Тема: Психологическая классификация педагогических специальностей в вузе методом построения системы сравнительных психограмм

Введение... 3
Глава 1. Принципы и методы психологической классификации... 13
1.1. Концепция психологической классификации в системе
общего и профессионального образования... 13
1.2. Методы множественного сравнения для психологических исследований... 17
Глава 2. Психологическая классификация педагогических
специальностей в вузе...49
2.1. Проблема психологических классификаций студентов... 49
2.2. Исследования возрастных особенностей студентов... 58
2.3. Множественное сравнение педагогических специальностей в рамках диагностируемых качеств (1 вариант построения матрицы сравнительной весомости)...64
2.4. Ортогональный вариант множественного сравнения как метод построения сравнительных психограмм (2 вариант построения матрицы сравнительной весомости)...82
2.5. Успеваемость как фактор внутренней (в рамках специальностей) психологической классификации студентов педагогических специальностей... 93
2.6. Сравнительные психограммы структурных составляющих
(с учетом успеваемости) педагогических специальностей... 102
Глава 3. Психологическая классификация старшеклассников
по фактору успеваемости в школах нового типа... 108
3.1. Проблема психологических классификаций школьников...108
3.2. Общая характеристика психологических особенностей юношеского вовраста ... 112
3.3. Построение системы сравнительных психограмм групп по успеваемости старшеклассников... 117
3.4. Проблема объединенной психологической классификации (гимназии-университет) в рамках города... 136
Глава 4. Статистические связи в психологии... 141
4.1. Нетрадиционные методы изучения статистических зависимостей различной формы в психологических исследованиях... 141
4.2. Линейные и нелинейные зависимости в психологических исследованиях... 167
4.3. Нелинейные зависимости между психологическими особенностями и успеваемостью по учебным предметам... 176
4.4. Нелинейность и синергетические подходы в задачах психологической классификации... 193
Глава 5. Множественное психологическое прогнозирование
успешности учебной и профессиональной деятельности...'... 197
5.1. Современное состояние исследований в психологии профессиональной деятельности... 197
5.2. Психологическое прогнозирование методами
диагностических моделей... 202
5.3. Математическая модель множественного психологического прогнозирования...,... 218
5.4. Итерационные методы корректировки матрицы сравнительной весомости на примере неструктурированного варианта
(12 групп-специальностей)... 228
5.5. Итерационная корректировка матрицы сравнительной
весомости для структурированного варианта (180 групп)... 258
5.6. Индивидуальное прогнозирование (предельный вариант модели) успешности учебной и профессиональной деятельности для педагогических специальностей в вузе
на основе выявленной психологической классификации... 275
Глава 6. Дополнительное описание психологических классификаций
(систем сравнительных психограмм)... 281
6.1. Некоторые производные характеристики матриц сравнительной весомости... 281
6.2. Характеристики матриц сравнительной весомости для педагогических (неструктурированных) групп-специальностей... 285
6.3. Некоторые матричные характеристики системы сравнительных психограмм структурированных (квантили по успеваемости) педагогических специальностей в вузе... 301
6.4. Некоторые матричные характеристики системы сравнительных психограмм групп по успеваемости в школе... 326
Заключение...329
Литератора...,... 333
Приложения...349
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Одной из основных прогрессивных тенденций в эволюции образования России является возникновение учебных заведений нового типа (лицеи, гимназии, колледжи и др.)» которые либо имеют давнюю историю, либо являются порождением нового этапа развития общества. При этом остальные (традиционные) школы также неоднородны как по содержанию образования и уровню подготовки, так и по представленному в них контингенту учащихся. Также усиливается дифференциация в системе высшего и среднего профессионального образования.
В то же время главным ориентиром в деятельности различных типов общеобразовательных и профессиональных учебных заведений на современном этапе является принятие в качестве важнейшей цели обучения и воспитания установки на развитие воз*можностей обучаемого (ученика, студента), его творческого потенциала и создание для реализации этой цели благоприятных условий. Поэтому важно для учеников (студентов) подбирать оптимально подходящую для них образовательную (в дальнейше.м профессиональную) среду, которая определяется через психологическую классификацию (типологию) образовательных подсистем (университет, общеобразовательные учебные заведения и т.д.), с использованием разрабатываемых на ее основе прогностических методов и моделей.
Развитие системы непрерывного и многовариантного образования ставит задачу изучения адаптации студентов и школьников к различным типам учебных заведений. Поэтому важным принципом в функционировании системы высшего и среднего образования на региональном уровне наряду с систематизацией содержания образования в учебных заведениях различных типов становится принцип психологического соответствия, который должен основываться на анализе и изучении психологической неоднородности групп, выделяемых по внешним (по отношению к психологическим качествам) факторам, и построении психологической классификации (типологии) контингента учащихся различных образовательных учреждений (их объединений при совместном рассмотрении), адаптирующихся к тем или иным условиям, разработке совместимых моделей психологического покомпонентного прогнозирования успешности учебной и профессиональной деятельности.
Прогностические модели при их практическом использовании позволяют помочь в выборе пути послешкольного образования: профконсультаци-онная работа со школьниками разных типов школ - будущими абитуриентами; прием абитуриентов в университет. Для студентов становится возможна организация психологических консультаций и гибкого отбора (подбора) в условиях многоуровневого и многовариантного образования.
В психологической науке в результате однонаправленности исследований (регрессионные модели профессионального отбора для конкретных специальностей) наблюдается обычно неосознаваемая исследователями ту-
пиковая ситуация, которая часто ярко не проявляется так как обе взаимообратные задачи (построение прогностической модели и ее практическое использование) решаются для одного и того же психологического типа испытуемых - представителей одной и той же профессии (например, отбор космонавтов из военных летчиков и т.д.). Фрагментарность исследований данного плана приводит к грубым противоречиями в результатах, когда модель профессионального отбора для одной специальности используется на контингенте испытуемых, профессионально близких специальностям других типов, что может возникать часто в профориентационной работе среди старшеклассников при выборе высшего учебного заведения, факультета, специальности.
Кроме возникающих противоречий остается также проблема несопоставимости результатов (при использовании традиционных статистических методов) психологического соответствия для различных профессий, следовательно, невозможности применения этих результатов в едином систематизированном варианте профессионального прогноза, что требуют массовые (в том числе университетские) специальности. Требуется единый комплексный подход к изучению психологической классификации (типологии) образовательной системы (или отдельных ее подсистем) с последующим выходом на решение конкретных психологических задач:
1) построение системы психограмм;
2) прогнозирования успешности учебной и (или) профессиональной деятельности, лежащего в основе профессионального отбора (подбора), профессиональной консультации и т.д.
Таким образом, проблема построения психологических классификаций контингента студентов высших учебных заведений (в том числе педагогических) или старшеклассников ряда школ (гимназий, лицеев и т.д.) города, смешанных вариантов становится исключительно актуальной. Проблема исследования контингента студентов находится во взаимосвязи с решением задач психологии профессиональной деятельности: построение психограмм и классификаций профессий (специальностей), решение задач профессионального отбора (подбора) и профессиональной ориентации.
Проблемы психологии профессиональной деятельности, в том числе профессионального отбора и профессиональной ориентации молодежи, относятся к числу довольно широко исследуемых как в нашей стране, так и за рубежом. Обоснованию теории, методологии и практическим рекомендациям по профессиональной ориентации, отбору и подготовке специалистов посвящены труды В.А.Бодрова, Т.Т.Джамгарова, В.Н.Дружинина, Е.А.Климова, А.И.Нафтульева, К.К.Платонова, В.Д.Шадрикова, и др. Разработка классификационных схем и построение классификации профессий нашли освещение в трудах Е.А.Климова, О.Г.Носковой, А.И.Смирнова, Дж.Хол-ланда и др.
Анализ психолого-педагогической литературы и диссертационных работ говорит об отсутствии специальных исследований, рассматривающих мето-
ды комплексного (например, все специальности в рамках университета) исследования психологической классификации (типологии) контингента студентов современного вуза; школьников различных типов средних общеобразовательных учебных заведений и т.д.
Проблема исследования заключается в новом теоретическом осмыслении складывающейся психологической неоднородности, порождаемой особенностями обучения в условиях многовариантного образования (различные типы школ, колледжи, специальности университета) и разработке ма-тематико-статистического подхода, позволяющего изучать особенности формирующейся при этом психологической классификации (типологии), реализованной через новые понятия, характеризующие изучаемую структуру, систему сравнительных психограмм, прогностические модели успешности учебной и профессиональной деятельности.
Цель диссертационного исследования — разработать теоретические основы психологической классификации (типологии) региональной системы образования и методы (психологические, математико-статистические, информационные) построения психологической классификации (типологии) многопрофильной образовательной подсистемы, реализовав их в рамках совокупности разнопрофильных специальностей университета, в рамках гимназии и других структур региональной системы образования.
Объект исследования - психологическая классификация (типология) региональной системы образования.
Предмет исследования - психологическая классификация, (типология) многопрофильной образовательной подсистемы (университет, гимназии, другие структуры региональной системы образования).
Гипотезы исследования.
*Гипотеза-1. Предлагаемая концепция изучения психологической структуры контингента многопрофильной образовательной подсистемы (специальности университета) и предлагаемые статистические методы множественного сравнения позволят построить сформировавшуюся в ее рамках содержательную психологическую классификацию (типологию).
*Гипотеза-2. Предлагаемые статистические методы множественного сравнения позволят для школы-гимназии построить сформировавшуюся в ее рамках содержательную психологическую классификацию (типологию) групп по успеваемости одновременно для всех учебных предметов.
*Гипотеза-3. Предлагаемые методы множественного сравнения дадут возможность одновременного изучения для матрицы данных зависимостей различной формы (сила связи, форма зависимости), при этом линейные зависимости определятся как частный случай.
*Гипотеза-4. Сильные зависимости между психологическими особенностями и успеваемостью по учебным предметам, за редким исключением, являются нелинейными.
*Гипотеза-5. Модель множественного психологического прогнозирования с представлением направлений прогнозирования в единой системе от-
чета даст адекватный переход из пространства диагностируемых качеств в пространство психологических соответствий и обратно.
*Гипотеза-6. Предлагаемый итерационный алгоритм корректировки параметров, лежащих в основе построения психологической классификации (типологии) образовательной подсистемы, позволит более ярко подчеркнуть своеобразие выделяемых из общей совокупности изучаемых групп (специальности, группы по успеваемости).
"Гипотеза 7. Модель множественного психологического прогнозирования с представлением направлений прогнозирования в единой системе отчета может быть преобразована для решения прогностических задач профессионального самоопределения (для индивидуальной работы) в рамках изучаемой образовательной подсистемы.
Для реализации поставленной цели исследования необходимо было решить следующие задачи:
1. Теоретически обосновать необходимость изучения психологической неоднородности и построения психологической классификации (типологии) региональной системы образования. Разработать концепцию психологической классификации (типологизации).
2. Подобрать и разработать диагностические методики для исследуемой многопрофильной образовательной подсистемы (университетские специальности; гимназии и т.д.); разработать методы построения тестовых (для отдельных методик) оценок для более объективного количественного представления диагностической информации.
3. Собрать необходимый объем экспериментальной информации (данные психологической диагностики).
4. Разработать математико-статистический аппарат исследования для решения проблемы построения психологической классификации (типологии) многопрофильной образовательной подсистемы:
- методы множественного сравнения;
- модель множественного психологического прогнозирования;
- производные матричные характеристики для матриц сравнительной весомости;
- итерационной метод корректировки параметров, лежащих в основе построения психологической классификации (типологии) образовательной подсистемы, для получения более объективных результатов.
5. Провести анализ и описание неструктурированного (университетские специальности в целом) и структурированного в рамках специальностей (по направлениям учебно-профессиональной деятельности и уровням успеваемости) вариантов психологической классификации (типологии) педагогических специальностей университета как замкнутой образовательной подсистемы.
6. Провести анализ и описание психологической классификации (типологии) учащихся школы-гимназии по фактору успеваемости в рамках 21 учебного предмета.
7. Разработать прогностические методы, реализованные в математических моделях (алгоритмы и компьютерные программы) с многомерным представлением информации в рамках выявленной психологической классификации (типологии) университетских специальностей.
Для решения поставленных задач в программе исследования были предусмотрены следующие методы исследования:
1) методы содержательного анализа научных источников, включая диссертационные исследования, по проблемам, примыкающим к проблеме данного исследования;
2) методы психологической диагностики - тестовые методы с компьютерной реализацией;
3) методы статистики и математического моделирования;
4) методы системного анализа. Этапы исследования:
1987-1993 гг. - подбор диагностического материала, разработка отдельных диагностических методик и методов построения тестовых оценок для диагностики памяти, внимания, мышления; компьютерная реализация блока диагностических методик и генераторов представления диагностической информации в виде таблиц; адаптация диагностических методик и первоначальных вариантов разрабатываемых математико-статистических методов, реализованных в моделях профотбора (подбора) и профконсуль-тации в среде профессий межшкольного УПК; формирование концепции исследования.
1994-1997 гг. - сбор диагностической информации по факультетам университета (педагогические специальности), разработка математико-статистических методов для решения задач психологической классификации (ти-пологизации) специальностей университета и прогностики успешности учебной и профессиональной деятельности: разработка подходов и методов, построение алгоритмов, моделей с пробной реализацией их на частичных совокупностях данных, написание компьютерных программ, реализующих математико-статистические модели исследования и представляющих расчетные результаты в удобной для использования текстовой форме.
1997-1999 гг. - окончательные расчеты на запланированной полной со-вокуности данных (по университету), создание банка текстовых файлов с результатахМИ аналитической работы по психологической классификации (типологизации) многопрофильной образовательной подсистемы университета; доработка и модернизация компьютерных программ аналитики и прогностики, написание первой монографии (по материалам исследований в университете).
2000-2001 гг. - сбор диагностической информации по школам города, двум колледжам, специальностям университета (не вошедшим в предыдущее исследование) с более широким спектром диагностической информации, решение аналитических задач психологической классификации как по
отдельньш учебным заведениям, так и по их различным объединениям (в диссертацию включены только результаты по школе-гимназии №57).
2000-2003 гг. - написание второй монографии (по материалам исследования в школе-гимназии №57), оформление диссертации.
Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов обеспечивается теоретико-методологической проработанностью проблемы; четкостью методологических позиций; применением валидных методов и методик исследования, адекватных его предмету, цели и задачам; обеспечена объемом выборки и многообразием психологически разнородных групп испытуемых; использованием современных методов статистического анализа данных и информационных технологий; внедрением полученных результатов в практику.
Научная новизна:
- предложена концепция психологического изучения объектов многопрофильной подсистемы региональной системы образования с позиции построения психологической классификации (типологии), ею обусловленной; разработан математико-статистический подход для реализации выдвинутой концепции;
- разработаны методы множественного сравнения для построения матриц «сравнительной весомости» (три варианта), являющихся количественной основой построенной психологической классификации (типологии) изучаемых объектов в рамках образовательной системы;
- предложен подход к описанию психологической классификации объектов многопрофильной образовательной подсистемы через систему взаимозависимых «Сравнительных психограмм» для рассматриваемых направлений прогнозирования (специальности и их составляющие), в которой каждая сравнительная психограмма количественно сопоставима с любой другой и не может рассматриваться оторванно от других;
- получены в результате применения разработанных методов сравнительные психограммы (модели студентов) для 12 изучаемых специальностей (с учетом внутренней дифференциации - 180 психограмм, без учета внутренней дифференциации - 12 психограмм) в рамках экспериментальной версии структуры личности (27 основных психологических параметра);
- выявлены для изучаемых педагогических специальностей психологические факторы, влияющие на успеваемость по 5 выделенным в рамках каждой специальности направлениям учебной и профессиональной деятельности в университете;
- получены в результате применения разработанных методов сравнительные психограммы (модели старшеклассников) для 77 групп по успеваемости (для 21 учебного предмета) в рамках экспериментальной версии структуры личности (93 основных психологических параметра);
- на основе предложенного метода множественного сравнения разработан новый подход изучения статистических зависимостей различной формы в психологических исследованиях, при этом определяется сила связи и
форма зависимости (линейные зависимости определяются как частный случай); предлагаемый подход.не только позволяет отслеживать одновременно различные виды нелинейных зависимостей, но и дает возможность определять для каких интервалов тестовой шкалы эти зависимости выявляются, что позволяет более точно интерпретировать результаты;
- отслеживание нелинейных связей позволило определить широкий спектр значимых связей (в основном являющихся нелинейными) между психологическими особенностями и успеваемостью по учебным предметам, что подтверждает нелинейный характер зависимостей в теории обучения;
- поставлена и смоделирована задача множественного (одновременно для широкого набора направлений) психологического прогнозирования в сравнительном аспекте;
- разработан результативный объективный алгоритм для корректировки матриц сравнительной весомости различных вариантов построения (многократная фильтрация первоначальной совокупности данных в двух взаимообратных задачах: множественного сравнения и психологического прогнозирования);
- разработаны алгоритмы (для индивидуальной работы) множественного психологического прогнозирования успешности учебной и профессиональной деятельности для специальностей университета на основе разрабатываемых методов множественного сравнения и построенной классификации (типологии):
1) в рамках психологической классификации (типологии) 12 направлений (специальностей) без учета внутренней дифференциации;
2) в рамках психологической классификации (типологии) 180 направлений (12 специальностей с учетом их внутренней дифференциации в рамках 15 структурных групп - 3 уровня успеваемости и 5 направлений учебно-профессиональной деятельности);
- для матриц сравнительной весомости трех предложенных типов введены производные величины (тензор показателей, тензор профессий и др.) с значимым психологическим содержанием, позволяющие получать дополнительную информацию о группах дифференциации (специальности и т.д.) в рамках разрабатываемых классификаций (типологий);
- при диагностике профессиональной направленности по предмету и цели труда выявлена значимость учета симметричного взаимопересечения предметов и целей труда (на примере предлагаемых методик ПДО и ЦТ); показано структурное содержание профессионального самоопределения и разработан метод количественного оценивания его уровня; предложены количественные методы (алгоритмы) структурного оценивания когнитивных способностей для методик диагностики памяти, внимания, мышления.
Теоретическая значимость исследования состоит в обогащении понятийного аппарата психологии за счет введения набора понятий, необходимых как для описания и трактовки отдельных результатов исследования, так и для описания разработанных методов исследования и прогностиче-
ских моделей. В данной работе предпринята попытка по-новому подойти к понятию «Психограмма», а именно как системному понятию: с помощью соответствующих алгоритмов строится система взаимозависимых «Сравнительных психограмм» для рассматриваемых направлений прогнозирования (специальностей и их составляющих), в которой каждая сравнительная психограмма количественно сопоставима с любой другой и не может рассматриваться оторванно от других.
Предлагаемые методы множественного сравнения дают возможность одновременного изучения для матрицы данных зависимостей различной формы (сила связи, форма зависимости). Сильных нелинейных связей между психологическими параметрами было выявлено примерно столько же, сколько и линейных (причем линейные связи - это связи в большинстве случаев между данными одной методики, а значит эти связи и так очевидны по смыслу или по конструкции теста). Кроме того сильные зависимости между психологическими особенностями и успеваемостью по учебным предметам в основном также являются нелинейными, что говорит о нелинейном характере зависимостей в теории обучения. Значит, можно говорить о возможности практической реализации новой синергетической парадигмы в психологической "науке, направленной на изучение нелинейных эффектов психологических систем. Нелинейная психология - это новый подход к изучению психологических явлений, ставящий своей главной задачей изучение специфически нелинейных свойств психологических явлений. Поэтому, проводя любое психологическое исследование, предпочтительнее для любой матрицы данных отследить одновременно между всеми изучаемыми параметрами как линейные, так и нелинейные связи. Что и позволяет сделать наш метод, без предварительного выдвижения гипотез о форме зависимости (в случае нелинейности) отдельно для каждой пары переменных.
Совокупность результатов, содержащихся в диссертации и отражающих математико-статистический подход психологического изучения многопрофильных образовательных подсистем с позиции выявления и построения психологической классификации (типологии), представляет собой нетрадиционное решение одной из основных проблем психологии профессиональной деятельности и составляет перспективную основу для дальнейших исследований, которые в частности проводились в рамках проекта по гранту РФФИ (2000-2002гг.), значительно расширяя материал, представленный в диссертации, и продолжаются в настоящее время.
Кроме этого предлагаемый в диссертации аппарат содержательно использовался нами в проекте по педагогической психологии (грант Минобразования; 2001-2002 гг.) и (совместно с А.Б.Хромовым) в кросс-культурных исследованиях по построению культурно-этнической типологии.
Практическая значимость исследования заключается в разработке общих компьютерных программ множественного психологического прогнозирования успешности учебной и профессиональной деятельности для
ю
специальностей университета (или другой многопрофильной образовательной системы) с многомерным представлением информации, компьютерных программ с параметрическим наполнением, полученным в ходе исследования, для представления личности испытуемого: 1) в рамках типологии 12 направлений (специальностей) без учета внутренней дифференциации; 2) в рамках типологии 180 направлений (с учетом структурирования специальностей).
Разработаны вариации программ спецкурсов «Изучение личности и психологическое прогнозирование», «Психолого-математические основы профориентации» для большинства специальностей Курганского госуниверситета; учебно-методическое пособие «Типология личности и профессиональной среды Дж. Холланда», методические пособия «Блок психодиагностических методик», «Диагностика интеллектуального развития». Преподавание велось диссертантом на филологическом, физико-математическом, историко-правоведческом, естественно-географическом факультетах; факультетах иностранного языка и валеологии.
Авторские разработки входили как составляющие модули курсов по математической статистике для психологов и социологов, курса «Математические методы в психологии».
Основные научно-методические идеи диссертации легли в основу монографий:
1. «Типология университетских (педагогических) специальностей (методы построения, основные результаты)» (1999).
2. «Изучение психологической типологии школьников по фактору успеваемости (на примере школы-гимназии №57» (2004).
3. «Изучение психологической типологии дошкольников по фактору усвоения образовательных программ ЦРР» (2004, в печати).
Монографии адресованы преподавателям вузов, аспирантам, научным и практическим работника*м в области психологии и педагогики.
Диссертационное исследование нашло дальнейшее продолжение и развитие в 2000-2002гг. в рамках работы по гранту РФФИ «Математические методы исследования многомерной психологической типологии системы высшего и среднего образования в рамках города» (проект №00-06-80186) со значительным расширением как контингента испытуемых (32 специальности университета, 26 общеобразовательных школ, 2 колледжа), так и набора диагностик (93 основных показателя по 29 психодиагностическим методикам).
На защиту выносятся:
1. Основные положения Концепции (С. 10) психологической классификации (типологизации) объектов многопрофильной образовательной подсистемы, реализованные через предложенный математико-статистический подход психологического ее изучения.
2. Методы множественного сравнения для построения матриц «сравнительной весомости» (три варианта), являющихся количественной основой
11
построения психологической классификации (типологии) изучаемых объектов в рамках образовательной системы.
3. Подход в описании психологической классификации многопрофильной образовательной подсистемы через систему взаимозависимых «сравнительных психограмм» для рассматриваемых направлений прогнозирования (специальностей и их составляющих), в которой каждая сравнительная психограмма количественно сопоставима с любой другой, на примерах: 12 педагогических специальностей (12 и 180 психограмм) в рамках 27 психологических параметров и старшеклассников для 77 групп по успеваемости (для 21 учебного предмета) в рамках 93 психологических параметров.
4. Новый подход изучения статистических зависимостей различной формы в психологических исследованиях, при котором определяется сила связи и форма зависимости-(линейные зависимости определяются как частный случай). Кроме того появляется возможность определять для каких интервалов тестовой шкалы эти зависимости выявлены.
5. Спектр значимых связей (в основном являющихся нелинейными) между психологическими особенностями и успеваемостью по учебным предметам, что говорит о нелинейном характере зависимостей в теории обучения.
6. Алгоритм множественного (одновременно для широкого набора направлений) психологического прогнозирования в сравнительном аспекте с объективным алгоритмом корректировки матриц сравнительной весомости.
7. Алгоритм (для индивидуальной работы) множественного психологического прогнозирования успешности учебной и профессиональной деятельности для специальностей университета на основе разрабатываемых методов множественного сравнения и построенной классификации (типологии).
Апробация результатов исследования проводилась с 1987 года в виде докладов, выступлений на V Европейском психологическом конгрессе (Дублин, 1997), на международных (Москва, 1995, 1997,2000,2002, Киев, 1999, 2000, Новосибирск, Омск, Екатеринбург, Минск 1996, 1997, 1998, Челябинск 1995, 1997, Казань, Курган, Саратов, Пенза); Всероссийских (Москва 1996, Новосибирск, Пенза, Тюмень 1995, 1998, Барнаул 1996, 1997, 1998, 2002, Тула, Кемерово, Курск, С.Петербург 1994, 1995, 2003, Екатеринбург 1995, 1996, 1997, Киров, Самара, Н.Новгород, Челябинск, Чебоксары), межвузовских, зональных научных и научно-практических конференциях.
Структура диссертации. Логика исследования и специфика материала определили структуру диссертации, которая состоит из введения, шести глав, заключения, библиографии (305 источников) и двадцати трех приложений. Объем диссертации содержит 695 страниц (без приложений - 348 страниц).
12
Глава 1. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ
1.1. Концепция психологической классификации в системе общего и профессионального образования
1. Развитие системы непрерывного и многовариантного образования ставит проблему изучения адаптации студентов и школьников к различным типам учебных заведений (уровням и специализациям получения образования в их рамках). Поэтому важным принципом организации высшего и среднего образования становится определение и анализ структуры (психологическая классификация) контингента учащихся различных типов школ города (гимназии, лицеи и т. д.) и студентов большинства специальностей университета (других высших учебных заведений города), адаптирующихся к тем или иным условиям обучения и профессиональной подготовки (специальностям с учетом уровней подготовки, профилям обучения).
Проблемы классификации (в дальнейшем типологии) возникают во всех науках, которые имеют дело с крайне разнородными по составу множествами объектов и решают задачу упорядоченного описания и объяснения этих множеств. Классификация (типология) опирается на выявление сходства и различия изучаемых объектов, на поиск надежных способов их идентификации, а в своей теоретически развитой форме стремится отобразить строение исследуемой системы, выявить ее закономерности, позволяющие предсказывать существование неизвестных пока объектов.
2. Многопрофильный характер учебного заведения (университет, педагогический университет) способствует формированию симметричной образовательной подсистемы, представленной специальностями всех типов (например, в соответствии с типами профессий Е.А.Климова - классификация профессий по пяти предметам труда или в соответствии с шестью типами личности и профессионального окружения по Дж.Холланду) по возможности с более равномерным распределением специальностей по типам классификации профессий. Такая сим*метричная образовательная подсистема является самодостаточной для реализации в ее рамках разрабатываемых нами методов (психологических, математико-статистических, информационных) построения психологической классификации образовательной подсистемы. При этом симметричный характер образовательной подсистемы по специализации обучения переносится и на формирующуюся в ее рамках психологическую классификацию представителей рассматриваемых специальностей.
3. На специальностях университета (или другого многопрофильного учебного заведения) в результате естественного отбора и целенаправленной работы по подготовке студентов формируются достаточно устойчивые психологические классы (типы) как усредненного плана (по специальностям в целом), так и в рамках структурных групп, выделенных в рамках каждой
в
специальности по результатам их учебной и профессиональной деятельности. Аналогичная ситуация возникает в старшем звене школьного образования, что обусловлено прежде всего появлением различных типов учебных заведений (гимназии, лицеи различного профиля; классы с углубленным изучением отдельных блоков учебных дисциплин и т.д.).
4. Если учебное заведение узконаправленное (техническое, гуманитарное, медицинское или др. направление), то предпочтительней рассматривать его в плане психологической классификации как структурную составляющую более симметричной образовательной подсистемы, какой является, например, университет.
5. В психологических исследованиях исторически складывалась тенденция исследования отдельных качеств, важных для успеха в конкретной профессиональной области. В то же время (как справедливо отмечает Е.А.Климов) не существует комплекса качеств, важных для достижения успеха в какой-то отдельно взятой профессии, поскольку успеха в конкретной профессиональной области могут достигать работники с совершенно различными уровнями выраженности отдельных качеств, реализуя свой собственный индивидуальный стиль деятельности.
Большинство профессий и учебная деятельность в том числе не предъявляют жестких требований к отдельным качествам личности, здесь возможны различные вариативные комбинации степеней выраженности личностных особенностей, позволяющих достичь тот или иной результат в деятельности. При этом трудно обнаружить значительные корреляционные связи (особенно без предварительной сортировки, фильтрации данных) между показателями успешности деятельности и диагностируемыми личностными особенностями, что ставит задачу поиска новых методов психолого-математического решения указанной проблемы.
Исключая виды деятельности (профессии), требующие от человека либо ярко выраженных специальных способностей, либо жестких ограничений по отдельным психофизиологическим параметрам, мы приходим к вариативной системе психологического прогнозирования успешности профессиональной и учебной деятельности (при этом прогнозирование осуществляется одновременно для широкого круга направлений профессиональной и учебной деятельности), где важны не отдельные качества, а их достаточная для поставленной задачи (исследовательская версия структуры личности) совокупность с учетом системного подхода к изучению личности:
1) с выделением подпространств иерархически однородных психологических качеств;
2) с учетом механизма объединения этих подпространств в зависимости от их иерархии.
6. Анализ формирующейся психологической классификации многопрофильной образовательной подсистемы основывается на том, что вне зависимости от содержания конкретной учебной и профессиональной деятельности, ее успешности можно сравнивать, классифицировать представите-
14
лей различных специальностей, используя результаты психологического обследования, методы множественного сравнения результатов диагностики и модели интегрирования результатов диагностики по отдельным структурным составляющим исследовательской версии структуры личности.
7. Оценки знаний и умений, определяющие успешность обучения (профессиональной адаптации), сопоставимы только в рамках каждого факультета (специальности) или школы, в то время как психологические особенности личности сопоставимы для любых двух индивидуумов или их групп, что позволяет определить структуру контингента студентов университета или школьников, и рассматривать данные (оценки) психологической диагностики как первоначальные обобщенные оценки.
8. Психологическая классификация университетской образовательной системы предполагает разработку методов построения геометрических преобразований, связывающих заданные классы (специальности и их составляющие структурные группы) и общим набором эмпирически измеряемых параметров (психологическая структура личности), характеризующих одновременно все изучаемые классы (типы).
Эти преобразования лежат в основе построения математических моделей множественного (одновременно для нескольких направлений профессиональной и (или) учебной деятельности с выявлением общего и различного в структуре диагностируемых качеств личности, определяемой этими направлениями) психологического прогнозирования, связывающих пространства качеств личности (dimV=m) и психологических соответствий (dimW=k) для выбранных направлений учебной и (или) профессиональной деятельности.
9. Изучение психологических особенностей студентов старших курсов университета, представляющих большинство специальностей, в сравнительном аспекте позволяет через разрабатываемые методы множественного сравнения построить психологическую классификации специальностей университета, т.е. систему совместных распределений специальностей (составляющих их структурных групп) и диагностируемых психологических качеств на основе выявленных достоверных отличий:
1) между специальностями (подмножествами выделяемыми в их рамках) для всех диагностируемых качеств;
2) между диагностируемыми качествами для всех изучаемых специальностей (выделяемых в их рамках подмножеств);
3) между всеми упорядоченными парами «специальность - показатель структуры личности».
10. При традиционном подходе построения «абсолютных» психограмм профессия (специальность) рассматривается оторванно от других, и при этом неизбежны перекосы в требованиях к отдельным, с позиции здравого смысла «полезным в любой деятельности» (например, память, внимание) качествам личности, которые, в случае особенно неколичественного подхода, по «логике должны быть сильно выражены» у представителей практи-
7
15
чески подавляющего большинства специальностей (профессий). При количественном подходе также не определяется мера отличия между специальностями, что не дает возможности значимо дифференцировать специальности (профессии). Поэтому, отказываясь от абсолютной системы отсчета в рамках предлагаемых подходов, мы приходим к релятивистским метода*ч построения системы сравнительных психограмм для рассматриваемого множества направлений прогнозирования (специальностей, структурных групп в рамках специальностей и т.д.).
11. Математические методы психологического прогнозирования через дифференциацию объектов и их качеств (для дальнейшего интегрирования) в среде заданных направлений (профессиональная и учебная деятельность) позволяют представить психологическое соответствие для профессиональной и учебной деятельности в виде вектора покомпонентных (с учетом выбранной для рассмотрения исследовательской версии структуры личности, объединяющей несколько подпространств иерархически однородных качеств) соответствий одновременно для всех изучаемых направлений, что позволяет моделировать будущую профессиональную деятельность (а также учебную деятельность при многоуровневой и многовариантной подготовке): подбор компонентов деятельности и определение их значимости в общей совокупности (как при интегрировании на всем пространстве выбранных качеств личности, так и для каждого составляющего его подпространства иерархически однородных качеств).
12. Особенностью задач психологического прогнозирования при данном подходе является одновременное рассмотрение множества направлений прогнозирования (специальности, направления учебной деятельности и т.д.) на основе формирующегося универсального в рамках рассматриваемого множества направлений блока диагностических методик. Для реализации этого подхода нами разработаны методы множественного сравнения для решения задач дифференциации групп данных и составляющих их подгрупп; итерационные алгоритмы для фильтрации первоначальной совокупности данных в задачах множественного сравнения; математические модели (с реализацией алгоритмов в компьютерных программах) представления личности в рамках системы психологических классов университета с учетом специальностей, направлений учебной деятельности и уровней успеваемости в их рамках.
13. Выявляемая психологическая классификации помогает через построение математических моделей, реализованных в компьютерных программах, решать прогностические задачи, позволяющие соотнести испытуемого (студента, абитуриента, школьника) со специальностями учебного заведения, прогнозировать успешность обучения для всех рассматриваемых направлений учебной деятельности всех специальностей.
Результаты прогностических задач целесообразно представлять не только в виде интегрирования данных (с учетом системности структуры личности) по всему спектру диагностируемых качеств рабочей версии струк-
16
туры личности, но и по отдельным сравнительно однородным подпространствам пространства психологических качеств личности. Это связано с тем, что очень часто не наблюдается значимых корреляций между психологическими соответствиями, определяемыми в рамках каждого отдельного (структура профессиональных интересов, когнитивные способности и др.) структурного подпространства пространства психологических качеств.
14. Состыковка моделей психологического прогнозирования успешности учебной деятельности для основных типов школ города (дающих по возможности наиболее полную психологическую классификацию школ города) и специальностей университета может позволить по спектру успеваемости выпускника в той или иной школе (определяющей психологический класс) города прогнозировать успеваемость по всем факультетам университета как в целом, так и покомпонентно. При этом также можно обращаться к результатам интегрирования данных психологической диагностики в рамках каждого иерархически однородного подпространства пространства психологических качеств.
15. Возможность представления личности испытуемого в образовательном пространстве университета (или другой образовательной подсистеме) по его психологической структуре (определяемой в результате диагностики) с количественным определением его близости к широкому кругу структурных компонентов психологической классификации образовательной подсистемы, определяемых специальностями, направлениями учебно-профессиональной деятельности, уровнями успеваемости в их рамках, позволяет ему иметь необходимую информацию, чтобы планировать для себя путь вузовского образования (в том числе и возможность смены специальности в случае неудачной «пробы сил»).
1.2. Методы множественного сравнения для психологических исследований
Однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA) исследует один фактор, который имеет J уровней. На каждом из J уровней берется п независимых наблюдений. Исследователь предполагает, что п наблюдений на каждом уровне независимы и взяты из нормальной совокупности с дисперсией о . Предполагается, что дисперсия а одинакова на всех J уровнях. Вывод однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA) — это утверждение о том, что нуль-гипотеза об отсутствии различий между выборочными средними истинна или ложна для соответствующего уровня значимости (сс=0.05 и др.). Если нуль-гипотеза отбрасывается, то утверждение типа «не все средние можно считать равными» часто не слишком информативно. По сравнению с простым утверждением, что выборочные средние различны, при отсутствии статистического вывода это, разумеется, большое достиже-
17

Год

Страниц

2004 349

Подбор и доставка диссертаций 500rublei.ru | Подписка: RSS-лента