Тема: Влияние идеала на развитие самопонимания в подростковом возрасте :

Содержание
стр.
Введение____________________________________3
Глава 1. Влияние идеала на развития самопонимания в подростковом возрасте____________________________________10
1.1. Понимание как смысловая характеристика человеческого существования________________________________10
1.2. Нравственный идеал личности и его влияние на развитие
самопонимания в подростковом возрасте________________28
Глава 2. Экспериментальные исследования по проблеме развития идеала и самопонимания современных подростков________________53
2.1.Психологические особенности идеалов современных
подростков_________________. ______________53
2.2. Анализ ценностей, значимых жизненных сфер и установок современных подростков___________________________________69
2.3. Влияние идеала на развитие самопонимания подростка______90
Заключение___________________________________103
Список литературы_____________________________109
Приложения__________________________________125
3 Введение.
Актуальность исследования. Последнее десятилетие отмечено повышенным вниманием к проблеме нравственного развития подрастающего поколения. В связи с пересмотром многих существовавших ранее моральных норм, ценностей, идеалов большой интерес и беспокойство вызывает выяснение того, какие именно авторитеты и нравственные принципы способны вызвать и вызывают доверие у современных подростков (Фельдштейн Д.И.,1995). Актуальной является проблема выявления содержания и действенности идеалов подростков в современных условиях.
Исследователями данной проблемы (Фельдштейн Д.И.,1995; Поливанова I K.H., 1996; Кривцова С.В,1997) подчеркивается интенсивная примитивизация
идеалов современных подростков, их цинизм и агрессивность, а также существенное увеличение прагматического аспекта и уменьшение роли романтического в содержании идеалов детей подросткового возраста.
Ряд исследователей отмечает также неготовность современных подростков к взрослой жизни, широко распространенный инфантилизм, фрустрацию наиболее значимых для современных подростков ценностей (Кривцова СВ., 1997). Другие исследователи данной проблемы ( Д.В.Ярцев, Т.М. Андреева, Е.М. Дубовская, Т.Г. Стефаненко, О.А.Тихомандрицкая) отмечают, что у современного подростка затруднено формирование таких ценностных ориентации, которые бы способствовали его безболезненному вхождению в систему современных социально- экономических отношений.
В целом, несмотря на то, что в последнее время отмечается активизация исследований по проблеме формирования идеалов в подростковом возрасте, нет целостной психологической картины состояния данной проблемы на современном этапе развития общества.
Проблема нравственного идеала личности неразрывно связана с поиском и пониманием человеком самого себя и своего места в окружающей действительности. Рассматривая самопонимание как постижение смысла собственного существования, результатом которого является когнитивное и
4 эмоциональное согласование продукта самосознания и реальности
(Кайгородов Б.В, 1997), необходимо исследовать содержание и структуру этого образования на подростковом этапе онтогенеза, выявить влияние нравственного идеала личности на развитие самопонимания в данном возрасте.
Объектом настоящего исследования выступили нравственные идеалы современных подростков.
Предметом исследования явились особенности и характер влияния идеала на развитие самопонимания в подростковом возрасте.
Гипотезой данного исследования послужило предположение, что на понимание подростком самого себя и своего места в окружающей действительности влияние оказывает уровень развития нравственного идеала как смыслового образования личности.
Цель работы состояла в выявлении характера и особенностей влияния идеала на понимание подростком самого себя.
В ходе исследования решались следующие задачи:
1. Раскрыть общие подходы к проблемам нравственного идеала и самопонимания личности.
2. Выявить особенности влияния идеала на развитие самопонимания в подростковом возрасте.
3. Охарактеризовать психологическую картину построения современными подростками системы нравственных идеалов, проследить зависимость идеала от условий культурно -исторической среды.
4. Выявить значимость и доступность жизненных сфер, смыслов и ценностей для подростков, проанализировать установки подростков в отношении способов поведения в жизненных ситуациях.
Методологическую основу исследования составляют: 1. психологическая концепция деятельностного подхода (А.Н.Леонтьев, В.В.Столин и др.)
5 2. теория социального становления и развития личности в
подростковом возрасте Д.И. Фельдштейна;
3. концепция зависимости процесса социализации личности от уровня ее самопонимания Б.В. Кайгородова;
4. положения о субъектности личности человека (С.Л.Рубинштейн, В.Э.Чудновский, К.А. Абульханова - Славская и др.).
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач в работе использован комплекс методов, включающий: анализ психолого-педагогической и философской литературы по исследуемой проблеме, теоретическое моделирование, наблюдение за поведением и деятельностью
I подростков, индивидуальные и групповые беседы с подростками, с
I
j учителями, работающими с ними, психологическое тестирование,
f анкетирование, методы математической статистики, теоретический анализ
i результатов.
г Изучение содержания идеалов подростков, позволяющее исследовать их
I
» структуру и динамику развития, а также влияние идеала на развитие
самопонимания подростка в нашей работе осуществлялось при помощи соответствующих тест - опросников, совмещенные с анкетированием и процедурами психосемантических измерений. Комплекс методов включал: анкетирование (Кайгородов Б.В.,1988; Чудновский В.Э.,1997), метод выявления частоты представленности нравственных качеств, составляющих содержание идеала, ранжирования ценностей (Фанталова Е.Б., 1992; Зверева В.И.,2000), методы выявления жизненных установок (Якобсон П. М., 1975), метод репертуарных решеток (Шмелев А.Г. и др., 1988).
Достоверность результатов исследования обеспечивалась целостным подходом к решению проблемы, методологической обоснованностью и непротиворечивостью базовых теоретических положений работы, использованием методов и методик, отвечающих поставленным задачам исследования, репрезентативностью выборки испытуемых, корректной
1
6
организацией экспериментальной работы, применением качественного анализа в сочетании с методами статистического анализа.
Организация исследования. В соответствии с выдвинутой гипотезой и задачами исследования теоретическая и экспериментальная работа по проблеме исследования проводилась в 3 этапа и длилась 4 года.
Первый этап (1996-1997) - поисково-теоретический. На основе теоретического анализа психолого-педагогической, философской и методической литературы, анализа эмпирических данных осуществлялось изучение проблемы исследования, определялись исходные параметры исследования, его предмет, структура, гипотеза, методология и методы, понятийный аппарат.
Второй этап (1997-1999) - опытно-экспериментальный. На этом этапе проводилась разработка комплекса методов и методик, направленных на исследование нравственных идеалов и самопонимания современных подростков. Определялась и уточнялась репрезентативная выборка. Для получения более полной картины в выборку включены подростки обоего пола, учащиеся разных типов общеобразовательных учреждений, разных районов города.
Проводилась апробация комплекса методов и методик с целью проверки правильности гипотезы, плана и программы исследования, адекватности комплекса методик задачам исследования, а также с целью его уточнения.
На этом этапе было проведено экспериментальное исследование, сбор первичных данных, их систематизация, обработка данных методами математической статистики с использованием ЭВМ, включающая выявление и сравнение средних величин, корреляционный анализ и т. д.
Третий этап (1999-2000) - обобщающий. На этом этапе осуществлен анализ и систематизация результатов исследования, их предоставление в виде таблиц, графиков, наглядно демонстрирующих выявленные закономерности. Проведено уточнение теоретических и экспериментальных данных, сформулированы основные выводы и рекомендации.
7 Базой экспериментального исследования явились
общеобразовательные средние школы № 5, № 33 г. Астрахани, а также Астраханский Государственный педагогический университет, Астраханский Государственный технический университет, в частности курсы по подготовке учащихся старших классов для поступления в данные высшие учебные заведения. Исследование, проводившееся в 1997- 2000 годах, охватило всего 455 испытуемых.
Научная новизна исследования заключается в том, что выявлена зависимость самопонимания подростка от уровня развития у него нравственного идеала. Определены некоторые особенности психологической картины построения подростками системы нравственных идеалов личности. Сделан анализ изменений, произошедших в содержании идеалов подростков в последние десятилетия.
Теоретическое значение работы состоит в том, что результаты исследования позволяют получить новую информацию о психологических особенностях идеалов современных подростков. Дана характеристика самопонимания в подростковом возрасте. Выявлено влияние нравственного идеала на развитие самопонимания подростка. Установлена взаимосвязь между структурой идеала, уровнем его развития и характером понимания подростком смысла своего существования
Практическая ценность работы состоит в определении содержания, источников и мотивов выбора идеалов современными подростками, что позволяет сформулировать методические рекомендации по учету психологических особенностей и условий формирования нравственных идеалов подростков, повышению их действенности. Анализ ведущих ориентационных ценностей и идеалов дает важные для психологов и педагогов - практиков данные об уровне социальной адаптации современных подростков.
8 Положения, выносимые на защиту:
1. Самопонимание как процесс и результат понимания человеком своих мыслей и чувств, мотивов поведения, причин поступков и отношений служит согласованию продукта самосознания личности и ее реального поведения в конкретных жизненных ситуациях. В процессе самопонимания происходит определение личности по отношению к себе, к смыслу собственного существования.
2. Сензитивным периодом для развития нравственного идеала и самопонимания личности является подростковый возраст. Как образование смысловой сферы личности, идеал определяет процесс познания и понимания подростком окружающего мира и самого себя, понимания им собственных качеств, мыслей и чувств, своих отношений с другими людьми, смысла
1 собственного существования.
| 3. Существует зависимость между структурой идеала и характером
понимания смысла жизни. Обобщенные по структуре идеалы чаще соответствуют объективному, осознаваемому смыслу человеческой жизни, при этом возможны затруднения определения смысла собственного существования. Конкретизированные идеалы связаны с субъективным индивидуализированным смыслом.
4. Существование значимой связи между идеалом и представлениями о собственном будущем свидетельствует о стремлении подростков совершенствоваться, чтобы соответствовать своему идеалу. Представленность идеала подростка в образе будущего выступает как характеристика становления личности, один из показателей развития самопонимания и индикатор успешной социализации.
Апробация результатов. Основные положения диссертации докладывались автором на ежегодных научно- практических конференциях Астраханского Государственного педагогического университета с 1997 по 2000 год, Всероссийской научной конференции «Астраханский край: история и современность» (Астрахань, 1997), Всероссийской научно-
9
практической конференции «Образование и здоровье» (Калуга, 1998),
методологических и научно-методических семинарах, ежегодных отчетах за годы обучения в аспирантуре на заседаниях кафедры психологии Астраханского Государственного педагогического университета, в ходе выступлений перед различными аудиториями студентов и школьников. Данные исследования нашли отражение в опубликованных работах автора. Внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе опытно-экспериментальной работы на базе школы № 5 в 1999-2000 годах.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Общий объем работы составляет 154 страницы машинописного текста, иллюстрированного 24 таблицами и 12 рисунками. Список литературы насчитывает 184 наименования работ отечественных и зарубежных авторов.
1
10 Глава 1. Влияние идеала на развития самопонимания в подростковом
возрасте.
В первой главе дается теоретический анализ проблемы понимания и самопонимания личности, рассматриваются основные особенности психологического содержания идеалов современных подростков, проанализированы теоретические аспекты проблемы взаимоотношения и взаимовлияния формирования нравственного идеала и развития самопонимания личности в подростковом возрасте.
1.1. Понимание как смысловая характеристика человеческого существования.
В настоящее время в психологии сложилась тенденция интерпретировать понимание как содержательно более объемную категорию чем познание или индивидуальное мышление. Понимание, так же как
познание в целом, направлено на объективную реальность и являются
i
отражением предметных характеристик объекта, мира. Но, что понимание и познание не одно и то же - это очевидно. Человек познает, но он также понимает то, что он познает.
Отличается понимание и от интерпретации. Понимание - это предоставление смысла, а интерпретация - предоставление значений тех или иных систем. Понимание, конечно, тесно связано с познанием и интерпретацией, но имеет свою специфику, не сводимую к другим сторонам и аспектам духовного и практического освоения действительности.
Относительная неразработанность проблемы понимания объясняется отсутствием систематизации в теории смысла, которая часто рассматривается в отрыве от проблемы понимания. Понять можно то, что имеет смысл. Презумпция осмысленности — гносеологический постулат понимания. Адекватность понимания - его психологический постулат.
Понятия «смысл» и «понимание» являются соотносительными: вне понимания так же нет смысла, как понимание есть усвоение некоторого смысла. Как приобщение к смыслам человеческое понимание требует более
11
широкого круга оценок, по сравнению с познавательным отношением, характеризуемым через истину или ложь (Попович М.В.,1982).
Понимание - есть процесс творческий, индивидуальный, продукт понимания создается, а не воспроизводится по какому - либо эталону. Способность понимать действительность, других людей и самого себя лежит в основе существования человеческого сознания (Брудный А. А., 1990). Понимание возникает как индивидуальная реализация познавательных возможностей личности. В нем находит выражение связь индивидуального существования с общезначимыми фактами. Благодаря тому, что понимание существует в значении отражения смысла, становится возможным формулировка и построение своих мыслей, осознание своих чувств, решение жизненных задач, моделирование, прогнозирование и согласование своего поведения и поведения других людей.
В понимании выражаются не всеобщие, а особенные, уникальные способы связи человека и объективной действительности. Понимание не осознается в виде специального отношения субъекта к действительности, а выступает ее смысловой характеристикой. По словам представителя герменевтики Э. Бетти, «понимание есть узнавание и реконструирование смысла» Однако, понимание имеет дело не со смыслом в себе, но с явлениями, которые обладают предметным смыслом (Быстрицкий Е.К.,198б).
Широкий подход к проблеме понимания может быть связан с рассмотрением механизмов и детерминаций осмысления объективной реальности в процессе практической деятельности. Базовым является различение «значения» и «смысла». Сложилась традиция исследовать их как элементы в структуре индивидуального сознания (Леонтьев А.Н.,1981, Бернштейн Н.А.,1966, Василюк Ф.Е., 1993). Значение и смысл не только являются элементами структуры сознания, но и задают два базовых уровня психологического разворачивания деятельности.
А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн заложили в основание психологического понимания деятельности двойственность ее природы:
12 значения, приобщающие личность к глубочайшим пластам опыта человечества
и, смыслы, порождающие индивидуальное бытие личности в мире (Сухорукое А.С., 1998)
Значение - форма существования общественного опыта, накопленного человечеством, его характеристики: устойчивость, универсальность, социальность. Основная функция значения - сохранение общественного опыта. В теории А. Н. Леонтьева (1971) подчеркивается двойственная природа значения. С одной стороны, значение выступает как единица общественного сознания, с другой - как образующая индивидуального сознания. Психологическая структура значения, по словам А. Н. Леонтьева, это система дифференциальных признаков в значении, система семантических компонентов, рассматриваемая в динамике коммуникаций, во всей полноте психологической, социальной обусловленности слова (Леонтьев А.Н., 1971). Более частные категории индивидуального сознания, отражающие его собственные «идеальные мерки», индивидуальный опыт, можно вслед за Дж. Келли назвать личностными конструктами.
Современная трактовка значения базируется на представлении о нем как сложной многокомпонентной системе, состоящей из более дробных единиц -семантических признаков, « атомов смысла» и т. д. (Б. Потье, С. Ульман, У. Вейнрейх, В.Г Гак, Л. Ельмалев и др.).
Смысл проявляет не социально - типичные качества, а индивидуальную пристрастность человека, суммируемую в мотивационной системе. В отличие от значения, смысл индивидуален и динамичен (Выгодский Л.С., 1983; Леонтьев А.Н., 1981). Функция смысла - в создании и структурировании пространства жизни индивидуальности.
В качестве направлений развития смысловой сферы личности предлагается выделять движение к общечеловеческим ценностям и идеалам, а также повышение их осознанности (Братусь Б.С., 1982), общее повышение осмысленности жизни (Василюк Ф.Е., 1985), смыслотворчество и жизнетворчество (Сухоруков А.С., 1997).
13 Интересна трактовка понимания как выявления смысловой структуры
явления, включенного в сферу общественной практики (Гусев С.С., Тульчинский Г.А.,1982). Включая элементы реальности в сферу целесообразной деятельности по преобразованию этой реальности, человек рассматривает действительность как сложную систему ценностей, посредством которых достигаются преследуемые цели. Таким образом, ключевым является понятие ценности.
С выявлением ценностной структуры связано осмысление: поскольку мир • человека всегда - мир ценностей, он полон смысла для него, то есть осмыслен
г и понимаем. С.С. Гусев и Г.А. Тульчинский (1982) выделяют элементы
I ценностной структуры и соответствующих элементов осмысления в
| последовательности: материальная форма ценности, ее предметное значение,
смысловое значение, личностный смысл, переживание и чувство активной деятельности. Понятие «смысл» рассматривается в деятельностном контексте.
Система, разработанная в русле деятельного подхода и опирающаяся на идеи А.Н.Леонтьева о личностных смыслах - концепция самосознания, предложенная В.В.Столиным (1983). По В.В. Столину процесс самосознания происходит в виде переживания конфликтных смыслов, в ходе которого для личности становится ясным, что она может преодолеть, что заставит ее отступить и через какие преграды личность не может переступить даже под жестким давлением обстоятельств.
Конфликтный смысл - противоречивый, составной смысл, когда одно действие обладает различными смыслами в отношении разных мотивов. Собственное Я человека, иногда даже в большей степени, чем внешние, объективные обстоятельства, может выступать как условие, цель или мотив его многообразных деятельностей.
В контексте концепции смысла Я, самоотношение может быть понято как непосредственно - феноменологическое выражение и представленность личностного смысла Я для самого субъекта, как субъективная система значений, в которых смысл Я открывается субъекту. При этом специфика
14 переживания смысла Я производна от объективной позиции индивида в
обществе (Столин В.В., 1982).
В русле концепции о личностном смысле Я В.В. Столиным (1985) предложена модель строения самоотношения, где его основой является процесс, в котором собственное Я, собственные черты и качества оцениваются личностью по отношению к мотивам, отражающим потребность в самореализации. Уникальная социальная ситуация развития, в которую оказывается включен индивид, задает иерархию ведущих деятельностей и ** мотивов, по отношению к которым происходит осмысление собственного Я -
наделение его смыслом.. Эмоционально - ценностное отношение выражает смысл Я субъекта по отношению к ведущим мотивам и ценностям, которые определяются социальной ситуацией развития субъекта, связанной с 1 объективными обстоятельствами его жизни.
\ Общие представления о самопознании и самоотношении, развиваемые в
, русле данной концепции, опираются на идеи А.Н. Леонтьева (1983) о
А> деятельности, сознании и личности. В теории А.Н. Леонтьева индивидуальное
сознание рассматривается как система значений, данных в единстве с другими
образующими: чувственной тканью и личностным смыслом.
Иерархизированный набор наиболее обобщенных категорий, определяющих
построение и содержание значения - есть категориальная структура
индивидуального сознания. Являясь средством сознания, категориальные
структуры сами могут не осознаваться.
Осознание средств сознания (понятий, системы значений) необходимо субъекту для разведения картины (образа) мира и собственно действительности. Действительность репрезентирована субъекту через призму чувственной модели мира (перцептивный образ) и через знаковые, концептуальные модели. Рефлексия средств познания позволяет через констатацию множественности возможных моделей мира вычленить объект познания и средства познания и, тем самым, обеспечить субъекту определенную свободу в выборе и конструировании средств познания.
15 Необходимо изучать картину мира индивидуального сознания и стоящую
за ней индивидуальную систему значений, включающую, наряду с позитивным значением и заблуждения, артефакты, иллюзии, поскольку имплицидная картина мира, присущая субъекту, опосредуя его восприятие и осознание мира, приобретает самостоятельный онтологический статус, влияя на реальный жизненный выбор человека, на все его поведение в целом (Петренко В.Ф., 1988).
В психологическом плане исследование индивидуального сознания подразумевает предоставление его в виде многослойной уровневой системы, включающей как осознаваемые, так и неосознаваемые компоненты. В рамках психосемантического подхода бессознательное рассматривается не как противостоящее сознанию, а как нижележащие уровни индивидуального сознания, характеризующиеся меньшей расчлененностью и рефлексивностью.
Исходя из того, что плоскостная модель не отражает иерархичности системы Я, используя теорию уровнего строения субъективного опыта (Петренко В.Ф., 1983), Е.С. Шильдштейн (1999) формулирует представление о системе Я как вертикально организованной части психического опыта, являющий собой единый континуум, разворачивающийся от глубинного самоощущения до вербализированного, концептуализированного представления о себе. При этом нет конечного числа уровней репрезентации Я, речь идет о срезах, каждый из которых представляет собой определенную систему регуляции. Глубинные слои организуют самоощущения, более осознанные - систему установок, регулирующих поведение человека, вербализированные слои репрезентируются в форме суждений человека о себе (Шильдштейн Е.С, 1999).
Семиотическая трактовка психики, в частности понимание образа как своеобразного перцептивного высказывания о мире, или трактовка социальной действительности как доступного расшифровке и прочтению текста приводит к пониманию познания в широком смысле этого слова как процесса
16
включения новой информации в системное целое информационного тезариуса познающего субъекта (Петренко В.Ф., 1988).
Тезариус - сеть ключевых понятий, объединенных связками, фиксирующими содержательные смысловые связи. Психолингвистические методы исследуют значения непосредственно в речевой и познавательной деятельности конкретного субъекта. В задачи психосемантики входит реконструкция категориальной структуры индивидуального сознания, размещение в ней индивидуальной системы значений, через призму которой происходит восприятие человеком мира, других людей, самого себя, наконец, исследование индивидуальной системы сознания в процессе жизнедеятельности субъекта.
В большинстве исследователи признают многомерность, иерархичность системы Я и включают в нее широкий круг форм репрезентаций: представление о себе, эмоционально - ценностное отношение к себе, самооценка, принятие себя, понимание себя. В этой связи в современной литературе все чаще встречаются термины: «самовыражение», «самоопределение», «самоотношение» и, наконец, «самопонимание».
Необходимо, однако, определить, что составляет психологическое содержание самопонимания как особого психологического образования в структуре самосознания. Несомненный интерес представляет и исследование структуры этого образования, соотношения в ней когнитивных и эмоциональных компонентов, изучения процесса его становления и механизма его действия, изменений, происходящих в критических ситуациях, а также в процессе возрастного развития.
Для психологического анализа данного феномена необходимо выявить конкретные внешние и внутренние условия его формирования и развития. Изучение данного образования должно идти в направлении исследования сходства и различия самопонимания и самооценки, самоотношения, самопринятия, соотношения человека как субъекта самопонимания
17 (понимающего Я) и как его объекта (понимаемое Я), процесса самопонимания
и его продукта.
И. А. Романова (1999) проанализировала интерпретации феномана самопонимания в гуманистической психологии и психоанализе. В психоанализе понимание человеком своих подавленных чувств, желаний ведет к личностной интеграции. С позиций психоанализа необходимо исследовать механизмы самопонимания, взаимосвязь самопонимания и саморегуляции. В гуманистической психологии самопонимание рассматривается как предпосылка личностного роста и самоактуализации. В отличие от психоаналитического направления гуманистическая психология подчеркивает эмоциональный, а не рациональный характер самопонимания. Самопонимание здесь тесно связано с самопринятием и дает личности возможность более полно проживать свою жизнь, быть собой в максимальной степени, быть собственной самостью.
В наиболее обобщенном виде В.В.Знаков (2000) самопонимание определяет как процесс и результат наблюдения и объяснения человеком своих мыслей и чувств, мотивов поведения, умение обнаруживать смысл своих поступков, способность отвечать на причинные вопросы относительно своего характера, мировоззрения, а также отношения к себе и другим людям.
Существует взаимообусловленность понимания и самопонимания, поскольку понимание всегда одновременно является и самопониманием. Смысл нашего бытия действительно состоит в понимании, а главное предназначение субъекта - понять смысл собственной жизни. Понимая мир, человек понимает себя с позиций смысла своего существования.
Рассматривая самопонимание как постижение человеком смысла своего существования, результатом которого является когнитивное и эмоциональное согласование продукта самосознания личности и ее реального поведения (Кайгородов Б.В., 1997), выясним, как вопрос о смысле и ценности человеческого существования решается в психолого-педагогической и философской литературе.

Год

Страниц

2002 125

Подбор и доставка диссертаций www.500rublei.ru | Подписка: RSS-лента