Просвещение и революция


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Модель субъект-объекта, тип человека эпохи Просвещения, отличается отмеченной нами противоречивостью: трансцендируя в общественно-исторические реалии, он одновременно выталкивается из них и обретает себя, от них обособляясь. Надо отметить, что таково положение человека в секуляризованном обществе в целом. Не только в эпоху Просвещения, но и в последующий период развития этого общества.
Своеобразие Просвещения заключается в том, что, обособляясь от этих реалий, человек Просвещения апеллирует к природе: к природе вообще и к человеческой природе в частности. В этом обращении к природе сказывалась связь Просвещения с традиционным доиндустриальным сословным обществом, которое ориентировалось на вечные, неизменные образцы, а не на развитие и где место человека в обществе определялось фактом его природного происхождения.
Природа и выступала в качестве такого вечного и неизменного образца для человека той эпохи. Вместе с тем исторический процесс оказывался эпифеноменом взаимодействия человеческой природы и природы вообще. Зрелое Просвещение и стремилось переустроить мир в соответствии с этим образцом: в соответствии с естественным природным равенством людей.
Однако абстракция природного человека могла приобрести и иное звучание. Возможно восхождение к природе, но возможно и нисхождение к ней. Если для мыслителей Просвещения движение к природе означало восхождение к высшему образцу и движение это так или иначе связано с потрясениями французской революции, преобразившей в конечном итоге всю Европу, то нисхождение к природе имело не менее значительные последствия.
Оно происходило в сфере производства, и родиной его была не пылкая Франция, а трезвая, практичная Англия. Просвещение завершается не только французской революцией, но и промышленным переворотом в Англии. Между тем промышленный переворот в момент его совершения и означал сведение целостного человека к его природным физиологическим возможностям.
Ручной труд, когда была возможна определённая личная инициатива и реализация творческих потенций работника в процессе производства, сменяется технологией раннего машинного производства, низводящей работника до уровня придатка машины. Вместе с промышленным переворотом производство перестаёт носить
ч
семейный характер, где оно сохраняло оттенок патриархальной теплоты и во многом регулировалось религиозными ценностями. Теперь человек трудится вне семьи, чужой среди чужих людей, управляемый чужими людьми, которые в своём стремлении к прибыли доводят его существование до уровня чисто природных физиологических возможностей.
Отношение к человеку в раннем машинном производстве только предельный случай отношения к нему как к несамостоятельному природному телу. И если зрелое Просвещение взывало к автономному независимому существованию человека, то в данном случае всякие остатки независимого существования, гарантированные традиционным укладом, устранялись: Проза жизни девятнадцатого столетия и сложилась в результате синтеза идей внесословного равенства с отношением к тому же человеку как к естественному природному, а потому несамостоятельному существу.

Страницы: 1 2 3 4 5


Оставить комментарий