Тема: Формирование навыков невербального общения у старших дошкольников в процессе музыкального воспитания

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ... 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1 .Невербальное общение старших дошкольников как педагогическая проблема... 12
1.2. Психолого-педагогические предпосылки формирования навыков невербального общения у старших дошкольников ... 26
1.3. Педагогические основы формирования навыков невербального общения у старших дошкольников... 38
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВЯЕЙЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ШЕСТИ-СЕМИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика сформированности навыков невербального общения у детей шестилетнего возраста в процессе музыкального воспитания..59
2.2. Поэтапное формирование навыков невербального общения у детей шести-семилетнего возраста... 78
2.3. Итоговый этап опытно-экспериментального исследования...94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ... 109
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК... 112
ПРИЛОЖЕНИЯ... 12&
ВВЕДЕНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ И ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Современное общество, переживающее перемены во всех сферах — политической, экономической и духовной - стоит перед острой необходимостью изменений в устройстве общественной жизни в духе гуманизации. Решение проблемы гуманистического развития общества напрямую зависит от уровня воспитания - важнейшего компонента человеческой культуры. В воспитательном процессе возрастает роль человеческого фактора. Основные понятия гуманистической педагогики -«самоактуализация человека», «личностный рост», «развивающая помощь» (К.Роджерс) - делают актуальными межсубъектные отношения взрослого и ребенка, их живое общение. Однако в процессе воспитания в дошкольных учреждениях на музыкальных занятиях проблема общения очень редко выступает на первый план.
В теоретических и методических работах по проблеме музыкального воспитания общение ограничивается беседой с детьми об услышанном музыкальном произведении (Н.А.Ветлугина, А.Н.Зимина, О.П.Радынова и др.), педагоги, практически не обращают внимание на невербальное общение дошкольников в процессе музыкального воспитания. Отдельные вопросы в связи с формированием навыков невербального общения у дошкольников рассматриваются С.И.Бекиной, И.Е.Кулагиной, Т.П.Ломовой, О.П.Радыновой, Е.Н.Соковниной в работах, посвященных музыкально-двигательному воспитанию детей, но навыки невербального общения дошкольников до сих пор не определены и не конкретизированы. Остается открытым вопрос и о том, как их формировать, хотя в практике музыкального воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях музыкальными руководителями обращается внимание на формирование навыков невербального общения, ведь при выражении своего отношения к музыкальному произведению дети
3
используют мимику и жесты. Но отсутствие методических и практических рекомендаций по формированию навыков невербального общения у дошкольников делает этот процесс недостаточным.
СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В психологии и педагогике систематизацией и описанием общения, в частности, невербальных его средств занимаются многие зарубежные (Р. Бердвистелл, А. Мейерабиан, Р. Мораски, А.Пиз, Д.Фаст и др.) и отечественные (Е.М. Верещагин, С.А. Должникова, В.Г. Костомаров, Г.В. Колшанский, В.А. Лабунская, А.А.Позднякова, Н.П.Сметанина и др.) исследователи. Как значимые невербальные средства выделяются кинесические (Р.Бердвистел), которые рассматриваются исследователями как средство сопровождения речи (Е.М.Верещагин), как обязательный, всегда значимый и первичный (относительно момента развертывания речи) невербальный компонент коммуникации (И.Н.Горелов), как вспомогательное средство общения, вторичное относительно коммуникативной функции языка (Г.В.Колшанский), как зрительно воспринимаемый диапазон движений, несущий коммуникативную функцию либо с точки зрения данного субъекта, либо с точки зрения его партнера, либо для обоих участников речевого акта (Х.Миккин).
Как показывают исследования отечественных и зарубежных ученых (Л.С.Выготский, А.Маслоу, А.В.Мудрик, Ж.Пиаже, Б.Д.Эльконин и др.), особенно благоприятным для становления функции общения (в том числе и невербального) является период, знаменующий переход от дошкольного к младшему школьному возрасту. Это обусловлено, с одной стороны, сохранившейся высокой восприимчивостью детей к различным сторонам межличностного общения, а с другой - потерей непосредственности в поведении (Л.С.Выготский), развитием элементов произвольности, самосознания и самоконтроля, что обеспечивает старшему дошкольнику определенный уровень сознательности и самостоятельности действий.
4
Процесс общения чрезвычайно важен в эстетическом воспитании старших дошкольников. Он подразумевает и обмен мнениями субъектов общения по поводу произведения искусства, в том числе, музыкального. Наряду с вербальной коммуникацией в музыкальном воспитании используется и невербальное общение. Значение его в музыкальном воспитании детей велико, поскольку невербальное общение позволяет детям не только понимать дирижерские жесты, без которых невозможно руководить исполнением хоровой музыки, но и передавать в пластике свое образное восприятие музыки - «пластическое интонирование» - (Т.Е.Вендрова).
Анализ психологической и педагогической литературы свидетельствует о достаточной разработанности проблемы использования невербальных средств общения в образовании. В практике отечественного дошкольного музыкального воспитания возрастает интерес и к проблеме формирования навыков невербального общения на музыкальных занятиях. Однако в дошкольном музыкальном воспитании детей теоретические разработки по использованию и формированию этих навыков отсутствуют.
Необходимость данного исследования определяется ПРОТИВОРЕЧИЯМИ:
- между потребностью современного общества в совершенствовании навыков общения и решением проблемы формирования навыков общения в конкретных видах деятельности старших дошкольников;
между необходимостью повышения эффективности процесса формирования навыков невербального общения у дошкольников и отсутствием организационно-методического обеспечения такого процесса;
- между теоретической разработанностью проблемы формирования навыков невербального общения в общей педагогике и отсутствием научных поисков в связи с проблемой формирования навыков невербального общения в дошкольном музыкальном воспитании.
Из противоречия вытекает ПРОБЛЕМА исследования: возможно ли успешно сформировать навыки невербального общения у старших дошкольников в процессе музыкального воспитания?
Все вышеизложенное определило выбор ТЕМЫ исследования: «Формирование навыков невербального общения у старших дошкольников в процессе музыкального воспитания».
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс музыкального воспитания в дошкольном образовательном учреждении.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: содержание, методы и приемы формирования навыков невербального общения у старших дошкольников в процессе музыкального воспитания.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить возможность формирования навыков невербального общения у старших дошкольников в процессе музыкального воспитания.
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: формирование навыков невербального общения у старших дошкольников в процессе музыкального воспитания может быть успешным, если:
- учесть взаимосвязь двигательной основы музыкального искусства и естественной двигательной природы ребенка;
- определить основные навыки невербального общения как навык выражения ребенком в движении характера ощущений, вызванных музыкой и навык концентрации внимания ребенка на эмоциональных ощущениях, вызванных музыкой;
- выявить этапы формирования навыков невербального общения от ознакомления детей с жестовыми эталонами, обогащенными мимикой, через самонаблюдение детей за своими ощущениями, вызванными музыкой, до вербального выражения детьми своих впечатлений о музыке.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить ряд ЗАДАЧ:
1. Обосновать выделение основных навыков невербального общения у старших дошкольников в процессе музыкального воспитания.
2. Обосновать последовательность этапов формирования навыков невербального общения у старших дошкольников в процессе музыкального воспитания.
3. Разработать методы и приемы, направленные на формирование навыков невербального общения у старших дошкольников в процессе музыкального воспитания и обосновать их использование.
4. Выявить показатели и уровни сформированности навыков невербального общения у старших дошкольников.
5. Проверить эффективность использования разработанных педагогических приемов и методов формирования навыков невербального общения у старших дошкольников в процессе музыкального воспитания.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ БАЗОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ являются гуманистический подход в воспитании (А.Маслоу, К.Роджерс, В.А.Сухомлинский, Ш.Амонашвили и др.); психологические концепции о ведущей роли общения в организации жизнедеятельности и развитии личности (А.А.Бодалев, Р.Л.Кричевский, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, Б.Ф.Ломов и др.).
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ: теория двигательной природы детского воображения (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов и др.); теория поэтапного формирования умственных действий (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин); теория познания музыки как познание самого себя (В.В.Медушевский, Г.С.Тарасов, А.А.Пиличяускас и др.); теория о функциях и структуре невербального общения (Е.М.Верещагин, С.А.Должникова, В.Г.Костомаров, Г.В.Колшанский, В.А.Лабунская, А.А.Позднякова, Н.П.Сметанина и др.); о невербальном общении в области эстетического воспитания (М.С.Каган, А.Л.Казин, В.И.Петрушин, Т.Г.Русакова и др.); о сущности и функциях педагогической диагностики (Л.В.Моисеева).
БАЗА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: экспериментальная работа осуществлялась в детских садах № 457 Ленинского района г.Екатеринбурга и «Солнышко» пос.Бисерть Свердловской области; в школах № 59 г.Екатеринбурга, № 1, 3 пос.Бисерть Свердловской области. В опытно-экспериментальной работе принимали участие около 160 воспитанников детских садов старшего дошкольного возраста и учащихся первых классов школ.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
На первом (1999-2000г.г.), теоретико-поисковом этапе осуществлялось изучение педагогической и психологической литературы по проблемам общения вообще и невербального общения в частности. Была сформулирована тема исследования, выявлена цель, поставлены задачи и выбраны методы опытно-экспериментальной работы; подобраны и разработаны методы диагностики; сформулирована гипотеза исследования.
На втором (2000-2001 г.г.), опытно-экспериментальном этапе осуществлялась работа на констатирующем и формирующем этапах исследования; определялись методы и приемы, способствующие формированию навыков невербального общения у детей в процессе музыкального воспитания; были определены экспериментальные и контрольные группы, составлена программа эксперимента, осуществлена ее апробация.
В ходе третьего (2001-2002г.г.), завершающего этапа проверялись теоретические и практические положения исследования; обобщались результаты первого и второго этапов исследования; был произведен анализ, осмысление результатов опытно-экспериментальной работы; формулировались выводы; осуществлялось оформление научно-исследовательской работы.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ были предопределены поставленными задачами: монографический (теоретический анализ психологической, социально-психологической, педагогической литературы); диагностические
8
(анкетирование музыкальных руководителей и учителей музыки, беседа с детьми, метод творческих заданий); экспериментальные (констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент); праксиометрические (анализ результатов деятельности, изучение и обобщение опыта работы педагогов). НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ заключается
- в определении основных навыков невербального общения у старших дошкольников, формируемых в процессе музыкального воспитания;
- в разработке и обосновании комплекса методов и педагогических приемов формирования навыков невербального общения у старших дошкольников, способствующих их взаимопониманию;
- в теоретическом обосновании последовательности этапов формирования навыков невербального общения у старших дошкольников от ознакомления детей с жестовыми эталонами, обогащенными мимикой, освоение их, через самонаблюдение за своими ощущениями, вызванными музыкой, до вербального выражения детьми своих впечатлений о музыке.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования состоит в том, что в нем с учетом взаимосвязи двигательной основы музыкального искусства и естественной двигательной природы ребенка определены навыки невербального общения у старших дошкольников: навык выражения ребенком в движении характера ощущений, вызванных музыкой; навык концентрации внимания ребенка на эмоциональных ощущениях, вызванных музыкой; в выявлении показателей сформированности навыков невербального общения у старших дошкольников: понимание основного эмоционального тона музыкального произведения; выражение основного эмоционального тона музыкального произведения жестами и мимикой; определение значения жестов и мимики, используемых другим человеком.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в разработке поэтапного формирования навыков невербального общения у детей старшего дошкольного возраста, что может быть использовано для совершенствования
9
подготовки специалистов дошкольного профиля в педагогических колледжах, вузах, в системе повышения квалификации.
ДОСТОВЕРНОСТЬ И ОБОСНОВАННОСТЬ полученных результатов и научных выводов обеспечиваются общим методологическим подходом к разработке теоретической базы проблемы невербального общения на музыкальных занятиях; реализацией комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных цели и задачам исследования; репрезентативностью выборки и воспроизводимостью результатов опытно-экспериментального исследования.
АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. Основные результаты исследования внедрены в практику музыкального воспитания на занятиях музыкой в детских садах № 40, 457 Ленинского района г.Екатеринбурга и «Солнышко» пос.Бисерть Свердловской области, а также № 2 г.Лениногорска республики Казахстан и в практику преподавания уроков музыки в общеобразовательных школах № 59 г.Екатеринбурга, №1,3 пос.Бисерть Свердловской области. Материалы исследования, имеющие теоретическое и прикладное значение, нашли свое отражение в четырех опубликованных работах автора и были представлены на научно-практических конференциях федерального и регионального значения: «Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности» (Екатеринбург, 1999), «Социально-педагогические проблемы воспитания и образования на рубеже XX-XXI столетий» (Екатеринбург, 2000).
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:
1. Формирование навыков невербального общения у старших дошкольников успешно реализуется в процессе музыкального воспитания, поскольку в основе музыкального искусства как временного вида лежит движение, а естественным состоянием ребенка является его двигательная активность.
2. Основными навыками невербального общения старших дошкольников, формируемыми в процессе музыкального воспитания, являются
10
- навык выражения ребенком в движении характера ощущений, вызванных музыкой;
- навык концентрации внимания ребенка на эмоциональных ощущениях, вызванных музыкой.
3. Показатели сформированности навыков невербального общения у старших дошкольников:
- навык выражения ребенком в движении характера ощущений, вызванных музыкой, его показатели - выражение основного эмоционального тона музыкального произведения жестами и мимикой и определение значения жестов и мимики, используемых другим человеком;
- навык концентрации внимания ребенка на эмоциональных ощущениях, вызванных музыкой, его показатели - понимание ребенком основного эмоционального тона музыкального произведения и определение значения жестов и мимики, используемых другим человеком.
4. Основные методы, направленные на формирование навыков невербального общения у старших дошкольников:
- наглядный - метод использования жестовых эталонов;
- наглядно-словесный - метод применения пиктограмм с обозначением мимических выражений.
5. Этапы формирования навыков невербального общения у старших дошкольников как переход от невербального общения - к вербальному могут быть следующими:
• от ознакомления детей с жестовыми эталонами, обогащенными мимикой,
• через самонаблюдение детей за своими ощущениями, вызванными музыкой,
• к вербальному выражению детьми своих впечатлений о музыке. СТРУКТУРА РАБОТЫ. Диссертация состоит из введения, двух глав,
заключения, библиографического списка и приложений.
11
ГЛАВА I . ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
I
1.1. Невербальное общение старших дошкольников
как педагогическая проблема.
Описанием невербального общения занимаются многие зарубежные (Р.Бердвистелл, А.Мейерабиан, Р.Мораски, А.Пиз, Д.Фаст и др.) и отечественные (Е.М.Верещагин, С.А.Должникова, В.Г.Костомаров, Г.В.Колшанский, В.А.Лабунская, А.А.Позднякова, Н.П.Сметанина и др.) исследователи. Однако, анализ литературы по психологии, социальной I психологии и педагогике показывает, что в ней нет единого определения
термина «невербальные средства общения». Этот термин используется как
синоним «невербальных компонентов общения», а также «элементов i ' невербального общения». Под невербальными средствами общения авторы
ряда разработок понимают «неязыковые средства», «язык мимики и жестов», «язык телодвижений», «жестикуляция», «невербальные знаки», «невербальный язык» (Е.М.Верещагин, С.А.Должникова, В.А.Лабунская, Н.П.Сметанина и
1 др.).
Е.М.Верещагин и В.Г.Костомаров выделяют два невербальных языка, из которых «первый невербальный язык - соматический, второй называется языком привычного поведения» [10, с. 159]. Под соматическим языком авторы
I понимают биологические, заложенные в психике человека средства общения, а
под языком привычного поведения - выработанные, обусловленные культурой, внешним окружением, обстоятельствами невербальные средства общения и правила их использования. Так, на музыкальных занятиях педагог использует
12
как обыденные, общеупотребимые невербальные средства, так и специальные, связанные с исполнением детьми хоровой музыки.
Ряд авторов (В.А.Лабунская, Х.Рюкле и др.) исследуют индивидуальный характер употребления невербальных средств общения. Авторы приходят к выводу о том, что количество и интенсивность употребления невербальных компонентов зависят от типа темперамента, социальной среды, национальности, а также возраста.
Понимание общения как процесса, осуществляемого в единстве вербальных и невербальных средств, естественным образом ставит вопрос о соотношении их друг к другу. Исследователь А.Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию звука) на 38%, и за счет невербальных средств на 55%. Р.Бердвистел провел аналогичные исследования относительно доли невербальных средств в общении людей. Он выявил, что в среднем человек говорит словами только в течение 10-11 минут в день, и что каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунд. Как и А.Мейерабиан, он выявил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения.
Итак, очевидным становится вывод о том, что невербальные средства общения содержат больший процент информации, становясь, следовательно, наиважнейшими средствами и служат для восполнения смысловой и эмоциональной информации или как более экономичное и действенное средство ее передачи..
Совокупность невербальных средств общения - значимых жестов, мнемических и пантомимических движений (кинем) - является предметом исследования кинесики [32].
13
Кинесику рассматривают как науку, изучающую общение людей через телодвижения (Р.Бердвистел), как средство сопровождения речи (вне зависимости и как значительный субститут речевых отрезков) (Е.М.Верещагин), как обязательный, всегда значимый и первичный (относительно момента развертывания речи) невербальный компонент коммуникации (И.Н.Горелов), как вспомогательное средство общения, вторичное относительно коммуникативной функции языка (Г.В.Колшанский), как зрительно воспринимаемый диапазон движений, несущий коммуникативную функцию либо с точки зрения данного субъекта, либо с точки зрения его партнера, либо для обоих (Х.Миккин) [32, 130].
Единицами кинетического языка считаются жесты, мимика, пластические телодвижения, позы и выражения лица - все го, что могут использовать как средство выразительного показа восприятия музыки педагог и учащиеся в процессе музыкальных занятий. Рассмотрим подробнее каждую из этих единиц языка невербального общения.
Динамичную часть коммуникативной системы представляют жесты как явления движения (кроме самих жестов сюда входят и микрожесты -мимика и макрожесты - телодвижения).
Все кинетические акты делятся на условные - контролируемые и безусловные - неконтролируемые или трудно контролируемые акты кинетического поведения. Так, жестами называют «условные кинетические акты, отличающиеся коммуникативным характером от других актов безусловного кинетического поведения» [46, с.464].
Также свой стереотип значения имеют выполняющие коммуникативную функцию мимика (движения лицевых мышц) и телодвижения (движения всего корпуса тела). Это безусловные акты кинетического поведения.
Статичную часть коммуникативной системы составляют фиксированные явления: пилы - «значащие положения человеческого тела, сохраняемые в
14
течение определенного времени» и выражения лица - «значащие фиксированные положения лицевых мышц» [25,с. 198].
В данной работе будут рассмотрены жесты и мимика - единицы кинетического языка, которые построены на движении. В передаче музыки как временного вида искусства используются различные выразительные движения, в том числе, мимика и жесты дирижера. Так же посредством определенных выразительных телодвижений раскрывает сущность музыки искусство балета. Энергетический посыл, сопровождающий исполнение музыки, наиболее доступно может быть передан лишь в движении. Ведь выполнению выразительных движений также сопутствует энергетический заряд. И, наконец, как музыка так и движения тела располагаются во времени последовательно, поэтому могут накладываться друг на друга, взаимораскрываясь и облегчая музыкальное восприятие. Кроме того, по мнению Б.М.Теплова, восприятие музыки «совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее томно передающими временной ход музыкального движения...» [141,с.192]. Указывая на единство музыки и выразительного движения, И.Е.Кулагина опирается на изречение Р. Вагнера: «Исходной точкой... подъема всеобщего единого искусства будущего будет то, что служит основанием для всякого истиною искусе и$а: пластическое движение тела, представленное музыкальным ритмом» [58,с.4]. Именно жесты и мимика являются наиболее значимыми и постоянно используемыми в процессе музыкального воспитания невербальными средствами общения и созвучны музыке как временному искусству. Невербальные средства общения наиболее соответствуют передаче образно-эмоционального аспекта музыкального искусства, поскольку перевод музыки в слово - дело сложное и неблагодарное. Для выражения собственного эмоционального состояния в связи с восприятием музыкального произведения важно научить ребенка использованию всех доступных ему выразительных
15
средств, в первую очередь, невербальных, как наиболее естественных для детей старшего дошкольного возраста.
Специальные дирижерские жесты и мимика употребляются в процессе музыкального воспитания потому, что:
1. Они точно соответствуют временным координатам течения эмоционального тона музыки, протекая одновременно с исполнением музыкального произведения.
2. Невербальные средства понятны и доступны для восприятия и вызывают мгновенный эмоциональный отклик детей - слушателей и исполнителей музыки.
Изучение выразительных движений невозможно без их систематизации. В настоящее время существует большое количество классификаций кинетических коммуникативных единиц по разным основаниям. Прежде чем начать рассмотрение этого вопроса, следует заметить, что и специальные дирижерские жесты, и другие, используемые в процессе музыкального воспитания в старшем дошкольном возрасте, основываются и «вытекают» из обыденных, общеупотребимых; имеют общие с ними корни. Поэтому классификация динамических единиц бытового кинетического языка представляется нам подходящей и для ряда специальных жестов.
Систематизировать жесты можно на основе их выражения, содержания и употребления. Наиболее полной представляется классификация Л.В.Филиппова, который выделяет восемь параметров, объединяющих жесты в различные группы [147]. Так:
- по характеру воздействия на воспринимающего кинетические действия могут быть визуальными, визуально-акустическими и визуально-тактильными;
- по части тела, участвующей в их производстве, они делятся на мануальные (производимые одной рукой; двумя руками; одной и двумя руками,
16
взаимодействующими с различными органами), мимические (глазные; бровные; губные; языковые), головные, плечевые, ножные, и выполняемые всем телом;
- по преобладанию в кинетическом действии динамического или статического состояния они относятся к кинетическим или кинетико-сгатистпческмм жестам:
- по количеству выполняемых движений кинетические знаки являются простыми (один двигательный ряд с возможной статической конфигурацией в конце (середине) его либо с возможным обратным движением органа (кивок); составными, слагающимися из однородных или одинаковых двигательных актов, количество которых произвольно (хлопок) и сложными, состоящими из неоднородных двигательных актов, четко фиксируемых сознанием как последовательный ряд (крещение);
- по качеству жесты бывают быстрые - медленные, энергичные — слабые, размашистые - умеренные, неторопливые - резкие;
- по совершению действия - с предметом или без него;
- по количеству участников действия жесты делятся на индивидуальные (производимые одним лицом), взаимные (в которых два активных участника) и индивидуально-взаимные (в производстве кинетического знака участвуют два лица, одно из которых является объектом, а второе - субъектом действия).
Жесты, употребляемые вне зависимости от других кинетических образований, по А.В.Филиппову, чистые, а специфичные, содержащие более двух компонентов. - комбинированные.
Подробное описание классификаций кинетических знаков с точки зрения их значений и характера передаваемой ими информации можно найти в работе Н.П.Сметаниной [130]. Заметим, что по формированию содержания высказывания все кинетические единицы делятся на знаковые и незнаковые,
17

Год

Страниц

2002 12

Подбор и доставка диссертаций 500rublei.ru | Подписка: RSS-лента