Тема: Физическая подготовка студентов к условиям профессиональной деятельности инженера-электромеханика водного транспорта

ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
Введение - 5
Глава 1. Психофизиологические и физические качества человека, определяющие успешную профессиональную деятельность, и их динамика в процессе физической подготовки (обзор литературы). - 12
1.1. Индивидуальные морфофункциональные и психофизиологические особенности организма - основы профессиональной пригодности. -12
1.2. Роль физической культуры в профессиональной деятельности человека. - 23
1.3. Критический анализ общих и частных принципов построения процесса физического воспитания в вузе. - 36 Резюме - 48 Глава 2. Задачи, методы и организация исследования. - 51
2.1. Задачи исследования. - 51
2.2. Методы исследования. - 51 * 2.3. Организация исследования - 54
Глава 3. Функциональные и психофизиологические показатели студентов и степень их соответствия требованиям профессиональной деятельности инженера-электромеханика. - 58
3.1. Санитарная характеристика профессии инженера-электромеханика -58
3.2. Требования профессиональной деятельности инженера-электромеханика к личностным и психофизиологическим качествам человека-специалиста - 63
3.3. Объем и характер организованной и неорганизованной
% двигательной активности у исследуемого контингента. - 75
4
3.4. Морфофункциональные и психомоторные показатели инженеров-электромехаников и студентов-"электромехаников" I, II и
Y курсов. ,. , - 83
3.5. Корреляционная связь функциональных и психофизических показателей с объемом двигательной активности. - 86
3.6. Влияние однократной интенсивной физической нагрузки на мозговую гемоциркуляцию и психомоторную деятельность инженеров и студентов. - 89 Глава 4. Организация занятий по физическому воспитанию в вузе цикловым методом. - 95
4.1. Обоснование организации циклового метода физического воспитания студентов. - 95
4.2. Показатели сердечно-сосудистой системы. - 97
4.2.1. Показатели функции внешнего дыхания. -97
4.2.2. Показатели физической работоспособности. -100
4.2.3. Показатели уровня физической подготовленности. - 101
4.2.4. Показатели физической подготовленности. - 106
4.2.5. Динамика простудной заболеваемости при различных вариантах построения процесса физического воспитания. - 116 Обсуждение результатов исследования. -120 Выводы. - 136 Практические рекомендации. -137 Список литературы. - 139
Введение
Актуальность разработки путей совершенствования, профессиональной подготовки в вузе обусловлена закономерностями общественного развития и высокой социальной значимостью проблемы повышения качества подготовки специалиста-профессионала, основанной на гуманистических идеалах и принципах.
Именно в процессе подготовки и обучения будущих специалистов в вузе складываются те ориентиры, навыки, знания, которые в последующем в значительной мере будут определять лицо всей сферы их профессиональной деятельности. Таким образом, резервы улучшения процесса профессиональной подготовки инженера-электромеханика, необходимо искать в вузовской системе.
Важнейшими задачами профессиональной подготовки специалистов в вузе является создание условий для свободного выбора специальности и рациональное построение учебного процесса, направленного на развитие и совершенствование необходимых в будущей профессии знаний, умений, навыков и физических качеств.
В решении столь многосторонних задач и направлений принимают участие специалисты различного профиля: экономисты, педагоги, психологи, физиологи и врачи.
Известно (И.Д. Карцев с соавт, 1968, 1977; В.М. Левин и Э.С. Рутенбург, 1977; Г.В. Осипов, М.Н. Руткевич, 1983; О.В. Ендропов, 1998 и др.), что недостаточный уровень развития физических качеств у молодых инженеров промышленных предприятий является причиной 24-37% всех ошибок, задержек в работе, аварий и остановок оборудования. По мнению Р.Н. Макарова (1989), 80-90% несчастных случаев на производстве связано с человеческим фактором. Кроме того, целым рядом исследований (И.Д. Карцев с соавт., 1963,1968; Л.А. Леонова, 1963; Н.К. Меньшиков, 1975 и др.)
установлено, что не все здоровые лица одинаково успешно осваивают одну и ту же работу. Успешное освоение профессии возможно лишь при наличии соответствия определенных психофизиологических и
морфофункциональных показателей человека специфическим требованиям, предъявляемым производственными профессиями (именно к этим, профессионально важным, "ключевым функциям).
Проблемы физической подготовки в связи с освоением будущей профессии рассматривались в многочисленных отечественных работах (Л.Н. Нифонтова, 1965; М.Я. Виленский, 1981, 1983, 1989; В.Э. Нагорный, 1972;
* Е.Ф. Минин, 1991; В.К. Сидоренко, 1992; В.А. Кабачков, 1980, 1996; Н.К. Меньшиков, 1975; Г.В, Валеева, 1988; А.А. Нужный, 1994, В.А. Грибков, 1995; В.П. Жидких, 2000; М.Г. Березина, 2000 и др.). Однако проблемы эффективности физической подготовки в формировании личности, профессиональной надежности, работоспособности, профессионального долголетия инженеров-электроников и электромехаников водного транспорта исследовались недостаточно.
Существующая в вузах водного транспорта программа ППФП предполагает акцентированные занятия водными видами спорта и
# упражнениями на воде. Однако, Новосибирская государственная академия водного транспорта ведет подготовку по тринадцати специальностям и, в том числе, по специальности "Электротехника, электромеханика и электротехнология". Профессиональная деятельность выпускников этой специальности имеет свою специфику и существенно отличается, например, от деятельности судоводителей. В связи с требованиями этой специальности должна проводиться не только профильная физическая подготовка студентов, но и их ориентация на выбор этой специальности с учетом психофизиологических и показателей.
Так как, с точки зрения инженерной психологии, нецелесообразно тратить время и средства на обучение людей, чья отдача впоследствии будет минимальной (Б.М. Теплое, 1961).
Недостаточная изученность требований, предъявляемых профессией инженера-электромеханика водного транспорта к психофизиологическим и морфофункциональным качествам организма, и невозможность формирования необходимых физических качеств у студентов в рамках объема часов (20% от необходимой ДА), предусмотренного вузовской программой, при общепринятом планировании, вызвали необходимость данных исследований. Таким образом, ключевыми моментами решения проблемы повышения эффективности физической подготовки студентов к их будущей профессии инженера-электромеханика являются:
1. Разработка профессиограмы инженера-электромеханика, как ориентира для построения процесса физического воспитания.
2. Рациональное планирование учебной нагрузки по физическому воспитанию и увеличение объема двигательной активности студентов за счет самостоятельных занятий.
Объект исследования. Педагогический процесс по физическому воспитанию студентов, нацеленный на развитие у студентов психофизических качеств, необходимых для успешной работы будущему инженеру-электромеханику.
Предмет исследования. Физическая подготовленность и уровень развития психофизических качеств студентов факультета «Электроника, электромеханика и электротехнологии» и инженеров-электромехаников.
Цель исследования. Экспериментальное и теоретическое обоснование планирования учебной нагрузки по физическому воспитанию студентов более эффективно развивающей необходимые физические качества для будущей профессии инженера-электромеханика.
Гипотеза. Предполагается, что планирование учебной годовой нагрузки » по физической подготовке студентов в объеме 140 чесов циклами, состоящими из 6-ти недельного периода плановых занятий, по 3 занятия в неделю (что используется в спортивных технологиях) и 4-х недельного периода самостоятельных занятий, позволит более эффективно, по сравнению с общепринятым планированием, развивать физические качества необходимые инженеру-электромеханику водного транспорта, прививать студентам практические навыки самостоятельного использования физических упражнений и способствовать увеличению объема двигательной активности.
Научная новизна. Исследованиями установлено, что для успешной профессиональной деятельности в качестве инженера-электромеханика водного транспорта человек должен уметь воспринимать и быстро распознавать шумы и запахи, обладать вестибулярной устойчивостью, стрессоустойчивостью и высокой помехоустойчивостью, быть способным выполнять опасную, с физическим и психическим напряжением, работу и при этом быстро принимать решения в изменившейся ситуации.
Показано, что у молодых специалистов, успешно выполняющих свою
работу, существенно выше, чем у студентов-«электромехаников» показатель
« физической работоспособности, тест на 12-ти минутное плавание, индекс
кистевой и становой силы, показатель внимания, точность воспроизведения
усилия и движения.
Впервые исследованы уровни физической подготовленности, эмоционально-волевые качества, и психомоторные и нейродинамические параметры инженеров-электромехаников водного транспорта, обеспечивающие им соответствие требованиям профессиональной деятельности.
- Установлено, что уровень физической работоспособности и эффективности кровообращения при физической нагрузке, определяют
качество мозговой гемоциркуляции, которая, в свою очередь, создает условия для надежной интеллектуальной и психомоторной деятельности; ,»• •
- Определены допустимые уровни показателя физической работоспособности и показателя эффективности кровообращения, ниже которых даже кратковременная интенсивная физическая нагрузка существенно снижает профессиональную надежность;
- Выявлены корреляционные связи степени утомления, простудной заболеваемости, уровня физической работоспособности, психомоторной деятельности у студентов и инженеров с объемом и характером двигательной активности. Характер корреляций указывает на то, что при подготовке студентов в вузе необходимо обращать внимание не только на профессионально направленную физическую подготовку, но и на ориентацию абитуриентов по специальности инженера-электромеханика с учетом уровня развития психофизических показателей.
Теоретическая значимость работы. Заключается в развитии теоретических основ значимости двигательной активности в становлении специалиста-профессионала. В дополнении теории физического воспитания по разделу «Профессионально-прикладная физическая культура», в частности, по физическому воспитанию, направленному на подготовку инженеров-электромехаников водного транспорта. Проведенные исследования по цикловой организации физического воспитания в вузе, являются фактором интеграции спортивной и физической культуры, фактором переноса спортивных технологий в практику физического воспитания, что отвечает потребностям и условиям физической подготовки к профессиональной деятельности студентов.
Практическая значимость работы. Результаты проведенных исследований позволили составить профессиограмму инженеров-электромехаников водного транспорта по ряду физических,
10
функциональных и психомоторных показателей. Значения наиболее важных показателей для профессиональной деятельности, выявленные у специалистов, высоко адаптированных к профессиональной деятельности инженера-электромеханика, могут служить в качестве модельных характеристик для направленного физического воспитания и ориентации абитуриентов на выбор данной специальности.
Разработанный метод цикловой организации процесса физического воспитания студентов является более эффективным в развитии физических и функциональных качеств, необходимых в будущей профессиональной деятельности, а также создает условия для приобретения навыков самостоятельного использования физических упражнений.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Физические, функциональные и психофизиологические показатели организма человека, существенно влияющие на успешность деятельности инженера-электромеханика водного транспорта, можно разделить на две группы. К первой относятся показатели, которые могут существенно изменяться под влиянием физических упражнений, ко второй -показатели, на которые занятия физическими упражнениями влияют в меньшей степени.
^ 2. Выявляются особенности изменений физических качеств, функционального состояния и умственной работоспособности на протяжении всего периода обучения студентов-электромехаников в вузе.
3. Общепринятая система физического воспитания студентов не отвечает современным требованиям формирования адаптивных возможностей организма, развития профессионально-значимых физических качеств и формирования положительной мотивации к самостоятельному выполнению физических упражнений.
4. Планирование занятий по физическому воспитанию студентов цикловым • методом в рамках часов, отведенных программой на учебный год,
ю
11
является более эффективным, оказывающим более выраженное влияние не только на развитие морфофункционалышх и психофизиологических показателей, а также создающая условия для, самостоятельного выполнения упражнений.
Апробация и внедрение результатов исследования. Промежуточные и итоговые результаты обсуждались и получили положительную оценку на научных и научно-практических конференциях и семинарах Новосибирского института инженеров водного транспорта (1981-1999 г.г.). Данные исследования докладывались на научно-практических конференциях Томского, Усть-Кутского и Якутского пароходства. По теме диссертации опубликовано 6 научных и 5 методических работ, 3 методических рекомендаций. Результаты исследований внедрены в работу кафедр физического воспитания НГТУ, НГАВТ. Материалы исследований включены в цикл лекций кафедры теоретических основ физической культуры Новосибирского государственного педагогического университета.
и
12
Глава I. ф ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА
ЧЕЛОВЕКА, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УСПЕШНУЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, И ИХ ДИНАМИКА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКИ.
1.1. Индивидуальные морфофункциональные и психофизиологические особенности организма - основа профессиональной пригодности человека.
Отмечено, что люди по разному реагируют на различные жизненные ситуации и нагрузки любого характера, т.е. имеют различную типологию адаптивных реакций, разную способность организма перестроиться на новый уровень функционирования, адекватный изменившимся условиям среды (А.Б. Гандельсман, К.М. Смирнов, 1970; В,П. Казначеев, 1983, 1997;В.И. Ильинич, 1990; С.С. Коровин, И.В, Гречаная, 1991; С.С. Коровин, Н.А. Фомин, 1991; Ю.А, Коцарь, 1997; С.С. Коровин, 1997; С.С. Коровин, В.А. Кабачков, 1998 и др.).
Эффективность разработки и, тем более, практическое использование данных особенностей организма в системе профессиональной ориентации во
. многом зависит от правильного учета индивидуальных психофизиологических качеств. В психологии совокупность индивидуальных психических качеств, обусловливающих успешность обучения и практической деятельности, определяется понятием способности. Б.М. Теплов (1961), Т.В. Василец (1974) А В Васильева (1976) и др. отмечают, что под способностями, во-первых, следует подразумевать психические особенности одного человека в отличии от другого; во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-
* либо деятельности или многих деятельностей; в третьих, понятие
12
13
"способность" не сводится к знаниям, навыкам или умениям, которые выработаны у данного человека.
В основе способностей лежат наследственно закрепленные для их развития задатки, в качестве которых могут выступать: 1) типологические свойства нервной системы (парциальные свойства, характеризующие работу анализаторов разных областей коры больших полушарий); 2) соотношение первой и второй сигнальных систем; 3) индивидуальные особенности строения анализаторов, отдельных областей коры головного мозга и т.п.
Для характеристики структуры личности целесообразно рассматривать, изучать человека как индивида, личность и субъекта деятельности.
В настоящее время в практике профотбора широко используется концепция динамической функциональной структуры личности, сформулированная К.К. Платоновым (1970), в которой выделяются четыре подструктуры:
- направленность, отношение и моральные черты личности;
- знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личностном опыте путем обучения, но уже с заметным влиянием биологически обусловленных свойств личности;
- индивидуальные особенности психических процессов или психических функций, понимаемых как форма отражения эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувства, воли и памяти;
- свойства темперамента или типологические особенности высшей нервной деятельности человека, рассматриваемые в качестве базы понимания свойств личности, сюда же входят половые и возрастные свойства личности, а также ее патологические, так называемые, органические изменения.
Среди видов профессионального отбора психофизиологический отбор занимает особое место. Это связано с тем, что психофизиологические исследования позволяют быстро и объективно измерять большое число психофизиологических свойств, выявить глубокую и тонкую структуру
13
14
индивидуальных особенностей, детерминированных физиологическими
4 системами организма, прежде всего, центральной нервной системой.
Сущность психофизиологического отбора заключается в проведении обоснованных, комплексных и последовательных мероприятий, что позволяет выявить у кандидатов тех профессионально важных психофизиологических свойств, которые необходимы для успешного овладения профессиональными знаниями, навыками и умениями,
^ определяющими успешность обучения в установленные сроки и эффективность последующей профессиональной деятельности по конкретному виду деятельности. Возможность проведения профессионального отбора в различной степени обусловлена индивидуальными различиями между людьми.
В настоящее время в литературе представлено значительное количество методов изучения индивидуальных психофизиологических особенностей человека. Условно они могут быть разделены на две группы в зависимости от направленности исследования нейродинамических или
психодинамических характеристик личности. К первой группе следует • отнести методы по исследованию силы, подвижности, уравновешенности основных нервных процессов, скоростных характеристик простых и
*. сложных сенсомоторных реакций, координации движений и т.д. Ко второй группе - методы по исследованию функций памяти, внимания, а также личностных особенностей (В.М. Русалов, 1979, 1988; Н.П. Бехтерева, 1980; Б.В. Кулагин, 1984, 1989; Г.Д. Бабушкин, 1985; Н.В. Макаренко, В.А. Пухов, Н.В. Кольченко и др, 1987).
Психофизиологические методики (тесты) делятся по внешнему признаку и конструктивному оформлению на бланковые и аппаратурные, на вербальные, схематичные и двигательные; по способу применения - на индивидуальные и групповые. В зависимости от направленности тестов на
* изучение отдельных психических функций или "целостной" личности они
14
15
подразделяются на аналитические и синтетические (К.М. Гуревич, 1965, 1970, 1974; А.В. Родионов, 1973; А. Анастази, 1982; В.А.Бодров с соавт., 1984).
Наиболее широкое распространение получил метод бальной оценки. Сущность его заключается в том, что результаты обследования по всем методикам, используемым при профессиональном отборе, выражаются в оценках по 5-10 балльной шкале, при этом оценка 5 или 10 означает наилучший, а оценка 1 - наихудший результат. За абсолютный показатель при выведении интегральной оценки берется сумма баллов по всем методикам с учетом их весовых коэффициентов или коэффициентов корреляции с интегральным внешним критерием (Н.В. Макаренко с соавт., 1987).
Экспериментальные методы изучения индивидуально-психологических особенностей личности и психических состояний называют психодиагностическимь и обычно делят на опросники и проективные методы, которые позволяют изучаемые данные подвергнуть количественному анализу.
Трудовая деятельность представителей многих профессий связана с постоянным или периодическим воздействием на организм экстремальных факторов. К числу таких факторов относятся субъективная сложность, опасность и ответственность выполнения трудовых задач, принудительный темп работы и совмещенное выполнение операций, воздействие неблагоприятных социальных и физико-химических условий среды и многое другое. Для того, чтобы успешно противостоять влиянию перечисленных факторов, надо обладать высоким уровнем эмоциональной устойчивости.
Низкая эмоциональная устойчивость - одна из самых частых предпосылок для возникновения и длительного хранения напряженности (Н.В. Кольченко, 1978; Н.П. Бехтерева, 1986; А.И. Киколов, 1987 и др.). Уровень нервно- психического напряжения зависит не только от характера воздействующих
15
16
экстремальных факторов, величины их объективных характеристик и субъективной значимости для человека, но также и особенностей индивидуальной реактивности организма. Основной метод изучения эмоциональных реакций человека - анализ его деятельности в различных жизненных ситуациях. Для исследования эмоциональных состояний выделяют (О.А. Конопкин, 1966, 1980; И.Т. Корнеева с соавт., 2000 и др.) четыре категории реакций :
- психическую (внутренние переживания, чувства, состояния);
- двигательно-поведенческую (поза, мимика, характер двигательной и речедвигательнои активности);
- вегетативную (реакцию сердечно-сосудистой и дыхательной систем, внутренних органов и др.);
- биохимическую (обмен веществ).
Психофизиологический анализ деятельности свидетельствует о том, что для подавляющего большинства профессий наряду с эмоциональной устойчивостью требуется наличие достаточно развитых тех или иных физических качеств. Для одних профессий физические качества играют ведущую роль - профессиональные спортсмены, артисты цирка, грузчики, монтажники и др., для которых требуется высокая общая выносливость, сила, ловкость и т.д. Для других профессий - водители автотранспорта, слесари и др., физические качества не менее значимы, чем психофизиологические (Е.А. Климов, 1975, 1984; Н.В. Макаренко, Б.А. Пухов, Н.В. Кольченко , 1984; С. Кемхадзе, 1996 и др.).
Опыт внедрения профессионального отбора на некоторые специальности свидетельствует о достаточно высокой его эффективности. Однако положительный эффект от профессионального отбора может быть достигнут лишь в том случае, если методические рекомендации по его проведению явились следствием специальных научных разработок и обоснований, а ¦ клинико-физиологическое, психофизиологическое и психологическое
16
17
обследование в ходе отбора осуществлялось квалифицированными « специалистами (Г.М. Зараковский, 1966; В.И. Ильинич, 1990; Н.В. Макаренко, 1991 и др.).
Исследованиями многих авторов (К.М. Гуревич, 1970, 1974; Б.В. Ломов, 1963; В.Д. Небылицын, 1976; В.А. Бодров, 1984 и др.) показано, что все профессии, по существу, могут быть разделены на два типа: профессии с выборочно направленными жесткими требованиями к определенным психофизиологическим качествам личности и профессии, не предъявляющие таких требований (Климов, 1969).
Одни качества, обеспечивающие профессиональную пригодность, могут изменяться и развиваться в процессе профессиональной подготовки и адаптации к условиям труда, другие более консервативны, мало развиваемы и связаны с биологически обусловленными врожденными морфо-анатомическими или физиологическими особенностями, среди которых важное место занимают свойства нервной системы (К.М. Гуревич, 1970; Н.А. Розе, 1970; А.В. Родионов, 1973; Кулагин, 1984; В.Д. Небылицын, 1964, 1986; С.А. Рунова, 2000 и др.). Последние во многом определяют объем памяти, устойчивость, концентрацию и переключение внимания, темп восприятия и переработки информации и тем самым позволяют с достаточно ^ высокой вероятностью предсказывать такие модели психической активности и поведения человека в некоторых производственных ситуациях (В.Д. Небылицын, 1964; О.А. Конопкин, 1966; К.М. Гуревич, 1970; М.Н. Акимова, 1971; Голубева, 1972; 1980; Б.В. Кулагин, В.И. Вороновская, 1989 и др.).
В основе любой профессии лежит процесс формирования соответствующего рабочего динамического стереотипа, в котором важную роль играют профессионально значимые (ключевые) физиологические функции (В.М. Русалов, 1979,1988).
¦ 4
17

Год

Страниц

2001 139

Подбор и доставка диссертаций www.500rublei.ru | Подписка: RSS-лента