Просвещение и революция


Руссо не отрицает факта развития наук и искусств, но отмечает параллельно с ним и как следствие того же разума нравственную де¬градацию человека и сопутствующий ей рост популяризации обще¬ства: богатства и бедности, знания и невежества. Рациональное дис¬танцирование от общества, видящее в нём только средство удовле¬творения своих потребностей, ведёт к утрате нравственных убежде¬ний относительно этого общества и с нравственностью несовмести¬мо. Обособленное от реальности самосознание не ограничивается идеалом обособленного независимого существования. Его цель за¬ключается скорее в том, чтобы подчинить себе это общество, сохра¬няя обособленность от него. Позиция Руссо отражала конкретные процессы нравственной деградации верхов французского общества. Они не оставались незаметными и для просветителей. Однако, по¬следние возлагали ответственность за неё на общественное устройст¬во основанное на лжи и предрассудках, ставящих одних в привиле- тированное положение над другими. Руссо признавал несовершенст¬во общественных порядков, но основной причиной падения нравов считал саму одностороннюю рассудочность. Она же является и осно¬ванием лжи, на которой строится этот неправедный порядок. Итак, Руссо обвинял в порче нравов само просвещение. И у него были по¬воды для этого. Ориентация на удовлетворение потребностей, об¬служиваемых разумом нигилистическое отношение к исторически- сложившимся формам общежития как к совокупности суеверий, предрассудков — всё это создавало цинично-утилитарное отношение к этим формам общежития, связанное не столько с их устранением, сколько с их использованием.
Подобному разуму Руссо противопоставлял «добрые нравы», а погрязшей в безнравственности современности — суровые нравы республиканского Рима, когда люди были не искушены в науках и искусствах, но были честны, неприхотливы, мужественны, не знали крайностей богатства и нищеты.
Как и просветители, Руссо исходил из идеала автономного, не¬зависимого существования людей в обществе, но он отказывался ви¬деть гарантом такого существования разум. Напротив, разум в своём обособлении общество только эксплуатирует и подрывает автоном¬ное существование других и своё собственное. Наоборот, нравствен¬ное убеждение, сохраняя автономию человека, ибо это его личное убеждение в то же время предполагает автономное существование других, поскольку человек подчиняет свои эгоистические побужде¬ния убеждениям.
У Руссо разум и нравственность расходятся , как это происходит и у Канта, и в этом, несомненно, сказывается кризис классического Просвещения, делавшего упор на их единство. Разум выражает одну сторону обособленного самосознания, когда оно видит в реальности своё продолжение и средство. Нравственность акцентирует на об¬ратном движении обособленного самосознания к обществу, связан¬
ному со служением ему. И в самом деле для секуляризованного само¬сознания, отвергшего служение Богу, другой человек, становится объектом нравственного служения.
т

Страницы: 1 2 3 4 5


Оставить комментарий