Тема: Нравственно-эстетический потенциал детской национальной музыки в воспитании младших школьников

СОДЕРЖАНИЕ
Введение... 3
Глава I. Историко-теоретические основы нравственно-эстетического воспитания детей средствами национального музыкального искусства... 17
1.1. Мировое музыкально-педагогическое наследие о роли национальной музыки в воспитании детей... 17
1.2. Место башкирской музыки в мировой музыкальной культуре... 52
1.3. Традиции и преемственность в нравственно-эстетическом воспитании детей средствами национальной музыки (на материале башкирской музыки)... 63
1.4. Нравственно-эстетический потенциал детской национальной
музыки в системе наук... 76
Выводы по первой главе... 91
Глава П. Психолого-педагогические основы нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами детской национальной музыки... 94
2.1. Анализ уровня нравственно-эстетической воспитанности младших школьников средствами детской башкирской музыки... 94
2.2. Организация и результаты опытно-экспериментальной работы по использованию детской башкирской музыки в нравственно-эстетическом воспитании младших школьников... 109
2.3. Методические рекомендации по совершенствованию непрерывной системы нравственно-эстетического воспитания средствами детского
национального музыкального искусства... 131
Выводы по второй главе... 148
Заключение... 151
Библиография... 154
Приложение... 177
3 ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На фоне социально-экономических преобразований, переживаемых нашим обществом в настоящее время, особенно актуальной становится проблема нравственности. Для социума далеко не безразлично, что представляют из себя его граждане, каковы их ценностные ориентации, ибо от этого во многом зависит судьба страны. В истории можно найти примеры того, как исчезали государства, чей народ забывал свой язык и культуру, но если сохранялась культура, то, несмотря на все трудности, иногда многовековую неволю, народ обретал себя в новом качестве и занимал достойное место.
Не вызывает сомнения тот факт, что высшие ценности отражаются в сознании людей в виде субъективных оценочных суждений и несут на себе отпечаток потребностей индивида. Однако проблемы, связанные с человеком, его духовностью, являются наиболее сложными для познания, поэтому современная наука далеко не на все вопросы дает достаточное объяснение. Более того, можно по существу согласиться с мнением Л.П.Буевой о том, что духовная культура личности остается "белым пятном" в теории и практике образования и воспитания. В интерпретации ее содержания имеется много разночтений (48, 61).
Общепризнанно, что одним из эффективных средств воздействия на формирование внутреннего мира личности, ее культуры и нравственного самосознания является искусство. Оно представляет собой способ сохранения, развития и передачи из поколения в поколение духовного мира, материализованного в том или ином произведении. И потому приобщение к культурным традициям, изучение культурных традиций — важнейшего компонента духовной жизни общества - является необходимым условием развития личности, ее нравственного становления, формирования мировоззренческой позиции, иначе говоря - необходимым условием
социализации личности. Путь в мир культурных традиций — это путь к внутреннему раскрепощению, открытию и воспитанию в человеке творческого начала, и потому так важно поставить на этот путь возможно большее число людей и в первую очередь детей - учащихся школ.
Вместе с тем нередко человек воспринимает искусство лишь функционально, как зрелище или удовольствие, наглядную иллюстрацию или образно представленное знание, как психологическую компенсацию. В этой связи особенно необходимо учитывать особенности детского восприятия искусства. В силу возрастных психологических особенностей дети недостаточно осознают как собственную, так и чужую субъективность вообще. В результате ребенок на определенной возрастной ступеньке личностного становления воспринимает искусство еще нехудожественно. Его привлекает в нем эстетическая форма, зрелищность и информативность, но увидеть за произведением мироотношение автора он пока не может. Помочь ему в этом обязан учитель, который должен стимулировать художественный характер восприятия детей. Педагогу самому необходимо в достаточной мере обладать способностью целостно смотреть на мир, чтобы он мог помочь ребенку увидеть такой же целостный взгляд, выраженный художником в его творении. Эта же способность в сочетании с профессиональной компетентностью может подсказать учителю выбор как изучаемых художественных видов и жанров, так и авторов произведений. Однако до сих пор остается актуальной проблема формирования подобного профессионала, методическое и теоретическое обоснование его деятельности.
Следует отметить также, что сегодня с особой остротой встает вопрос человеческого общения, взаимодействия языков и культур, межкультурной коммуникации. Эта проблема, особенно в условиях возрождающегося национального самосознания, настоятельно требует своего разрешения.
Заметная роль во взаимопонимании различных народов принадлежит музыкальному искусству, которое как часть национальной культуры
неразрывно связано с процессами, происходящими в обществе, и служит одним из проявлений этнического сознания. Музыкальное произведение, созданное композитором, продолжает жить во времени. Автор, используя возможности музыкального языка, создает свой собственный музыкальный язык, который рождается, формируется и развивается в процессе музыкально-исторической практики. Музыка открывает человеку возможность творческой реализации и самоопределения в мире, постижение гармонического единства с миром.
Музыкальное искусство содержит ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания, которые, развиваясь, обогащают мировую педагогическую мысль. Изучение этого опыта и использование достижений современного музыкознания помогут обогатить теоретические основы и практику воспитания.
Особая роль в работе с учащимися принадлежит детской музыке, которая на практике всегда рассматривалась как ядро духовного воспитания. Тем более это относится к детской национальной музыке, в том числе и башкирской, имеющей давние традиции. Из всех ценностей духовной и материальной культуры в Башкортостане в прошлом более всего было развито музыкальное искусство, что объясняется укладом жизни народа - вначале кочевого, впоследствии полукочевого. В то же время исследование детской башкирской музыки, особенностей ее музыкального языка, истоков, истории, общественно-эстетического функционирования и места в духовном мире подрастающего поколения изучены недостаточно полно. Эти вопросы требуют своего решения, поскольку гуманизация педагогического процесса основывается на идее ценности саморазвития ребенка как творческой личности. А детская музыка является одним из важных средств развития творческих способностей ребенка.
Детская музыка как феномен культуры является предметом изучения различных наук: философии, психологии, педагогики, медицины, этики, эстетики, музыковедения.
Нравственно-эстетические проблемы рассматривались в трудах классиков философии: Сократа, Платона, Аристотеля, Пифагора, Гегеля, а также в трудах отечественных философов: В.Ф.Асмуса, А.Ф.Лосева, В.О.Соловьева и др.
Большой вклад в решение вопроса нравственно-эстетического воспитания внесли крупные ученые-энциклопедисты Востока: Аль-Кинди, Фараби, Ибн-Сина, Газали, Джами, Хазрат Инайят Хан. Они занимались проблемами воздействия музыки на душевное состояние человека, писали о значении ее для формирования психологического склада ребенка, нравственных качеств личности.
Чешский мыслитель-гуманист, педагог и общественный деятель Я.А.Коменский первым предложил систему массового музыкального образования и воспитания на всех уровнях обучения. Его идеи в дальнейшем получили развитие в трудах Л.В.Виноградова, М.Монтессори, И.Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского и др.
До сих пор не потеряли своей актуальности идеи выдающихся педагогов-просветителей прошлого: М.Акмуллы, М.Бикчурина, К.Насыри, В.Ф.Одоевского, И.Н.Ульянова, М.Уметбаева, И.Я.Яковлева. Они считали, что пробуждение национального самосознания народа возможно путем просветительской деятельности через освоение народного искусства.
Русские революционные демократы - В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.А.Добролюбов, Н.Г.Чернышевский выдвинули свою теорию воспитания, основной идеей которой является воспитание в ребенке Человека через познание прекрасного в жизни и искусстве на основе фольклора. Наиболее перспективные идеи революционных демократов получили дальнейшее развитие в трудах Н.К.Крупской, А.В.Луначарского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, С.Т.Шацкого, В.Н.Шацкой.
Исследованиями психологов - Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, А.А.Мелика-Пашаева, А.З.Рахимова, С.Л.Рубинштейна,
Н.С.Лейтес, Б.М.Теплова - установлено, что самым благоприятным периодом для нравственно-эстетического воспитания является младший школьный возраст. Исходя их этого положения, мы в своей работе анализировали формирование духовного мира средствами детского национального музыкального искусства именно в данной возрастной группе (начальные классы общеобразовательной школы).
Важное значение в исследовании указанного аспекта имеют: теория эстетического образования (Б.Т.Лихачев), теоретические положения о духовно-эстетическом потенциале искусства (Э.Т.Ардаширова, Т.В.Есикова), теория этического просвещения (А.И.Шемшурина и др.), концепции гуманизации среднего образования (Л.А.Волович), эстетического отношения к человеку (Л.П.Печко), эстетики литературы (М.А.Верба, И.Д.Гончарова, Е.В.Квятковский), культурологии (В.Л.Бенин). В определении перспектив нравственно-эстетического воспитания мы опирались на труды по музыкальной педагогике О.А.Апраксиной, Н.А.Ветлугиной, Н.Л.Гродзенской, Д.Б.Кабалевского, Н.И.Сац, С.Т.Шацкого и В.Н.Шацкой. Представляют глубокий интерес исследования роли национальной музыкальной культуры в духовном формировании личности человека Л.П.Атановой, Н.В.Ахметжановой, Л.М.Кашаповой и др.
Базовыми для разработки проблемы формирования личности учителя музыки стали идеи развития личности (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Д.И.Фельдштейн), личности учителя в процессе профессионально-педагогической подготовки (В.А.Сластенин), философские аспекты проблемы гуманитаризации профессионального образования (Р.М.Асадуллин, Б.М.Бин-Бад, И.Ф.Исаев, В.С.Хазиев, Э.Ш.Хамитов).
Проблема традиций народной педагогики затронута в научных трудах исследователей-этнопедагогов современного этапа - Б.Ф.Афанасьева, К.Ш.Ахиярова, Г.Н.Волкова, В.И.Баймурзиной, Т.К.Исхакова, З.Д.Киекбаевой,
8
Ю.З.Кутлугильдиной, З.Г.Нигматова, С.И.Раимовой, А.М.Сафина, Н.Х.Халитовой, Я.И.Ханбикова, А.Ф.Хинтибидзе и др.
Формирование нравственно-эстетических качеств личности ребенка средствами детской национальной музыки невозможно осуществить без учета национально-психологических особенностей младших школьников. В решении этого вопроса мы опирались на исследования ученых-этнопсихологов — В.Г.Крысько, В.С.Кукушина, Э.А.Саракуева, Т.Г.Стефаненко, Л.Д.Столяренко и др.
Содержание, формы и методы нравственного воспитания младших школьников с учётом возраста и психологических особенностей учащихся исследованы в трудах таких учёных, как О.С.Богданова, Т.Е.Конникова, В.И.Петрова.
Особую значимость в педагогическом аспекте имеют исследования современных педагогов-музыкантов, посвященные влиянию музыки на нравственный облик младших школьников (Ю.Б.Алиев, Э.Б.Абдуллин, В.К.Белобородов, С.М.Каргапольцев, Л.В.Школяр, В.А.Школяр, Е.Д.Критская, Н.А.Терентьева, Е.И.Юдина и др.).
Значительный вклад по вопросам воспитания детей средствами детской национальной музыки накоплен за рубежом (Б.Барток, З.Кодаи, К.Орф, Э.Сайклер, Ш.Сузуки). Существуют различные национальные (в Венгрии, Германии, США, Японии и других странах) и международные (INSEA при ЮНЕСКО, Орф-Шульверк) общества и ассоциации, пропагандирующие воспитание детей через музыкальное искусство.
Анализируя достижения теории и практики, мы пришли к выводу, что, несмотря на достаточно большое количество исследований, посвященных вопросам нравственно-эстетического воспитания, далеко еще не все в этой области выяснено до конца. Так, в частности, требуют своего решения проблемы использования детской национальной музыки, в том числе башкирской, в формировании личности ребенка, теоретические и методические
обоснования этого процесса. До сих пор нет чёткой классификации жанров башкирской музыки для детей, не раскрыты её нравственно-эстетические аспекты и воспитательные функции. Не в достаточной степени разработаны формы и методы использования детской национальной музыки в нравственно-эстетическом воспитании младших школьников.
Имеющаяся литература по исследуемой проблеме свидетельствует, что до сих пор вопросы нравственно-эстетического воспитания средствами детской национальной музыки рассматривались в том возрастном периоде, когда у учащихся уже имеется достаточный запас знаний и представлений нравственно-эстетического содержания, то есть когда возможен лишь процесс регулирования их поведения и актуализации имеющихся знаний. В то же время проблема воздействия детской национальной музыки на формирование нравственных качеств ребенка, начиная с младшего школьного возраста, не получила в научных трудах адекватного отражения.
Обзор философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы, а также собственный педагогический опыт позволили выявить противоречия между значительным духовным потенциалом детской национальной музыки и недостаточным его осмыслением в современной музыкально-педагогической практике; объективной необходимостью нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами национальной музыки для детей и неразработанностью содержания, форм и методов ее использования в системе современной общеобразовательной школы; актуальностью проблемы нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами детской национальной музыки и недостаточным уровнем подготовки будущих учителей музыки и учителей-практиков к ее реализации в музыкально-педагогической практике.
Названные противоречия обусловили выбор проблемы исследования:
10
определение ведущих тенденций, философско-культурологических и психолого-педагогических условий формирования духовного мира младших школьников средствами детского национального музыкального искусства.
Актуальность проблемы, её практическая значимость, недостаточная теоретическая и методическая разработанность определили тему нашего исследования: "Нравственно-эстетический потенциал детской национальной музыки в воспитании младших школьников (на материале башкирского музыкального искусства)".
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально определить содержание, формы и методы нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами детской национальной музыки.
Объект исследования - система нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами национального музыкального искусства.
Предмет исследования - процесс нравственно-эстетического воспитания учащихся младших классов на основе детской национальной музыки в практике современной общеобразовательной школы.
В основу нашего исследования была положена гипотеза, согласно которой детская башкирская музыка может стать эффективным средством нравственно-эстетического воспитания, если:
осуществить интегративный подход к исследованию детской национальной музыки в системе философско-культурологических и психолого-педагогических наук;
раскрыть этико-эстетическое содержание детской национальной музыки и ее функциональные особенности, составляющие ядро нравственно-эстетического воспитания детей;
определить психолого-педагогические основы использования детской национальной музыки в области нравственно-эстетического воспитания младших школьников.
11
В соответствии с целью, гипотезой и предметом исследования решались следующие задачи:
1. На основе изучение философской, психологической, педагогической, культурологической, социологической, искусствоведческой литературы исследовать феномен детской национальной музыки (ее генезис и современное состояние).
2. Выявить духовный потенциал детской национальной музыки как средства нравственно-эстетического воспитания младших школьников.
3. Теоретически обосновать и апробировать на практике содержательные и методические основы использования детской башкирской музыки в процессе воспитательной работы современной общеобразовательной школы.
4. Разработать методические рекомендации по организации и осуществлению процесса нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами башкирского музыкального искусства для студентов педагогических учебных заведений и учителей-практиков в системе повышения квалификации.
Методологическую основу исследования составляют: философское учение о роли музыкального искусства в нравственно-эстетическом воспитании (Сократ, Платон, Пифагор, Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо, В.И.Соловьев); принципы природосообразности, культуросообразности и народности воспитания (Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский), идеи о воспитании духовных ценностей в гуманитаризации педагогического образования (Б.Т.Лихачев, Н.Д.Никандров, В.А.Сластенин); концепции интеграции и гуманизации образования (И.Т.Фролов, Н.К.Чапаев, И.М.Орешников), теории развития личности (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Д.И.Фельдштейн и др.); учение о музыкальном восприятии (Б.М.Теплов, Е.В.Назайкинский); музыкально-педагогическое учение о развитии творческих и музыкальных способностей (Б.В.Асафьев, О.А.Апраксина, Э.Б.Абдуллин, Н.А.Терентьева и др.); этико-психологические аспекты влияния музыки на человека (В.И.Петрушин,
12
С.М.Каргапольцев); учение о роли искусства в духовном развитии личности (Э.Т.Ардаширова, Ю.В.Борев, М.С.Каган,); теория целостности познания музыкального искусства (Д.Б.Кабалевский, Л.В.Школяр, В.А.Школяр, Е.Д.Критская); идеи ученых-этнопедагогов и этнопсихологов по использованию народного опыта в воспитании детей (Б.Ф.Афанасьев, К.Ш.Ахияров, Г.Н.Волков, Э.А.Саракуев, В.Г.Крысько, В.С.Кукушин, Л.Д.Столяренко, Т.Г.Стефаненко и др.); концепции отечественных и зарубежных исследователей о роли национальной музыки в воспитании детей (Ю.Б.Алиев, Л.П.Атанова, Л.М.Кашапова, Г.М.Науменко, Б.Барток, З.Кодаи, К.Орф, Э.Сайклер, Ш.Сузуки); положения отечественной психологии о восприимчивости детей младшего возраста к социально-педагогическим воздействиям посредством музыки; концепция о социальных функциях музыкального искусства (А.Н.Сохор).
Данная работа обобщает теоретические разработки в области этико-эстетической проблематики, с целью решения педагогических задач в контексте нравственно-эстетического воспитания посредством функций детской национальной музыки.
Для достижения поставленной цели, решения сформулированных задач и проверки гипотезы был использован комплекс взаимосвязанных методов исследования:
изучение и теоретический анализ философской, музыковедческой, психологической, научно-педагогической литературы и трудов в области этнонаук; документации органов управления народным образованием, учебных планов и программ образовательных учреждений;
изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта по музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников средствами детской национальной музыки;
целенаправленное педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование младших школьников, интервьюирование;
13
метод творческих заданий, создание педагогических ситуаций; констатирующий и формирующий эксперименты, анализ результатов творческой деятельности детей;
статистическая обработка полученных результатов.
Исследование проводилось в три этапа (с 1990 по 2002 гг.):
Первый этап (1987-1991гг.) Определение области исследования, изучение научной и специальной литературы, разработка понятийного аппарата, изучение функций детской национальной музыки, обобщение передового педагогического опыта по проблеме использования детской национальной музыки в учебно-воспитательном процессе, проведение поискового и констатирующего экспериментов.
Второй этап (1991-1997гг.) Разработка серии методических материалов для учителей музыки по нравственно-эстетическому воспитанию младших школьников средствами национальной музыки; сочинение собственной музыки для детей, разработка школьно-песенного репертуара для учащихся начальных классов, их экспериментальная апробация в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школ, системе подготовки и повышения квалификации учителей музыки.
Третий этап (1998-2001гг.) Систематизация, анализ, статистическая обработка и обобщение материалов, полученных в результате исследования; литературное оформление диссертации.
Экспериментальной базой явились школы г. Сибая (№№ 2, 4, 9, 10, 13), районы Зауралья - Абзелиловский (Аскаровская средняя школа №2), Хайбуллинский (Акъяровская средняя школа №1), Баймакский (средняя школа №3), Зилаирский (Юлдыбаевская средняя школа), Сибайский педагогический колледж и Сибайский институт Башкирского государственного университета, Сибайский филиал Башкирского института развития образования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем: - •
14
1. На основе интегративного подхода обобщен и систематизирован педагогический опыт использования детского национального музыкального искусства в системе отечественного и зарубежного образования.
2. Определены содержание, формы и методы использования детской национальной музыки в нравственно-эстетическом воспитании младших школьников.
3. Теория и методика нравственно-эстетического воспитания обогащены приемами и средствами музыкального искусства.
4. Выявлены и раскрыты этико-эстетическое содержание и функциональные особенности детской башкирской музыки в воспитании младших школьников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны методические рекомендации для студентов вузов и учителей-практиков по совершенствованию нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами детской национальной музыки.
На примере изучения детской башкирской музыки определены содержание, формы и методы нравственно-эстетического воспитания детей путем использования детской национальной музыки в практике современной общеобразовательной школы; выпущены учебно-методические пособия для учителей музыки, разработаны программы по внедрению детской национальной музыки в систему нравственно-эстетического воспитания младших школьников. Основные положения диссертации могут быть применены для сравнительного изучения башкирской музыки с национальной музыкой других народов, проживающих в Республике Башкортостан. Работа может быть использована в качестве пособия по музыкальной литературе для музыкальных школ, студий, общеобразовательных школ, методике музыкального воспитания для преподавателей педагогических колледжей и педагогических институтов.
15
Основные положения диссертации рекомендованы Министерством образования Республики Башкортостан для практической реализации на уроках музыки в общеобразовательных школах.
Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечиваются опорой на теоретические положения философских, искусствоведческих и психолого-педагогических наук; применением комплекса эмпирических и теоретических методов, адекватных задачам диссертации; обобщением передового педагогического опыта и данных экспериментальной деятельности, прошедших апробацию; анализом опыта работы автора в образовательных учреждениях различного уровня.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Теоретико-методическое обоснование использования детской национальной музыки в системе нравственно-эстетического воспитания с учетом психолого-возрастных и регионально-этнических особенностей младших школьников.
2. Интегративный подход к исследованию детской национальной музыки в системе философско-культурологических и психолого-педагогических наук, позволяющий выявить теоретическую основу и функции детского национального музыкального искусства в области нравственно-эстетического воспитания младших школьников.
3. Этико-эстетическое содержание и функциональные особенности детской национальной музыки, оказывающие воспитательное воздействие на учащихся начальных классов.
4. Содержание, формы и методы нравственно-эстетического воспитания учащихся младших классов средствами детской национальной музыки.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе выступлений автора, на международных и всероссийских научно-практических конференциях в городах Уфе (1994, 1996, 1998, 1999), Сибае
16
(1993 - 1999), Санкт-Петербурге (1997), Москве (1998), Варне (1994, 1996, 1998), Магнитогорске (1998), Казани (2001), на заседаниях кафедры эстетического образования и научных основ управления школой Башкирского государственного педагогического университета, кафедры музыкального образования Сибайского института Башкирского государственного университета, через публикации в печати, сочинение музыки для детей и издание учебно-методических пособий для учителей музыки. Основные результаты исследования отражены в учебно-методических рекомендациях по музыкально-эстетическому воспитанию, в сборниках песен для детей.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
17
Глава 1. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
1.1. Мировое музыкально-педагогическое наследие о роли национальной музыки в воспитании детей
Детская национальная музыка - это оригинальный и разнообразный пласт музыкального народного и композиторского творчества, богатейшей песенной и инструментальной культуры. Выразительные средства национальной музыки способствуют развитию моральных чувств, глубокому осмыслению нравственно-эстетических представлений детей, таких, как дружба, сотрудничество, взаимоуважение, взаимообогащение. Поэтому обращение к традициям детской национальной музыки способствует осуществлению плодотворного нравственно-эстетического воспитания младших школьников, и музыкальная педагогика массового воспитания может и должна умело ее использовать в современных социоусловиях.
Формирование духовной культуры личности с помощью искусства имеет классические традиции. Основы нравственно-эстетического воспитания средствами музыкального искусства зародились ещё в IV-V вв. до н.э., начиная с памятников древнеиндийской культуры "Махабхарата", с изречений Конфуция, с древнеиудейских, древнегреческих религиозных источников -Библии, Корана и других письменных памятников. В колыбелях человеческой цивилизации - Китае и Индии, Египте и Древней Греции - врачи и жрецы, философы и музыканты использовали музыку для врачевания души и тела человеческого. В трудах древнегреческих мудрецов четко прослеживаются основные положения философии, которые явились отправной точкой нашего исследования, её теоретическим обоснованием: Искусство влияет на совершенствование внутреннего мира человека (Сократ); Искусство оказывает

Год

Страниц

2002 177

Подбор и доставка диссертаций www.500rublei.ru | Подписка: RSS-лента


'' title='LiveInternet: показано количество просмотров и"+ " посетителей' "+ "border=0 width=88 height=120><\/a>")//-->