Тема: Особенности воспитания учащихся на примере культуры казачества

2 СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Социально-педагогические предподсылки становления и развития казачества как педагогического и культурного феномена 14
П. 1.1. Социально-сословная и педагогическая самобытность
казачества 16
П. 1.2. Обще-культурные и педагогические истоки педагогики
казачества 33
П. 1.3. Народное просвещение в казачьих регионах 45
П. 1.4. Основы народной педагогики казачества 61
Глава 2. Опытно-экспериментальное обоснование организации воспитания на примере культуры казачества в Пензенском регионе 92
П. 2.1. Педагогический мониторинг готовности региональной системы образования к реализации казачьей модели воспитания 93
П. 2.2. Методика организации воспитания в региональных учебно-воспитательных учреждениях с использованием элементов культуры казачества 121
Заключение 143
Библиография 145
Приложения 158
3 ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования определяется двумя факторами: во-первых, она связана с общим интересом современного общества к истокам отечественной культуры, к духовным ценностям нашего прошлого; во-вторых, актуальность определяется социо-культурными изменениями менталитета россиян, что отразилось в инновационной основе организации деятельности школы, открыло перспективы для радикальных перестроек в воспитании подрастающих поколений.
Развитие современного общества и его социальных институтов должно основываться на всестороннем анализе истоков отечественной культуры, духовных ценностей, накопленных в процессе социо-культурного развития народов России. Использование имеющегося богатейшего опыта народного воспитания в процессе модернизации учебно-воспитательного процесса требует всестороннего обоснования культурно-исторических, духовных ценностей нашего прошлого и их роли в формировании мировоззрения россиян.
Анализ структуры и содержания развития отечественной народной педагогики базируется на выявлении качественных характеристик всех ее составляющих, к которым несомненно относится педагогика казачества. Педагогика казачества - специфическая ветвь русской народной педагогики, которая бытовала в общественно-экономических условиях, отличавшихся от средних общероссийских.
Исследование общекультурных и педагогических истоков педагогики казачества в нашей работе опиралось на фундаментальные основы этнопедагогики, разработанные Г.Н. Волковым. Существенное теоретико- методологическое значение имело положение Г.Н. Волкова о выделении трех сторон научного подхода к предмету народной педагогики: исторической, теоретической и практической.
4
Вопросы народной педагогики на протяжении многих столетий привлекали большое внимание ученых и просветителей своего времени. Исследованием этой проблематики занимались В.Г. Белинский, А. Дистервег, Я.А. Коменский, Я. Корчак, М.В. Ломоносов, И.Г. Песталоцци, Н.И. Пирогов, А.Н. Радищев, Г.С. Сковорода, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский. Методологические научно-методические проблемы народной педагогики рассматривают в своих работах и наши современники: A.C. Алексеев, В.Г. Бочарова, Р.Б. Вендровская, Г.Н. Волков, Б.З. Вульфов, Л.Ю. Гордин, А.Л. Гуран, А.И. Кочетов, Б.Т. Лихачев, Д.С. Лихачев, П.И. Люблинская, Л.И. Новикова, И.Т. Огородников, Е.Г. Оссовский, М.М. Плоткин, И.Я. Яковлев. Художественно-иллюстративное описание народных традиций воспитания и обучения подрастающего поколения можно найти в произведениях Ч. Айтматова, И.В. Бестужева-Лады, Б.М. Бим-Бада, И.В. Гете, Ф.М. Достоевского, С.А. Есенина, А.П. Чехова, «Поучении Владимира Мономаха детям», «Слове о полку Игореве». Различные аспекты народного воспитания современной молодежи рассматриваются в работах М.К. Азадовского, М.И. Алдошиной, И.Я. Богуславского, А.Л. Бугаевой, М.А. Гориновой, Л.Д. Гошуляк, A.A. Даниловой, Б.М. Добровольского, Р.Х. Мингазова, Е.А. Мясоедовой, Л.Г. Савенковой, Е.А. Самойлова, Ю.Б. Стракача. Роль обрядов, традиций в воспитании молодежи анализируют: A.B. Борчук, А.Е. Зубарев, Анализ роли социального взаимодействия в воспитании личности рассматриваются в работах: Л.В. Байбародовой, Л.П. Буевой, И.С. Кона, H.A. Лупановой, В.В. Новикова, М.И. Рожкова, В.В. Сохранова, Л.Ф. Спирина.. Разные стороны регионолистики в плане культурного и этнического фактора анализируют в своих работах: И.Я. Богуславская, Г.Н. Бочаров, Г.Н. Волков, А.П. Лиферов.
При всем многообразии исследований народной педагогики и ее роли в отечественном воспитании, вопрос реализации культуры казачества в современном учебно-воспитательном учреждении изучен недостаточно.
5
Продолжает оставаться актуальным поиск принципов, условий, путей и методов соотнесения культуры казачества с процессом воспитания личности современного школьника, как в массовой школе, так и в специализированных образовательных учреждениях, ориентированных на военно-патриотическое воспитание учащихся.
Кроме того, решение данной педагогической задачи затрудняется рядом обстоятельств: не определена специфика культуры казачества; не выявлен комплекс психолого-педагогических условий и средств, способствующих продуктивному использованию культуры казачества в воспитательном процессе.
Таким образом, обнаруживаются противоречия между: значимостью народных традиций в формировании личности и качеством их использования в современном воспитательном процессе региона; активизацией казачества как социального института, попытками возродить тип казачьего воспитания и недостаточным теоретическим обоснованием этого процесса; все возрастающей значимостью культуры казачества в воспитательном потенциале региона и фактическим уровнем ее использования в региональном педагогическом процессе; реальным уровнем готовности педагогов к организации народного воспитания и задачами, сформулированными в Концепции модернизации российского образования.
Необходимость разрешения этих противоречий и обусловила проблему исследования. Ее недостаточная научная разработанность, теоретическая и практическая значимость для современного воспитания определили выбор темы исследования: «Особенности воспитания учащихся на примере культуры казачества».
Объект исследования: педагогический процесс в кадетском учебно-воспитательном учреждении.
Предмет исследования: особенности реализации культуры казачества в условиях кадетского учебно-воспитательного учреждения.
6
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментально проверить условия эффективного использования культуры казачества в педагогическом процессе кадетского учебно-воспитательного учреждения.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой воспитательный процесс в кадетском учебно-воспитательном учреждении на основе культуры казачества будет эффективным, если:
- разработана специальная концепция организации педагогического процесса в кадетском учебно-воспитательном учреждении;
- педагогическая система учебно-воспитательного учреждения основана на особенностях жизнедеятельности казачества;
- педагог учебно-воспитательного учреждения проявляет в педагогическом действии готовность к соотнесению личностного опыта с культурой казачества;
- взаимодействие участников педагогического процесса имеет личностно-ориентированный и развивающий характер;
- в качестве основных педагогических технологий будут задействованы вербальные, ролевые и деятельностные.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
- изучить состояние исследуемой проблемы, раскрыть особенности организации воспитания на основе культуры казачества;
- на основе имеющихся концепций организации воспитания личности определить сущность, структуру и содержание воспитания учащейся молодежи на основе культуры казачества;
- описать и опытно-экспериментально проверить модель воспитания учащихся на основе народной педагогики казачества в кадетском учебно-воспитательном учреждении;
- выявить педагогические условия, содержание, цель и средства реализации модели воспитания в кадетском образовательном учреждении. В качестве первичных источников исследования использовались:
1) устное народное творчество казачества;
2) научная и художественно-публицистическая литература о культуре и народной педагогике казачества;
3) русская литература XVIII-XIX в.в., литературно-критическая публицистика;
4) Библия;
5) Домострой, Стоглав;
6) нормативная документация, определяющая правовой и общественный статус казачества в современном обществе;
7) архивные материалы, официальные краеведческие материалы, протоколы казачьих съездов и кругов;
8) материалы периодической печати казачества современного периода: воспоминания казаков старших поколений, ветеранов народного образования, культуры.
Теоретико-методологической основой исследования служат современные концепции образования и культуры, опирающиеся на принципы научности, историзма и объективизма; базирующиеся на психолого-педагогических концепциях целостного процесса развития личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А,Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); идеях о становлении и развитии национальной школы (А. Дистервег, В.О. Ключевский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский); труды по общей теории культуры (А.И. Арнольдов, B.C. Библер, Н.С. Злобин и др.); о развитии творческих способностей через искусство, живопись, народные ремесла (Д.Б. Кабалевский, Б.М, Неменский, Т.Я. Шпикалова и др.); общих основах гуманистического подхода к организации личностно-ориентированного обучения и воспитания (А.И. Аверьянов, Ш.А. Амонашвили,
8
E.B. Бондаревская, Л.Ю.Гордин, В.В. Краевский, А. Маслоу, К. Роджерс, В.В. Сериков, Ю.П. Сокольников, И.Л. Федотенко); антологиях по истории и теории социальной педагогики (И.Н. Адреева, П.П. Блонский, И. Златоуст, A.B. Мудрик, В.А. Сластенин, Митрополит Московский Макарий (Невский)).
Частно-методологическую научную базу исследования составляют концепции педагогической и психологической наук: о педагогических системах (В.Г. Афанасьев, О.В. Заславская, В.В. Краевский, Б.Т. Лихачёв, Л.И. Новикова, Ю.П. Сокольников); о природе творчества профессионального действия (Н.В. Бочкина, Дж. Гилфорд, В.В. Кан-Калик, Ю. Н. Кулюткин, Н.Д. Никандров, А.П. Тряпицына, Д.И. Фельдштейн, В.Н. Харькин); о продуктивности профессионально педагогического общения (A.A. Бодалёв, В.П. Беспалько, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, A.B. Мудрик); о задачном подходе при анализе эффективности педагогической деятельности (Е.П. Белозерцев, A.A. Орлов, В.А. Сластенин, В.В. Сохранов, Л.Ф. Спирин, И.М. Фрумкин, Т.А. Шайденко).
Сложность исследования проблемы обусловила необходимость применения комплекса научно-исследовательских методов: ретроспективный анализ научной литературы по проблеме и теме исследования; изучение и обобщение педагогического опыта кадетского корпуса по организации воспитательного процесса на основе культуры казачества; анализ нормативных основ построения и деятельности этнических учебно-воспитательных учреждений; педагогическое моделирование и мониторинг; традиционные педагогические методы исследования (анкетирование, беседы, наблюдение, анализ результатов деятельности участников педагогического процесса, игры, задачное моделирование, метод педагогического конфликта); констатирующий и формирующий педагогический эксперимент с использованием статистических методов обработки полученного массива данных.
9
Опытно-экспериментальной базой исследования явились: общеобразовательное учреждение «Кадетская школа № 46 г. Пензы. Пензенский казачий генерала Слепцова кадетский корпус»; муниципальное учреждение дополнительного образования «Пензенский казачий генерала Слепцова кадетский корпус»; казачьи кадетские классы ПТУ № 13 города Каменка Пензенской области. Всего в исследовании приняли участие 823 ученика, 96 воспитателей и учителей, 378 членов казачьего общества.
Исследование проводилось в три этапа:
- на первом этапе (1995-1998 гг.) осуществлялся сбор и обработка материалов, характеризующих предпосылки и социально-экономические условия развития казачьей педагогики, анализировались литературно-художественные и научные источники, характеризующие казачество, изучались фольклорные материалы, краеведческие архивы;
— на втором этапе (1998-2000 гг.) конкретизировалась цель и основные задачи исследования, выявлялся уровень теоретической разработанности этнопедагогических проблем казачества, анализировались этнографические источники, протоколы казачьих Кругов и съездов, ведомственные инструкции, статистические материалы, проводился констатирующий эксперимент;
— на третьем этапе (2000-2002 гг.) проводились: опросы в форме анкетирования, стандартного интервью, беседы; общий обзорный анализ результатов исследования; опытно-экспериментальные мероприятия (проведение формирующего эксперимента), связанные с анализом реализации казачьей народной педагогики в учебно-воспитательном процессе; оформление результатов исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
- уточнена сущность и структура педагогического процесса кадетского учебно-воспитательного учреждения, отражающего особенности культуры казачества;
10
- выявлена совокупность особенностей продуктивного влияния культуры казачества на педагогический процесс кадетского учебно-воспитательного учреждения (ориентация на создание единой системы, основанной на личностно-ориентированном побуждении молодежи к осмыслению и освоению культуры казачества; соотносимость общепедагогического процесса с педагогикой казачества по цели, методам и технологиям формирования личности учащихся; социально-педагогическая востребованность культуры казачества в содержании регионального педагогического процесса; системное использование элементов народной культуры в педагогическом процессе кадетского учебно-воспитательного учреждения; наличие элементов культуры казачества в профессионально-педагогическом самовыражении преподавателей и воспитателей кадетского учебно-воспитательного учреждения);
- разработаны технологии, позволяющие педагогу кадетского учебно-воспитательного учреждения соотносить личностный опыт педагогической деятельности с основами воспитания личности в культуре казачества;
- выявлен комплекс условий, позволяющих обеспечить личностно-ориентированный и развивающий характер взаимодействия участников педагогического процесса кадетского учебно-воспитательного учреждения (готовность участников педагогического процесса к диагностике и самодиагностике уровня воспитанности, обученности и развития; наличие у педагогов умений целеполагания, структурирования, оценочно-результирующих и прогностических навыках; готовность организационно-содержательных структур педагогического процесса кадетского учебно-воспитательного учреждения к реализации личностно-ориентированного и развивающего воспитания).
11
На основе изученного материала и проведенной опытно-экспериментальной работы разработан спецкурс для студентов «Особенности организации воспитательного процесса в современной школе на основе народной педагогики казачества».
Практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы и выводы могут использоваться в системе общего образования при формировании личности обучающегося. Материалы исследования также могут быть использованы в кадетских учебно-воспитательных учреждениях; педагогических вузах при подготовке студентов к проведению воспитательной работы; в системе повышения квалификации и методической работе с учителями и воспитателями.
Достоверность результатов исследования обеспечивалась: исходными теоретическими положениями; адекватностью совокупности методов исследования цели, задачам и предмету исследования; опытно-экспериментальной проверкой гипотезы; всесторонним качественным и количественным анализом экспериментальных данных; разносторонней апробацией и внедрением результатов исследования в практику казачьих учебно-воспитательных учреждений; личным участием соискателя на всех этапах исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Культура казачества, объединив в себе культуры различных народов, выработала существенные качественные основы духовности и нравственности личности. Педагогический потенциал культуры казачества заключается в личностной направленности воспитания, приоритете нравственных и моральных установок, доминанте патриотизма и гражданственности, ориентации на семейные ценности. Использование культуры казачества в воспитании учащихся может существенно способствовать модернизации образовательного процесса современной школы.
12
2. Востребованность потенциала культуры и педагогики казачества возможна не только в казачьих учебных заведениях, но и, при разработке соответствующей теоретической базы, в массовой общеобразовательной школе для решения проблем воспитания и социализации в современном, динамично развивающемся, обществе. Специфика организации воспитания на основе казачьей народной педагогики в кадетском образовательном заведении, таким образом, будет заключаться в следующем:
- военная профилированность обучения и воспитания;
- направленность воспитания на формирование чувства долга, патриотизма, товарищества, гражданственности;
- отношение к труду как к самодостаточной ценности;
- опора на внутрисемейную культуру взаимоотношений детей и родителей.
3. Эффективная организация воспитательного процесса на основе культуры казачества возможна при условии:
- проведения педагогической диагностики готовности преподавателей и воспитателей кадетского учебно-воспитательного учреждения к целостному развитию личности учащихся, представляющемуся в виде взаимопроникновения духовности, самодостаточности и готовности личности к активному социальному действию;
- организации целостного педагогического процесса, формирующего личностно-необходимые и общественно-значимые качества, свойства и умения личности;
- реализации принципа дифференциации и личностной направленности воспитательного процесса;
- направленности воспитания на формирование патриотизма, трудолюбия, активности и самостоятельности учащихся;
- готовности учащихся к самовоспитанию, реализуемой на основе осмысления культуры казачества.
13
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась через публикации (программы, статьи, тезисы); проведение семинаров и тренингов со студентами физико-математического факультета Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского, учителями и воспитателями Пензенского ИПК и ПРО; выступления на научно-практических конференциях в Санкт-Петербурге, Самаре, Пензе, Рязани, Туле. Опубликовано 11 работ.
Результаты проведенной работы использовались для: коррекции воспитательного процесса в казачьих учебных заведениях Пензенской области и в целом Волжского казачьего войска; профессиональной подготовки будущих педагогов в Пензенском государственном педагогическом университете им. В.Г. Белинского; переподготовки учителей и воспитателей в Пензенском ИПК и ПРО. В указанных учебно-воспитательных и образовательных учреждениях соискатель непосредственно участвовал в педагогическом процессе.
14
ГЛАВА I.
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ
И РАЗВИТИЯ КАЗАЧЕСТВА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И
КУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА
В настоящей главе обсуждаются материалы, характеризующие казачество в плане своеобразия его общественно-экономического уклада, образа жизни, обычаев, этнопсихологии, состояния народного просвещения, поскольку эти факторы, напрямую или опосредованно определяют культуру, педагогические воззрения этно-сословия, цель и задачи воспитания на основе народной педагогики казачества.
Педагогика казачества - автономная часть отечественной народной педагогики. Она не накладывается на целое, имеет существенные отличия, связанные с социально-психологическим, бытовым укладом казачества -органичной части русского народа и народов России.
Анализ научной литературы показывает, что дети казаков и не-казаков проходили разные школы, имели разную среду и условия воспитания. Поэтому уместно говорить конкретнее не вообще о народном воспитании, а именно о казачьем народном воспитании.
О характере социализации подрастающих поколений в эпохи, предшествовавшие появлению разграничения этнических и сословных казаков, этнография чаще всего может судить весьма умозрительно. Кроме фольклора, мы не располагаем никаким другим сколько-нибудь надежным материалом. Поэтому достоверность сведений о народном воспитании ранее XVII-XVIII вв. сомнительна.
Для понимания казачьей народной педагогики наиболее актуальны исторические и этнографические материалы, рассматривающие казачество как сословно-этническую общность.
15
В данном исследовании значимой представляется педагогика казачества, устремленная в будущее - в этом ее научная продуктивность и практическая щ ценность.
История казачества предстает перед педагогом-исследователем как самостоятельный раздел народной педагогики. И не только потому, что без изучения исторического прошлого методологически невозможно изучение национальной культуры народа, но и потому, что история казачества при педагогическом подходе к ней развивает основы народной педагогики. В процессе исторического развития и на его основе казачество веками
I формировало свои знания, опыт воспитания многих подрастающих поколений.
I
I ф Роль народной истории в формировании казачьего мировоззрения и
I нравственности, - на основе которых, собственно, только и могла
функционировать этнопедагогика - уникальна как и у других народов с их национальными особенностями. Весь вопрос в своеобразии, исходных
| факторах этой уникальности.
Недостаточная разработанность методологических проблем этнопедагогики в целом и методологии исследования казачьего народного воспитания актуализировали необходимость рассмотрения этого вопроса как относительно самостоятельного, изначального.
I Также задача настоящей главы охарактеризовать цель и задачи, принципы
и методы казачьего народного воспитания. Названные категории охватывают структуру научного знания, принятого традиционно относить к общим основам педагогики. Такая постановка задачи создает необходимые возможности сопоставительного анализа казачьего народного воспитания с воспитанием у других этносов, с государственной системой воспитания, ее теоретическими основами.
16
П. 1.1. Социально-сословная и педагогическая самобытность
казачества
Исследователи нашего времени [11, 12, 48, 79] единодушны в том, что история формирования казачества содержит в себе много неясного, спорного. Кто такие казаки, каковы их исторические корни, что скрывает этимология слова казак - подобных вопросов много. Еще больше ответов — спорных, противоречивых. Большинство из них, с точки зрения теории и истории педагогики, не всегда существенны. Важно то, что казачество создало по-своему уникальное сообщество, которое отличается от других народов, сословий, социальных групп.
Множество споров ведется и по другим фактологическим аспектам истории, педагогики и этнологии казачества. В данном случае они не столь существенны. Поэтому в характеристике общей картины казачества — по необходимости фрагментарной - нами использовались мнения различных исследователей [12, 36, 57, 79].
Одним из первых отечественных общественных деятелей, увидевшим в казачестве самобытную цивилизацию, был В.Г. Белинский. Он понимал казачество как «общество, оставленное из пришельцев разных стран, из удалых голов, бежавших кто от нищеты, кто от родительского проклятия, кто от меча закона, и между тем общество, имеющее один общий характер, твердо сплоченное и связанное каким-то крепким цементом». [21-195]
По мнению В.А. Харламова, последнего председателя Донского войскового круга, - «казаки не принадлежали ни к какому государству, ни в чьем подданстве не состояли, ни от кого не зависели и никому не подчинялись. Сами себя они называли «казаками», а татарское слово «казак» означает «вольный человек». [178-5] С большой убежденностью в своей правоте В.А. Харламов настаивает на том, что казаки владели землей по праву владения-захвата и справедливо считали, что она им не пожалована
17
Московскими царями и Российскими императорами, а завоевана казачьей кровью и закреплена казачьими могилами. «Жизнь, полная опасностей, - пишет В.А. Харламов, — выковывала людей с сильным характером, личной неустрашимостью, выносливостью; вырабатывала в них смелость, находчивость, умение приспособляться к окружающей обстановке, защищать и отстаивать свою жизнь, свои права и имущество... Мужчины все были вооружены, женщины и девушки также владели огнестрельным и холодным орудием». [178-6]
С точки зрения народной педагогики не столь важна мера правоты подобных высказывания (они будут приводиться и дальше). В любом случае как факт самомнения народа, его самосознания, они не утрачивают своего значения. Несовпадение мнений разных авторов, кроме того, позволяет полнее воссоздать образ казачества, значимый для современного педагогического знания и опыта.
В художественной литературе, публицистике своеобразие казачества как военно-трудового сословия нашло самое разнообразное отражение. О быте, культуре казачества, его ратных подвигах написано большое количество произведений. Казачество всегда привлекало к себе внимание многих зарубежных исследователей, государственных и военных деятелей, политиков, этнографов, публицистов [12, 36, 84, 146]. Фрагменты разнообразных мнений о казачестве предварим одним существенным замечанием научного плана. В современной науке преобладает точка зрения, согласно которой народность -это особый вид устойчивой социальной группировки, возникающий в результате естественно-исторического процесса. [38] При этом очень важно самомнение, самосознание народа, взаимная идентификация людей, их отграничение от других общностей в форме антитезы «мы» - «они».
В понятии «народность» существенное место занимает общая материальная культура (быт, жилище, утварь, одежда, пища и т.п.), духовное культурное единство (обычаи, обряды, искусство, религия и др.), некоторые

Год

Страниц

2002 158

Подбор и доставка диссертаций www.500rublei.ru | Подписка: RSS-лента