Тема: Система комплексного воздействия методик здорового образа жизни в интересах физического и психического здоровья человека

СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ... 4
Глава 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ ЗАДАЧ
ИССЛЕДОВАНИЯ... 11
1.1. Проблемы здоровья человека и его восстановления... 11
1.1.1. Физическое движение — основа здоровья... 18
1.1.2. Использование дыхания в оздоровлении организма... 20
1.1.3. Системы и принципы массажа и самомассажа... 24
1.1.4. Использование термического фактора в оздоровлении человека. Возможности тепловых и Холодовых закаливающих процедур... 25
1.1.5. Факторы питания в сохранении и восстановлении здоровья... 29
1.1.6. Применение систем психофизической тренировки... 36
1.1.7. Медитация — путь к духовному оздоровлению человека... 39
1.2. Факторы, определяющие физическое и психическое здоровье человека ... 44
1.3. Опыт использования различных средств и методов оздоровления организма в различных системах здорового образа жизни... 49
1.3.1. О некоторых аспектах истории развития культуры тела и здоровья. Восток и Запад. Биополе и биоэнергетика... 49
1.3.2. Оздоровительная школа индийской йоги, принципы, возможности, применение... 52
1.3.3. Китайская оздоровительная система, школы и направления... 56
1.3.4. Оздоровительная система П.К. Иванова... 60
1.3.5. Оздоровительная система Г.С. Шаталовой... 63
1.3.6. Оздоровительные системы П. Брега, Г. Шелтона... 67
1.3.7. Макробиотическая система Дж. Осава... 74
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ... 79
2.1. Организация исследования... 79
2.2. Методика исследования... 81
Глава 3. ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ... 91
3.1. Общие положения. Классификация школ здорового образа жизни и особенности их организации... 91
3.2. Мотивационные, социальные характеристики и уровень физического состояния... 94
3.3. Методика погружения в режим оздоровления. Режим дня как средство реализации оздоровительного процесса... 95
Стр.
3.4. Методики оздоровления, используемые в школах здорового образа жизни... 102
3.4.1. Физические упражнения и утренняя гимнастика ... 102
3.4.2. Схема и методика проведения бега с динамической медитацией .. 105
3.4.3. Дыхание... 109
3.4.4. Закаливание... 111
3.4.5. Питание в школе здорового образа жизни... 113
3.5. Освоение методик психофизической саморегуляции, релаксации — аутогенная тренировка, различные виды медитации... 115
3.6. Расширение знания в области здорового образа жизни... 118
3.7. Разработка программы обучения специалистов по программе здорового образа жизни... 119
Глава 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛ
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ... 120
4.1. Организация и проведение эксперимента в школе здорового образа жизни в апреле- мае 2002 года («Буревестник», г. Туапсе)... 124
4.2. Изменения в некоторых параметрах физического состояния в результате занятий в школе здорового образа жизни (октябрь 1993 г., «Буревестник», г. Туапсе)... 129
4.3. Улучшение анамнестических показателей состояния здоровья в результате занятий в школе здорового образа жизни (1997 - 2000 гг.)... 133
4.4. Изменение психоэмоционального состояния в итоге занятий в школе здорового образа жизни, в частности, в результате тренировок в беге с медитацией... 140
ЗАКЛЮЧЕНИЕ... 145
ВЫВОДЫ... 147
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ... 149
ЛИТЕРАТУРА... 150
ПРИЛОЖЕНИЯ... 165
4
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы здорового образа жизни очевидна. В федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29 апреля 1999 года, определены приоритеты государственной политики в области физической культуры. Это всестороннее развитие человека, утверждение здорового образа жизни, формирование потребностей в физическом и нравственном совершенствовании, создание условий для занятий физической культурой и спортом, начиная с раннего возраста и на протяжении всей жизни человека.
В настоящее время, когда более 80% выпускников школ не могут быть признаны здоровыми, когда численность населения России ежегодно убывает на 1 млн. и с будущим печальным прогнозом Госкомстата, все цивилизованные культурные силы нашего общества должны сосредоточиться на этом и внести посильный вклад в предотвращение гибельных процессов. Важную роль должна сыграть здесь физическая культура, непосредственно связанная со здоровьем населения, с воспитанием и развитием молодежи, поддержанием активного творческого периода жизни, с сохранением преемственности поколений.
Наша работа началась более 15-и лет назад, с попыток использования в оздоровлении нетрадиционных способов и методов, имеющих древние корни и богатый опыт практической реализации. Принципиально грубый метод тоталитарной практики, основанный на сугубо материалистической основе и декларирующий безграничную интенсификацию - сильнее всех, выше всех, дальше всех — подходит разве только для здоровых людей, военнослужащих, классных спортсменов и не позволял охватить все слои населения, тем более имеющих какие либо проблемы со здоровьем.
Требовалась гуманизация этого раздела, усложнение информационного потока, углубление культуры, поиски новых подходов к решению сложных вопросов.
В настоящее время в науке и практике оздоровления физической культу-
рой имеются интересные педагогические подходы для работы с населением, а также созданы автоматизированные диагностические программы обследования. Для оценки здоровья разработаны и используются различные оценочные компьютерные программы: программа «Фактор» (для определения уровня физического развития и нервно-психической адаптации); программа «Fitness» (для обеспечения контроля физического состояния основных систем жизнеобеспечения человека); компьютерная программа «Мини-шейпинг» (для тестирования и осуществления коррекции индивидуального развития и функциональных возможностей организма); компьютерная программа «Атлет» (количественная оценка уровня здоровья); программа «АСКОРС» (определяет риск возникновения наиболее распространенных патологических синдромов и состояний - гипертонии, ишемической болезни сердца, болезни эндокринной системы, печени и т. д.); программа «Шкала соматического здоровья» по методу проф. Г.Л. Апа-насенко, [1992] оценивает здоровье по величине энергопотенциала индивида, уровень здоровья оценивается в баллах.
Вопросы квалиметрии (количественной оценки) здоровья в аспектах здорового образа жизни (в том числе с применением автоматизированных систем), рассматривались многими авторами (P.M. Баевский, А.П. Берсенева, 1992; В.М. Зациорский, 1989; Э.М. Казин и др.,1992; Т.В. Карсаевская, 1991; Л.А. Косач, А.С. Гринберг, 1986; Ю.А. Кукушкин, и др. 1993; В.Л. Марищук, В.И. Евдокимов, 2001; и др. 1990; А.И. Субетто, 1991; И.Б. Ушаков и др., 1999; Academy women, 1980; Y.B. Aguassis, 1979; A. Boweing, 1991; D. Canter, J. Nanke, 1995; R. Moos, 1974; A. Morris, 1998; J. Larson, 1994; и др.)
В тоже время, применение в данных целях средств физической культуры и спорта достаточно полного обоснования пока не получило. С организационной стороны внимание чаще акцентируется на отдельных важных вопросах (Н.А. Агаджанян, А.А. Катков, 1989; Н.М. Амосов, 1987; А.Ф. Бойко, 1990; и др.; Д.Н. Давиденко и др.,1996; К. Купер, 1987; И.В. Муравов, 1979; В.П. Пет-
ленко, 1996; Г.С. Шаталова, 1997; И.И. Шмальгаузен, 1982; А.И. Яроцкий, 1986).
Необходимо больше обращаться к комплексному применению физических упражнений в сочетании с использованием природных факторов, закаливания, соблюдением режима естественной адаптации и, что не менее важно, углубленного понимания людьми сущности здорового образа жизни, формирования соответствующей мотивации, активного стремления к практической реализации ЗОЖ в повседневной жизни. Важно, чтобы в данном аспекте находили свое место и положения физической культуры личности (В.Л. Марищук, Н.В. Романенко, 1996 и др.).
В теории и методике оздоровительной физической культуры остро стоит проблема использования технологий оздоровления населения для воспитания сознательного отношения к своему здоровью.
При ООН действует Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), которая определила здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Это идеал, к которому должно стремиться человечество, каждый из нас. И недаром Вестник Балтийской Академии [выпуск 16, 1997] вышел под девизом «Здоровье человека- главная ценность». Это область интенсивных научных разработок, выделяющая специализации: валеологию - науку об индивидуальном здоровье человека, об общественном здоровье (в рамках стран, регионов, коллективов) [И.И. Брехман, 1987; В.П. Петленко, 1982, 1996; Д.Н. Да-виденко и др.,1996].
В аспектах здоровья, здорового образа жизни (ЗОЖ) трактуется развивающаяся ныне теория "качества жизни" (Н.А. Агаджанян и др., 1996; В.И. Евдокимов, 2001; Л. Леви, Л. Андерсон, 1979; В.Л. Марищук, В.М. Князев, 2002; К.С. Петровский, 1982; Е.А. Пирогова, 1986; И.Б. Ушаков и др., 2000; О.Н. Чур-ганов и др.2002; J. Larson, 1994; Е. Palmore, С. Luikart, 1972; и др.)
Если здоровье рассматривать в системе ценностей личности, то отноше-
ние современного человека к своему здоровью носит парадоксальный характер. На уровне личности, как показывают многочисленные отечественные и зарубежные исследования, здоровье занимает высокое место среди жизненных ценностей. Оценивая набор из 10 жизненных ценностей в балльной системе, респонденты назвали третьей по важности ценностью здоровье. На первом была работа, на втором - семья, [И.В. Журавлева и др., 1993]. Но из последующих вопросов выяснилось, что высокое место в структуре ценностей здоровье заняло потому, что, будучи качественной характеристикой личности, способствует достижению многих целей и удовлетворению потребностей человека, как единственное средство в условиях сегодняшней экономической и социальной реальности нашего общества. В этом случае здоровье становится, нередко, предметом жестокой эксплуатации. Молодежь, в ответах на вопрос: «Что способствует достижению жизненного успеха в первую очередь?», на первое место поставила «здоровье», на второе - «материальный достаток», на третье - «силу характера».
В настоящее время, как никогда ранее, возрастает значение сохранения и укрепления здоровья нации, нуждающейся в подготовке молодежи к труду и защите Родины, увеличении продолжительности активной жизни всего населения. В условиях массированного, идеологического воздействия средств массовой информации, подмены нравственных ориентиров, забвения национальных традиций и обычаев необходимо интенсивно воздействовать на все слои населения пропагандой форм здорового образа жизни, которые удобно сочетаются с физкультурно-оздоровительной работой. Все это характеризует и подчеркивает актуальность проведенного исследования.
Использование физкультурно-оздоровительных технологий принимает различные организационные формы, такие как Клубы здоровья, Фитнесс-клубы и т.д.
В настоящее время дискутируется содержание отдельных физкультурно-оздоровительных технологий, направленных на сохранение и укрепление физи-
ческого и психического здоровья человека, но единая формулировка того, что входит в данное понятие, отсутствует, что характеризует и усиливает актуальность проблемы изучения и поиска новых путей решения задачи организации и построения здорового образа жизни человека, особенно в новых социальных условиях.
В нашей работе мы приняли формулировку физкультурно-оздоровительной технологии, включающей в себя элементы здорового образа жизни (движение, дыхание, закаливание, питание, психологический настрой), что соответствует понятию ВОЗ - здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Предполагается, что воздействие физкультурно-оздоровительных технологий на базе школ здорового образа жизни соответствует требованиям, предъявляемым к физическому и психическому здоровью человека.
Последние 14 лет активно пропагандируется оздоровительная физическая культура в нашей, административно учрежденной школе здорового образа жизни (школа ЗОЖ). Опыт работы в данной школе показывает, что в процессе занятий разрешаются личные проблемы со здоровьем населения при культурном одновременном росте личности, расширении круга интересов и росте уровня сознания, повышении творческого потенциала, внедрении новых разработок в повседневную жизнь трудящихся. Научного обоснования программ для населения и практических разработок по использованию форм самостоятельных занятий недостаточно.
Вышеизложенное еще раз определяет актуальность проведенного исследования, связанного с безусловной потребностью организации и обеспечения здорового образа жизни для широких масс людей и наличием в данной области ряда еще не достаточно решенных вопросов, в частности по практической организации данной работы в сложных современных социально-экономических условиях.
Объект исследования - методики оздоровительно-профилактической
работы с людьми в школе здорового образа жизни.
Предмет исследования - система комплексного воздействия физкультурно-оздоровительных технологий, включающая в себя передачу и усвоение знаний о сущности здорового образа жизни, мотивирующих к его достижению, навыки и умения их реализации.
Методологическую основу проведенного исследования составили положения диалектики; о причинно-следственных связях, переходе количественных изменений в качественные, о категории меры и др. (B.C. Добриянов, 1968; В.М. Моллаков, 1989; Н.А. Пономарев, 1978; А.Д. Шептулин, 1983; и др.), положения системного подхода: выбор системообразующего фактора, выделение узловых компонентов выбранных систем, определение механизмов обратной связи и др. (В.Г. Афанасьев, 1980; И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин, 1973; В.И. Садовский, 1974; А.И. Уемов, 1978; и др.).
Теоретическая основа диссертации определена положениями общей и спортивной педагогики, теории, методики и организации физического воспитания, теоретических положений физической культуры и спорта, работами из-, вестных гигиенистов и физиологов (Н.А. Агаджанян, А.Н. Катков, 1989; П.К. Анохин, 1975; Г.Л. Апанасенко, 1988; Ю.К. Бабанский, 1989; В.И. Вернадский, 1977; Д.Н. Давиденко, 1996; В.П. Казначеев, 1983, А.Н. Колгушкин, 1997; К. Купер, 1987; С.С. Либих, 1979; В.Т. Лободин, 1995; Л. Лэмберг, 1998; Э. Майн-берг, 1995; В.Л. Марищук, 1982; А.А. Микулин, 1977; А.С. Мозжухин, 1984; И.В. Муравов,1979; В.П. Петленко, 1996; В.Н. Платонов, 1988; М.В. Прохорова, 1992; Л.И. Рувинский, 1969; А.А. Сидоров, М.В. Прохорова, Б.Д. Синюхин, 1996; А.А. Сидоров, Б.В. Иванченков, А.А. Карелин, В.В. Нелюбин, 2000; Г.С. Шаталова, 1998; и др.).
Научная новизна и теоретическая значимость работы состоит в том, что обоснована, разработана и успешно реализована в условиях специально созданной школы ЗОЖ новая система комплексного применения ряда физкультурно-оздоровительных технологий, сочетаемых с передачей и усвоением зна-
10
ний о сущности ЗОЖ, что обеспечило рост соответствующей мотивации к занятиям в данной школе, значимый позитивный эффект в улучшении как физического, так и психического состояния занимающихся, повышение их стремления активно укреплять свое здоровье, осваивать методики ЗОЖ.
Практическая ценность диссертации заключается в разработке конкретных практических комплексных методик работы в школе здорового образа жизни, в успешном их применении и стимулировании к самостоятельным занятиям лиц, обучаемых в данной школе.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Теоретическое и экспериментальное обоснование положения о том, что комплексное использование специально разработанных систем и элементов здорового образа жизни, включающие в себя также теоретическое усвоение его сущности, определяет значимое улучшение физического и психического здоровья человека.
2. Доказательство, что предлагаемая организация комплексного воздействия методик школы ЗОЖ обеспечивает позитивный педагогический эффект.
3. Доказательство эффективности теоретического и экспериментального обоснования разработанных положений учебной программы ЗОЖ для работы с населением.
11
Глава 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ ЗАДАЧ
ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Проблемы здоровья человека и его восстановления
В современном мире на фоне научно-технических достижений в отдельных областях человеческой деятельности происходят глобальные изменения в биосфере Земли и, в частности, деформация биологической природы человека, сопровождающаяся опасными последствиями.
Социально-демографические преобразования последних десятилетий привели к повышению ценности здоровья у трудоспособного населения всех возрастов. Например, если в 1991г. только 13% мужчин моложе 25 лет и 52% мужчин старшего возраста включали здоровье в число основных приорететов, то в 1999г. в каждой группе таковых стало больше - 75% [В.К.Овчаров, Т.М. Максимова, В.В. Белов, 2002].
Демографическое движение России показывает, что в последнее десятилетие уровень смертности значительно превышает уровень рождаемости (табл.
О-
Таблица 1
Естественное движение населения России на 1000 населения
(поЕ.А. Тищук, 2001)
Показатель Годы
1987 1993 1995 1997 1998 1999 2000 2001
Рождаемость 17.2 9.4 9.3 8.6 8.8 8.4 8.7 9.0
Смертность 10.5 14.5 15.0 13.8 13.6 14.7 15.3 15.8
Естественный прирост 6.7 -5.3 -5.7 -5.2 -4.8 -6.3 -6.6 -6.8
Социально-экономический и нравственный кризис привел к нарастанию темпов смертности, прежде всего трудоспособного населения. Так, в возрастной группе 25 - 29 лет смертность увеличилась с 1987 по 1994г. (ставшим пиком кризиса в отношении смертности) в 2 раза; 30 - 34 года - в 2,8 раза; 35 - 39 лет в 2,3.раза; 40 -44 года - в 2,3 раза; 45 - 49 лет - в 2,0 раза. Рост смертности,
12
как правили, был обусловлен причинами, выходящими за пределы компетенции здравоохранения (убийства, самоубийства, дорожно-транспортные происшествия, случайные травления алкоголем и др.).
Например, смертность по классу травм и отравлений в целом с 1987 по 1994гг. возросла в 2,7 раза. По причине случайных отравлений алкоголем увеличилась в 4,7 аза, по причине убийств в - 4,4 раза, самоубийств в 2,0 раза [Государственный доклад.. .2002]. Данные сведены в табл.2.
Таблица 2
Динамика причин смерти трудоспособного населения в РФ (на 100 000 населения) (по Е.А. Тишуку, В.О.Щепину, 2001).
Причина смерти 1987г. 1991г. 1992г. 1994г. 1995г. 1996г. 1997г.
Класс 1: инфекционные и паразитарные болезни 10,9 11,9 13,8 23,3 24,9 26,6 26,6
В том числе туберкулез — 10,1 11,9 19,3 21,2 23,7 23,3
Класс II: новообразования 102,8 102,8 103,2 104,6 101,5 97,2 93,9
Класс VII: болезни системы кровообращения 142,2 138,2 156,5 245,2 224,1 198,6 175,9
Класс XVII: травмы и отравления 119,8 183,5 228,8 328,7 311,3 272,2 239,0
В том числе: - самоубийства - убийства - отравление алкоголем 28,0 10,6 п,з 34,2 23,0 16,4 41,2 34,1 25,9 56,4 46,8 53,0 56,1 44,2 41,4 53,0 37,9 33,3 49,1 33,5 25,8
Класс VIII: Болезни органов дыхан. 20,1 18,0 21,2 41,0 38,6 32,6 26,9
Класс IX: Болезни системы пищеварения 15,7 15,8 19,7 34,5 35,5 31,3 27,1
Всего 448,0 502,4 581,4 840,8 798,5 710,0 633,2
Удельный вес реально предотвратимых случаев смерти от травм и отравлений в России достигает огромных значений. В России смертность мужчин
13
в возрасте 25-34 лет от этих причин в 36,4 раза выше, чем в Великобритании; в возрасте 35-40 лет - в 33,2 раза; в возрасте 45-54 лет - в 55,7 раз. В отношении убийств смертность у мужчин в России еще выше, чем в Великобритании (Е.А.Тишук, В.О.Щепин, 2001).
Предупреждение этих потерь населения не требует крупных затрат, и преимущественно определяются усилиями социальных, а не медицинских служб. Например, сравнительные данные смертности трудоспособного населения России и Великобритании в 1995 г. показывают, что от туберкулеза в России умерло больше, чем в Великобритании мужчин в возрасте 25-34 лет в 102,0 раза; в возрасте 35-44 лет - в 122,8 раза; в возрасте 45-54 лет- в 162,0 раза.
Появилось понятие - «сверхсмертность». Смертность за 1992-2000 гг. составила 5 млн. человек (И.А. Гундаров, 2001). По критериям медицинской науки такие процессы называются эпидемией, которые могут быть инфекционного и неинфекционного (коллективный психоз, вспышка самоубийства и т.д.) характера.
Г.И. Царегородцев и др. (1983), отмечают, что в условиях усложнения современной жизни человека ликвидация всех патогенных факторов природной и общественной среды невозможна. Поэтому, необходима профилактическая работа, с целью повышения здоровья населения. Среди различных видов такой профилактики ученые называют закрепление разносторонней устойчивости организма к внешним раздражителям, включение функциональных резервов (И.В. Аулик, 1979; В.А. Бодров, 2000; Л.П. Гримак, 1978; И. Калайков, 1984; Б.М. Коган, 1980; В.И. Медведев, 1984; В.Н. Платонов, 1988; Л.П. Примак, 1987; А.С. Солодков, 1982), а также включение различных механизмов адаптации (Н.А. Агаджанян, 1996; З.И. Барбашова, 1972; Л.П. Гримак, 1987; В.Л. Мари-щук, В.И. Евдокимов, 2001; В.П. Казначеев, 1983; Ф.З. Меерсон, 1981; и др.).
В наш век «умных машин», облегчающих труд на производстве и в быту, на долю человека приходится все меньше физических усилий. Роль человека постепенно сводится к контролю за управлением и действием своих механиче-
14
ских и электронных помощников. Экономисты подсчитали, что в настоящее время на каждого жителя Земли приходится в среднем около ста различных технических устройств и механизмов, облегчающих и заменяющих физический труд. В середине 19 века из всей энергии, производимой и потребляемой на Земле, 94% приходилось на мышечную силу человека и домашних животных, в 20 веке мускульная сила используется на 1%. Таким образом, человек в течение всего лишь одного столетия разрушил созданное многовековой эволюцией равновесие между потребностями в движении и их реализации. В результате появился «феномен века», гипоксия - гиподинамия, которая стала причиной многих заболеваний (Н.А. Агаджанян, 1996; Л.Брагина, 1987; В.П. Загрядский, З.К. Суллимо-Самуйло, 1982; А.В. Коробков, 1962, И.М. Товбин, 1958; С. Ogle, 1957). Избавиться от гиподинамии помогают только активные и систематические занятия физической культурой и спортом, применяя различные физкультурно-оздоровительные технологии и методики. Правильно подобранные занятия воспитывают волю, упорство, целеустремленность, организуют правильный режим дня, облегчают отказ от вредных привычек, нормализуют сон, вес, дают самодостаточность, удовлетворенность жизнью, психическое равновесие. Н.Т. Белякова и др., [1984]; П.И.Готовцев, [1985]; А.П. Голиков, [1985]; М.Ф. Гри-ненко, Г.С.Решетников, [1984]; А.А. Гужаловский, [1983]; Д.М. Аронов, [1985]; А.С. Авдулина, [1985]; считают, что двигательная активность - необходимость современности. Они рекомендуют, как бороться с гиподинамией средствами физической культуры, как определить дозу необходимых современному человеку физкультурных занятий, как правильно в зависимости от возраста и пола проводить ежедневную утреннюю гимнастику, закаливающие процедуры, занятия дозированной ходьбой и т.д.
Как жить, чтобы укрепить свое здоровье, сохранить до глубокой старости ясный ум и работоспособность? Отвечая на этот вопрос, известный русский хирург, профессор Н.М. Амосов [1983], пишет, что «для здоровья необходимы четыре условия: физические нагрузки, ограничения в питании, закалка и умение
15
отдыхать. И еще пятое — счастливая жизнь!».
В своей книге «Стресс и адаптация» Б.М. Коган [1980], предупреждает, что «организм человека не всегда может адаптироваться к возрастающим психологическим нагрузкам». Вот почему проблема повышения эмоциональной устойчивости человека в центре внимания исследователей. К эффективным способам воздействия на нервную систему с целью снижения напряжения можно отнести ведение человеком здорового образа жизни. Это систематические занятия физической культурой, соблюдение правильного режима труда и отдыха, рациональное питание, полноценный сон, способность переключаться с отрицательных эмоций на положительные, увлечение любимым делом, различные психофизические тренировки. Использование этих средств профилактики эмоциональной напряженности повышает работоспособность человека в экстремальных условиях, улучшает переносимость стрессовых состояний и препятствует развитию болезней адаптации. «Относительной новинкой является попытка сочетать в единой системе «обычные» физические упражнения с различными вариантами психорегулирующей тренировки. Таких систем сейчас предложено несколько. Они лишены религиозности или мистических черт и носят «светский характер» (В.М. Зациорский, 1980). Многие методики приведены в книге Н. Петрова [1986], «Самовнушение в древности и сегодня», где подробно рассказывается о методиках Востока и Запада и даются грамотные рекомендации по использованию этих методик в настоящее время. Популярностью пользуются методы М. Норбекова [1996]; В.Т. Лободина [1994,1995]; К.В. Динейка [1986]; Г.С. Шаталовой [1997,1998] и др.
Многочисленные исследования свидетельствуют о благоприятном влиянии регулярных занятий физическими упражнениями на здоровье и физическое состояние человека любого возраста (Н.А. Агаджанян, 1989; Н.М. Амосов, 1987; П.К. Анохин,1975, 1980; А.С. Залманов, 1991; А.С. Мозжухин, 1982 и др.). В различные периоды эти занятия преследуют разные цели. В молодом возрасте они должны быть направлены на совершенствование физического раз-
16
вития и физической работоспособности. Физические упражнения в среднем возрасте используются для укрепления здоровья и профилактики заболеваний, повышения общей и профессиональной работоспособности, удлинения трудового периода жизни, предупреждения преждевременного старения. В преклонном возрасте средства физической культуры применяются для сохранения здоровья и активного долголетия, замедления инволюционных процессов, предупреждения прогрессирования хронических заболеваний и возможных осложнений.
Регулярные занятия физическими упражнениями, закаливанием, дыханием, рациональное питание, психогигиена способствуют включению человека в систему здорового образа жизни, при котором формируется полная гармония душевного, социального и физического благополучия.
«Прорыв российского интеллекта в науках о здоровье человека» по словам академика В.П. Казначеева [1983], является в какой-то мере реакцией на кризис современной медицины, не сумевшей обеспечить решение проблемы здоровья человека. При возникновении новых заболеваний (более 30 за последние 20 лет - СПИД, лихорадка Эбола и др.) проходят эпидемии неинфекционных заболеваний и возвращение «старых» заболеваний, но уже в резистентной форме (туберкулез, малярия, холера и др.). Появились полисиндромные состояния, когда каждый узкий специалист ставит «свой» диагноз. При арсенале несколько десятков тысяч лечебных препаратов с комплексом сложных свойств и показаний усилия клинической медицины неэффективны и решение ряда проблем лежит в области совершенствования механизмов саморегуляции, расширении функциональных резервов, достижении утерянной гармонии в структуре организма и личности. На это же указывает и высокая стоимость современной медицины, когда среднестатистический больной при тяжелом заболевании за последние 10 недель жизни теряет все состояние, нажитое за всю жизнь.
Попытка изложения проблем и средств оздоровления представлена в ва-леологическом кодексе России, разработанном доктором филосовских наук,
профессором В.П. Петленко [1996].
Провозглашая право человека на здоровье, В.П. Петленко возлагает на человека обязанности думать о здоровье и самому делать здоровье, т.е. укреплять его. Бороться с пагубными привычками и неумеренным образом жизни, формировать стиль здорового образа жизни.
Здоровье провозглашено базисной основой всей полноты жизни, трудоспособности, продолжительности жизни, активности и независимости личности.
Человек должен знать свой потенциал здоровья и жить в соответствии со своей телесной и духовной конституцией.
Долг родителей - избавить своих детей от расплаты за их грехи и нездоровый образ жизни, т.е. каждый должен внести свой личный вклад в генетический фактор здоровья.
Считая человека потенциально способным быть здоровым, семья и школа должны дать основы здорового образа жизни каждому - как ПОЗНАТЬ СЕБЯ и как СОТВОРИТЬ СЕБЯ.
Здоровье прочно связано со служением другим людям, с любовью, красотой, радостью, гармонией души и тела, жизнью, достойной человека. Связано оно и с экологией страны, района, семьи. Представления о здоровье должны входить в сознание каждого человека с малых лет до зрелого возраста.
Предлагаемая автором система ЗОЖ дает людям практические навыки сохранения здоровья. Она включает в себя факторы питания, закаливания, дыхания, физические нагрузки, положительный психоэмоциональный настрой и познание и принятие сути здорового образа жизни.
Прежде, чем изложить основные принципы методики ЗОЖ, автор проанализировала различные виды оздоровительных программ, применяемых в различных странах мира, соотнеся их с особенностями проживания в Северозападном регионе Российской Федерации, учтя особенности русского национального характера, привнеся собственный опыт оздоровления.

Год

Страниц

2003 165

Подбор и доставка диссертаций www.500rublei.ru | Подписка: RSS-лента