиротворение. Неверующие не придут к духовному самоосознанию, не испытают счастья и падут еще ниже того уровня, на котором находятся.

Глава 5.
Стихи 1-6.
1. Цель санкхья-йоги — обнаружить душу всего сущего (Сверхдушу). Цель карма-йоги — служить Сверхдуше.
2. Санньяси-маявади изучают философию санкхьи, а санньяси-вайшнавы изучают философию «Бхагаватам». Санньяси-маявади занимаются философскими рассуждениями, а санньяси-вайшнавы занимаются преданным служением Кришне. Санньяси-вайшнавы возвращаются в царство Бога, а санньяси-маявади часто возвращаются к материальной деятельности.
3. Настоящий санньяси тот, кто не отвергает плодов своей деятельности и не стремится к ним.
4. Чтобы не запутаться в кармических реакциях, человек должен не только получить знание, но и действовать, занимаясь преданным служением Кришне. Если мы не отрекаемся от мира, а занимаем все в служении Кришне, это спасет нас от падения.
5. Путь гьяны делает человека отрешенным от материальной иллюзии, а преданное служение привлекает его к духовной реальности, защищая от падения.

Стихи 7-12.
1. Человек, который преданно служит Господу, равнодушен к материальной деятельности. Он уверенно стоит на пути самосовершенствования. Он всегда свободен.
2. Если тело вовлечено в служение Кришне, оно уже не подвластно кармическим реакциям. Подобно тому, как покоящийся на воде лотос не смачивается водой.
3. Человек в СК привязан к Кришне, не беспокоится о плодах своей работы, исполнен спокойствия.
4. Осознание того, что все сущее связано с Кришной приносит человеку умиротворение и делает его бесстрашным.

Стихи 13-17.
1. Обуздав чувства и изменив свое умонастроение на умонастроение слуги Господа, человек счастливо живет в городе с девятью вратами.
2. Деятелями являются живое существо, материальная природа и Сверхдуша. Живое существо желает и, таким образом, несет ответственность за последствия своих поступков. Контролирует эту деятельность и дозволяет Сверхдуша. Материальная природа — средство, с помощью которого осуществляется деятельность.
3. Вибху — Верховный Господь, обладающий безграничным знанием, несметными богатствами, беспредельным могуществом, красотой и отрешенностью. Он позволяет живому существу осуществить эти желания, но Сам не несет ответственности за действия и их последствия.
4. Когда человек достигает сознания Кришны, все знание открывается ему, подобно тому, как восходящее солнце освещает все.
5. Индивидуальная душа и Сверхдуша — это личности, обладающие сознанием. Однако, сознание индивидуальной души пронизывает только ее тело, а сознание Сверхдуши пронизывает все творение. Индивидуальная душа является причиной своих действий и несет ответственность за их последствия. Сверхдуша не действует, а контролирует и дозволяет.

Стихи 18-29.
1. Следует понимать одинаковое положение всех живых существ, однако, живя в материальном мире, надо относиться к людям согласно их социальному положению.
2. Все время трансценденталиста занято служением Кришне, которое доставляет ему огромное наслаждение. Поэтому у него не остается времени на чувственные удовольствия.
3. Человек, действующий в сознании Кришны, занимается высшей деятельностью на благо всех, так как стремится каждому дать сознание Кришны. Другая деятельность не приведет к освобождению от страданий.
4. Преданный Господа автоматически контролирует свои устремления. Он всегда пребывает в трансе и достигает полной медитационной погруженности во Всевышнего.
5. Яма — внешние регулирующие принципы. Нияма — внутренние регулирующие принципы. Асана — физический контроль тела, позы. Пранаяма — дыхательные упражнения. Пратьяхара — отделение чувств от объектов чувств. Дхарана — сосредоточенность. Дхьяна — медитация, спокойствие ума. Самадхи — длительный транс.
6. Человек в сознании Кришны защищен от опасности оставить свой ум без контроля, т.к. его ум все время занят служением Кришне. А в аштанга-йоге колебания ума означает падение. Поэтому сознание Кришны предпочтительнее.
7. Чтобы достичь мира, человек должен признать, что все принадлежит Кришне, и что Он наслаждается плодами всех наших действий. Таком образом, человек должен заниматься преданным служением Господу.

Глава 6.
Стихи 1-9.
1. Санньяси должен отказаться от чувственных удовольствий и прекратить материальную деятельность. А это как раз необходимые условия для занятия аштанга-йогой.
2. Выполнение обязанностей на начальной стадии аштанга-йоги — это средство достижения цели. На продвинутой стадии человек выполняет обязанности, чтобы показать пример другим.
3. Если ум находится под контролем чувств и толкает человека к кармической деятельности, такой ум — злейший враг йога. Если ум следует повелению Параматмы и ведет человека к самоосознанию, такой ум для йога — лучший друг.
4. Знание о Сверхдуше должно быть глубоко осознанным. Сознание Кришны можно обрести только в процессе преданного служения. Тогда человек начинает равно относится ко всем объектам этого мира, а потом и ко всем живым существам.

Стихи 10-17.
1. Человек, занятый непосредственно деятельностью в сознании Кришны, является трансценденталистом высшего класса, ибо такой преданный знает истинное положение Брахмана и Параматмы. Его знание Абсолютной Истины является полным и совершенным, тогда как имперсоналисты и йоги, занимающиеся медитацией, обладают сознанием Кришны лишь частично.
2. Неконтролируемые половые удовольствия усиливают телесную концепцию жизни. Это мешает практике йоги. В гьяна- и дхьяна-йоге требуется полное воздержание. Однако, бхакти-йогой могут заниматься и домохозяева, чья половая жизнь одобрена Кришной. Когда человек развивает высший вкус в преданном служении, у него автоматически пропадает вкус к чувственным удовольствиям.
3. Цель йоги — подчинив ум прийти к Кришне, покончив с материальным существованием. Йога не предназначена для улучшения здоровья и материального положения. Йог, достигший цели, входит в вечную обитель Господа и наслаждается личным общением с Ним.
4. Йог должен отрегулировать питание и сон. Невозможно правильно практиковать йогу, если есть больше, чем необходимо, есть пищу в гуне невежества или соблюдать выдуманные посты. Если все действия йога, его речь, сон, бодрствование и прочие виды деятельности тела упорядочены в соответствии с предписаниями шастр, он никогда не испытывает материальных страданий.

Стихи 18-32.
1. Ум йога, чье сознание сосредоточено на Господе, спокоен как пламя светильника в безветренном месте.
2. Решимость йога должна быть подобна решимости воробьихи, которая для спасения своих унесенных волнами яиц решила вычерпать океан.
3. На стадии самадхи ум полностью отстраняется от материальной деятельности; йог, ум которого очистился от материальной скверны, видит свою истинную сущность и ликует, наслаждаясь духовным бытием. В этом радостном состоянии он обретает безграничное трансцендентное блаженство, он всегда видит истину и считает это величайшим достижением. Такой человек всегда остается непоколебим, даже сталкиваясь с непреодолимыми трудностями. Это и есть подлинная свобода от всех страданий, возникающих от соприкосновения с материальным миром.
4. Качества истинного йога: свобода от материальных желаний, решимость, вера, контроль ума и чувств, умиротворенность, видение единой природы всех живых существ.
5. Человек в сознании Кришны видит единство всего сущего как проявление энергии Кришны. Он развивает личные отношения с Господом.

Стихи 33-47.
1. Аштанга-йога предписывает человеку определенный образ жизни, который очень сложно вести в этот век с таким коротким сроком жизни.
2. Вайрагья — отречение от материальной деятельности. Парешанубхава — привязанность к Кришне, духовное удовлетворение.
3. Отказаться от материальной деятельности, заниматься духовной практикой, следуя авторитетному методу.
4. Арджуна приводит пример разорванного облака, на которое похож трансценденталист, сошедший с духовного пути, так как он как будто бы терпит поражение и на духовном, и на материальном поприще. Кришна опровергает такое сравнение.
5. Из всех видов человеческой деятельности, предписанных Ведами, только человек в сознании Кришны не узнает потерь и в конечном итоге достигнет высшей цели. БГ 2.40 «Тот, кто идет по этому пути, не знает ни потерь, ни поражений. И даже незначительное продвижение вперед спасает его от самой большой опасности.»
6. Те, кто оставил занятия йогой после непродолжительной практики, проведут много лет в наслаждениях на райских планетах, а затем рождятся в семье праведников или богатых аристократов. Тот, кто оставил занятия йогой, посвятив им много лет, рождается в семье трансценденталистов, обладающих духовным знанием.
7. Каждое живое существо изначально предназначено, чтобы служить Верховному Господу. Все виды йоги — ступени на пути к бхакти. Бхакти превосходит все остальные виды йоги.


Оставить комментарий