Тема: Сравнительный анализ регулирования социально-трудовых отношений в Мурманской области Российской Федерации и Норвегии

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ...3
ГЛАВА I. РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ПРИНЦИПАХ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В НОРВЕГИИ...13
§ 1. Экономическая система, управление и трудовое
законодательство Норвегии...13
§ 2. Партнеры на рынке труда Норвегии: профсоюзы и предприниматели. Когда
государство в Норвегии - партнер профсоюзов на рынке труда...30
§3. Система договоров-Норвежская модель...41
§ 4. опыт мот как социального института классического «трипартизма» ...56
ГЛАВА И. СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ...69
§ 1. Социально-экономическая ситуация в Мурманской области...69
§ 2. Субъекты системы социального партнерства в Мурманской области...76
§ 3. Правовые акты, регулирующие социально-трудовые отношения в Мурманской области...108
ГЛАВА III. АДАПТАЦИЯ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ ОПЫТА НОРВЕГИИ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ...119
§ 1. Особенности системы социального партнерства в Мурманской области. 119 § 2. Российско-норвежский проект по социальному партнерству...126
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...139
БИБЛИОГРАФИЯ...146
ПРИЛОЖЕНИЯ...160
3
Введение Актуальность темы исследования.
Переход от командно-административной системы управления экономикой к рыночным отношениям представляет собой исключительно сложный и ответственный этап в развитии производительных сил страны и всего российского общества в целом.
Колоссальные структурные сдвиги, которые произошли в государственном строительстве, кризисные явления в экономике, быстрое, невиданное в большинстве капиталистических стран расслоение населения на бедных и богатых, проблема безработицы — все это требует переосмысления роли и места новых действующих лиц на рынке труда — наемных работников, в лице обновленных профсоюзов, предпринимателей в роли работодателей и государства выступающего в двух ипостасях - работодателя и координатора взаимоотношений двух главных действующих лиц.
На протяжении длительного периода времени в стране действовала жесткая экономическая система административно-командного типа, одной из основных черт которой была регламентация всей совокупности социально-трудовых отношений, которые были излишне формализованы и функционировали в условиях государственной формы собственности.
Радикальные изменения, произошедшие в нашей стране за последние десять с небольшим лет, коренным образом изменили сферу социально-трудовых отношений. Возник новый социальный институт - предприниматели, на которых легла обязанность и ответственность выполнять важнейшую функцию в процессе регулирования социально-трудовых отношений - функцию работодателя.
Менталитет работодателей, как социального института в целом, на современном этапе развития ограничен рамками первых двух уровней теории иерархии потребностей «пирамиды» Маслоу. Лишь немногие из них, обладающие здоровым честолюбием, способны стать современными Морозовыми, Путиловыми, Рябушинскими и т.д.
4
Путь, на который вступила и по которому Россия идет сегодня, давно уже пройден другими странами с более развитой социально ориентированной рыночной экономикой.
Актуальность темы исследования обусловлена во-первых, сложностью на современном этапе перехода от прежней системы управления экономикой к другой, более рациональной, более эффективной и на настоящий момент более прогрессивной системе. Во-вторых, отношения, которые еще только начинают складываться у нас в стране между участниками социально-трудовых отношений на договорной основе, уже в достаточной степени развиты и имеют свою историю во многих странах мира. В этой связи особое значение для нас приобретает изучение этого международного опыта, и, прежде всего, таких развитых стран как Норвегия.
В данной работе исследуется опыт Норвегии по регулированию социально-трудовых отношений на новых для современной России принципах социального партнерства и возможности его использования в Мурманской области. В этом ее актуальность.
Степень научной разработанности темы
До недавнего времени в отечественной науке многие важные аспекты социального партнерства, или не рассматривались вовсе, или рассматривались в чисто идеологическом ключе. Так, например «Краткий политический словарь» 1989 года, С. 411. характеризует патернализм как буржуазную доктрину, призванную внедрить в сознание трудящихся идеи "социального партнерства". Особая роль в доктрине отводится воспитанию у трудящихся чувства "соучастия в деле". На это направлены выпуск мелких акций и распространение их среди трудящихся, частичное участие рабочих в прибылях и т.д. Однако все эти меры призваны лишь создавать видимость классового "сотрудничества", а на деле направлены на то, чтобы отвлечь трудящихся от классовой борьбы и побудить рабочих к повышению производительности труда на капиталистических предприятиях. Проведению патернализма способствуют правооппортунистические лидеры в рабочем движении. Коммунистические и
5
рабочие партии, а также прогрессивные профсоюзы выступают с разоблачениями классовой сущности патернализма.
«Советский энциклопедический словарь» 1989 года, С. 987. характеризует патернализм в области трудовых отношений, в капиталистических странах как показную предпринимательскую "благотворительность" в целях создания иллюзии заботы предпринимателя об интересах трудящихся и которая используется для подрыва рабочих организаций и ослабления классовой борьбы пролетариата.
Неразвитость рыночных отношений в СССР, отсутствие важного субъекта системы социального партнерства - предпринимателя как работодателя, не позволяли рассматривать социальное партнерство как особый тип социально-трудовых отношений.
С переходом на рыночные принципы регулирования экономикой, с начала 90-х годов прошлого века в отечественной научной литературе, официальных документах появилось понятие «социальное партнерство».
В настоящее время к проблеме становления и развития социального партнерства, системы взаимоотношений субъектов социального партнерства на различных уровнях и принципам ее функционирования привлечено постоянное внимание социологов, политологов, законодателей и представителей самих субъектов системы: профсоюзов, работодателей, государства. Это в первую очередь известные ученые и общественные деятели:
Волков Ю.Е., Вольский А.И., Гайнуллина Ф.И., Гриценко Н.Н., Деревянченко А.А., Киселев В.Н., Костин Л.А., Михеев В.А.,
Можаев В.Е., Нетеребский О.В., Попов Ю.Н., Саленко В.Я.,
Смольков В.Г., Сперанский В.И., Шарков Ф.И., Шмаков М.В. и др.
Научные труды этих авторов заложили теоретические основы социального партнерства в Российской Федерации. Эти труды развивают и углубляют различные, в том числе социально-политические аспекты становления системы социального партнерства в связи с дальнейшим
6
развитием рыночных отношений в нашей стране. Ряд работ посвящен изучению зарубежного опыта становления и развития социального партнерства.
Несмотря на достаточно широкое освещение проблем, связанных с развитием системы социального партнерства в Российской Федерации, интерес к указанной проблематике непрерывно возрастает, о чем свидетельствуют научные публикации последних лет.
В тоже время в работах авторов, освещающих зарубежный опыт развития и становления системы социального партнерства, в том числе северных европейских стран, в недостаточной степени представлен опыт Норвегии как страны имеющей значительный опыт регулирования социально-трудовых отношений на принципах социального партнерства.
Объектом диссертационного исследования являются социально-трудовые отношения в двух сопредельных северных районах: Мурманской области и Норвегии.
Предметом исследования является сравнительный анализ регулирования социально-трудовых отношений на принципах социального партнерства в Норвегии и Мурманской области.
Цель работы — изучить и обобщить опыт регулирования социально-трудовых отношений на принципах социального партнерства в Норвегии и Мурманской области и дать их сравнительный анализ.
Задачи
изучить законодательные акты, регулирующие трудовые отношения в Норвегии;
исследовать организационные структуры управления основных участников трудовых отношений в Норвегии;
обобщить опыт регулирования социально-трудовых отношений на принципах социального партнерства в Норвегии;
обобщить опыт МОТ как социального института «классического трипартизма»;
7
изучить механизм функционирования системы социального партнерства в Мурманской области;
выявить отдельные проблемные вопросы становления системы социального партнерства в Мурманской области;
дать сравнительный анализ регулирования социально-трудовых отношений в северных регионах: Мурманской области и Норвегии;
высказать соображения о применении опыта Норвегии в Мурманской области
Методологическая основа диссертации базируется на общих методах научного познания: методах эмпирического исследования основанных на наблюдении, сравнении, а также на методах, часто используемых как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне - методе прямого и методе структурного анализа полученных в результате работы данных.
Эмпирическую базу исследования составляют: Конвенции и Рекомендации Международной Организации Труда, Конституция Российской Федерации, а также законы и иные нормативные акты, регулирующие отношения на рынке труда Королевства Норвегии, Российской Федерации, Мурманской области, как субъекта Российской Федерации. Необходимая для исследования информация была получена в результате изучения обширного научно-монографического материала, публикаций отечественных и зарубежных авторов по вопросам регулирования социально-трудовых отношений на принципах социального партнерства. Существенным источником информации послужили материалы международных конференций и семинаров по проблемам приграничного сотрудничества, вопросам становления системы социального партнерства, а также договоры и соглашения между Союзами промышленников губерний Финнмарк, Трумсе и Мурманской области, объединениями профсоюзов Норвегии и Мурманской области, Правительствами Мурманской области и северных губерний Норвегии.
Научная новизна диссертации состоит прежде всего в том, что в ней впервые сделан анализ законодательных и иных трудовых актов,
8
регулирующих трудовые отношения на принципах социального партнерства в Норвегии - стране, которая добилась значительных результатов в развитии системы социального партнерства, строительстве гражданского общества, и в целом страны, которая одной из первых в мире приступила к построению социального государства.
В работе проведено детальное изучение особенностей процесса взаимодействия субъектов социального партнерства в Норвегии, в лице представителей работодателей и наемных работников, а также их взаимоотношений с государственными органами.
В рамках обозначенных целей и задач диссертации предпринята попытка адаптировать, полученный в результате исследования, опыт в одном из субъектов Российской Федерации — Мурманской области.
В работе содержится научное обоснование следующих положений:
1. Данные, полученные в результате исследования внутренней структуры договоров и соглашений, а также механизма подготовки и заключения договоров и соглашений на всех уровнях системы социального партнерства в Норвегии позволяют автору отнести их к группе двусторонних нормативных трудовых актов и сделать вывод, что Норвегия на современном этапе социально-политического развития является страной развитого дуопартизма.
2. Анализ законодательных и нормативных трудовых актов Норвегии касающихся вопросов равноправия мужчин и женщин, законодательства Российской Федерации регулирующего данные вопросы, позволяют автору сделать заключение, что в российском законодательстве вопрос равноправия мужчин и женщин в области труда и занятий определенным образом смещен в сторону создания дополнительных условий и льгот для работающих женщин.
3. Изучение структуры управления социальных институтов Норвегии -объединений промышленников и профессиональных объединений работников, а также Международной организации труда, позволяют сделать вывод, что
9
одним из важнейших условий совершенствования развития субъектов системы социального партнерства, является самостоятельность и независимость от других участников социально-трудовых отношений.
4. Рассмотрев механизм разрешения социально-трудовых конфликтов в Норвегии, в котором важная роль отведена специальному органу - Трудовому Суду, автор отмечает, что данная процедура в Норвегии имеет в переводе на русский язык название — трехстороннее обсуждение, то есть обсуждение вопроса или проблемы с участием трех независимых сторон. В связи с этим, по мнению автора, есть необходимость ввести в лексикон относительно нового для России явления - социальное партнерство, дополнительный термин — триалог, который как наиболее подходящий, уместно применить в процессе обсуждения социально-трудовых проблем на заседаниях трехсторонних комиссий различных уровней, то есть в системе трипартизма.
В первой главе диссертации — «Регулирование социально-трудовых отношений на принципах социального партнерства в Норвегии» автор рассматривает историю становления субъектов социального партнерства и особенности практически бесперебойного функционирования системы регулирования социально-трудовых отношений на принципах социального партнерства в Норвегии.
Трудовое законодательство в Норвегии направлено на урегулирование конфликтов при заключении коллективных договоров. Оно также способствует решению и других спорных вопросов, возникающих между партнерами на рынке труда. В связи с этим автор рассмотрел основные законодательные акты Норвегии: Закон об условиях и охране труда (производственной среде), Закон о трудовых конфликтах, который при определенных обстоятельствах дает право каждой из сторон договора на применение крайней меры - забастовка/локаут/.
Особое место в рассмотрении Норвежского законодательства, автор отводит Закону о равноправии и принципам, которые используют основные участники трудовых отношений в Норвегии по осуществлению тендерной политики. Изучение данного вопроса дает основание автору сделать вывод о
10
том, что законодательство и трудовые нормативные акты Норвегии построенные на основе Конвенции МОТ № 111, достаточно эффективно решают вопросы, касающиеся равноправия мужчин и женщин в Норвегии.
. В работе подробно рассмотрена структура управления основных партнеров на рынке труда в Норвегии Центрального Объединения Профсоюзов Норвегии (ЦОПН) - LANDSORGANISASJONEN I NORGE (LO) и Союза Предпринимателей Норвегии (СПН) - NAERINGSLIVETS NOVEDORGANISASJON (NHO).
В результате рассмотрения различных типов договоров и соглашений, существующих в Норвегии, автор делает вывод, что вся вертикаль системы договоров, в том числе и с участием государства, когда оно выступает работодателем, является системой двусторонних трудовых нормативных актов.
В диссертации автор достаточно подробно рассмотрел систему и принципы функционирования Международной организации труда (МОТ) как организации «классического трипартизма». Известно, что Международная организация труда долгие годы является законодателем и проповедником общих принципов трипартизма, но вместе с тем постоянно подчеркивает, что идеальной, для всех, модели не существует.
МОТ осуществляет свою деятельность через три основных органа -Международную конференцию труда, Административный совет и Международное бюро труда, для каждого из которых характерен принцип построения организации на трехсторонней основе с включением представителей правительств, предпринимателей и трудящихся.
В собственной структуре, МОТ применяет и активно рекомендует трипартизм, как систему регулирования социально-трудовых отношений при участии трех главных сил: профсоюзов, предпринимателей, и государства. Основные принципы трипартизма являются общими для всех или многих стран, но конкретные действия, меры, формы, пути достижения социального согласия в каждой стране могут быть различны.
11
Принцип трипартизма в начале 90-х годов прошлого столетия был взят за основу системы регулирования социально-трудовых отношений в Российской Федерации.
Во второй главе — «Становление системы социального партнерства в Мурманской области» автор останавливается на структуре социальных институтов работодателей и профсоюзов, а также вопросах организационного строительства вертикали управления объединениями работодателей, в связи с принятием Федерального Закона «Об объединениях работодателей».
Определенное место в работе занимает вопрос строительства структур, координирующих деятельность субъектов социального партнерства на уровне Федеральных округов.
Автор подробно рассмотрел законодательную базу Мурманской области, как основу становления и развития социального партнерства в регионе, а также различные типы соглашений и договоров, заключенных на территории Мурманской области.
В третьей главе диссертации - «Адаптация в Мурманской области опыта Норвегии по регулированию социально-трудовых отношений» автор рассматривает новый тип международного соглашения о сотрудничестве и взаимопомощи, заключенного между профсоюзами рыбаков Норвегии и Мурманской области.
В данной главе автор подробно рассматривает подготовку и ход международного трехэтапного семинара по развитию социального партнерства в Норвегии и возможностях сотрудничества между социальными институтами Мурманской области и Норвегии, являющимися участниками социально-трудовых отношений. Данный семинар дал импульс для развития как системы социального партнерства в Мурманской области в целом, так и каждого субъекта в отдельности. Далеко не случайно, что именно с 1996 года областные соглашения становятся трехсторонними, а закон «О социальном партнерстве» принимается после окончания российско-норвежского проекта.
12
Следует также отметить, что главой администрации Мурманской области было подписано Распоряжение «О заключении территориальных соглашений по социальному партнерству на 1998 год», основная цель которого -содействие договорному урегулированию социально-трудовых отношений и согласованию социально-экономических интересов работников и работодателей, направленных на экономическое возрождение производства. В документе выражена готовность областной исполнительной власти оказывать всемерную помощь при разработке и подписании территориальных соглашений между органами местного самоуправления, советами председателей профсоюзов и представителями территориальных объединений работодателей.
13
Глава I. Регулирование социально-трудовых отношений на принципах социального партнерства в Норвегии
§ 1. Экономическая система, управление и трудовое законодательство Норвегии
Слово Норвегия в переводе на русский язык означает - «Путь на север». Первые люди поселились на территории сегодняшней Норвегии после окончания ледникового периода, то есть около 10 тысяч лет назад. В основном это были германские племена. С конца 8 до середины 11 веков норвежцы участвовали в походах викингов. «На рубеже 9-10 веков под властью конунга Харальда I Хорфагера Прекрасноволосого началось политическое объединение Норвегии, которое было завершено в 13 веке. В период позднего средневековья владения Норвегии охватывали многочисленные острова к западу от ее континентальной части. Например, Форерские острова, Исландию и Гренландию, а также часть Британских островов.
С 14 века Норвегия попадает под датское господство и является с 1397 года членом Кальмарской унии трёх скандинавских государств, а с 1537 года становится датской провинцией.
По одному из Кильских мирных договоров в 1814 году Дания передала Норвегию Швеции. Результатом борьбы норвежского народа за независимость стало принятие Учредительным собранием Норвегии в 1814 году Эйдсвольской Конституции». '
Швеция в 1814 году силой навязала Норвегии шведско-норвежскую унию. Уния со Швецией была расторгнута в 1905 году. С тех пор Норвегия является независимым государством. Исключение составляют пять лет гитлеровской оккупации во время второй мировой войны.
1 Улвевадет Перр Когда встречаются две культуры. - Мурманск: ИПП «Север», 1995.-С.П.
14
В 1905 году королем независимой Норвегии был избран Хокон VII, которого сменил король Глав. После его смерти в 1991 году, королевский трон занял его сын, король Харальд V.
Норвегия - высокоразвитая индустриальная страна. Доход на душу населения является одним из самых высоких в мире.
В течение последнего десятилетия Норвежская экономика претерпела крупные структурные изменения. С одной стороны вызванные спадом традиционных отраслей промышленности и производства готовой продукции, а с другой стороны - подъемом в сфере услуг, а также нефтяной промышленности и таких современных видов промышленности, как машинные и компьютерные технологии.
Экспортная промышленность составляет примерно сорок пять процентов валового внутреннего продукта Норвегии. В основном это нефть и природный газ, продукция судостроения и химической промышленности, целлюлозно-бумажная продукция, металлы, рыбопродукты. Основные внешнеторговые партнёры Норвегии: Великобритания, Германия, Швеция, Нидерланды.
Норвегия имеет давние традиции в области судоходства, а после создания в 1987 году Норвежского международного судового Регистра, занимает четвертое место в мире по развитию судоходства. В середине 90-х годов прошлого века судоходные норвежские компании контролировали 48 миллионов тонн дейдвейда или почти десять процентов мирового флота, включая суда, плавающие под чужим флагом. Судоходные норвежские компании владеют или управляют двадцатью процентами мирового оффшорного флота, в основном это буровые и вспомогательные суда.
Традиционные отрасли народного хозяйства и ремесла составляют незначительную часть валового внутреннего продукта, но играют важную роль в занятости населения и заселении побережья сельской местности.
Норвегия сама обеспечивает себя многими сельхозпродуктами, на производство которых государство выделяет значительные субсидии. Основу
15
сельского хозяйства составляют скотоводство, мясомолочное производство, выращивание зерновых культур, главным образом ячмень, овёс.
Полная занятость населения является первоочередной политической задачей в Норвегии.
Для того чтобы рассмотреть структуру экономической системы Норвегии и определить, является ли она в чистом виде капиталистической, необходимо обратиться к таблице (См. Приложения к диссертации), которая учитывает четыре критерия:
- форма собственности;
- как принимается решение о создании предприятий;
- как устанавливаются цены на производимые продукцию/услуги;
- как определяется объем продажи/производства.
Данная таблица не рассматривает все стороны норвежской экономики и в целом ограничена основными характеристиками каждой отдельной отрасли. Анализ данных таблицы по четырем вышеперечисленным критериям позволяет сделать вывод, «что «Норвежская модель» экономики включает в себя элементы «социалистической» плановой и «капиталистической» рыночной экономик, и в целом имеет достаточное количество отклонений от чисто капиталистической рыночной, либеральной экономики».'
На протяжении столетий между населением северных районов Европы -жителями Скандинавского и Кольского полуостровов — существовали тесные торговые и культурные связи. Пути с востока на запад, основанные древними норманнами, сезонные миграции коренного населения региона - саамов, поморская торговля, сформировали уникальный пласт культуры, созданный под влиянием сурового арктического климата и природы, послужили прообразом современных геополитических взаимоотношений. Несмотря на неоднородный этнический состав, различия экономических систем, приливы и
1 Йельсвик Эйстейн Экономическая система, политика и управление в Норвегии Тез. докл. Семинар по социальному партнерству - Мурманск: ИПП «Север», 1997. - С. 3.
16
отливы политических симпатий, народы государств, омываемых Баренцевым морем, всегда стремились к сотрудничеству и добрососедству.
С началом второй мировой войны многие норвежские партизаны отправились из Норвегии в Мурманск, чтобы из России вести борьбу с фашизмом. После освобождения Финнмарка, между нашими странами существовали только официальные отношения. Так продолжалось до 1959 года, когда городской музыкальный оркестр Варде на судне отправился с концертами в Мурманск. Гастроли в Мурманске стали сенсацией.
Год спустя футбольная команда спортивного общества Норильд повторила путь норвежских музыкантов. Так было вновь положено начало прерванному когда-то сотрудничеству между людьми, разделенными границей.
В начале 90-х годов прошлого века сотрудничество между северными районами соседних стран приобрело постоянные формы. Были подписаны официальные многосторонние договоры, как на региональном, так и на местных уровнях.
В сентябре 2003 года исполняется 15 лет с момента подписания председателем Областного исполнительного комитета Мурманской области Юрием Балакшиным и председателем губернского правления Эрлингом Флеттеном договора, который официально закрепил сотрудничество между Финнмарком и Мурманской областью по целому ряду вопросов.
С 24 апреля 1992 года впервые было введено определение «Баренцев регион», которое прозвучало на встрече между руководителями трех северных областей Норвегии - Финмарка, Трумсе и Нурланда, а также Мурманской и Архангельской областей.
11 января 1993 года сотрудничество в регионе было официально закреплено на встрече в Киркенесе, на которой министры иностранных дел России, Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии и Швеции, а также представитель Комиссии Европейских Сообществ подписали договор о сотрудничестве, известный как «Киркенесская Декларация». На подписании присутствовали наблюдатели из США, Канады, Франции, Японии, Польши,
17
Великобритании и Германии. В тот же день была создана структура руководящих органов Баренцева сотрудничества:
- образован Совет Баренцева Евро-Арктического региона (Баренцев Совет), в который входят министры иностранных дел стран БЕАР: Норвегии, России, Швеции и Финляндии. Рабочим органом Баренцева Совета является Комитет старших должностных лиц, в который, как правило, входят послы стран БЕАР.
создан Региональный Совет, состоящий из губернаторов территорий, входящих в БЕАР; Региональный Комитет — рабочий орган Регионального Совета, а также рабочие группы, работающие по различным направлениям.
В 1996-97 годах состоялся 3-х этапный семинар по проблемам трехстороннего сотрудничества, в котором принимали участие представители профсоюзов Норвегии и Мурманской области, представители объединений работодателей Норвегии и Мурманской области, руководство Мурманской области и официальные представители губернии Финнмарк.
Подготовка к семинару и сам семинар дали мощный импульс развитию трехсторонних отношений в Мурманской области. Впервые областное Соглашение о социальном партнерстве в области на 1996-1997 годы становится трехсторонним и подписывается с участием представителей работодателей — Союзом промышленников и предпринимателей Мурманской области.
Исторические корни сегодняшней норвежской системы нужно искать в послевоенном периоде восстановления. В течение примерно двадцати лет после окончания войны у власти непрерывно находилась Норвежская Рабочая партия (НРП). Тесные связи Центрального Объединения Профсоюзов Норвегии (ЦОПН) с НРП в этот период заложили основу формирования той модели, которая образует структуру норвежской производственной жизни. Благодаря этим тесным связям интересы государства, такие, какими они виделись Рабочей партии, претворялись на производстве с помощью профдвижения. В отличие от других европейских стран, таких, как Великобритания, Германия и Франция, норвежское государство предоставило право сторонам производственной жизни «путем переговоров между

Год

Страниц

2003 160

Подбор и доставка диссертаций www.500rublei.ru | Подписка: RSS-лента