Тема: Психологическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста средствами игротерапии

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Глава 1.
Глава 2.
Теоретический анализ научной литературы по проблеме возникновения и коррекции страхов у детей дошкольного возраста средствами игротерапии.
1.1. Проблема детских страхов в психологии.
1.2. Причины возникновения страхов у детей старшего дошкольного возраста.
1.3. Игра как ведущая деятельность дошкольников.
1.4. Игротерапия как основное средство коррекции страхов у детей.
Организация и методы исследования. Основные этапы реализации коррекционной работы.
2.1. Организация исследования. Описание и обоснование методов исследования.
2.2. Методы коррекционной работы.
2.2.1. Метод конгруэнтной коммуникации.
2.2.2. Игротерапия.
2.2.3. Сказкотерапия.
2.2.4. Метод арттерапии.
2.2.5. Психогимнастика.
2.3. Основные этапы реализации коррекционной программы. Обоснование структуры коррекционной программы.
12 12
23 36 46
60
60 68
68 72 82 84 93
96
Глава 3.
Заключение
Литература Приложение
Анализ результатов исследования детских страхов и их коррекция.
3.1. Особенности проявления детских страхов у детей старшего дошкольного возраста.
3.2. Психологическая коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста.
3.3. Результаты психокоррекционной работы с детьми, испытывающими различные страхи.
105
105 118 122
134
139
148
\\
4
ВВЕДЕНИЕ.
Проблема страхов у детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность как в научном, так и в практическом плане и требует безотлагательных поисков продуктивного её решения. На сегодняшний день отмечается тенденция к увеличению количества детей со страхами. Причина скрывается не только в индивидуальных особенностях детей, но и в наличии личностной неопределенности и беспокойства значительной части населения, большого количества стрессов, явной невротизации общества, в отсутствии безопасности,.
Дошкольный возраст характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение этого этапа становления личности во
*" многом определяется тем, как складываются отношения ребенка со
¦|
¦ взрослыми. Увеличение числа неврозов у родителей сказывается на
>,
j увеличении числа страхов у детей, порождая своеобразный замкнутый
1] круг, разорвать который можно только одновременным оказанием
эффективной и доступной психологической помощи всем его участникам.
Страх, как и другие неприятные переживания не является ф) однозначно "вредным" для ребенка. Любая эмоция выполняет
определенную функцию и позволяет ориентироваться в окружающей его предметной и социальной среде. Так, страх защищает человека от излишнего риска, регулирует деятельность, поведение, уводит от опасностей, возможности получения травмы. В этом проявляется охранительная функция страхов. Детские страхи - это обычное явление для детского развития. Страх, как любое переживание является W> полезным, когда выполняет свои функции, а потом исчезает, но когда
страх не исчезает долгое время, или у ребенка содержится большое количество страхов, то здесь можно говорить о предневротическом состоянии ребенка, что в свою очередь может передти в невроз страха,
5
что является патологическим состоянием, при этом у ребёнка возникает состояние психического напряжения, скованности, поведение становится более пассивным, вместо непосредственности и открытости развивается отгороженность, замкнутость.
Дети старшего дошкольного возраста начинают осознавать всю сущность реального мира и ограниченность своих возможностей. С помощью эмоций они пытаются передать нам информацию о происходящем внутри них. Известно, что эмоции - это переживания своего личного отношения к действительности, а также переживания состояния, возникающего в процессе взаимодействия с окружающей средой. Так как игра в этом возрасте является ведущим видом деятельности, то мы считаем что, основным коррекционным средством страхов у детей является игротерапия.
Отечественная и зарубежная психология накопила немалый опыт применения различных видов игр с целью психотерапии при нервных, психических и соматических заболеваниях детей (З.Фрейд, А.Фрейд, Д.Леви, М.Клейн, В.Акслайн, А.И.Захаров, А.С.Спиваковская, В.И.Гарбузов, В.С.Мухина, Д.Б.Эльконин, В.В. Ветрова и другие). Накопленные знания уже сегодня позволяют в ряде случаев достаточно эффективно выявлять и корректировать страхи у детей-дошкольников. Вместе с тем, недостаточная разработка и использование знаний по психологической коррекции страхов у детей зачастую приводит к негативным последствиям. Поэтому диссертации "Психологическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста средствами игротерапии" актуальна в наши дни и заслуживает дальнейших Ль исследований.
6
Гипотеза исследования заключается в том, что детские страхи носят комплексный характер, поэтому работа по уменьшению страхов у детей старшего дошкольного возраста должна осуществляться с помощью системы психокоррекционных методов и приёмов (игротерапия, сказкотерапия, арттерапия, психогимнастика), где игротерапия выступает в качестве основного, системообразующего наиболее эффективного метода коррекции. Такая система позволяет уменьшить проявление страхов у детей-дошкольников и ведёт к положительным изменениям в эмоциональной сфере ребёнка, установлению положительных межличностных взаимоотношений в семье и в группе сверстников.
?. Целью исследования является изучение страхов у детей старшего
дошкольного возраста и их психологическая коррекция средствами игротерапии. ) Задачи исследования:
1. Изучить особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста и причины их возникновения.
2. Разработать на основе результатов экспериментального исследования системную программу психологической коррекции страхов у детей.
3. Исследовать влияние игротерапии, сказкотерапии, арттерапии и психогимнастики на изменение эмоционального состояния и социального поведения детей, переживающих страхи.
Объект исследования - дети старшего дошкольного возраста,
испытывающие различные страхи.
Предмет исследования - страхи детей дошкольного возраста и их
коррекция.
7
Положения, выносимые на защиту:
1.Игра, являясь ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, выступает не только в качестве способа усвоения социального опыта, но ив качестве эффективного средства уменьшения переживания страхов у дошкольников. Поэтому игротерапия является основным диагностическим и психокоррекционным средством для детей, испытывающих различные страхи. Игровая терапия, основанная на директивном подходе к детям , более эффективна, чем недирективная.
2.Комплексное использование игротерапии, арттерапии,
сказкотерапии, психогимнастики позволяет эффективно снимать
страховые реакции у детей-дошкольников, улучшать эмоциональное
^ самочувствие ребёнка, корректировать межличностные
\ взаимоотношения в семье и в группе сверстников.
3.Совместное участие родителей и детей в психокоррекционном процессе создаёт эффект фасилитации, что позволяет интенсифицировать процесс коррекции страхов у детей дошкольного возраста.
Методологической основой исследования является представление ,ш о субъективном характере психики, принцип развития психики в
т
поведении и деятельности, получившие разработку и подтверждение в работах ряда отечественных и зарубежных психологов: К.Роджерса, Г.Лэндрета, М.Е.Бурно, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева Д.Б.Эльконина, А.М.Свядоща, Б.Д.Карвасарского, О.А.Карабановой, А.И.Захарова, А.С.Спиваковской, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой, А.Л.Гройсмана, Т.И.Комиссаренко, В.В.Ветровой и др.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в обосновании выбора игротерапии как основного реабилитационного метода при коррекции детских страхов.
g
Разработана и апробирована коррекционно-развивающая программа эмоциональной реабилитации детей старшего дошкольного возраста, переживающих различные страхи, представляющая собой систему психокоррекционных методов и приёмов (игротерапия, сказкотерапия, арттерапия, психогимнастика), где игротерапия выступает основным методом психологической коррекции страхов у детей.
Выявлены большие психокоррекционные возможности группового взаимодействия детей и их родителей с целью восстановления социального статуса детей, имеющих различные страхи.
Практическая значимость исследования.
,и В диссертации научно обоснована и практически апробирована
программа психологической коррекции страхов у детей дошкольного возраста, которая позволяет сделать процесс реабилитации управляемым, целенаправленным и действенным.
Практическая значимость результатов исследования состоит расширении возможностей своевременного диагностирования и коррекции симптомов страхов у детей дошкольного возраста.
м. Результаты эксперимента и соответствующие рекомендации будут
полезны в работе психологов, социальных педагогов, воспитателей детских садов и гувернёров в проведении воспитательной работы, в работе реабилитационных центров и социально-психологических служб .
Материалы диссертации могут быть использованы при чтении курсов : «Детская и семейная практическая психология и психотерапия», «Возрастная психология» в педагогических вузах, институтах усовершенствования педагогов, реабилитационных центрах.
Методы исследования.
В качестве основных методов исследования выступили следующие: наблюдения, беседы с дошкольниками и их родителями, игровой метод
9
(недирективный подход). В качестве конкретных методик использовались следующие:
а) для обследования детей :
- С-шкала «Опасения и страхи у детей» (А.И.Захаров); " - «Семейное интервью» (А.И.Захаров);
- методика Рене Жиля;
- рисуночный тест «Семья глазами ребёнка»;
- цветовой тест Люшера;
- тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен).
б) для обследования родителей:
- опросник «Опасения и страхи у взрослых» (А.И.Захаров); ^ - цветовой тест Люшера;
I - личностная шкала проявлений тревоги (J.Teylor, 1953); ч
; - шкала депрессии (адаптирована Т.И.Балашовой).
| Достоверность полученных результатов обеспечена
репрезентативностью выборки испытуемых, а также адекватной количественной и качественной обработкой экспериментальных данных. ,л Организация исследования и экспериментальная база.
т
Детско-юношеский центр досуга (Северное окружное управление образования г.Москвы), социально-психологическая служба, «Кабинет доверия». В исследовании приняли участие: 100 детей старшего дошкольного возраста (5-7лет) и 80 взрослых (родители, бабушки, дедушки); всего - 180 испытуемых.
Диагностический этап и этап коррекционного воздействия заняли период с сентября 1999г. по май 2001г.
Апробация результатов исследования проходила на аспирантском обьединении и на заседании кафедры психологии МПГУ.Результаты исследования докладывались на научно-практических
10
конференциях, а также прошли апробацию в СПС ДЮЦД, в лечебно-консультативном и учебном центре А.И.Захарова (г.Санкт-Петербург), на занятиях по повышению квалификации педагогов ДЮЦЦ (САО, г.Москва) и на занятиях со студентами дефектологического факультета МГТГУ.
Структура диссертации.
Диссертация структурно представлена введением, тремя главами, заключением. Включает в себя список использованной литературы (168 наименований, из них 10 на иностранном языке) и приложение.
Первая, глава посвящена обсуждению теоретических взглядов на проблему страхов и их исследования, включает в себя обширный ^ материал, накопленный в зарубежной и отечественной психологии.
Во второй главе формулируется гипотеза и задачи исследования, предлагается система взаимодополняющих методик уменьшения
i
страхов.
Третья глава включает количественную и качественную интерпретацию экспериментальных данных.
В заключении содержатся практические рекомендации,
,\ продиктованные полученными результатами.
#
Рукопись содержит 147 страниц основного текста , 20 таблиц, 10
гистограмм, 3 графика.
Основные положения диссертации отражены в публикациях: 1.Тапилина О-В. Психологическая коррекция страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами игротерапии. // сб. научн. тр. Mill У. Серия: психол.-пед. накуй.- М: Прометей, 2000. С.622-628.
2.ТапилинаО.В.Влияние внутрисемейного микроклимата на возникновение страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста.// сб. Прикладная психология и педагогика. Выпуск №8.
11
Международная Академия Информатизации, отделение психологии, М, 2000. С. 123-126.
З.Тапилина О.В. Семья и причины возникновения страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста. // сб. научн. тр. МПГУ. Серия: психол.-пед. накуй.- М: Прометей 2001. С.424 - 427.
12
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ИГРОТЕРАПИИИ.
1.1. Проблема детских страхов в психологии.
Для формирования концептуальных представлений о сущности феномена страха и выбора соответствующих методологических подходов к его коррекции представляется необходимым знакомство с теоретическими аспектами данной проблемы.
В рамках исследуемой проблемы необходимо определить понятийно-категориальный аппарат, на котором будет основываться дальнейшая логика изложения.
Страх принадлежит к категории фундаментальных эмоций человека. В психологическом словаре под редакцией А.В.Петровского даётся следующее определение: «Страх - эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительности или воображаемой опасности.».
В современном энциклопедическом словаре под редакцией В.П.Зинченко можно получить следующую информацию: «Страх,!) в психологии отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым его ценностям (идеалам, целям, принципам и т.п.).
2) Одно из основных понятий экзистенционализма. Было введено Кьеркегором, различавшим обычный «эмпирический» страх-боязнь, вызываемый конкретным предметом или обстоятельством, и неопределенный, безотчетный страх, тоску, метафизический страх, неизвестный животным, предметом которого является ничто и который обусловлен тем, что человек конечен и знает об этом. У Хайдигера страх открывает перед «экзистенцией» ее последнюю возможность - смерть.
13
3) Ранний психологизм, также различая рациональный страх перед внешней опасностью и глубинный, иррациональный страх, трактовал последний как результат неактуализированных жизненных стремлений, подавления невоплащенных желаний. В современном неофрейдизме страх становится как бы всеобщим иррациональным состоянием, связанным с иррациональным характером современного буржуазного общества, и главным источником невроза.
Ряд теорий происхождения религии, восходящих к античности (Демокрит, Лукреций, в новое время - Юм, Гольбах, Фейербах и др.), рассматривают чувство страха как причину возникновения религиозных представлений и верований».
^ Заслуживает внимания определение страхов в энциклопедии
: детского невролога [123]: «Страхи, разновидность отрицательных
; низших эмоций защитно-приспособительного характера, часто
встречающихся у детей».
Представляет интерес определение профессора А.И.Захарова, в котором он отмечает значение страха: «Страх - это своеобразное средство познания окружающей действительности, ведущее к более gt критичному и избирательному отношению к ней. Страх таким образом
может выполнять определённую социализирующую или обучающую роль в процессе формирования личности.»
В психологической и медицинской литературе страх классифицируется как ситуативно и личностно обусловленный; острый и хронический, инстинктивный и социально опосредованный; боязнь и тревожность как состояния, соответствующие страху; реальный (при конкретной угрозе) и воображаемый (на уровне представлений). По степени выраженности страх делится на ужас, испуг, собственно страх, тревогу, опасения, беспокойство и волнение. Страхи бывают возрастные (психологические) и клинические (патологические).
14
Возрастные страхи, по мнению А.И.Захарова, в некоторой степени отражают исторический путь развития самосознания человека. Вначале ребёнок боится остаться один, без поддержки близкого лица (в 7 мес), опасается посторонних, неизвестных ему лиц (в 8 мес). Далее он боится боли, высоты, гигантских (в его представлении) животных, временами он преисполнен суеверного ужаса перед Бабой Ягой и кощеем как символом зла и жестокости. Далее он боится темноты, огня и пожара, стихии, всего того, что было развито у первобытных людей, одухотворяющих многие неизвестные и опасные для них явления природы. Человек не смог бы выжить, пренебрегая этими страхами, передаваемыми из поколения в поколение и составляющими часть его жизненного опыта. В отличие от так называемых естественных, или природных, страхов социальные страхи приобретаются путём научения в процессе формирования личности, выражая определённые ценности, принятые в той или иной общественной среде.
Возрастные (психологические) страхи у здоровых детей обусловлены недостаточной информированностью о внешнем мире. Такие страхи всегда детерминированы, быстро проходят, не вызывая видимой дезадаптации. Клинические (патологические) страхи не всегда психологически понятны имеют выраженный и стойкий характер, приводят к дезадаптации детей или входят в структуру определённого заболевания. Повышенную склонность к страхам имеют дети с врождённой детской нервностью, резидуально-органической патологией, тревожно-мнительным характером, невротическими расстройствами. Иногда у детей с выраженной умственной отсталостью, шизофренией отмечается понижение склонности к страхам по сравнению со здоровыми. В детском возрасте психологические и патологические страхи не всегда можно чётко дифференцировать.
Чаще всего у детей встречаются ночные страхи и навязчивые
15
страхи - фобии - навязчивое состояние в виде непреодолимой боязни различных предметов, движений, действий, поступков, ситуаций и т.д.
Невропатия - наиболее распространённый вид врождённой нервности у детей, в происхождении которой играет роль наследственный фактор и стресс матери во время беременности.
Неврозы - группа наиболее распространённых нервно-психических расстройств, психогенных по своей природе, в основе к-рых лежат временные, т.е. обратимые, нарушения нервной системы, возникающие под влиянием психотравмирующих воздействий. Закладываются преимущественно в детстве в условиях нарушенных отношений с микросоциальным окружением, в первую очередь с !^ родителями. При неврозах на первый план выступают расстройства
эмоциональной сферы. Клинически выделяют три основные формы невроза: неврастения, истерия, невроз навязчивых состояний. Неврозы -обратимые расстройства. В их лечении особое место принадлежит методам психологической коррекции и психотерапии. Патогенетически обоснованное определение невроза принадлежит В.Н.Мясищеву: «Невроз - психогенное заболевание, в основе которого лежит неудачно,
* нерационально и непродуктивно разрешаемое личностью противоречие
между ней и значимыми для нее сторонами действительности, вызывающее болезненно-тягостные переживания: неудач в жизненной борьбе, неудовлетворения потребностей, недостигнутой цели, невосполнимой потери» [72]. Крупнейший зарубежный специалист по проблеме неврозов К.Ногпеу определяет невроз как психическое расстройство, вызванное страхом и защитой от этого страха, а также попытками отыскать компромисс в конфликте противоположных тенденций.
16
Страх преследовал человека еще с незапамятных времен. Был он и у первобытного человека, постоянно подвергавшегося опасностям. Но его страх имел инстинктивную природу и возникал в непосредственной опасности для жизни, как самого человека, так и его ближайшего окружения. Страх, как отмечает А.И. Захаров, является неотъемлемым звеном в эволюции человеческого рода, так как предотвращал опасные для жизни «безрассудные и импульсивные действия человека»[39; 15].
По мере развития психики человека и усложнения форм его жизни страх приобрел социально опосредованный характер и стал выражать целую гамму чувств и переживаний.
В своей основе страх является совершенно нормальной эмоцией, он также неотделим от жизни, как радость, любовь, печаль и гнев. Однако страх имеет гораздо большее значение, чем другие переживания человека: он защищает нас, людей, от того, чтобы мы не попадали в ситуации, за которые мы должны были бы при определенных-обстоятельствах расплачиваться своей жизнью. Он учит нас, как поступать в случаях возникновения опасности, учит выбирать правильную тактику поведения. Без этого важнейшего чувства человечество не смогло бы выжить. В сущности, при возникновении опасности человек имеет две возможности: напасть, т.е. действовать активно, либо пуститься в бегство. Какую из них он выберет, зависит от многих факторов, в том числе и от размеров угрозы, располагаемого опыта борьбы с ней, от своей физической и духовной конституции и своего воспитания.
Страхам подвержены не только взрослые, но и дети. Детские страхи стали предметом изучения с начала 20 века (S. Freud, 1906; P.Janet, 1909; Т. Ziehen, 1926). Оценивая вклад зарубежной психологии в изучение проблемы детских страхов стоит отметить работу Дэвида Леви (Levy, 1938г.), в которой развивались идеи терапии отреагирования для
17
работы с детьми, пережившими какое-либо травмирующее событие. Научное понятие отреагирования было впервые введено З.Фрейдом. «Отреагирование» обозначает новое эмоциональное переживание ситуации, которая некогда была пережита с чувством страха. Д.Леви считал, что воссоздание травмирующего события позволяет ребёнку освободится от боли, напряжения и страха, вызванных этим событием. Гоуф Хэмбидж (G.Hambiqe, 1955) дал более широкое описание работы Леви под заголовком "Структурная игровая терапия", где он более решительно вводил события. Следом за установлением терапевтических отношений, в сценарий непосредственно вводились ситуация продуцирующая тревогу и страх, она проигрывалась, а затем ребёнку разрешалось играть свободно, чтобы он мог оправиться от навязчивой ситуации. Показателен и опыт А.Фрейд в оказании помощи детям, пережившим бомбёжки Лондона в годы второй мировой войны. Если ребёнок имел возможность выразить в игре свои переживания, то он освобождался от страхов и пережитое не развивалось в психическую травму (тем самым и в невроз, по нашему мнению). Весомый вклад в изучение проблемы страхов внесли: Мелани Клейн, Д.Морено, Джесси Тафт и Фредерик Аллен, Вирджиния Экслайн. В дальнейшем страхи стали включать в раздел «Неврозы» и этой проблемой занялись такие исследователи, как Т.П. Симеон, Е.Е. Сканави, В.М. Бехтерев, Г.Е. Сухарев, В.Н. Мясищев, В.Е. Рожнов, Б.Д. Карвасарский, A.M. Свядощ, А.И. Захаров и другие.
Оценивая вклад отечественной психологии в понятие феномена страха необходимо отметить, что особый интерес для нашего исследования представляют работы: В.Н.Мясищева, И.П.Павлова, С.Т.Шатского, В.И.Гарбузова, А.С. Спиваковской и А.И.Захарова.
Профессор А.И.Захаров считает страх своеобразным средством познания окружающей действительности, ведущим к более критичному и

Год

Страниц

2002 148

Подбор и доставка диссертаций 500rublei.ru | Подписка: RSS-лента