Ответы на вопросы домашних заданий по «Шри Ишопанишад»

Введение
1. Веды — священные писания, содержащие изначальное знание. Они состоят из Шрути (4 Веды: Риг, Сама, Атхарва и Яджур) и Смрити (Итихасы, Пураны, Веданги, Панчаратры). «Шри Ишопанишад» — это часть Яджур-веды.
2. Методы познания: пратьякша (непосредственное чувственное восприятие), анумана (логические умозаключения), шабда (слушание авторитетов). Ароха (восходящие) — пратьякша и анумана. Авароха (нисходящий) — шабда.
3. Шрила Прабхупада говорит о 4-х недостатках души в связи с описанием отличия изначального знания (Вед) от неполного знания обусловленной души.
4. В ведической литературе много противоречий, которые сложно понять самостоятельно, но можно разрешить с помощью опытных преданных.
5. «Веданта-сутра» — философское обобщение всего ведического знания. Комментарии: «Шримад-Бхагаватам» Вьясадевы, «Шарирака-Бхашья» Шанкарачарьи, комментарии Рамануджи, Мадхвачарьи, «Говинда-Бхашья» Баладевы Видьябхушаны.
6. «Сва-рат» — самосветящийся (об Абсолютной Истине).

Обращение.
1. Тема обращения — знание о полноте Абсолюта.
2. Те, кто достиг осознания Брахмана, постигает аспект сат (вечность); те, кто достиг осознания Параматмы, постигает аспект чит (знание); те, кто достиг осознания Бхагавана, постигает аспект ананда (блаженство).
3. Материальный мир совершенен, т.к. он исходит из совершенного источника, он самодостаточен, т.е. не требует поддержания извне, в своем развитии он подчиняется
4. Живое существо – это частица Господа. Как рука не может наслаждаться независимо от тела, так и живое существо не может наслаждаться независимо от Господа.
5. Страдания существуют, т.к. у живых существ нет полного знания о Всевышнем.

Мантра 1.
1. Все принадлежит Господу. Каждый берет столько, сколько ему необходимо для жизни, и не претендует ни на что остальное.
2. Каждый должен брать только то, что выделено ему как его доля, не претендуя ни на что остальное.
3. 4 недостатка: склонность совершать ошибки, склонность к обману, склонность впадать в иллюзию, несовершенство чувств.
4. Обращение дает философское понимание Полного целого, а мантра 1 объясняет, как это должно применяться на практике.
5. Материальные элементы относятся к пара-пракрити, а живые существа – к апара-пракрити. И то, и другое – энергии Бога, которые исходят из Него. Значит, все принадлежит Ему.
6. Апаурушейа – слова, сказанные Господом, т.е исходящие от существа, не принадлежащего к этому материальному миру.
7. Несмотря на то, что люди производят множество материальных благ, все необходимое для этого (тепло, свет, полезные ископаемые и т.д.) дает Господь. Мы не можем считать себя собственниками всего этого.
8. Если не признавать права собственности за Господом, все, чем пользуются люди, считается украденным, и по законам природы они будут наказаны. В этом случае мир невозможен.
9. Необходимо стать вегетарианцем, т.к. человек, в отличие от животных, несет ответственность за свои поступки и, в частности, за то, что он ест. Необходимо предлагать пищу Господу, т.к. это ведет к возвышению и не приносит греховных реакций.
10. Если человек мыслит здраво, знает законы природы и не поддается влиянию ненужных привязанностей и ненависти.

Мантра 2
1. Карма-бандхана — порабощение собственной деятельностью.
2. Карма — деятельность ради ее плодов. Акарма — деятельность, не приносящая материальных плодов, ведущая к освобождению; это деятельность в духе ишавасьи.. Викарма — греховная деятельность.
3. Если такая деятельность ведется в духе ишавасьи, она постепенно возвышает человека.
4. Мантра 1 говорит о том, как следует поступать, живя в материальном мире (принцип ишавасьи), а мантра 2 говорит о том, чего человек достигнет в результате такой деятельности.
5. Возможность вновь попасть в цикл рождения и смерти.
6. Незавершенная богоцентрическая деятельность — это все же благо для того, кто ей занят, т.к. гарантирует ему следующее рождение в человеческой форме жизни и даст шанс еще улучшить свое положение.
7. Это карма-йога, т.к. здесь человек выполняет все свои обязанности, но плоды своей деятельности он посвящает Богу. В ответ он может получать удовлетворение чувств.

Мантра 3.
1. Тех, кто сознает свою ответственность и трудится в этом духе, называют сурами, праведниками, а тех, кто пренебрегает этой ответственностью или ничего не знает о ней, называют асурами, демонами.
2. Если, несмотря на все возможности, которые предоставляет человеческое тело, человек не посвящает свою жизнь самоосознанию, его называют убийцей души.
3. Потому что человеческое тело, в отличие от животного, предоставляет возможность достичь высшего совершенства.
4. Мантра 2 говорит о том, чего человек достигнет, если будет заниматься богоцентрической деятельностью, а мантра 3 говорит о том, что ждет тех, кто живет по-другому.

Мантра 4.
1. 4 аспекта: 1) оставаясь в Своей обители, Верховный Господь, передвигается быстрее мысли и может обогнать всех бегущих; 2) даже могущественные полубоги не способны приблизиться к Нему; 3)оставаясь на одном месте, Он в то же время повелевает теми, кто посылает ветра и дожди; 4) в Своем совершенстве Он не знает Себе равных.
2. Полубоги — лишь части Господа. Поэтому они не могут до конца знать Полное Целое.
3. Как солнце (огонь) распространяет повсюду тепло и свет, находясь в одном месте, так и Всевышний Господь находится в одном месте, распространяя повсюду Свои энергии.
4. Господа может познать только тот, кто покорился Ему.
5. Господствующие полубоги и люди — это проявление пограничной энергии Господа; материальный мир — это внешняя энергия; духовный мир — это внутренняя энергия.
6. Абсолютная Истина является личностью, поскольку в 4 мантре приводится множество разных доводов в подтверждение того, что Он обладает личностными качествами.
7. Мантра 3 заканчивает описание законов Бога, а мантра 4 начинает описание Его качеств.

Мантра 5.
1. Противоречия: 1) Верховный Господь и ходит, и не ходит; 2) Он далеко и в то же время очень близко; 3) Он пребывает внутри всего, и все же Он вне всего. Это доказывает непостижимость энергии Господа.
2. Имперсоналисты признают только те деяния Господа, в которых не проявляются Его личностные качества, и отвергают Его личностный аспект. Персоналисты школы бхагаваты, признают существование непостижимых энергий Господа, которые позволяют Ему одновременно обладать личностными и безличными чертами.
3. Форма Господа нематериальна, поскольку Он обладает непостижимыми энергиями и может превратить материальную энергию в духовную. Он — источник материальной и духовной энергий.
4. Хотя форма арча-виграхи изготовляется из материальных элементов, Господь может превратить материальную энергию в духовную. В форме арча-виграхи Он являет Себя Своим преданным, так Он доступен Их взору.
5. Сагуна — Господь является источником всех энергий, поэтому Он никогда не попадает под их влияние. Ниргуна означает, что у Господа нет материальных качеств; однако Он обладает духовными качествами и формой.
6. Вирата — Господь, который находится вне всего. Антарьями — Господь, который находится внутри всего, является свидетелем всех наших поступков и определяет плоды нашей деятельности.
7. Духовные и материальные энергии не отличны от Своего источника, Господа, поскольку проявляют Его качества.
8. Мантры 4 и 5 описывают непостижимые качества Господа.
9. Каждое живое существо является личностью и наслаждается по-особенному. Поскольку Господь находится в сердце каждого, Он испытывает те же наслаждения.

Мантра 6.
1. В этой мантре описывается преданный маха-бхагавата. Он: 1) видит все связанным с Верховным Господом; 2) смотрит на все существа как на Его неотъемлемые частицы; 3) ощущает присутствие Верховного Господа во всем сущем.
2. Мадхьяма-адхикари: 1) поклоняются Господу, видя в Нем объект своей любви; 2) дружат с теми, кто занят преданным служением; 3) стараются пробудить любовь к Богу, дремлющую в сердцах невинных; 4) избегают атеистов, осмеивающих само Имя Господа. Каништха-адхикари считает, что Господь присутствует только в местах, специально отведенных для поклонения Ему, и не способен определить, какое положение занимает тот или иной человек в преданном служении, так же как и понять, кто уже осознал Верховного Господа, а кто нет.
3. Уттама-адхикари не испытывает ненависти ни к кому, потому что видит душу живого существа и старается служить ей.
4. Уттама-адхикари знает, что и брахман, и собака являются неотъемлемыми частицами Господа, хотя и находятся в разных телах в зависимости от их прошлых поступков. Уттама-адхикари старается принести благо обоим.
5. В этой мантре описывается преданный, обладающий истинным видением всех вещей. Чтобы обрести такое видение, надо слушать совершенного учителя.
6. Те, кто имитирует уттама-адхикари, провозглашая идеи всеобщего равенства и братства, но в своем поведении руководствуется телесной концепцией жизни, являются лжефилантропами.
7. Мантра 5 описывает качества Господа, а мантра 6 дает описание качеств личности, способной постичь Господа.

Мантра 7.
1. Мантра 7 продолжает описание качеств маха-бхагаваты, начатое в матнре 6.
2. Как искры огня имеют ту же качественную природу, что и сам огонь, но не равны ему в количественном отношении, так и живые существа качественно равны Господу, но количественно не равны Ему.
3. Количество соли в капле воды из океана несравнимо с количеством соли во всем океане, хотя соль в капле качественно, по химическому составу, не отличается от соли в океане. Так и живое существо обладает 78% качеств Господа, но не равно Верховному Господу в количественном отношении.
4. Слова «экатвам анупашйатах» указывают на то, что человек должен смотреть на единство всех живых существ с точки зрения богооткровенных писаний.
5. Все живые существа индивидуальны. Они едины в смысле единства их интересов — доставить удовольствие Господу. Каждое живое существо обладает индивидуальными качествами.
6. Человек, обладающий видением единства всех живых существ, находится на уровне ниргуны, где отсутствуют столкновения из-за объектов наслаждения.
7. Господь поддерживает существование всех бесконечно малых индивидуальных существ, потому что Он хочет получить удовольствие от их привязанности к Себе.
8. Это понимание личностной природы Господа и живых существ, которые вечны, полны знания и блаженства.

Мантра 8.
1. Мантра 7 описывает качества маха-бхагаваты, а мантра 8 говорит о том, каким такой человек видит Господа.
2. Господа называют бестелесным, потому что между Его телом и душой нет разницы, они полностью духовны.
3. Господа называют всемогущим, т.к. Он может каждым членом Своего тела совершать работу других органов.
4. Арча-виграха иллюстрирует то, что Господь всемогущ и всеведущ и может превратить материю в дух, а дух — в материю.
5. Господь дает наслаждение живому существу в соответствии с его желаниями и его качествами, по закону кармы.
6. «Шуддхам» — антисептический, чистый. «Апапа-видхам» — предохраняющий, неоскверненный. «Аснавирам» — не имеющий вен.
7. Господь — величайший, поскольку все остальные выпрашивают блага и освобождение у Него.
8. Господь самодостаточен, Ему не было нужды тренироваться в поднятии тяжестей, чтобы поднять холм Говардхан, или прилагать дополнительные усилия, чтобы победить демонов.
9. Подобно тому, как солнце выпаривает влагу даже из самых нечистых мест, а само при этом остается чистым, так и Господь не оскверняется ни при каких обстоятельствах.

Мантра 9.
1. Мантра 8 завершает описание маха-бхагаваты, а мантра 9 начинает описание непреданных.
2. В наши дни людям не хватает именно духовного знания, но они не особенно к нему стремятся. Их больше интересует материальное знание.
3. Невежество (авидья) — это забвение того, что Верховный Господь является владельцем всего.
4. Кобра с драгоценным камнем на голове опаснее кобры без камня, потому что привлекательнее. Так и прогресс науки безбожных людей опаснее отсутствия всякого знания.
5. Веда-вада-раты (видья-раты) — люди, занимающиеся изучением Вед, но не знающие их истинной цели.
6. Главный принцип — пробуждение сознания Бога у забывчивых живых существ и помощь в возвращении обратно к Богу.
7. Видья-раты не подчиняются ачарьям и потому, давая свое толкование Ведам, не знают их истинной цели.
8. Майапахрита-гьяна — самозванные «боги». Попав в ловушку иллюзии, они заявляют, что не надо поклоняться Богу.

Мантра 10.
1. Истинное знание предназначено для того, чтобы вернуться в духовный мир. Для этого необходимо развить в себе духовные качества. А накопление материального знания лишь удерживает нас в материальном мире.
2. Мантра 9 описывает, что происходит с теми, кто накапливает материальные знания или находится в невежестве, а мантра 10 говорит о том, что культивирование истинного знания приводит к иному результату.
3. Бхактивинода Тхакур говорил, что все формы материального знания являются только внешними аспектами иллюзорной энергии и тот, кто совершенствует такое знание, становится не умнее осла.
4. Национализм является следствием безбожного образования, т.к. люди хотят хорошо устроиться в этом материальном мире на отгороженном куске земли, беспокоя соседей. Они не знают, что все принадлежит Господу, и Он наделил нас всем необходимым для жизни.
5. Дхира означает "невозмутимый", тот, кого не беспокоит материальная иллюзия.
6. Надо использовать материальное тело и ум (неудачная сделка), чтобы достичь совершенного духовного самоосознания (максимальная выгода).

Мантра 11.
1. Мантра 10 говорит о духовном и материальном знании, а мантра 11 говорит о том, что надо постичь и то, и другое.
2. Вырваться из круговорота рождений и смертей и в полной мере насладиться даром бессмертия.
3. Материальная наука не решила проблем смерти, старости и болезней, напротив, изобретение новых видов оружия может лишь приблизить смерть.
4. Страдания этого материального мира косвенно напоминают нам о нашей несовместимости с мертвой материей.
5. Как повышение температуры тела свыше 42 градусов смертельно, так и увеличение чувственных наслаждений смертельно опасно.
6. Чувственные наслаждения сравниваются с температурой тела. Чем больше наслаждений, тем выше температура, то есть материальная болезнь обостряется. Необходимо поддерживать эту температуру на нормальном уровне.
7. Знание о процессе погружения в невежество необходимо, чтобы избегать такого погружения.
8. Абсолютную Истину может осознать человек широких взглядов, который обладает знанием и освободился от материальных привязанностей.
9. Совершенствование видьи — это познание Абсолютной Истины, сосредоточив все свое внимание, постоянно слушая повествования о Верховном Господе, прославляя, помня и поклоняясь Ему, как защитнику преданных.

Мантра 12.
1. Мантра 11 говорит о применении знания, а мантра 12 — о поклонении.
2. Самбхути — абсолютно независимая Личность Бога. Эквивалент в мантре 9 — видья (знание).
3. Определение Абсолюта через отрицание несовершенно, т.к. отрицаются только относительные качества, а Абсолют обладает еще и положительными абсолютными качествами.
4. С помощью космических кораблей, мистических сил или через поклонение полубогам, управляющим планетами. Поклонение полубогам — самый распространенный способ.
5. Имперсоналисты оскорбляют Бога, считая, что у Него нет формы, не признают, что есть кто-то выше их, легко могут стать атеистами, искажают писания.
6. Поклонение полубогам необходимо, чтобы очистить свое существование и прийти к поклонению Верховной Личности Бога. Тот, кто уже поклоняется Богу, не должен поклоняться полубогам, т.к. автоматически удовлетворяет их, как части Верховного Господа.
7. Можно отрицать как негативные, так и позитивные качества. Это все равно будут материальные качества. Абсолют же обладает духовными качествами.

Мантра 13.
1. Мантры 12 и 13 рассказывают о видах поклонения.
2. БГ 9.25 также описывает виды и результаты поклонения, как и мантра 13 «Шри Ишопанишад».
3. Разные виды поклонения приводят к разным результатам. Но, если человек поклоняется Богу, то, в зависимости от того, как он это делает, он осознает разные аспекты Господа.
4. «Самбхават» — поклонение высшей причине. «Будха» — разумный человек, который поклоняется высшей причине.
5. Ачарьей может стать тот, кого не выводит из равновесия водоворот материальной энергии.
6. «Самбхута» — это источник всего сущего, опора, на которой все держится, и вместилище, остающееся после уничтожения проявленного мира. Источник всех эманаций — «абхиджна», что значит «обладающий абсолютным знанием».
7. По-настоящему служит человечеству только тот, кто проповедует людям, что они должны предаться Верховному Господу и с любовью поклоняться Ему, вкладывая в это всю свою энергию.
8. Кришна — творец всего сущего. Он творит по Своему желанию. Писания утверждают, что Он — Верховный Господь, причина всех причин. Поклонение Кришне удовлетворяет всех, как если поливать корень дерева. Проповедь поклонения Кришне — это истинное служение человечеству. Поклонение Кришне очищает наше существование.
9. Когда человек обретает качества брахмана, он становится счастлив и с воодушевлением занимается преданным служением Господу. Наука о Боге сама собой открывается ему. Постигая эту науку, он постепенно освобождается от материальных привязанностей, и по милости Господа его сомневающийся ум становится кристально чистым. Тот, кто достиг этой стадии, является освобожденной душой и может везде и во всем видеть Господа.

Мантра 14.
1. Мантра 13 разделяет поклонение высшему и не высшему, а мантра 14 соединяет в Боге все высшее и не высшее.
2. Рождение, рост, сохранение, изменение, увядание и смерть.
3. Пара-шакти — высшая энергия Господа, вечный духовный мир. Апара-шакти — низшая материальная энергия Господа, под влиянием которой мы в настоящее время находимся, она обеспечивает существование материального творения.
4. Во время ночи Брахмы уничтожаются низшие, средние и высшие планеты материальной вселенной, кроме Брахмалоки, Таполоки и Сиддхалоки.
5. Авьякта — непроявленная стадия существования.
6. Карми могут подняться до райских планет (Сваргалоки), гьяни и йоги могут достичь еще более высоких планет (Брахмалока), а если с помощью преданного служения они развивают в себе еще более возвышенные качества, то получают возможность войти в духовный мир (Брахман или планеты Вайкунтхи, в зависимости от уровня своего духовного развития).
7. Если мы хотим вырваться из круговорота рождений и смертей, то должны заняться преданным служением Господу.
8. Самбхута — это источник всего сущего, опора, на которой все держится, и вместилище, остающееся после уничтожения проявленного мира. Самбхават — поклонение высшей причине. Самбхути — Личность Бога с Его именем, формой, качествами и играми.
9. Развить в себе желание предаться Кришне.
10. Так как в природе все постоянно разрушается.

Мантра 15.
1. В мантре 14 говориться о поклонении Господу, а мантра 15 описывает, как следует обращаться к Господу.
2. Пушан — Господь, поддерживающий все живое. Анандамайо ‘бхйасат — Господь, постоянно пребывающий в трансцендентном блаженстве.
3. В этом комментарии цитируется БГ 14.27 для подтверждения того, что Личность Бога является основой безличного Брахмана, ослепительное сияние которого просит удалить преданный в этой мантре 15.
4. В этом комментарии цитируется ШБ 10.12.11 для подтверждения того, что Господь, Личность Бога, является основой безличного Брахмана и в то же время являет Свои игры, подобно обычному человеку.
5. Ссылаясь на БГ 13.14, Шрила Прабхупада объясняет, как Господь в форме Своей полной экспансии, Параматмы, поддерживает все живое (пушан).
6. Бхакти предполагает опытную проверку своих истин. Бхакти-йоги получают знания через слушание авторитетов, а не через умственные спекуляции или чувственное восприятие.
7. Хиранмайа — ослепительное сияние Брахмана. Сатья-дхарма — чистый преданный.

Мантра 16.
1. Пушан — хранитель; экарше - изначальный философ; йама - регулирующий принцип; сурйа - конечная цель сури (великих преданных); праджапатйа -доброжелатель праджапати (прародителей человечества); пурушах - Личность Бога.
2. Бхагаван: бха - тот, кто обеспечивает всем необходимым, защитник; га - проводник, повелитель, творец; ван - все существа пребывают в Нем, а Он пребывает в каждом существе. Иначе говоря, слово бхагаван означает безграничное знание, власть, энергию, богатство, силу и влияние, причем все эти достояния свободны от малейшей примеси материальной скверны.
3. Всепроникающий аспект Господа, который существует во всех состояниях (бодрствования, сна, а также в непроявленном состоянии) и который порождает джива-шакти, жизненную силу, в форме как обусловленных, так и освобожденных душ, называют Брахманом.
4. Философы и йоги не свободны до конца от невежества, так как в большей или меньшей степени зависят от собственных способностей и усилий. Бхактам же Господь помогает Сам, по Своей особой милости, вкладывая необходимое знание в их сердца.
5. Мантра 16 более подробно раскрывает просьбу Господу, выраженную в мантре 15 — удалить ослепительный покров Брахмаджйоти и явить Свой лик.
6. Солнечные лучи — осознание Брахмана; солнечный диск — осознание Параматмы; бог солнца — осознание Личности Бога.

Мантра 17.
1. В этой мантре живое существо молит дать ему возможность, покинув материальное тело и расставшись с материальным жизненным воздухом, войти в духовное царство Бога. Преданный молит Господа вспомнить все, что он сделал, и все жертвы, которые он принес, пока его материальное тело не обратилось в пепел.
2. Мантра 16 утверждает личностную природу Господа, а в мантре 17 приводятся молитвы человека, прожившего жизнь в преданном служении Богу.
3. Разнообразие форм живых существ обеспечивает материальная природа в соответствие со склонностями живых существ к чувственным наслаждениям.
4. В отличие от животных, чей ум неразвит, человек может помнить поступки, совершенные им при жизни, которые проплывают в его памяти, подобно снам. Поэтому его ум даже в момент смерти сохраняет материальные желания, лишая его возможности получить духовное тело и войти в духовное царство.

Мантра 18.
1. Мантра 18 продолжает молитвы, начатые в мантре 17, взывающие к милости Господа.
2. Агне - Господь, всесильный, как огонь; райе – Всесильный; дева - Господь; видван - знающий.
3. На пути карма-канды человек, действуя на свой страх и риск, может совершить множество греховных действий. В гьяна-канде количество таких действий сокращается. А в преданном служении Господь Сам защищает Своего преданного от греха.
4. Человек, воспитанный в традициях брахманической культуры, имеет шанс познать Трансцендентное. Брахманическая культура воспитывает в человеке такие качества, как честность, владение своими чувствами, терпение, простоту, дает ему полное знание и непоколебимую веру в Бога. Брахманическое воспитание не сводится к тому, чтобы привить человеку гордость своим высоким происхождением.
5. В преданном служении Господь Сам освобождает Своего преданного от последствий грехов и не дает совершать новые.
6. Благодаря слушанию повествований о величии Господа и воспеванию Его славы человек очищается от всего нежелательного, и его преданность Господу становится непоколебимой.
7. Взывая к милости Господа, человек просит вести его по пути преданного служения.


Оставить комментарий