Тема: Организационно-педагогические условия эффективной адаптации первоклассников к обучению в школе

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ... 13
1.1. Адаптация детей младшего школьного возраста к обучению в начальной школе, как педагогическая проблема... 13
1.2. Современное состояние организации педагогической деятельности по адаптации первоклассников к обучению в общеобразовательных учреждениях... 31
1.3. Моделирование процесса эффективной адаптации младших
школьников к обучению... 59
Выводы по первой главе... 75
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ... 78
2.1. Цели и задачи опытно-экспериментальной работы... 78
2.2. Организация педагогической деятельности, способствую-щей эффективной адаптации детей к обучению... 103
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы... 129
Выводы по второй главе... 152
ЗАКЛЮЧЕНИЕ... 156
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 160
3
ВВЕДЕНИЕ
** Актуальность проблемы исследования, выбранной нами,
обусловливается современной ситуацией, в которой ребенок растет, развивается и формируется как личность. Россия сегодня находится в сложном социально - экономическом положении. Результатом социально-экономического реформирования на сегодняшний день можно считать падение жизненного уровня значительной части населения, осложнение демографической ситуации, рост преступности и безработицы, снижение доступности и качества образования, здравоохранения для малоимущих слоев населения, ухудшение физического и морального здоровья нации.
Существующие социально - экономические, социокультурные условия развития ребенка являются в большей степени стихийными, непредсказуемыми, зачастую негативными. Сегодня отмечается снижение воспитательного потенциала семьи, обусловленного экономической озабоченностью, материально - бытовой неустроенностью или, наоборот, сверхвысоким благосостоянием.
Все эти факторы создают проблемы для процесса формирования личности, особенно в период детства, известного своей сензитивностью к воспитательным влияниям.
Наряду с негативными явлениями, в нашем обществе, мы наблюдаем ряд позитивных тенденций, так, например, внедрение вариативного образования, которое разделило учебные заведения на гимназии, лицеи, реальные и реабилитационные школы, центры социально-педагогической адаптации, специализированные интернаты. Тем не менее, массовая общеобразовательная школа остается основным типом учебного заведения, где обучается смешанный контингент учащихся (одаренные, обычные дети и дети нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении). Такая школа стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями, с другой - по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды.
4
Достигнув 6-7-летнего возраста, ребенок из комфортных условий V} детского сада попадает в жесткий режим школьной жизни, что отрицательно сказывается на его эмоциональном и психологическом состоянии.
Проблема адаптации детей к условиям обучения в начальной школе в настоящее время приобретает все большую актуальность. По данным разных исследователей (Э.М.Александровская, Г.Ф.Кумарина и др.), в зависимости от типа школы, от 20 до 60% младших школьников имеют серьезные трудности в адаптации к условиям школьного обучения. В массовой школе учится значительное число детей, которые уже в начальных классах не справляются с программой обучения и имеют различные нарушения здоровья, поведения, связанные или со взаимоотношениями с одноклассниками или учителями, или с невыполнением школьных норм и правил поведения. Под влиянием постоянных неудач у ребенка формируется ощущение собственной малоценности, появляются попытки компенсировать собственную несамостоятельность за счет асоциального поведения.
Степень научной разработанности проблемы.
В отечественной научной литературе адаптация рассматривается на биологическом, психологическом, социальном и педагогическом уровнях. Работы Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, А.Р.Лурии, А.Л.Ухтомского, Д.Н.Узнадзе и других ученых явились теоретико-методической основой обоснования адаптации ребенка как психологического и общебиологического феномена.
Психологические аспекты осуществления адаптации представлены в исследованиях Б.Н.Алмазова, Б.С.Братуся, А.И.Захарова, В.Е.Когана, И.С.Кона, Н.А.Менчинской, А.В.Петровского, Б.М.Теплова и других. Подготовка детей к самостоятельной жизни нашла отражение в трудах П.П.Блонского, В.П.Кащенко, В.С.Крюкова, П.Ф.Лесгафта, К.Д.Ушинского.
Исследования таких физиологов и гигиенистов, как М.В.Антропова, Д.И.Зелинский, Г.Г.Манке и др. выявили несоответствие учебно-воспитательного режима общеобразовательных учреждений требованиям
5
гигиены и естественнонаучным основам возрастной физиологии, что вызывает дезадаптацию учащихся, хроническое переутомление и рост заболеваний.
Над проблемами, связанными с бесконфликтным вхождением ребенка в мир взрослых, активно работали зарубежные ученые: Ф.Ариес, М.М.Айшенвуд, Р.Г.Ваяр, Д.Баярд, К.Бютнер, К.Гехт, М.Джеймс, Д.Джонгвард, Д.Добсон, Д.С.Коулман, Й.Лангмайер, З.Матейчек, Э.М.Шан, А.Маслоу, М.Мид, М.Раттер, К.Ренкер, Г.Селье, Р.Чемберлен и др.
На здоровье школьников оказывает влияние комплекс социально-экономических, гигиенических, экологических и других факторов, во всем их многообразии ведущими, форсирующими различные предпатологические и патологические состояния специалисты считают условия воспитания и обучения. Но, несмотря на активизацию научных исследований в этом направлении, многие вопросы, связанные с организационно-педагогическими условиями эффективной адаптации, остаются открытыми, насколько учебно-воспитательная нагрузка адекватна полово-возрастным и познавательным возможностям детей, и как зависит их развитие, психологическое и физическое благополучие.
На основании изучения опыта работы российских, зарубежных ученых можно сделать вывод, разработка проблемы успешной адаптацией младших школьников к обучению остается актуальной, т.к. меняются социально-экономические условия жизни, изменяются образовательные технологии и т.д. Все вышеперечисленное позволило нам выделить и сформулировать проблему исследования связанную с разработкой органиазационно-педагогических условий эффективной адаптации первоклассников к обучению.
Состояния проблемы в педагогической теории и практике позволяют выделить противоречие между недостаточным уровнем психологической и физической готовности детей 6 лет к обучению в школе и наличием небольшого числа преемственных организационно-педагогических условий эффективной адаптации адекватных реальным условиям образовательного учреждения (школы).
4*
6
В рамках проводимого исследования невозможно разрешить выделенное противоречие, и мы ограничиваемся попыткой теоретического и научно-методического обоснования организационно-педагогических условий эффективной адаптации детей 6-летнего возраста к процессу обучения. Учитывая актуальность, практическую значимость и недостаточную разработанность проблемы, выбрали следующую тему диссертационного исследования: «Организационно-педагогические условия эффективной адаптации первоклассников к обучению в школе».
Цель исследования - разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить структурно-функциональную модель эффективной адаптации первоклассников к обучению в школе.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в общеобразовательном учреждении.
Предмет исследования - организационно-педагогические условия эффективной адаптации первоклассников к обучению в школе.
В основу нашего исследования положена следующая гипотеза исследования: адаптация первоклассников к обучению в школе будет осуществляться более эффективно, если:
1) разработана и апробирована структурно-функциональная модель эффективной адаптации первоклассников к обучению в школе, которая включает следующие компоненты: аксеологический, предметно-содержательный, потребностно-мотивационный, процессуально-результативный;
2) осуществляется пролонгированный мониторинг уровня психологического, физического развития и эффективной адаптации;
3) определены и реализованы организационно-педагогические условия адаптации первоклассников к обучению в школе;
4) разработано организационно-оздоровительное сопровождение адаптации первоклассников к обучению в школе.
7
Гипотеза и цель исследования определили постановку следующих задач V; исследования:
1. Изучить состояние проблемы адаптации в теории и практике обучения и воспитания.
2. Разработать и апробировать структурно-функциональную модель эффективной адаптации первоклассников к обучению в школе.
3. Выявить организационно-педагогические условия эффективной адаптации первоклассников к обучению в школе.
4. Составить методические рекомендации по реализации организационно-педагогических условий эффективной адаптации учащихся к обучению в начальной школе.
Методологической основой нашего исследования являются диалектико-материалистические философские положения о всеобщей взаимосвязанности объектов и процессов в природе и обществе, понимание сущности развития личности, теория научного познания. Общенаучные теории и концепции: теория деятельности - Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, В.В.Давыдова и др., психолого - педагогическая теория деятельности - П.Я.Гальперина, Н.В.Кузьмина, А.В.Петровского, Н.Ф.Талызина и др.; теоретические и практические проблемы инноватики -В.И. Загвязинского, А.И.Пригожина; организация и осуществление педагогического исследования - Ю.К.Бабанского, В.И.Загвязинского; теория и методика прогнозирования - Б.С.Гершунского, М.Н.Скаткина и др; теоретические разработки в области медицины и гигиены (М.В.Антроповой, А.А.Баранова, И.И.Брехмана, Г.Н.Сердюковской, А.Г.Хрипковой); работы по теории и методике физиологических исследований (Б.Г.Ананьева, М.В.Антроповой, И.А.Аршавского, Л.Ф.Бережкова, Д.В.Колесова, А.П.Кузнецова, А.Г.Хрипковой, Ю.А.Ямпольской); работы по адаптации школьников к обучению (Н.А.Фомина, Р.В.Овчаровой, И.А.Милославовой,
Г.М.Федосимова, Е.М.Мининой, Т.А.Ерахтиной, Е.Д.Гранкиной). 1/
Исследования Л.И.Божович, В.С.Мухиной, А.В.Захаровой и др., посвященные
8
личностному развитию в онтогенезе, работы Л.А.Венгера, Т.Д.Марцинковской, # О.М.Дьяченко, Н.Е.Вераксы, Е.А.Бугрименко, и Г.А.Цукермана, разработавших критерии психологической готовности ребенка к школьному обучению.
Для реализации целей и задач исследования использовались теоретические и эмпирические методы исследования: анализ научной литературы, изучение передового педагогического опыта, моделирование, педагогический мониторинг, устный и письменный опрос, медико-психолого-педагогические консилиумы, тестирование. Комплексным методом нашего исследования являлся педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Экспериментальной базой исследования: явились
общеобразовательная школа № 42 и гимназия № 47 г. Кургана. Исследованием было охвачено 150 учащихся, 26 учителей школ, преподаватели и студенты Курганского государственного университета.
Этапы и сроки исследования. В исследовании проблемы нами выделено три этапа.
На первом этапе (1998 - 1999 гг.) был проведен анализ проблемы адаптации учеников к процессу обучения в общеобразовательной школе. Изучалась философская, социологическая, психолого-педагогическая литература по различным аспектам проблемы. Проведен констатирующий эксперимент. Были намечены теоретические предпосылки решения проблемы успешной адаптации первоклассников к обучению. Сформулирован рабочий вариант темы, цель, объект, предмет, задачи, гипотеза исследования. Определены основные элементы структурно-функциональной модели эффективной адаптации и разработан проект программы реализации структурно-функциональной модели. Спроектирован формирующий эксперимент, разработана стратегия его проведения (этапы, участники, методы,
проведение констатирующих срезов, методики обработки данных). На этом 17
этапе были использованы методы педагогического исследования:
9
монографический, анкетирование, интервьюирование, изучение к) педагогического опыта.
На втором этапе (1999 - 2001 гг.) проведен первый формирующий этап педагогического эксперимента на вариативной основе. Осуществлены срезы с целью оценки эффективности структурно-функциональной модели и отдельных ее составляющих для определения адаптации детей к обучению в школе. Была проведена корректировка структурно-функциональной модели, внесены необходимые изменения в составные части программы адаптации детей, более детально разработаны элементы структурно-функциональной модели адаптации. Уточнены формулировки в общей характеристике исследования (темы, цели, объекта, предмета, научной гипотезы). Намечена структура диссертации, начата работа по оформлению результатов проведенного исследования. Методы данного этапа педагогического исследования: анкетирование, анализ, синтез, педагогический эксперимент, изучение педагогического опыта, теоретическое моделирование.
На третьем этапе (2001-2005 гг.) проводился повторный массовый эксперимент по внедрению структурно-функциональной модели в общеобразовательные школы № 42, 44, 53. Этот этап являлся по сути заключительным. Произведена оценка экспериментальных данных, полученных в ходе эксперимента и на этапе внедрения. Сформулированы выводы по результатам опытно-экспериментальной работы. Осуществлено окончательное оформление диссертационного исследования. Применялись методы педагогического исследования: педагогический эксперимент, медико-психолого-педагогические консилиумы, тестирование, педагогический мониторинг процесса адаптации.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
1. В уточнении понятия «адаптация первоклассников к обучению в школе», под которым мы понимаем системно-организованную, педагогическую и оздоровительную деятельность по оказанию
1)
10
квалифицированной и оперативной помощи первоклассникам, направленной -*) на создание условий, способствующих эффективной адаптации детей к учебному процессу.
2. В разработке структурно-функциональной модели эффективной адаптации первоклассников к обучению, включающей следующие компоненты: аксеологический, предметно-содержательный, потребностно-мотивационный, процессуально-результативный.
3. В выделении и обоснование организационно-педагогических условий эффективной адаптации первоклассников к обучению в школе: комплексное диагностирование личности на этапе адаптации, реализация здоровье сохраняющих технологий, разработка и реализация индивидуальных программ адаптации личности.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятия «адаптация первоклассников к обучению в школе». В выделении организационно-педагогических условий влияющих на эффективную адаптацию первоклассников (детей 6-летнего возраста) к процессу обучения в начальной школе. А так же в разработке структурно-функциональной модели эффективной адаптации первоклассника к обучению.
Практическая значимость исследования заключается в том, что на основании проведенной экспериментальной работы созданы практические рекомендации для воспитателей дошкольного образовательного учреждения, учителей начальных классов, психологов и медицинских работников. Материалы исследования могут быть использованы в массовой практике образовательных учреждений в целях успешного решения проблемы адаптации детей б-летнего возраста к обучению в начальной школе.
Обоснованность и достоверность полученных результатов и научных выводов обеспечиваются опорой на положения системно-деятельностного подхода, соответствующего современному уровню развития науки; использование методов научного исследования, адекватных задачам изыскания, структурой педагогического эксперимента, имеющего свойства
11
повторяемости и воспроизводимости, сочетанием этапов метода научного моделирования с этапами теоретического обоснования и апробации структурно-функциональной модели эффективной адаптации первоклассников к обучению, методами математической статистики.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Структурно-функциональная модель эффективной адаптации первоклассников к обучению в школе: включающей следующие компоненты: аксеологический, предметно-содержательный, потребностно-мотивационный, процессуально-результативный. Реализация предложенной структурно-функциональной модели в практике общего образования позволит более эффективно обеспечивать адаптацию первоклассников к процессу обучения.
2.Организационно-педагогические условия: 1) комплексное диагностирование личности первоклассников на этапе адаптации; 2)реализация здоровье сохраняющих технологий; 3) разработка и реализация индивидуальных программ адаптации личности детей 6-летнего возраста обучающихся в начальной школе.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась:
- внедрение разработок в образовательных учреждениях города Кургана № 27, 32, 42, 44, 47, 53 в 2002-2004 учебном году.
- в ходе участия в Первой межвузовской научной конференции студентов и молодых ученых «Актуальные вопросы спортивной медицины, лечебной физической культуры, физиотерапии и курортологии», 23 апреля 2002 года город Москва. Министерством здравоохранения Российской Федерации, Российским государственным медицинским университетом выдано два сертификата, удостоверяющих, об участии в работе конференции.
- основные положения исследования докладывались на X Уральской сессии молодых ученых и студентов в г.Кургане 1998 год, IX Всероссийском съезде гигиенистов и санитарных врачей в г.Ростов-на-Дону 2001 год, на научно-практических конференциях: в Курганском государственном университете 2000, 2005 год; в Магнитогорском государственном университете
12
2003 год; в Челябинском государственном университете 2004 год; в Южно- Уральском государственном университете 2005 год.
Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения; содержит список цитируемой и использованной литературы.
13
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ А/ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ В
ШКОЛЕ
1.1. Адаптация детей младшего школьного возраста к обучению в школе,
как педагогическая проблема
Целью данного параграфа является рассмотрение состояния адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе.
Адаптация - это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды (190).
Чтобы определить проблему адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе, мы можем выделить в связи с этим главные объекты изучения: адаптацию детей к обучению в школе и влияние сопутствующих факторов, таких как питание детей, учебная нагрузка, физическая работоспособность школьников и их состояние здоровья, на эффективную адаптацию растущего организма к новым изменяющимся нагрузкам педагогического процесса. Рассматривая эти понятия в теории педагогики и протекании соответствующих процессов в педагогической практике, мы охарактеризуем состояние сформулированной проблемы. Прежде всего, обратимся к выявлению смысла понятий «адаптация», «социальная адаптация» и к их определениям.
«Адаптация» - это международный термин для обозначения приспособления организма к общеприродным, бытовым, производственным,
ч социальным условиям (49, 51). Данным термином определяют способность
v
живых систем к приспособительной деятельности. Степень приспособления у
14
различных организмов может быть разная. Приспособленность — это ¦Ь количественная мера соответствия организма внешним условиям (50). Адаптивные механизмы по своей биологической значимости делят на две группы: механизмы общего уровня стабилизации по отношению к устойчивым параметрам внешней среды и механизмы включения адаптивных реакций при отклонении условий среды от средних характеристик (Н.А.Фомин, 2003). Способность к приспособлению - фундаментальное свойство живой материи. Адаптация человека к факторам природной или социальной среды на всех этапах ее становления протекает при непрерывном участии высших психифизиологических функций, которые и обеспечивают получение полезного адаптивного результата в системной деятельности организма.
Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе «организм-среда». Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе «организм-среда» . возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а следовательно, также постоянно должен осуществляется процесс адаптации (201).
Адаптивность организма обеспечивает его выживание в агрессивной среде, в которой она проявляет себя наиболее демонстративно. При этом на первое место в приспособительных изменениях входят физиологические основы адаптации. Физиологическая адаптация по Н.А.Фомину (2003г.) представляет собой совокупность физиологических реакций, лежащих в основе приспособления организма к изменениям окружающей среды. Важнейшей . особенностью открытых биологических систем является постоянный обмен энергией, веществами и информацией, как между частями системы, так и
15
целостного организма с окружающей средой, осуществляемый под жестким ¦*h контролем механизмов реализации генетической информации. В своих рассуждениях мы придерживаемся точки зрения Г.А.Гусева (86,87), который рассматривает адаптацию человека как соотношение трех реальностей: биологической, психологической и социальной. И в соответствии с этим выделяет три состояния адаптации:
1 - комплексная адаптация есть единство памяти, доминанты и адаптационного синдрома;
2 - это функциональная организация жизнедеятельности организма с определенной направленностью;
3 - адаптация - это эволюция индивида к культуре и социуму. При этом он проходит путь от «объекта» к «субъекту» через адаптацию, идентификацию и персонализацию.
Также Г.А.Гусев (86) утверждает, что влияние среды, адаптация к ней человека принимает вид его программного развития и управляется двумя программами - генетической и социальной. В основе такого утверждения лежит положение новой отрасли знаний, возрастной психогенетики, о том, что генотип содержит в себе в свернутом виде информацию об историческом прошлом человека и связанную с этим программу его индивидуального развития, которую возможно адаптировать к специфическим условиям его жизни. А так же одним из условий достижения высокой степени адаптации является стабильность комплекса факторов, воздействующих на организм, то есть формирование функциональной системы адаптации к конкретному фактору среды будет наиболее продуктивным, ибо «система создается тем, что изо дня в день повторяется стереотипный порядок одних и тех же условных раздражителей» (86). Суть второй программы - система воспитательных воздействий, осуществляемых по отношению к индивиду со стороны общества. Проблемы взаимодействия ребенка и внешней среды в процессе его развития, , вхождение в мир взрослых активно разрабатываются за рубежом (К.Бернар, В.Кенион, Ю.Конорски и другие). Адаптация к достаточно отчетливо
16
меняющимся условиям представляется как элементарные функциональные -*h акты и высшие способы приспособления, осуществляемые с участием центральной нервной системы. Исследование Х.Хиденом памяти, как способа системного реагирования, предполагает представить адаптацию как единство памяти и адаптационного действия.
Освещали в своих работах различные аспекты данной проблемы Ф.Ариес, М.М.Айшервуд (4), К.Гехт (11), М.Джеймс и Д.Джонгард (91), Д.Добсон (92), Д.С.Коулман (124), И.Лангмейер и З.Матейчик (132) и другие, однако, эти исследования носят, как правило прикладной характер. Основополагающий вклад в развитие теории адаптации внесли работы таких ученых и исследователей как М.Мид (153), Г.Селье (186), А.Маслоу (150), Э.Трондайк (199), К.Г.Юнг (221).
Адаптационные механизмы у человека протекают очень сложно. И здесь мы согласны с И.А.Милославовой, которая выделяет два структурно-функциональных уровня адаптации человека (154).
Первый уровень - адаптация в сфере отношений «организм - природная среда». Физиологические и психологические исследования проблемы, и их теоретическое осмысление позволило определить научно-методическую базу данного уровня адаптации, которая включает следующие концептуальные обобщения: теория включенных функций и культурно-исторический подход к анализу психических явлений Л.С.Выготского (75-77); системный анализ социальных и психических процессов В.Г.Афанасьева (37), А.Р.Лурия (146), А.Н.Леонтьева (135-137), С.Л.Рубинштейна (182-183), Ж.Пиаже (173-174) и других; теория функциональной системы П.К.Анохина (16-17); концепция биологической активности Н.А.Берштейна (44); принцип доминанты А.Л.Ухтомского (205); теория психологической установки Д.Н.Узнадзе (204); исследование памяти как способа системного реагирования Х.Хидена и др.
Второй уровень - адаптация в сфере отношений «личность - социальная среда». Для его характеристики и вводится понятие «социальная адаптация».
17
Исходя из цели и задач нашего исследования, более подробно 4-/ остановимся на рассмотрении этого понятия. В.Г.Царегородский видит истоки выделения данного понятия в том, что адаптация относится к общенаучным понятиям, которые зарождаются на «стыках», в «точках соприкосновения» наук или даже в отдельных науках с последующей их экстраполяцией на многие естественные и общественные сферы (214).
Социальная адаптация представлена в различных теориях воспитания прошлого и настоящего. Проблема социально-педагогической адаптации объективно существует с начала возникновения человеческого общества. Социальная среда свои требования предъявляет опосредованно, как опыт предшествующих поколений оптимальной адаптации. Эти требования представлены в виде норм, правил, образцов, стандартов, традиций и так далее, которые необходимо усвоить, принять как норму собственной жизни и деятельности. Осознанием важности процесса включения детей во взрослую жизнь, желанием помочь им на этом нелегком пути, проникнуты идеи педагогов-гуманистов. Так, Я.А.Коменский (119-120), отмечая важность раннего обучения и воспитания, говорил, что дети наряду с духовными качествами (справедливость, гуманность и другие) должны отличаться опрятностью, что у ребенка с первых лет жизни должны быть сформированы навыки сравнительного поведения. Также дети должны знать, что прилично и что неприлично, как следует обращаться с просьбой, благодарностью и так далее. В трудах Дж.Локка (145) суть воспитания, умения жить в обществе представлена в виде совокупности хороших привычек, среди которых важное место уделяется привычкам личной гигиены, сдержанности.
В России уже в средневековье, затем в 18 веке уделяли внимание
воспитанию детей с целью более успешного их вхождения в окружающую
жизнь. Об этом свидетельствуют труды русских педагогов, как эпохи
феодализма, так и более позднего времени: И.И.Бецкого (45), Н.И.Пирогова
, (175), Л.Н.Толстого (197) и других.
)

Год

Страниц

2006 160

Подбор и доставка диссертаций www.500rublei.ru | Подписка: RSS-лента