Тема: Гражданское воспитание школьников в детской общественной организации

2 Содержание
Введение...3
Глава 1. Теоретические предпосылки гражданского
воспитания школьников в детской общественной организации...21
§ 1. Состояние и современные тенденции гражданского
воспитания школьников...21
§ 2. Социально-педагогический потенциал детской общественной организации в гражданском
воспитании подрастающего поколения...54
§ 3. Место гражданского воспитания школьников
в структуре нравственного развития личности...74
Глава 2. Опыт экспериментальной работы по гражданскому воспитанию школьников в детской общественной организации
"Новая цивилизация"...111
§ 1. Структура и методические принципы деятельности
детской общественной организации "Новая цивилизация"...111
§ 2. Результаты использования игровой технологии
в целях гражданского воспитания школьников...138
§ 3. Особенности программы гражданского воспитания
в условиях летнего лагеря школьного актива...158
Заключение...182
Литература...184
Приложения...200
Введение
Актуальность темы исследования. Серьезные изменения, происходящие сегодня во всех сферах социальной, политической и экономической жизни России, затрагивают широкий спектр отношений общества, государства и личности. С одной стороны, эти отношения становятся более жесткими, требующими конкурентоспособности всех участвующих в них субъектов, с другой - дают возможность для свободного самоопределения, самореализации человека на основе адекватного выбора способов решения своих жизненных проблем. Эти изменения требуют поиска новых подходов к организации деятельности участников педагогического процесса в образовательных учреждениях, и, прежде всего, в школе, где многие современные воспитательные задачи, в том числе связанные с воспитанием гражданина и патриота, уже не могут быть решены только традиционными средствами.
В связи с этим, необходимы научные исследования, касающиеся не только содержания образования, но и самой структуры отношений между педагогами и учащимися, между администрацией школы и родителями. Их основой должно стать сотрудничество и равноправное партнерство, создающие благоприятные условия для развития демократических начал в школе. Нужен принципиально новый подход к организации всей педагогической работы с учащимися, направленный на их подготовку и включение в жизнь гражданского общества, на участие в ученическом самоуправлении, наделенном реальными полномочиями в рамках заранее оговоренной компетенции, в деятельность детских общественных организаций, направленную на социализацию школьников.
Все это требует пристального внимания к такому важному направлению воспитания, каким является гражданское воспитание. Под гражданским воспитанием в данном исследовании понимается целенаправленное содействие подрастающему поколению в освоении ценностей гражданского общества путем создания максимально благоприятных условий для взаимовлияния и взаимопроникновения российской культурно-исторической традиции,
формирующейся демократической культуры (правовое государство, рыночные отношения, народовластие) и молодежной субкультуры.
Воспитание гражданина предполагает всестороннее развитие его личности. Чем выше уровень такого развития, тем эффективнее способна личность отстаивать свои конституционные права и ответственно выполнять обязанности. Гражданин проявляет себя, прежде всего, в своих взаимоотношениях с государством и с ближайшим социумом.
Основной целью гражданского воспитания является формирование гражданской нравственной позиции личности, способной нести моральную ответственность за свои решения, принятые с учетом существующей в данном обществе системы ценностей, а также с опорой на знание требований юридических законов, и обретение опыта общественно-полезной деятельности
Целенаправленное освоение подрастающим поколением нравственных ценностей, являющихся основой становления сознательного гражданина, объективно необходимо как для общества, так и для самого ребенка. В процессе специально организованного обучения и воспитания общество получает нравственно устойчивую личность, социально активного, в правовом и общекультурном плане грамотного и законопослушного гражданина государства. В тоже время высокий уровень нравственного развития помогает ребенку ориентироваться в сложных социально-экономических проблемах, разбираться в общественно-политической жизни страны, имея свое мнение и отстаивая собственную позицию, ориентируясь при этом на внутренние нравственные ценности, в соответствии с которыми живет человек.
Однако, современное образование, направленное на формирование нравственных ценностей, часто ограничивается лишь формальным усвоением детьми моральных норм, приятых в обществе. Педагоги исходят из так называемого этико-нормативного подхода, согласно которому нравственное воспитание сводится к усвоению ребенком конкретных норм, эталонов и образцов действий, основывающихся лишь на нравоучениях, что не стимулирует становление творческой, индивидуально направленной личности. При таком
репродуктивном подходе к обучению и воспитанию остаются не "задействованными" внутренние факторы — собственная инициативная деятельность ребенка по усвоению нравственных ценностей, благодаря которой и происходит развитие таких свойств личности школьника, с которыми он был бы в силах самостоятельно и осознанно реагировать на установленные моральные и юридические требования.
Все это требует теоретического осмысления проблем гражданского воспитания подрастающего поколения, выявление его специфики в современных условиях, разработки и реализации специальных программ, создающих предпосылки для нравственного становления и самореализации личности гражданина. Это позволит приблизить решение актуальной проблемы определения жизненных ценностей личностью, увеличит возможность для подрастающего поколения занять достойную нишу в обществе и проявить сознательную гражданскую активность, расширит диапазон проявления ее способностей. Необходим переход к личностно-ориентированной модели образовательного процесса, которая требует особого внимания к психологическим закономерностям развития личности ребенка, т.е. в первую очередь ребенок выступает активным субъектом деятельности.
Воспитать гражданина, члена демократического общества возможно только в демократической среде, поэтому одним из первых шагов к созданию адекватного образовательного пространства должно стать формирование демократического уклада жизни образовательного учреждения и в общественной организации. Уроки граждановедения или обществознания не способны сами по себе сформировать гражданина, тем более, если отношения в учебном заведении не являются демократическими. Демократические отношения внутри коллектива, как модель открытого гражданского общества, в совокупности с разнообразной предметной и внеклассной деятельностью, являются условием, при котором только и возможно формирование гражданской нравственной позиции, обретение учащимися и педагогами опыта демократического поведения, общественно-полезной гражданской деятельности.
Значительно углубляет и расширяет демократический уклад жизни участие ребенка в социальных взаимоотношениях вне учебного заведения. Это требует тесной связи школ с учреждениями дополнительного образования и общественными организациями.
Эффективность гражданского воспитания во многом зависит от тех педагогических технологий, которые используются педагогами в образовательном процессе. Задача школы, других образовательных структур, детских общественных организаций в период, когда идет переоценка нравственных ценностей общества, состоит в создании условий для более адекватного самоопределения молодого человека в выборе жизненных приоритетов. Возникает необходимость в создании такой психологической атмосферы в ближайшем социуме, такой системы социальных отношений, в которых растет патриот, способный не только оценить и понять путь развития страны, но и видящий свою перспективу участия в этом процессе, организующий продуктивную и социально значимую деятельность.
Одной из особенностей становления новых взаимоотношений между школой, социальными институтами и детскими общественными организациями является тот факт, что последние приобретают все большую самостоятельность и автономность, как в плане территориальной расположенности детских организаций, так и в выборе содержания деятельности, форм и методов работы с членами этих организаций. Если в советский период развития государства детская общественная организация была обязательным атрибутом школы, и, как правило, другой альтернативы у школьников не было, то на современном этапе ситуация изменилась. С одной стороны, разнообразие существующих детских общественных организаций не позволяет школе вместить их под своей крышей без ущерба для всего образовательного процесса. С другой стороны, внутренняя жизнь современных общеобразовательных учреждений претерпела определенные изменения из-за отсутствия детских общественных организаций, деятельность которых ранее излишне идеологи-
зированная и часто формальная, но была объективно необходима детям для их развития.
Возникали содержательные пробелы во многих направлениях работы школы, в том числе и в плане гражданского воспитания школьников, восполнить которые только на уроках оказалось невозможным. Одним из средств эффективной социализации учащихся, приобщения их к жизни гражданского общества, к правилам, нравственным ценностям и моральным нормам социума может стать детская организация.
Детские организации наилучшим образом создают условия для удовлетворения базовых потребностей растущего человека (в доверии, защищенности, участии в активной совместной деятельности, самоутверждении, самореализации и пр.). В детской организации младший школьник чувствует себя защищенным, у подростка повышается самооценка и формируется чувство собственного достоинства, юноше братство единомышленников необходимо для самоидентификации и самоопределения.
В детских общественных организациях, сохраняющих приверженность гуманным и общечеловеческим нравственным принципам, дети активно приобщаются к жизни района, деревни, семьи, школы, к их традициям. Содержание работы таких организаций обеспечивает преемственность старшего и младшего поколений, происходит духовное обогащение, сближение личных интересов с общественными, отвлечение ребят от дурных поступков, от негативного влияния улицы, от правонарушений и вредных привычек. Поэтому в них для детей должны быть созданы условия, позволяющие каждому проявить себя, почувствовать радость полезности для тех, кто слаб, одинок, кому нужна забота и помощь.
Детские общественные организации России в полной мере ощутили на себе все тенденции развития гражданского общества, изменения в социально-экономической и общественно-политической сферах. После нескольких лет отсутствия официального внимания государства к данной социальной сфере они становятся полноправными субъектами процесса формирования нового
8
типа демократических отношений общества. Возросший интерес к деятельности детских и молодежных общественных организаций выражается в усилении государственной политики в области поддержки и развитии данного направления воспитательной работы юных граждан: Указ Президента РФ от 16.09.1992 г. "О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики"; Постановление Верховного Совета РФ от 03.06.1993 г. "Об основных направлениях государственной молодежной политики в РФ"; Федеральная целевая программа "Молодежь России: 2001-2005" (Постановление Правительства РФ от 27.12.2000 г.); Закон РФ "Об общественных объединениях" (19.05.1995 г.); Закон РФ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" (18.06.1995г.); Закон РФ "О некоммерческих организациях" (12.01.1996 г.).
Закон РФ "Об образовании" в статье 32 требует координации в общеобразовательном учреждении деятельности детских и молодежных общественных объединений, а "Программы развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 г.г." ставят задачу оказывать содействие созданию детских и молодежных общественных организаций.
В Федеральном законе "Об общественных объединениях" дается такое определение общественного объединения — "добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (статья 5). В соответствии со статьей 19 данного Закона "членами и участниками детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 8 лет".
Под "детским общественным объединением" понимается "добровольное, самоуправляемое формирование детей, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе". Но вместе с тем детское общественное объединение, как правило, создается по инициативе взрослых и при их непосредственном участии в управлении этим детским объединением. Общественные объединения могут создаваться как в форме
общественной организации, основанной на членстве, так и в форме общественного движения или общественного фонда, не имеющих членства.
Детская общественная организация — это самодеятельное, самоуправляемое объединение детей и взрослых, созданное для совместной деятельности по реализации и защите интересов объединившихся, на основе устава и равноправного членства.
Изучение состояния гражданского воспитания школьников в работе детских общественных организаций позволило выявить ряд социально-педагогических противоречий:
• между необходимостью активного гражданского воспитания подрастающего поколения в современных российских условиях и недостаточной вовлеченностью в эту сферу педагогической деятельности детских общественных организаций;
• между объективно высоким воспитательным потенциалом детских общественных организаций и отсутствием научных основ их деятельности в области гражданского воспитания детей;
• между потребностями детей, членов организаций в самопознании, самореализации, самоутверждении и крайне ограниченными возможностями реальной социальной практики детских общественных организаций;
• между насущной потребностью в координаторе, организаторе, лидере детского движения и отсутствием системы "выращивания" таковых в деятельности общественных организаций.
Указанные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования, состоящую в разработке педагогических условий, содействующих гражданскому воспитанию школьников, используя возможности детской общественной организации.
Данную проблему невозможно решить только средствами традиционного гражданского образования (преподаванием дисциплин и предметов социально-политического, обществоведческого цикла). Простая трансляция знаний или отработка отдельных интеллектуальных умений не только не исчерпы-
10
вают возможного спектра методов гражданского образования, но и не должны являться преобладающими. Наиболее адекватными, с точки зрения становления гражданского самосознания и гуманистических демократических ценностей, являются интерактивные методы, которые предполагают взаимодействие всех участников образовательного процесса в решении учебных и практических задач. К этим методам относятся, например, дискуссии, ролевые игры, социальные проекты, коллективные решения творческих задач и др. Именно интерактивные методы создают необходимые условия как для становления и совершенствования гражданской позиции через включение участников образовательного процесса, членов детских организаций в осмысленное проживание и переживание индивидуальной и коллективной социально значимой деятельности, так и для осознания и принятия ими нравственных ценностей общества.
Вследствие этого, соискатель посчитал целесообразным обратиться к разработке проблем гражданского воспитания подрастающего поколения в детской общественной организации посредствам использования игровой технологии.
Основанием для построения научно-теоретических положений и программы исследования послужили работы философов, в которых отражается сущность и содержание понятия "нравственность" и вопросы взаимоотношений общества и личности (Сократ, Платон, Аристотель, И. Кант, Гегель, Спиноза), взгляды на взаимоотношения личности и государства, место человека в мире идеалистических философов - B.C. Соловьева, С.Н. Трубецкова, С.Н. Булгакова, С.Л. Франка, и представителей экзистенциальной философии - Н.А. Бердяева, Л.И. Шестова.
При изучении проблем гражданского образования автор опирался на педагогические труды Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, СТ. Шацкого, П.П. Блон-ского, В.А. Сухомлинского, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Н.В. Шелгунова, Н.К. Крупской, А.С Макаренко, К.Д. Ушинско-го, Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, Ю.К. Бабанского и других.
11
В ходе исследования форм и методов гражданского воспитания были проанализированы работы: Б.Т. Лихачева, А.Ф. Никитина, И. Ф. Харламова, В.И. Петровой, О.С. Богдановой, Л.И. Новиковой, Е.В. Бондаревской, Д.М. Гришина, Г.Н. Филонова, А.Б. Резника, Я.В. Соколова, А.Ф. Никитина, В.Н. Столетова, И.Д. Фрумина, Н.Е. Щурковой, Н.И. Элиасберг, Г.М. Иващенко, Л.И. Иванова, Л.А. Киршнера и других авторов, позволившие обосновать необходимость широкого применения активных и интерактивных методов в системе гражданского воспитания.
По проблемам организации школьного самоуправления и внедрения игровых технологий автор обращалась к трудам В.И. Бочкарева, В.А. Караков-ского, А.Н. Тубельского, А.С. Прутченкова, С.А. Шмакова, И. Фришман, Л.Ю. Гордина, В.М. Коротова.
Собственно педагогические аспекты нравственного воспитания рассматривались по работам В.А. Крутецкого, О.С. Богдановой, А.С. Арспеньева, Б.Т. Лихачева и других авторов.
Вопросы функционирования и деятельности детских общественных объединений изучались по работам Н.Ф. Басова, И.А. Валгаевой, А.В. Волохова, И.Г. Гордина, Г.М. Иващенко, Т.Г. Кургановой, Э.Ш. Камалдиновой, М.Е. Кульпединовой, Р.А. Литвак, К.Д. Радина, В.Г. Яковлева и др.
Среди исследований последнего десятилетия интерес представляют работы В.П. Вернигоровой, А.В. Волохова, Т.В. Дуровой, А.Г. Климова, В.Н. Ко-чергина, Г.В. Сабитовой, Л.С. Яковлева и др., в которых исследуются проблемы развития личности и социализации подростков во внешкольных объединениях.
Анализ литературы по указанной проблематике показал, что вопросы гражданского воспитания школьников в деятельности детских общественных организаций до сих пор недостаточно представлены в педагогических исследованиях. Поэтому возникла необходимость более детального научного изучения данной проблемы.
12
Исходя из этого, была сформулирована цель исследования — определить педагогические условия эффективности гражданского воспитания школьников в деятельности детской общественной организации.
Объект исследования - процесс воспитания школьников в детских общественных организациях.
Предмет исследования - гражданское воспитание школьников в детской общественной организации "Новая цивилизация".
Гипотеза исследования. Гражданское воспитание школьников в детской общественной организации осуществляется эффективно, если соблюдаются следующие условия:
- целенаправленно реализуется воспитательный потенциал детской общественной организации, заключающийся в субъектной позиции члена организации, в предоставлении детям возможности выбора предпочитаемого вида деятельности с учетом личных интересов, в преемственности и передаче опыта поколений членов организации;
- в деятельности организации применяется комплекс методических принципов, включающий в себя: общественный характер деятельности членов организации, в том числе и через реализацию социальных проектов; деятельность в составе малых групп, способствующая более четкому распределению полномочий внутри каждой из них; реализация программ прогрессивного развития личности, предполагающая участие в комплексных играх и самообразование; обязательное использование организацией собственной символики, дающей ощущение причастности к своей организации; минимальное вмешательство взрослых в жизнь детского коллектива;
- активно используются игровые технологии, моделирующие отношения современного гражданского общества и правового государства, позволяющие участникам на время игры стать полноправными гражданами создаваемых государственно-общественных структур, а в дальнейшем перенести этот опыт в реальную жизнь;
13
- разработаны и применяются показатели, свидетельствующие о гражданском становлении и развитии членов организации (гражданская активность, направленная на служение окружающим людям; инициативное участие в социальной практике, ответственность).
Цель и гипотеза определили постановку следующих задач исследования:
- проанализировать состояние и выявить тенденции гражданского воспитания школьников в детских общественных организациях на современном этапе;
- изучить воспитательные возможности детской общественной организации в гражданском воспитании школьников;
- систематизировать и экспериментально проверить эффективность методических принципов деятельности детской общественной организации "Новая цивилизация";
- описать игровые технологии гражданского воспитания школьников, используемые детской общественной организацией "Новая цивилизация".
- выявить показатели эффективности гражданского воспитания школьников в детской организации.
Методологическую основу исследования составляют: важнейшие философские положения о природе и сущности познания, в основе которого лежит общественно-историческая практическая деятельность людей, и, прежде всего коллективная трудовая деятельность, преобразующая окружающую действительность, о противоречиях как движущей силе развития, о диалектической связи процессов и явлений, о влиянии макро- и микросреды на процесс развития личности; гуманистические идеи воспитания ребенка (А.С. Макаренко, Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, СТ. Шацкий, В.А. Сухомлинский и др.); идеи о единстве человека и социальной среды (К.А. Абдульханова-Славская, И.С. Кон, Б.Т. Лихачев, И.С. Марьенко, Г.Н. Филонов и др.). А также положения психологии и педагогики о развитии личности ребенка в период старшего школьного возраста, усвоение им нравственных
14
норм и ценностных ориентации, выработанных в ходе общественного развития.
Методологическими ориентирами исследования выступает: культурно-историческая теория развития Л.С. Выготского, из которой происходит дея-тельностный подход А.Н. Леонтьева к процессу формирования у детей способности нравственного выбора; историко-генетический подход, позволяющий проследить пути возникновения и тенденции развития нравственного становления личности, теория социализации личности, понимаемой как включение ребенка в систему общественных отношений (В.А. Караковский, В.М. Коротов, И.С. Кон, А.В. Мудрик, В.А. Ядов и др.), современные психолого-педагогические трактовки поведения человека, межличностных отношений (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Новикова и др.), идеи психологов и педагогов о единстве развития, формирования и воспитания и самовоспитания личности.
В теоретическом плане исследование опирается на идеи и положения психологической теории деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), и существующих психологических теориях личности (А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, А.В. Петровский, В.А. Петровский, А. Маслоу, Д. Роджерс, К. Юнг), на концептуальные положения о роли игры как средстве развития личности (В.М. Коротов, В.А. Караковский, Б.Т. Лихачев, А.С. Прутченков, Я.В. Соколов, С.А. Шмаков, П.Г. Щедровицкий, Д.В. Эльконин, В.Г. Яковлев).
Исследование опирается на идеи и положения о роли самостоятельной деятельности в развитии личности ребенка, игры как средстве развития личности ребенка.
В работе использовался комплекс теоретических и практических методов исследования: теоретический анализ предмета и проблемы исследования на основе изучения философской, социологической, психолого-педагогической литературы; анализ опыта и синтез эмпирических данных; ретроспективный анализ программ гражданского воспитания; моделирование, а также методы
15
эмпирического уровня: изучение и обобщение передового и массового педагогического опыта, изучение документации, анкетирование, интервьюирование, социологические опросы, включенное наблюдение, беседа, взаимо- и самооценка, обобщение независимых характеристик, самонаблюдение, самоотчеты учащихся и тестирование, опытно-экспериментальная работа. Основным методом исследования являлся формирующий эксперимент, предполагающий создание соответствующих педагогических условий и прогнозирование развития личности ребенка.
База исследования. Исследование проводилось на базе общеобразовательных школ, где учились дети — члены детских общественных организаций Северного, Заводского, Советского и Железнодорожного районов г. Орла №№ 4, 6, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 26, 33, 37, 40, школ Орловской области -гг. Ливны, Мценск, а также летних образовательных лагерей "Истра", "Звенигород" (Московская область), "Сосновый бор" г. Дмитровск (Орловская область), "Орленок" (Краснодарский край).
Опираясь на положения "Конвенции о правах ребенка", принятые Юне-ско, в соответствии с которой "ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее" (часть 1, ст. 1), для данного исследования были взяты дети старшего школьного возраста -ученики 9-11 классов.
Этапы исследования. В ходе проведенного исследования можно выделить четыре основных этапа.
На первом этапе (1996-1997 гг.) определялись основные подходы к разработке концепции исследования и систематизировались представления об объекте, были проведены первичные замеры нравственного развития и гражданской активности школьников, разрабатывалась методика и соответствующая система работы, включающая гражданское воспитание детей, а также критерии для оценки данного показателя.
16
Второй этап исследования (1997-1998 гг.) был посвящен анализу фило-софской, психологической и педагогической литературы, а также анализу существующих образовательных программ гражданского воспитания, используемых в общеобразовательных учреждениях и общественных организациях России; была продолжена работа в экспериментальных образовательных учреждениях и детской общественной организации "Новая цивилизация" по выявлению уровня гражданской активности и нравственного развития школьников, по характеристике стиля взаимоотношений взрослых и детей в процессе воспитания и обучения, по определению принципов организации гражданского воспитания детей и определению критериев эффективности этой деятельности.
На третьем этапе (1998-2000 гг.) продолжалась экспериментальная работа по совершенствованию гражданского воспитания в деятельности детской общественной организации "Новая цивилизация", программа которой апробировалась в Орловской области. Одновременно разрабатывался методический комплекс, в основе которого лежат игровые технологии, позволяющие путем моделирования отношений государства и личности активизировать процесс овладения нормами жизни в гражданском обществе, повысить эффективность гражданского воспитания. В это же время проводилась опытно-экспериментальная работа на базе школ, где шла реализация программ детской общественной организации "Новая цивилизация", обобщались результаты научного исследования.
Четвертый этап исследования (2001-2004 гг.) был посвящен анализу проделанной работы, изучению опыта гражданского воспитания школьников в деятельности детской общественной организации, определению эффективности разработанных методик. Были уточнены основные положения проведенного исследования, определены условия успешного использования игровых технологий МООДиМ "Новая цивилизация" в деятельности детских об- щественных организаций, намечены направления дальнейших исследований в этой области.
17
Итогом завершающего этапа стало написание диссертационной работы, обобщившей научные поиски в области гражданского воспитания школьников в деятельности детской общественной организации.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
- раскрыт воспитательный потенциал детских общественных организаций в гражданском воспитании подрастающего поколения (субъектная позиция члена организации, предоставление возможности выбора предпочитаемого вида деятельности с учетом личных интересов, преемственность и передача опыта поколений членов организации);
- сформулированы методические принципы деятельности детской общественной организации, на примере МООДиМ "Новая цивилизация", позволяющие активно осуществлять гражданское воспитание школьников: общественный характер деятельности членов организации, в том числе и через реализацию социальных проектов; деятельность в составе малых групп в соответствии с особенностями возраста; реализация программ гражданского воспитания личности, предполагающих участие в комплексных играх и самообразование детей; обязательное использование организацией собственной символики, дающей ощущение причастности к своей организации; мини- мальное вмешательство взрослых в жизнь детского коллектива;
- описаны игровые технологии гражданского воспитания, используемые МООДиМ "Новая цивилизация", моделирующие отношения гражданского общества на уровне отдельного государства и международного сообщества.
- разработаны показатели, свидетельствующие о гражданском становлении и развитии членов организации (гражданская активность, направленная на служение окружающим людям; участие в социальной практике, ответственность).
Практическая значимость исследования. В результате проведенного исследования:

Год

Страниц

2004 200

Подбор и доставка диссертаций www.500rublei.ru | Подписка: RSS-лента