Тема: Структура и динамика защитных механизмов личности в процессе ее социализации

Оглавление
Введение...3
Глава 1. Проблема психологической защиты в психологии...11
1.1. К истории развития представлений о психологической
защите...11
1.2. Психоаналитическая теория защитных механизмов...19
1.3. Непсихоаналитические подходы к феномену психологической защиты...29
1.3.1. Понятие психологической защиты в концепции
К.Роджерса...29
1.3.2. Место психологической защиты в теории установки...33
1.4. Анализ современного состояния проблемы психологической защиты...38
1.5. Аналитическое рассмотрение вопроса диагностики защитных механизмов личности...47
Глава 2. Экспериментальное исследование механизмов
психологической защиты...54
2.1 Описание диагностических средств...55
2.2 Характеристика экспериментальной выборки...59
2.3 Процедура эксперимента...61
2.4 Анализ и интерпретация полученных данных...63
Заключение...100
Библиография...104
Приложение...118
Введение
Наблюдающийся к концу XX столетия рост нервных и сосудистых заболеваний, все более частое возникновение так называемых психосоматических расстройств принято связывать с прогрессирующим ускорением темпа жизни, повышением количества перерабатываемой информации, общим усложнением общественной среды. Особое значение придается при этом, как патогенетическому фактору, неизбежному спутнику этих социально-культурных сдвигов - эмоциональному стрессу. В то же время степень влияния этого фактора определяется мерой способности субъекта противостоять ему, особенностями функционирования его адаптационных механизмов. По выражению З.Фрейда, любая живая субстанция парит среди внешнего мира, заряженного сильнейшими энергиями; она неминуемо была бы убита действием раздражений, которые исходят от этих энергий, если бы не была снабжена защитным покровом. Одной из форм психической регуляции рассматривается система психологической защиты в виде функционирования ряда защитных механизмов: вытеснения, отрицания, проекции, идентификации, регрессии и др.
Понятие психологической защиты является одним из основополагающих в современной теории личности и социальной психологии. Оно обладает большой объяснительной силой при изучении патогенеза психических и психосоматических заболеваний (А.Н.Михайлов, В.С.Ротенберг, 1990). Исключительное значение имеет анализ действия механизмов психологической защиты для понимания «внутренней картины болезни» и выбора обоснованной психотерапевтической тактики (В.А.Ташлыков, 1984). Определение конкретных форм психологической защиты служит отправным моментом в построении всякой личностно-ориентированнои терапии. Это справедливо не только для лечения неврозов, при которых такая психотерапия носит патогенетический характер, но и для заболеваний, имеющих
соматобиологическую природу, при которых выработка адекватных форм психологической защиты является одним из средств достижения эффективной ¦ адаптации. При шизофрении, в проявлениях и течении которой участие личностных и ситуационных факторов не вызывает сомнений, выявление защитных механизмов и их усиление и рациональная перестройка имеет особенно большое значение, а личностно-ориентированная психотерапия в ряде случаев составляет основу восстановительного лечения (В.М.Воловик, В.Д.Вид, 1976).
Но вопрос выявления и нормализации механизмов психологической защиты является актуальным, прежде всего потому, что затрагивает особенности функционирования нормальной психики. Сохранение самоуважения, поддержание сильного, непротиворечивого, позитивного чувства собственного Я- одна из главных функций защитных механизмов.
Несмотря на их огромную практическую значимость, защитные механизмы еще не стали предметом достаточно широких исследований. Большие разногласия между исследователями относительно общего числа этих механизмов и содержания применяемых терминов являются одним из негативных факторов. Описание феноменов психологической защиты часто определяется деятельностью самого исследователя, его общетеоретической, методологической позицией. Более того, методический арсенал для оценки выраженности основных защитных механизмов, которым располагает отечественная наука, более чем ограничен. Анализ публикаций обнаруживает разрозненность имеющихся исследований психологической защиты. Изучение защитных механизмов на феноменологическом уровне в значительной степени затрудняет обобщение полученных данных, тогда как последние продолжают накапливаться. При этом общие закономерности формирования и функционирования психологической защиты, характер внутренних взаимосвязей, особенности структурирования защитных механизмов -остаются аспектом, требующим высокой активности исследования. По-прежнему малоизученными остаются вопросы, касающиеся организации и
динамики защитных механизмов, соотношения структуры защитных механизмов с половыми и возрастными особенностями личности. Тогда как разработка практических рекомендаций, форм оптимизации защит в различных прикладных сферах без этого знания невозможна.
Цель диссертационного исследования:
Изучение особенностей структуры и динамики психологической защиты личности.
Данная общая цель реализуется через решение следующих задач:
1. Осуществить анализ современного состояния и основных направлений разработки проблемы психологической защиты.
2. Разработать комплексную стратегию исследования и методический аппарат по выявлению и оценке защитных механизмов личности.
3. Провести экспериментальное исследование специфики защитных механизмов в разных возрастных срезах, т.е. в процессе социализации.
4. Экспериментально выявить и проанализировать внутренние взаимосвязи защитных механизмов и их соотношение со свойствами личности.
Объектом исследования являются разнообразные проявления личности, которые отражают особенности психологической защиты, рассматриваемые в специфических искажениях конкретных визуальных стимулов и в вербальных описаниях.
Предметом исследования являются структурные и динамические особенности защитных механизмов.
Основная гипотеза исследования состояла в предположении, что психологическая защита личности, функционирующая в виде разнообразных защитных механизмов, имеет системно-структурный характер. Эта общая гипотеза исследования конкретизируется в ряде частных экспериментальных гипотез.
1. Индивидуальная структура психологической защиты
характеризуется определенным количеством и видами защитных механизмов, т.е. представляет собой закономерный симптомокомплекс.
2. Структура психологической защиты подвержена влиянию фактора возраста, т.е. наблюдается возрастная динамика защитных механизмов, что позволяет считать их систему генетически относительной.
3. Имеются устойчивые связи защитных механизмов с личностными характеристиками.
Научную новизну работы представляет впервые реализованный в исследовании и давший результаты подход с точки зрения структурной организации психологической защиты. Переход к структурной организации позволил вскрыть внутренние взаимосвязи отдельных защитных механизмов и их компенсаторную функцию внутри общей системы психологической защиты. Установлены и проанализированы устойчивые связи защитных механизмов со свойствами личности, отраженные с структурограммах, составленных для каждого защитного механизма; показаны весовые различия исследуемых личностных факторов. Предпринято экспериментальное исследование динамики защитных механизмов на материале разных возрастных срезов, т.е. в процессе социализации, и рассмотрено соотношение особенностей каждого выделенного возрастного периода и характера психологической защиты. В работе проанализирована специфика экспериментального исследования защитных механизмов как составляющих бессознательной стороны психической организации личности.
Практическая значимость исследования определяется несколькими составляющими. Совокупность экспериментальных результатов может найти успешное применение во всех сферах практической психологии, в частности, в медицине, педагогике, менеджменте, службах безопасности. Рассматривая ситуации межличностного взаимодействия, вопросы личностной адаптации, нервно-психического благополучия личности, специалист непременно затрагивает феномен психологической защиты. Полученные результаты представляются важными как в рамках
психологического консультирования, так и в психокоррекционной и психотерапевтической работе. Найден и адаптирован современный и оригинальный методический материал для выявления и оценки защитных механизмов - методика Defense Mechanisms Test (DMT), разработан принципиально новый - компьютерный вариант методики. Доказана возможность применения DMT на выборке в широком возрастном диапазоне. Показаны преимущества указанной методики в сравнении с группой опросных методик.
Методологическую основу исследования составили работы по общей и социальной психологии личности (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, Л.И.Анцыферова, Ф.В.Бассин, К.К.Платонов, Е.В.Шорохова); по вопросам социологического и социально-психологического исследования процесса социализации (Г.М.Андреева, Л.И.Божович, М.С.Комаров, И.С.Кон, В.Ф.Шевчук), межличностного взаимодействия (А.А.Бодалев, И.П.Волков, Р.М.Грановская, А.И.Донцов, Ю.М.Жуков, Н.Н.Обозов, В.Е.Семенов, В.М.Шепель); положения системно-структурного подхода к исследованию психических явлений (А.В.Карпов, Б.Ф.Ломов, М.С. Роговин, В.Д.Шадриков); работы по возрастной психологии (Е.Д.Божович, И.В.Дубровина, Н.Д.Левитов, Д.Б.Эльконин), социальной педагогике (Л.В.Байбородова, Б.З.Вульфов, М.И.Рожков, А.В.Мудрик), клинической психологии (В.Д.Вид, В.М.Воловик, В.С.Ротенберг, В.А.Ташлыков), психоанализу (З.Фрейд, А.Фрейд, К.Хорни, Н.Мак-Вильямс), проблемам исследования бессознательного (Л.Ф.Бурлачук, Ю.С.Савенко, Е.Т.Соколова, Д.Н.Узнадзе).
В работе использовался как относительно новый экспериментальный материал, так и широко известные методы психологии. К первому, прежде всего, относится разработанный нами компьютерный вариант проективной методики DMT (Defense Mechanisms Test), используемый для выявления и оценки защитных механизмов личности. Оригинальный вариант теста был получен лично от одного из авторов (факультет психологии университета в Лунде, Швеция) на условиях некоммерческого использования. Также в эту
категорию входит скрининговый психодиагностический инструмент — Шкала психологического благополучия (вариант адаптации НПЦ «Психодиагностика», Ярославль). Ко вторым относятся методы наблюдения, беседы, 16-факторный личностный опросник Р.Кеттелла (вариант адаптации НПЦ «Психодиагностика», Ярославль). Для обработки результатов эмпирического исследования применялись методы математической статистики: компьютерные программы, включающие в себя критерии определения значимости и достоверности различий полученных результатов, корреляционный анализ, регрессионный анализ.
Достоверность результатов исследования обеспечивалась всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических позиций; применением обоснованных и корректных методов психодиагностического плана; репрезентативной выборкой испытуемых; сочетанием количественного и качественного анализа материалов; применением методов математической статистики.
Основные идеи, положения и результаты исследования докладывались и обсуждались, получив предварительную оценку, на методологическом семинаре кафедры психологии труда Ярославского госуниверситета им. П.Г.Демидова, в Лаборатории психологии посттравматического стресса и психотерапии ИП РАН. Содержание исследовательской работы представлено в материалах Ежегодника Российского Психологического Общества (Ярославль, 1998), 1-й Московской конференции студентов и аспирантов «Психология на пороге XXI века: актуальные проблемы» (Москва, 1999), международного симпозиума «Социальная психология - XXI век» (Ярославль, 1999). Основные результаты диссертационного исследования внедрены в практику учебного процесса факультета психологии Ярославского госуниверситета им. П.Г.Демидова (используются в рамках курса «Психологический анализ учебной деятельности»). Предложенная методика DMT получила применение в исследовании, проведенном при Центре психологической диагностики УВД Ярославской области и
направленном на изучение защитных механизмов в рамках анализа деформаций и внутренних конфликтов личности, пережившей сильный, устойчивый стресс (выборка участников локальных войн). Полученные при этом результаты были внедрены в практику организации. Методика продолжает успешно использоваться в выше указанном Центре наряду с другими средствами психологической диагностики. Основные положения, выносимые на защиту:
1. Одной из основных особенностей системно-структурного характера психологической защиты являются компенсаторные возможности отдельных защитных механизмов как ее компонентов.
2. Эффективность психологической защиты закономерно взаимосвязана с выраженностью действующих защитных механизмов; данная взаимосвязь имеет U-образный характер.
3. Структура психологической защиты не является абсолютной, но выступает генетически относительной в процессе социализации и изменяется в плане половой дифференциации.
4. Характер и мера выраженности отдельных компонентов структуры психологической защиты устойчиво связаны со свойствами личности.
Структура диссертации отражает логику исследования и его результаты. Она состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения, проиллюстрирована таблицами, схемами и рисунками. Список литературы включает 173 наименования, из которых 40 являются иностранными источниками.
Во введении обосновывается актуальность изучения проблемы психологической защиты личности, формулируется общая цель и задачи исследования, определяются методические средства их решения, показывается научная новизна и практическая значимость работы, представляются положение, выносимые на защиту.
В первой главе «Проблема психологической защиты в психологии» определены основные понятия, рассмотрена специфика подходов к
10
изучению и описанию механизмов психологической защиты, раскрыты история и современное состояние проблемы, определены методологические основы исследования и вопросы, подлежащие дальнейшему изучению и разработке.
Вторая глава «Экспериментальной исследование механизмов психологической защиты» посвящена верификации сформулированных гипотез. В ней представлено подробное описание диагностических средств и полученных данных, определены основные особенности структурирования защитных механизмов, функциональные связи между ними, рассмотрены динамические характеристики защитных механизмов и выявлены особенности их взаимосвязи с личностными факторами.
В заключении обобщены полученные результаты проведенного исследования, сформулированы основные выводы, намечены перспективы дальнейшего изучения проблемы психологической защиты и применения предложенной методики в различных прикладных сферах психологии.
Основное содержание работы отражено в шести публикациях.
Глава 1. Проблема психологической защиты в психологии
1.1. К истории развития представлений о психологической защите
Термин «защита» впервые появился в 1894 году в работе З.Фрейда «Защитные нейропсихозы» и был использован для описания борьбы Я против болезненных или невыносимых мыслей и аффектов. Причем теория защитных механизмов по своему происхождению в некотором смысле повторяет развитие других элементов учения З.Фрейда.
Так, например, было бы ошибкой утверждать, что Фрейд впервые поставил проблему бессознательного. Еще задолго до него широко было распространено представление о бессознательном как о факторе, учет которого необходим при анализе самых разных вопросов поведения, клиники, наследственности, природы эмоций и др. Однако ранние представления о бессознательном были весьма разнообразны и причудливо смешивались. Эта эклектика говорила только о том, что, столкнувшись с проявлениями бессознательного, исследователи того времени скорее интуитивно почувствовали, что им довелось затронуть какие-то неизвестные ранее особенности психической деятельности, чем поняли, в чем именно эти особенности заключаются. И в отношении теоретизации бессознательного, в отношении перехода от довольно путаной феноменологии этой проблемы к попыткам ее аналитического раскрытия с периода работ Фрейда началась подлинно новая эра.
Также и зарождение идеи защитных механизмов просматривается в работах некоторых французских исследователей. В 1845 году Майе (Maillet) дает удачное описание регрессии: «... один из наиболее важных признаков психической болезни заключается в том, что старые идеи возникают вновь с чрезвычайной яркостью и полностью заслоняют впечатления от окружающих предметов. Вследствие этого больной как бы живет в ином мире, нежели все другие люди. Психологическое объяснение
этого наблюдения ..., как мы полагаем, заключается в том, что под влиянием нарушения душевного равновесия те идеи, которые возникали у больного раньше, были связаны друг с другом и обоснованны, оказываются как бы раскрепощенными. Они переходят из органического состояния на уровень сознания и своим беспорядочным натиском сметают те новые идеи, которые должны были бы возникнуть при восприятии внешних объектов в настоящий момент» [125; 205]. (Отметим, что Майе использовал термин «органическое» для обозначения бессознательного). Позже в 1870 году Тэн (Taine) показал, что упорядочение фактов в нашем бессознательном представляет собой определенный динамический процесс: «Ощущение оживает в образе; чем сильнее ощущение, тем ярче образ. Все, что возникает в первом состоянии, имеет место и во втором, поскольку второе есть лишь возобновление первого. Подобно этому в той борьбе за существование, которую ежеминутно ведут между собою различные образы, именно образ, изначально наделенный большей энергией, обладает в силу породившего его закона повторения способностью в любом конфликте вытеснять своих соперников. Вот почему он сразу же возникает вновь и затем часто повторяется, покуда законы постепенного угасания и постоянный натиск новых впечатлений не сокрушат его привилегии, а образы-соперники, добившись свободы действий, не обретут, наконец, возможность самостоятельного развития» [125; 203]. Таким образом, Тэн ввел понятие вытеснения, которому суждено было занять первостепенное место в теории защиты и во всей фрейдовской психопатологии.
Возникнув, термин «защита» был вскоре заменен автором на «вытеснение». «В 1905 году Фрейд сообщает, что с начала века он начал использовать в своих работах термин «вытеснение» вместо «защита», сохранив при этом такое выражение, как «защитная борьба». В результате терминология психоанализа утратила свою однозначность, и длительное время отношения между двумя понятиями оставались неопределенными» [57; 20].
Однако в приложении к работе «Торможения, симптомы и тревожность» (1926) Фрейд возвращается к старому понятию защиты, утверждая, что его применение имеет свои преимущества, «поскольку мы вводим его для обозначения всех техник, которые Я использует в конфликте и которые могут привести к неврозу, оставляя слово «вытеснение» для особого способа защиты, лучше всего изученного на начальном этапе наших исследований» [107; 37]. Таким образом, в психоаналитической теории отводится место и другим процессам, служащим той же цели, а именно «защите Я» от инстинктивных требований». Значение вытеснения сведено уже до «особого метода защиты».
Несмотря на то, что идея защитных механизмов принадлежит З.Фрейду, свое истинное развитие она получила в работах его последователей: в первую очередь А.Фрейд, а также других представителей Эго-психологии. Последние рассматривают Эго как играющее более важную и независимую роль, чем полагал З.Фрейд. Соответственно и взгляд на защитные механизмы несколько иной: они уже не обязательно «приводят к неврозу», они есть не что иное, как «глобальные, закономерные, здоровые, адаптивные способы переживания мира», они «появляются как здоровая, творческая адаптация и продолжают действовать на протяжении всей жизни» [65; 130]. И в основной функции защитных механизмов «избежать или овладеть неким мощным угрожающим чувством - тревогой, иногда сильнейшим горем или другими дезорганизующими эмоциональными переживаниями» выделяется новый аспект - «сохранение самоуважения, ...поддержание сильного, непротиворечивого, позитивного чувства собственного Л» [там же].
Представители неофрейдизма (К.Хорни, Г.С.Салливан, Э.Фромм) сместили акцент с внутрипсихических процессов на межличностные отношения. В качестве источников тревоги и, соответственно, защиты они рассматривают уже социокультурные факторы, такие как чувство
14
одиночества, беспомощности, недостаток любви родителей и окружающих людей, конфликтующие требования сложных межличностных связей.
К сожалению, в пылу энтузиазма, с которым были встречены ранние наблюдения З.Фрейда, идея, что защиты по своей природе малоадаптивны, распространилась среди светской публики до такой степени, что это слово приобрело назаслуженно негативный оттенок. Назвать кого-либо защищающимся значило подвергнуть критике. По словам Н.Мак-Вильямс, аналитики и сами используют это слово в обыденной речи таким образом, но «при обсуждении защитных механизмов на научном, теоретическом уровне они не обязательно полагают, что при действии защиты происходит нечто патологическое» [65; 130].
Идея психологической защиты быстро вышла за рамки исключительно психоаналитической теории. Основным результатом многочисленных экспериментов New Look явилось обнаружение селективности восприятия в отношении эмоционально-значимых объектов. Селективность выступала в виде перцептивной защиты и перцептивной сенсибилизации (Брунер и Постмен, 1948; Эриксен и Лазарус, 1951 -1968). Согласно точке зрения одних авторов, обнаруженные перцептивные феномены представляют собой частный случай действия механизмов психологической защиты, ранее описанных клиническим психоанализом. В то же время другие рассматривали их как артефакты неудачной методологии.
Отдельно можно отметить исследования Р.Плутчика (Plutchik, 1979), попытавшегося связать защитные механизмы с эмоциями и базовой функцией выживания, (именно ему и его коллегам принадлежит разработка широко распространенного у нас опросника The Life Style Index - LSI). Заслуживают внимания разработки перцептивно-генетической школы в Лунде (U.Kragh, H.Sjoback, G.Smith, B.Westerlundh, 1970). Одни исследователи придают защитным механизмам главное значение в сохранении психического и психологического благополучия в стрессовой ситуации. Тогда как другие рассматривают защитные механизмы как
15
плохоадаптивные и оказывающие отрицательное влияние на здоровье и поведение. Так N.Haan считает, что защитные формы поведения являются совершенно дезадаптивными, нарушающими ориентацию человека в действительности [145]. P.Becker и С.Carver, напротив, полагают, что иллюзорное ослабление воспринимаемого стресса позволяет субъекту лучше сконцентрироваться и мобилизовать усилия для реального преодоления жизненных сложностей [70]. По данным Katz, высокие показатели защиты коррелируют с низким уровнем тревоги и с низким уровнем психологических стрессовых реакций в неконтролируемых ситуациях [149]. Особое место занимает познавательная теория защитных механизмов, рассматривающая их как «познавательный процесс, который характеризуется нарушением восприятия или преобразованием информации» [143].
Окончание бума зарубежных экспериментальных исследований совпадает с повышением интереса к защитным механизмам отечественных психологов. Начиная с известной статьи Ф.В.Бассина «О силе Я и психологической защите» (1969) в литературе активно обсуждаются те или иные особенности психологической защиты. Выделяются защитные процессы и защитные механизмы, невротическая психологическая защита и психотическая защита; помимо классического набора защитных механизмов (вытеснение, отрицание, рационализация, проекция, регрессия и др.) некоторыми авторами вводятся другие механизмы защиты (констрикция, переоценивание, агравация, дисфорическая защита и др.). Налицо большое многообразие понятийных средств. Представления о психологической защите не только привлекаются для объяснения эмпирически выделяемых феноменов в практике психотерапии (В.М.Воловик, В.Д.Вид, 1975), но и теоретически вводятся в контекст общепсихологических концепций установки (Ф.В.Бассин, 1976), отношений личности (В.А.Ташлыков, 1984), самооценки (В.В.Столин, 1983). Также предлагается семиотическая (В.Н.Цапкин) и психофизиологическая (В.С.Ротенберг) интерпретации защитных
16
механизмов. Другие исследователи занимаются поиском и изучением связей защитных механизмов с другими психическими феноменами, как например, стремлением к самовыражению (Н.Е.Харламенкова и др., 1997), процессом самопрезентации (С.Р.Пантилеев и др., 1997). Психологическая защита определяется как «пассивно-оборонительные формы реагирования в патогенной жизненной ситуации» (Р.А.Зачепицкий); «механизмы, поддерживающие целостность сознания» (В.С.Ротенберг); «механизмы компенсации психической недостаточности» (В.М.Воловик, В.Д.Вид); «способы репрезентации искаженного смысла» (В.Н.Цапкин); «динамика системы установок личности в случае конфликта установок» (Ф.В.Бассин).
Необходимо заметить, что в приведенных определениях психологическая защита всегда является лишь частью каких-либо других психологических феноменов, не выделяется в самостоятельный процесс или механизм. В то же время общим моментом, характерным для всех определений, является ситуация конфликта, травмы, стресса, а также цель — снижение эмоциональной напряженности, связанной с конфликтом, и предотвращение дезорганизации поведения, сознания, психики. В этом основная смысловая конструкция всех определений почти совпадает с психоаналитическим пониманием психологической защиты. Разница в определении того, что стоит за конфликтом.
Мнения относительно значения защитных механизмов также расходятся. Некоторые авторы рассматривают защитные механизмы как «форму псевдоразрешения внутренних конфликтов», как связанные «с хронической психотравматизацией, которая приводит к формированию различных интерперсональных конфликтов» [117; 354].
Однако помимо большого многообразия определений существует большое разнообразие эмпирически выделяемых феноменов психологической защиты - от клинических феноменов бредообразования (некоторые исследователи склонны рассматривать всю шизофрению как систему реактивных психологических процессов защиты, реализующих закон смысла) до таких развитых форм психологической защиты, как
17
защита подследственного в ситуации допроса [41]. Столь разные феномены подводятся под одно понятие, что формирует проблему психологической защиты.
По данным сегодняшних публикаций можно отметить рост практических исследований феномена психологической защиты. В первую очередь необходимо отметить работы И.М.Никольской (1994, 1997, 1998, 1999), касающиеся защитных видов поведения у детей младшего школьного возраста. Ею и ее коллегами была разработана оригинальная технология изучения психологической защиты у детей (с помощью специально подобранных тематических рисунков и тем письменных рассказов) и предложены стратегии помощи им для организации совладания с возникающими трудностями. Значительное количество исследований направлено на изучение особенностей психологической защиты в клинике, причем не только в аспекте психосоматических заболеваний (А.Н.Михайлов, В.С.Ротенберг, 1990; Н.В.Яльцева, И.М.Савельева, 1994; В.А.Дереча, 1995), но и в рамках наркологии и психиатрии (Б.М.Гузиков, В.М.Зобнев, 1996). Однако большинство исследований направлено на решение конкретных практических задач и зачастую трудно выделить определенную теорию защитных механизмов, на которую каждое из них опирается. Более того, они в достаточной степени разрозненны, не связаны друг с другом, что, конечно, не способствует формированию обобщенного, всестороннего знания, а наоборот, затрудняет его.
Современные исследователи рассматривают также стратегии так называемого совладающего поведения (coping behaviour). В широком смысле слова, coping включает все виды взаимодействия субъекта с задачами внешнего или внутреннего характера - попытки овладеть или смягчить, привыкнуть или уклониться от требований проблемной ситуации. На континууме от согласованности с реальностью до ее искажения стратегии совладающего поведения обычно противопоставляются психологической защите. Однако в'

Год

Страниц

2000 118

Подбор и доставка диссертаций www.500rublei.ru | Подписка: RSS-лента