Консерватизм и критицизм Просвещения


от него, уже одно это создаёт предпосылки для образцового образа жизни. При всём культивировании частного материального интереса он одновременно и ограничивался, в том числе и для буржуазии,
этой необходимостью обособленного независимого существования. В нем частный интерес находил предел и потому был связан с нрав¬ственным началом, исходившем из идеала такого существования. Не случайно Гельвеций писал, что «на частном интересе следует осно¬вывать добродетельное поведение».
Но изменения происходят не только в литературе и искусстве, они касаются и науки, где фиксизм Ныотона и Линнея сменяется трансформизмом Бюффона и Канта, а в истории пробивает себе до¬рогу идея развития , противостоящая фиксизму Монтескьё и полу¬чившая зрелое воплощение у Кондорсэ. Концепции развития, про¬никающие в науку, выражают реальный процесс изменения и обнов¬ления в самой жизни. Фиксизм в науке — явление однопорядковое с консерватизмом раннего Просвещения, с которым оно совпадает хронологически. Подобно тому, как консервативное самосознание для своего обособления от исторически сложившихся реалий обще¬ственного бытия нуждается в их устойчивости и неизменности, само это обособленное самосознание только фиксирует в живой и нежи¬вой природе определённые устойчивые и неизменные формы. Рас¬платой за это, как и в искусстве классицизма, является то, что само¬сознание в таком обособлении одновременно и обретает себя, и ут¬рачивает, ибо, отталкиваясь от реальности для обретения себя, оно наталкивается на Бога, понятого в положении гаранта этих неиз¬менных форм и законов бытия, что и происходит в деизме.
Идея трансформизма, развития гипологически близка сентимен¬тализму в искусстве, так как в ней происходят конкретное смыкание самосознания с самим собой, когда оно в нахождений себя не утра¬чивает, но полагает иное как свое собственное, сливаясь с ним, а в нём и с самим собой.
Развитие общества, внесение идеи развития в науку приводит к мировоззренческому сдвигу от деизма к материализму, и если ещё
Вольтер, один из старших лидеров Просвещения, придерживался деистских убеждений, то среди энциклопедистов, безусловно, преоб¬ладали материалисты. Связь материализма с идеями трансформизма и развития не подлежит сомнению, и Дидро подчёркивает: «Если существа последовательно меняются, переходя через незаметные от¬тенки, то неизменно текущее время должно будет, в конце концов, установить самое большое различие между формами, существующи¬ми теперь, и теми, которые будут существовать в будущем». То же самое отмечает и Гольбах. Материя составляет то единое основание имманентное миру реальных форм, без которого развитие и преем¬ственность невозможны. Она есть и основа развития, и то, что раз¬вивается. Она есть саморазвивающееся и смыкающееся с самим со¬бой самосознание.
Вместе с тем несомненно и другое. В материи как в образе само¬сознания последнее, смыкаясь с самим собой окончательно себя те¬ряет. Материя — это неадекватный образ самосознания, в котором уже отсутствует всякое сознание и торжествует слепая природная стихия. Несмотря на неадекватность образа материи для самосозна¬ния, его воплощение в нем едва ли случайно. Дело в том, что само¬сознание, как и всякий процесс сознания, — это целесообразная дея¬тельность, своеобразие которой заключается в том, что целью его оказывается оно само, и в развитии оно только обнаруживает себя. В картине исторического развития Кондорсэ, где взаимодействует че¬ловеческая природа и природа вообще, так и происходит. Здесь само развитие является эпифеноменом этого взаимодействия двух неиз¬менных и питается им. Но самосознанию самому -по себе помимо взаимодействия развиваться некуда и незачем. Такое самосознание есть до известной степени отрицание самого себя, своего собственно¬го деятельного начала, или, если развитие и происходит в нём, оно принимает форму слепого стихийного процесса, т.е. совершается как бы «за спиной» этого самосознания. Материя — это и есть образ обособленного самосознания, когда ему уже не с кем взаимодейство¬вать, ибо она выражает природу в целом, и тогда оно обособляется от самого себя, отрицает себя в развитии, понятом как слепая мате¬риальная стихия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Оставить комментарий