Тема: Бюджет региона

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...3
1. РЕГИОНАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ...8
1.1 Экономическое содержание региональных бюджетов и их взаимосвязь с федеральным бюджетом...8
1.2 Бюджетная политика в современных условиях и эволюция финансовой базы Республики Тыва...29
2. БЮДЖЕТ РЕГИОНА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА, ПРОБЛЕМЫ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ...44
2.1 Механизм формирования доходов бюджета региона...44
2.2. Структурные особенности бюджета Республики Тыва
и регулирование бюджетов местного самоуправления...73
3. РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ В ФИНАНСИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНЫХ РАСХОДОВ...104
3.1 Социальная политика государства в современных условиях...104
3.2 Проблемы финансирования расходов на образование
и здравоохранение в Республике Тыва...122
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...149
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...153
ПРИЛОЖЕНИЯ...165
з
3
ВВЕДЕНИЕ
% Переход от административно-командных методов управления к рыноч-
ным методам хозяйствования обусловил коренное реформирование всей системы государственных финансов и ее основного звена бюджетной системы. В на-стоящее время новая бюджетная система России находится в стадии становле-; ния. Государственной Думой Российской Федерации в 1998-2000 годах были
I приняты такие основополагающие документы, как Бюджетный кодекс Россий-
ской Федерации, части первая и вторая Налогового кодекса Российской Федерации, концепция реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах, Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года. На их основе сформирована стратегия экономического возрождения, согласно которой важнейшим элементом усиления роли государства в экономике выступает бюджетная полити-
: ка.
f „
| Ее стратегическими задачами определены:
t - значительное увеличение объема финансовых ресурсов, находящихся в
распоряжении государства и необходимых для реализации его основных функций, прежде всего социально-экономических, направленных на повышение уровня жизни граждан и подъем экономики;
- превращение бюджета в важнейший инструмент стимулирования совокупного общественного спроса, роста и регулирования структуры экономики в соответствии с долгосрочными общенациональными приоритетами.
При осуществлении бюджетной политики в России, как в федеративном государстве, необходимо одновременно решать две ключевые задачи. С одной стороны, обеспечивать динамичное развитие экономики на основе единых для всего экономического пространства страны принципов бюджетного устройства. С другой стороны, учитывать региональные особенности и соблюдать строгое i разделение бюджетных полномочий и ответственности между уровнями власти, выполняющими свои четко определенные функции. Бюджет каждого региона стал важнейшим рычагом его экономического и социального развития.
4
Вот почему изучение тенденции изменения территориальных бюджетов представляется необходимым.
Проблемы формирования федерального и территориальных бюджетов объективно стали предметом пристального внимания многих ученых специалистов. Это мы видим в трудах Ю.М. Артемьева, А.Д., Аюшиева А.Д. Барского, О.Ф. Богачевой, М.В. Васильевой, В.П. Винокуровой, Э.А. Вознесенского, О.В. Врублевской В.П. Иваницкого, А.Ю. Казака, A.M. Лаврова, Н.В. Лексина, Г.В. Ляпуновой, Л.П. Павловой, В.Г. Панскова, Г.Б. Поляка, В.М. Родионовой, М.В. Романовского, Б.М. Сабанти, В.И. Самарухи, А.И. Сергеева, В.А. Улю-каева, В.Д. Фетисова, В.Б. Христенко, Д.Г. Черника, С.Д. Шаталова и других. В их работах дается понятие сущности бюджета, раскрывается роль бюджетов всех уровней в социально-экономических процессах, исследуются вопросы межбюджетных отношений в современных условиях. Несмотря на наличие определенных разработок эти вопросы остаются до конца нерешенными. Одновременно возникают новые и новые проблемы в области формирования бюджетов регионов, их регулирования. Отсюда актуальность и необходимость исследования этих вопросов.
Цель диссертационной работы состоит в анализе и обобщении научного и практического опыта функционирования бюджета региона в условиях рыночной экономики, его роль в решении социальных проблем и разработка на этой
|1 основе конкретных рекомендаций по совершенствованию воздействия бюджета
|| на экономику и социальную сферу высокодотационного региона на примере
11 Республики Тыва (в соответствии с Конституцией Республики официальное на-
I!{ звание ее Республика Тыва (Тува).
f В соответствии с намеченной целью поставлены следующие задачи:
- изучить вопросы формирования федерального и регионального бюдже-
j тов и уточнить взаимоотношения между ними;
f ^ - проанализировать состав и структуру регионального и местных бюдже-
; тов, тенденции их развития;
5
- исследовать современное состояние консолидированного бюджета Рес-Ф публики Тыва;
- разработать предложения и рекомендации по увеличению доходов и изменению структуры расходов бюджета Республики Тыва;
- изучить межбюджетные отношения внутри Республики Тыва и выработать механизм их регулирования;
- показать роль бюджета в решении социальных вопросов Республики Тыва и разработать механизм финансирования образования и здравоохранения.
| Объект настоящего диссертационного исследования - финансовые отно-
шения, возникающие в бюджетном процессе на субфедеральном уровне (на I- примере Республики Тыва).
j Предмет исследования - механизм формирования и использования бюд-
жетов территории.
г Теоретической и методологической основой диссертационного исследо-
I вания являются научные труды отечественных и зарубежных авторов, посвя-
Е щенные либо затрагивающие рассматриваемую тему, федеральные и регио-
I
нальные законодательные и подзаконные акты, инструктивные и методические
материалы, публикации в отечественной и зарубежной периодической печати.
Информационно-статистическую базу исследования составили материалы Министерства финансов Российской Федерации, Министерства финансов Республики Тыва, МНС Российской Федерации и УМНС Российской Федерации по Республике Тыва, предприятий, организаций Республики Тыва. При разработке темы диссертационной работы использовались материалы конференций, освещавших проблемы бюджетов регионов.
В ходе проведения исследования использовались методы системного анализа теоретического и практического материала, индукции и дедукции. Анализ статистических данных был проведен при помощи методов группировки и Ф сравнения.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в определении сущности бюджета в рыночных условиях, в разработке комплекса теоре-
6
тических и практических предложений по формированию и совершенствова- нию бюджетов региона, его подразделений и их межбюджетных отношений. Впервые в Российской Федерации сделана попытка в распределении средств финансовой помощи на внутрирегиональном уровне по определенной научной методике.
В ходе исследования лично автором получены следующие научные результаты:
1. На основе анализа существующих точек зрения ученых-экономистов в отношении бюджета уточнено и дано авторское определение бюджетов регио-
НОВ.
2. Выявлены тенденции развития бюджета региона и бюджетов муници- пальных образований на современном этапе.
3. Определены возможные пути увеличения собственной доходной базы регионального и муниципальных бюджетов.
4. Предложена методика распределения средств финансовой помощи на внутрирегиональном уровне.
5. Разработана методика планирования расходов на образование и определен механизм финансового обеспечения учреждений социальной сферы.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что она представляет собой самостоятельное завершенное научное исследование, выводы и предложения которого могут быть использованы в дальнейшей разработке проблем бюджета и межбюджетных отношений и в работе Министерства финансов Российской Федерации, Министерства финансов Республики Тыва, МНС РФ и УМНС РФ по Республике Тыва, финансовых и налоговых органов администрации кожуунов (районов) и городов.
Практическая значимость диссертации заключается:
- в выработке предложений по оптимизации доходов регионального бюджета, которые внедрены в деятельность Министерства финансов Республики Тыва;
7
- в разработке методики межбюджетных отношений внутри Республики Тыва, которая одобрена и использована в практике формирования бюджета Республики Тыва на 2001 год;
- в обосновании необходимости инвентаризации социальных расходов по линии федерального, регионального и местных бюджетов и выработке методики взаимодействия бюджета и внебюджетных ресурсов в финансировании социальных расходов;
- в разработке практических рекомендаций по формированию местных бюджетов и рационализации их использования.
Результаты исследования апробированы, в частности, в выступлениях на международной научной конференции «Становление и развитие науки в Туве» (г. Кызыл, 2000 г.), научной конференции «Социально-экономическое развитие Республики Тыва до 2005 г.» (г. Кызыл, 2000 г.), научно-практической конференции «80 лет создания тувинской государственности» (август 2001 г.).
Диссертантом разработаны и внедрены в практику в 1998 - 2000 г.г. более 40 постановлений администрации Улуг-Хемского кожууна, Правительства Республики Тыва по финансовым проблемам.
Отдельные положения диссертационной работы используются в учебном процессе на экономическом факультете Тывинского Государственного университета при подготовке лекционных и практических занятий по дисциплинам «Финансы», «Бюджет», нашли отражение в публикациях общим объемом 2,95 печатных листа.
Диссертация состоит из введения, трех глав, тесно взаимосвязанных и в которых последовательно излагаются проблемы формирования бюджета депрессивного региона и его использование, а также заключения, списка использованных источников и приложений. Работа содержит 187 страниц, включая 34 таблицы, 19 приложений, 8 рисунков. Использована литература 149 наименований.
8
1. РЕГИОНАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ Ф РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Экономическое содержание региональных бюджетов и их взаимосвязь с федеральным бюджетом
Каждому государству, региону, предприятию, муниципальному образованию, индивиду необходим бюджет. Являясь сложным экономико-финансовым понятием, бюджет интересует теоретиков и практиков в качестве научной категории, основного финансового плана страны, регионов и местных образований, а также как главного рычага воздействия на экономику и социальную сферу.
Раскрытию сущности и функций бюджета посвящено множество научных монографий и статей, учебников и учебных пособий. Существует немало определений бюджета. Бюджет представляет собой сложное явление. Он одновре-^4 менно касается и экономики, и финансов, и права, и политики. Эта многосто-
| ронность бюджета обусловила трудности исследования. Изучение имеющихся
I российских и зарубежных источников показала, что существует несколько оп-
; ределений бюджета. Во-первых, бюджет - это самостоятельная экономическая
| категория. Во-вторых, финансовый план, и в-третьих, фонд денежных средств,
который необходим органам государственной власти и органам местного самоуправления для выполнения возложенных на них функций
Дискуссию вызывает определение бюджета как экономической категории. В.М. Родионова утверждает, что «государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода ( частично - и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-"^ культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления» [101, С.234]. В этом определении основное внимание уделяется бюджету как самостоятельной экономической категории, существование которой обусловлено
9
наличием объективных распределительных отношений. Но известно, что распределительные отношения появились с возникновением государства, хотя оно (государство) продолжительное время существовало без бюджета. В государстве собирались и производились расходы, то есть существовала известная, основанная на юридических нормах система доходов и расходов. И только когда государство вводит в свою финансовую деятельность плановое начало — смету доходов и расходов на определенный период - появляется бюджет. Так стали называть утвержденный высшим органов власти документ — смету доходов и расходов государства.
Наиболее точным, с нашей точки зрения, является определение, данное родоначальниками Ленинградской школы экономистов A.M. Александровым и Э.А. Вознесенским, и поддержанное их последователями-коллегами, учеными Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов.
«Бюджет - это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд. Последний является централизованным денежным фондом, предназначенным для финансирования широкого круга общественных потребностей (отраслей хозяйства, социальных нужд, управления, обороны и т.д.)» [34, С. 12]. В этом определении четко выделяется, что бюджет - это императивные денежные отношения, то есть отношения, непосредственно связанные с властной функций государства. Аналогичного определения придерживается и другой ученый этой же школы Б.М. Сабанти: «Государственный бюджет, таким образом, представляет систему денежных отношений, имеющих императивную форму, выражающих движение, главным образом, чистого дохода общества, в процессе которого образуется и используется централизованный фонд государства в целях выполнения им своих функций» [106, С.99].
Как любая экономическая категория бюджет выполняет функции образования бюджетного фонда (бюджетные доходы), использования бюджетного фонда (бюджетные расходы) и контрольную. «Первую функцию выполняют бюджетные доходы, включающие налоги, займы, доходы от государственной
-F
3
10
собственности, доходы от эмиссии бумажных денег...Вторая функция бюджета принадлежит конкретным целевым бюджетным расходам... Контрольная функция обусловливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы». [33, С. 14-15]. Некоторые авторы наделяют бюджет лишь одной функцией. Так В.Д. Фетисов утверждает, что «Бюджет выполняет одну функцию - перераспределение финансовых ресурсов от одних субъектов, обладающих значительными жизненными ценностями, к неимущим субъектам - потребителям» [121, С.24]. Такое утверждение с нашей точки зрения, несостоятельно, так как для того, чтобы перераспределять финансовые ресурсы, их сначала нужно сформировать. И именно этот процесс обеспечивается функцией образования бюджетных доходов.
В Бюджетном кодексе Российской Федерации сказано: «Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» [2, С.5]. Здесь превалирует крен на функциональный акцент.
Бюджет всегда являлся важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. Государство, осуществляя перераспределение валового внутреннего продукта могло изменять структуру общественного воспроизводства, влиять на результаты хозяйствования, осуществлять социальные преобразования.
Таблица 1
Перераспределение валового внутреннего продукта Российской Федерации через государственный бюджет (в ценах соответствующих лет) [102, С. 26-28]
1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001
Валовой внутренний продукт, млрд. руб. 1540 2146 2522 2685 4545 5350 7750
Бюджет, млрд. руб. 437,0 558,5 11,6 657,1 1258 1599 2500
Доля бюджета в ВВП, в % 28,4 26,0 28,2 24,5 27,7 29,9 32,2
11
Данные таблицы 1 свидетельствуют об увеличении доли бюджета в пере- распределении валового внутреннего продукта в современных условиях, а следовательно, и в решении социально-экономических задач. Значение бюджета сохраняется и упрочняется.
Вопросам формирования и использования бюджетных средств посвящено достаточно много публикаций [27,28,33,101,106,121,124,125,126]. Из имеющихся в упомянутых источниках определений видно, что все они относятся к государственному бюджету. В силу значительной централизации в распределении финансовых ресурсов, отсутствия самостоятельности в формировании и использовании финансовых ресурсов субъектов Российской Федерации (называемых ранее национально-государственными) не было и понятия регионального бюджета. С нашей точки зрения бюджет субъекта - это система денежных отношений по поводу формирования и использования фонда денежных средств, необходимого органам государственной власти и государственного управления для выполнения возложенных Конституцией Российской Федерации, другими федеральными законами и Конституциями (Уставами) функций.
Данное исследование посвящено проблемам регионального бюджета в финансово-бюджетной системе Российской Федерации на современном этапе становления рыночных отношений. С учетом сложности государственного устройства (наличия различных национально-государственных, административно-территориальных и других образований) в России функционирует трехзвенная структура бюджетной системы: федеральный бюджет, бюджеты субъектов фе- дерации и местные бюджеты. Бюджетная система РФ -совокупность федераль- ного бюджета, территориальных и местных бюджетов субъектов федерации (национально-государственных и административно-территориальных образо- ваний), а также внебюджетных фондов, функционирующих на базе определенных экономических отношений и юридических норм. Структура бюджетной системы имеет обоснованную логическую связь между ее элементами.
Бюджетный кодекс Российской Федерации, принятый 17.07.1998 года с последующими изменениями и дополнениями от 15.11.1999 года и 1 декабря
г: i -
12
2000 года, выделяет понятие консолидированного бюджета, который включает федеральный и консолидированные бюджеты субъектов федерации (Ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).
Федеральный бюджет играет определяющую роль в реализации социально-экономической политики, проводимой Правительством РФ. Через параметры федерального бюджета государство регулирует темпы экономического развития, а также взаимоотношения с территориями. Он призван регулировать темпы экономического развития, взаимоотношения с регионами, связывать основные финансовые институты (государственные финансы, налоги, государственные займы и кредиты). Федеральному бюджету принадлежит регулирующее воздействие на все звенья финансовой системы общества.
Важное место в бюджетной системе Российской Федерации отведено бюджетам регионов, разработке и реализации бюджетно-финансовой политики в регионе, сбалансированию доходов и расходов в целом по бюджету субъекта федерации.
Третье звено бюджетной системы - это местные бюджеты, призванные обеспечить финансовыми ресурсами местное самоуправление, реализацию местных социально-экономических задач, а также выполнение делегированных от вышестоящих органов власти ряда функций в области социально-культурных и политических мероприятий.
Бюджетная система Российской Федерации претерпела значительные изменения. Ее построение изначально базировалось на трех основных принципах: демократического централизма, ленинской национальной политики и единства бюджетной системы. По мере развития общества, перехода к рыночным условиям, изменяются и принципы бюджетной системы. К середине 1998 г. они нашли отражение в Бюджетном кодексе Российской Федерации. Статья 28 перечисляет принципы построения и функционирования бюджетной системы: единства; разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ; самостоятельности бюджетов; полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; сбалансирован-
13
ности бюджета; эффективности и экономности использования бюджетных средств; общего (совокупного) покрытия расходов бюджета; гласности; достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств.
В основе единства бюджетной системы лежат единая правовая база, единая бюджетная классификация, единые формы бюджетной документации и статистической отчетности, что обеспечивает составление консолидированного бюджета государства и территорий. Этот принцип предполагает взаимодейст-
*-ч вие бюджетов всех уровней, что достигается единой налоговой политикой, ис-
I
пользованием регулирующих доходных источников, созданием целевых и региональных бюджетных фондов.
Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Самостоятельность бюджетов всех уровней обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом самостоятельно определять направления их использования и расходования.
Принципиально важно наиболее полно отражать в бюджете все доходы и jr ¦ расходы, точно обосновывать дополнительное привлечение средств.
Сбалансированность бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Гласность предполагает прозрачность бюджета, что означает соблюдение следующих требований: предварительного обсуждения проектов бюджета на открытых заседаниях парламента, законодательных и представительных органов субъектов и муниципальных образований; обязательного опубликования утвержденных бюджетов после принятия закона о них, а также отчетов об исполнении бюджетов; сообщения о ходе исполнения бюджетов в течение года.
14
Достоверность бюджета означает надежность показателей прогноза соци-1 ально-экономического развития федерации, её субъектов, муниципальных об-
разований и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Адресность и целевой характер бюджетных средств означает, что они выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Для данного диссертационного исследования исключительно важное i| ¦ значение имеют следующие нормы принципа самостоятельности, отраженные в
ст.31 Бюджетного кодекса РФ: право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; наличие собственных источников, доходов бюджета каждого уровня, определяемых в соответствии с законодательством РФ; право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с Бюджетным кодексом определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов; недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) в бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов; недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы РФ потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.
Воздействие бюджета любого уровня на экономику и социальную сферу осуществляется посредством их доходов и расходов. Они связаны с развитием материального производства, экономических отношений и человека, которые систематически воспроизводят необходимость их регулирования и не обусловлены ни политикой, ни другой любой областью государственной деятельности. Доходы бюджета отражают экономические отношения по поводу формирования бюджетного фонда, которые возникают у государства с предприятиями, организациями и гражданами. Расходы бюджета - это экономические отношения
*
1
15
в процессе распределения и использования бюджетного фонда между государством, предприятиями и гражданами.
Бюджетная политика в России направлена на концентрацию финансовых ресурсов и эффективное распределение их по уровням бюджетной системы, воздействие на экономический рост и занятость населения, обеспечение экономических и политических функций государства. В последнее десятилетие прошлого века бюджетная политика России строилась в условиях кризиса, инфляции и смены типа воспроизводственных отношений, модели экономического развития, глубоких структурных катаклизмов. Эти условия не могли не отразиться на взаимоотношениях федерального и региональных бюджетов. До 2001 года существовала в России тенденция перераспределения налогового потенциала бюджетной системы в пользу федерального бюджета. За годы реформ в бюджетной системе Российской Федерации происходят существенные изменения (таблица 2).
Таблица 2
Распределение доходов и расходов между бюджетами (в %)
Уровни бюджетов Годы
1995 1996 1997 1998 1999 2000
1. Доходы 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
1.1. Федеральный бюджет 49,0 46,6 48,3 44,1 48,6 52,0
1.2. Бюджеты территорий 51,0 53,4 51,7 55,9 51,4 48,0
2. По расходам 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
2.1. Федеральный бюджет 52,7 51,0 48,3 52,8 50,6 51,2
2.2. Бюджеты территорий 47,3 49,0 50,7 47,2 49,4 48,8
16
Прослеживается заметное уменьшение в доходах доли бюджетов терри- торий ( в 1995 г. - 51%, 1996 г. - 53,4, 1997 г. - 51,7, 1998 г. - 55,9, 1999 г. -51,4, 2000 г. - 48%). Это, естественно, ограничивает возможности территорий в решении своих задач и не создает стимулов для дальнейшего развития территорий [123, С.13,22,23,24].
Бюджеты территорий (региональные и органов местного самоуправления являются законодательно утвержденными основными финансовыми планами государственной власти и местного самоуправления. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации. Региональные органы власти (республики, округа, края, области) призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастет их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий. Одновременно усиливается роль региональных бюджетов, а сфера их использования расширяется.
На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов. Необходимость регулирования финансово-экономического потенциала регионов сохраняется и вследствие крайне нерав- номерной территориальной мобилизации налоговых и неналоговых платежей, большого количества разноплановых факторов, определяющих потребности ре-
17
гионов в бюджетных расходах, а также целого ряда других причин. Регулиро- вание бюджетов осуществляется:
- путем передачи части закрепленных налоговым законодательством за бюджетами каждого уровня налогов с одного уровня бюджетной системы на другой (так называемых регулирующих налогов);
- путем оказания финансовой помощи из одного уровня бюджетной системы другому через предоставление дотаций, субвенций, средств из фонда финансовой поддержки (трансфертов), субсидий;
- посредством взаимных расчетов; I
- предоставлением средств на возвратной основе.
Отчисления от регулирующих налогов, составляющие преобладающую часть средств межбюджетного регулирования, лишь формально участвуют в процессе регулирования. Ведь по каждому из таких налогов на федеральном уровне устанавливаются единые (одинаковые) для всех регионов размеры нормативов отчислений. Поэтому они не могут учитывать особенности каждого щ
региона и как-то влиять на выравнивание бюджетной обеспеченности территорий, где она ниже минимально необходимого уровня.
В результате отказа на федеральном уровне от дифференциации нормативов отчислений от регулирующих налогов, а значит и от реализации в полной мере регулирующей функции, присущей этим налогам, дотационность некоторых регионов или часть дотаций у многих регионов создается искусственно. Это происходит тогда, когда имеющийся на территории потенциал таких налогов, при некотором увеличении нормативов отчислений от регулирующих налогов, позволяет полностью или частично отказаться от финансовой помощи из федерального бюджета. Соответственно сократилась бы потребность в трансфертах из Фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР).
С другой стороны, при единых размерах нормативов для всех регионов не всегда обоснованно получают преимущество отдельные из них, где большой налоговый потенциал не является результатом зависящих от них причин, а есть следствие централизованного перераспределения национального дохода стра-

Год

Страниц

2001 165

Подбор и доставка диссертаций www.500rublei.ru | Подписка: RSS-лента