Тема: Самооценка и уровень притязаний учащихся 9—х классов, обучающийся в разный социокультурных условиях

Содержание
Введение...3
Глава 1 Проблема развития самосознания личности в современной
психологии...13
§1 Самосознание как предмет психологических исследований в
зарубежной и отечественной психологии...13
§2 Самооценка и уровень притязаний как показатели социальной
зрелости и особенностей самосознания личности...30
§3 Проблемы диагностики самооценки и уровня притязаний...51
Глава 2 Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний
учащихся 9-х классов, обучающихся в разных социокультурных средах . 60
§1 Организация обследования: выбор испытуемых, обоснование и выбор
методик, процессуальные аспекты...60
§2 Основные результаты изучения самооценки и уровня притязаний 9-и-
классников, обучающихся в разных социокультурных условиях...68
Глава 3. Особенности самооценки и уровня притязаний учащихся 9-х
классов, обучающихся в разных социокультурных условиях...84
§1 Общая структура самооценки и уровня притязаний учащихся 9-х
классов, обучающихся в разных социокультурных условиях...84
§2. Специфические характеристики самооценки и уровня притязаний учащихся-девятиклассников, обучающихся в разных социокультурных
условиях...94
Заключение...104
Библиография...108
Приложение 1...119
Приложение 2...120
Приложение 3...127
Приложение 4...134
Приложение 5...140
Приложение 6...141
Приложение?...143
Приложение 8...145
2
Введение Актуальность исследования. В основных документах, определяющих
цели и задачи отечественного образования (Национальная доктрина образования на период до 2025г., Федеральная программа развития образования на 2000-2005 г.г., Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.) акцентируется внимание на том, насколько у выпускников образовательных учреждений сформированы гражданские, социальные компетенции. Уровень «социальной зрелости» как относительно устойчивого и важнейшего образования личности, наиболее полно начинает проявлять себя к концу обучения в средней школе. Психологические характеристики выпускников 9-х классов, как правило, позволяют достаточно объективно судить, насколько они внутренне готовы к продолжению обучения в рамках начального, среднего или профильного образования, к выходу в самостоятельную взрослую жизнь, т.е. насколько у них сформирована способность к самоопределению. Одними из значимых показателей такой психологической готовности могут выступать важнейшие и неразрывно взаимосвязанные стороны самосознания личности - самооценка и уровень притязаний, занимающие особое место в психическом развитии человека и выражающие характер его потребности в достижении. Для создания оптимальных условий развития личности в период школьного детства необходимо иметь данные, отражающие реальное положение дел в образовании и связи, существующие между конкретными условиями, в которых непосредственно находится ребенок, с одной стороны, и состоянием его психического и психологического здоровья - с другой стороны. В контексте задач данной работы мы выделяем социокультурные характеристики образовательной среды, которые включают следующие основные компоненты:
• конкретные условия проживания, инфраструктура - село, районный
центр, малый город, большой город, определяющие частоту и сложность обменов;
• образование родителей, различия в их представлениях о целях
школьного образования и социокультурных нормах; возможности
использования информационных сетей и т.п.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что на сегодняшний день отечественная наука и практика не располагает достаточными данными, отражающими характер развития самосознания, учащихся, обучающихся в разных социокультурных условиях. В то же время, данная характеристика может выступать одним их важнейших критериев психологической готовности детей к переходу на следующие ступени получения образования и к выходу в самостоятельную жизнь. Необходимость такого рода исследований не вызывает сомнения и обусловлена как потребностями собственно педагогической практики, так и задачами Службы практической психологии, которая, являясь эффективной системой работы психологов-практиков, обеспечивает, в первую очередь, решение задач предупреждения, сохранения и укрепления психического и психологического здоровья детей.
Материалы исследований зарубежных и отечественных психологов показывают, что самосознание занимает одно из центральных мест среди психологических характеристик развития личности, находящихся под существенным влиянием определенных социокультурных условий. Самооценка и уровень притязаний относятся к числу основных проявлений самосознания человека. Значение этих составляющих самосознания в развитии личности трудно переоценить и особенно это касается старшего подросткового и раннего юношеского возраста, когда завершается очень важный этап личностного формирования человека. (А. В. Захарова, И.С, Кон, А. И. Липкина, К.Н. Поливанова, А. М. Прихожан, Е. И. Савонько и др.). Решающим «средовым» фактором развития человека
4
признается социально-психологическое окружение, количество и широта социальных контактов, «психическая стимуляция», происходящая при общении и совместной деятельности ребенка и взрослых (А.Н. Перре-Клермон, 1991; В.В. Рубцов, 1998; Cecchini, Tonucci et al., 1972 и др.) Анализ научной литературы и изучение реальной педагогической практики показывают недостаточную сформированность определенного уровня психического развития у учащихся общеобразовательных школ. В частности, в контексте задач, решаемых в нашем исследовании важен следующий установленный факт: к моменту окончания обучения в средних классах недостаточно сформирована центральная сфера психического развития ребенка - его самосознание (И. В. Дубровина и др., 1988).
Создание благоприятных условий для развития личности в период дошкольного и школьного детства является одной из важнейших целей модернизации отечественного образования. Для, достижения этой цели необходимо иметь объективные данные, отражающие реальное положение дел в образовании и те связи, которые существуют *между конкретными условиями развития ребенка, с одной стороны, и состоянием его психического и психологического здоровья - с другой стороны. Стремление в определенной степени решить эту задачу и определило выбор проблемы_нашего исследования.
В теоретическом плане - это проблема «средовых» влияний, закономерностей и особенностей развития самосознания личности в разных социокультурных условиях.
В практическом плане — это проблема психологических возможностей самосознания девятиклассников общеобразовательных школ, обучающиеся в разных социокультурных условиях, при переходе на следующие ступени получения образования и выходе в самостоятельную жизнь.
Объект исследования: самосознание девятиклассников
общеобразовательных школ, обучающиеся в разных социокультурных
условиях.
Предмет исследования: психологические особенности самооценки и
уровня притязаний учащихся, завершающих обучение в среднем звене
школьного образования в разных социокультурных условиях.
Основной целью данной работы является установить характер
«средовых» влияний на психологические особенности самооценки и
уровня притязаний у учащихся, завершающих обучение в среднем звене
школьного образования.
Гипотеза исследования: социокультурные условия оказывают
определенное влияние на развитие личности ребенка, что проявляется в
психологических особенностях самооценки и уровня притязаний
учащихся, завершающих обучение в среднем звене школьного
образования.
Задачи исследования:
¦ провести анализ и систематизацию материалов отечественных и зарубежных исследований и выделить роль «средовых» влияний на характер развития самосознания личности в условиях школьного обучения;
¦ с помощью эмпирического исследования проверить гипотезу о влиянии социокультурных условий на самооценку и уровень притязаний учащихся, завершающих обучение в среднем звене школьного образования;
¦ провести анализ результатов исследования и определить специфические для разных социокультурных условий особенности самооценки и уровня притязаний школьников, завершающих обучение в среднем звене школьного образования;
¦ определить возможности использования полученных данных для создания модели психопрофилактических программ, направленных на
б
обеспечение оптимальных условий развития самосознания личности учащихся, обучающихся в среднем звене школьного образования в разных социокультурных условиях.
Научная новизна исследования. В диссертационном исследовании поставлена проблема «региональных влияний» как конкретных социокультурных условий на психическое развитие детей, оканчивающих среднюю школу. Получены новые данные о влиянии «средовых» факторов на характер развития- важнейших сторон самосознания (самооценка и уровень притязаний) учащихся, заканчивающих обучение в средних классах общеобразовательной школы. Выделены специфические характеристики развития самооценки и уровня притязаний учащихся, заканчивающих обучение в средних классах общеобразовательной школы и находящихся в разных социокультурных условиях; установлены взаимосвязи между психологическими характеристиками самооценки и уровня притязаний1 учащихся 9-х классов общеобразовательных школ и конкретными социокультурными условиями, в которых проходило их обучение. Подтверждены возможности использования социопсихологического мониторинга как организационного метода Службы практической психологии отечественной системы образования, позволяющего проводить исследования особенностей развития самосознания детей, результаты которого могут быть использованы при принятии решений по вопросам создания оптимальных условий развития личности ребенка в учреждениях образования, находящихся в разных социокультурных средах.
Теоретическая значимость работы. Результаты исследования позволяют уточнить и конкретизировать научные представления о характере и степени влияния «средовых» факторов на развитие самосознания детей школьного возраста; полученные автором данные дополняют имеющееся знание новой объективной информацией о специфических отношениях, существующих между конкретной средой, в которой происходит обучение
7
и развитие ребенка и важнейшими характеристиками его самосознания. Для психологической теории обучения важное значение имеют полученные в исследовании результаты, показывающие конкретные характеристики самооценки и уровня притязаний, проявляющихся к моменту окончания обучения в среднем звене образования в условиях массовой школы. Особое значение эти результаты имеют для определения и уточнения теоретических оснований исследования конкретных, «региональных» средовых влияний на характер развития самосознания детей, обучающихся в условиях массовой общеобразовательной школы. Практическая значимость исследования. Результаты организованного и проведенного исследования позволили:
¦ разработать и апробировать программу обследования особенностей важнейших сторон самосознания учащихся (самооценка и уровень притязаний), заканчивающих обучение в среднем звене образования и обучающихся в разных социокультурных условиях;
¦ создать модель психопрофилактической программы, позволяющей осуществлять работу, направленную на предупреждение нежелательных тенденций в развитии самооценки и уровня притязаний детей, обучающихся в условиях той или иной образовательной среды.
Методологической основой исследования являются отечественные и зарубежные теории и концепции общей и педагогической психологии, раскрывающие основные закономерности развития личности в условиях обучения и воспитания; представления о самосознании и его роли в развитии личности, современные технологии организации и проведения эмпирического психолого-педагогического исследования. Источниками исследования являются фундаментальные положения и идеи, составляющие основы современной психологии:
• о «средовых» влияниях на развитие личности (У. Бронфенбреннер, Д. Брунер, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, М. Мид, А.Н. Перре-Клермон, В.В. Рубцов, Ж. Пиаже и др.);
• о сознании и самосознании (К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, Н.А. Бердяев, Р. Берне, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, У. Джемс, П. Жанэ, В.П. Зинченко, В.В. Знаков, И.С. Кон, Ч. Кули, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, СР. Пантилеев, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, Н.И. Сарджвеладзе, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, Э. Эриксон; G.H. Mead; W. Morse; Т. Ryngness, R. Williams, R. Wylie и др.);
• о развитии личности и ее самосознания (Р. Берне, Л.И. Божович, А.В. Захарова, А.И. Липкина, А. М. Прихожан, Е.И. Савонько, И.Н. Чаус, Г.А. Цукерман, Т.И. Юферева; В. Braun; J.B. Dusek, I.F. & Flaherty, Marsh Craven, & Debus и др.).
Организация и этапы исследования.
При организации исследования самосознания учащихся, заканчивающих
обучение в среднем звене образования, были выбраны следующие образовательные среды:
общеобразовательные школы с контингентом учащихся
численностью 800— 1000 чел. в большом городе (население более
200000 чел: г. Самара, г. Тольятти),
общеобразовательные школы с контингентом учащихся
численностью 600 -1000 чел. в малом городе: г. Отрадное, г. Чапаевск
(население 50000 — 100000 чел.),
общеобразовательные школы с контингентом учащихся
численностью 600 -1000 чел. в районном центре сельской местности,
общеобразовательные школы с контингентом учащихся численностью
до 150 чел в сельской местности.
В обследовании участвовали 3665 учащихся 9-х классов общеобразовательных школ больших и малых городов, районных центров и сел Самарской области. Из них, проживающих в большом городе -1192
9
учащихся, малом городе— 751 учащихся, районном центре -719 учащихся, селе —1003 учащихся.
Исследование проводилось в 2 этапа. На первом этапе изучалась научная, прежде всего, психологическая и педагогическая литература, посвященная исследованию различных аспектов проблемы самосознания. Второй этап был посвящен организации и проведению эмпирического исследование психологических особенностей самосознания учащихся девятых классов, обучающихся в разных социокультурных условиях.
Методы исследования: В проведенной работе в качестве основных использовались организационные и эмпирические методы исследования, а также методы обработки полученных данных (Б. Г. Ананьев). Конкретный материал был получен с помощью применения комплекса методических средств, включающих констатирующий эксперимент и поперечные срезы, предусматривающие сравнительное исследование особенностей самосознания у учащихся-девятиклассников, обучающихся в разных социокультурных средах. В качестве основных эмпирических методов выступили метод включенного наблюдения, анкетный опрос и констатирующий эксперимент. Опрос родителей учащихся проводился с помощью специально разработанной в Региональном социопсихологическом Центре Министерства образования и науки Самарской области анкеты. Констатирующий эксперимент проводился с помощью методики изучения уровня притязаний и самооценки школьника (модифицированный A.M. Прихожан вариант методики изучения самооценки Т. Дембо и С.Я. Рубинштейн), методики диагностики эмоционального отношения к учению в средних и старших классах (модифицированный А.Д. Андреевой вариант опросника Ч.Д Спилбергера).
В качестве основного методы обработки и анализа, полученных в исследовании эмпирических данных использовалась специальная компьютерная программа, разработанная в лаборатории психологических
ю
исследований и мониторинга Регионального социопсихологического
центра Департамента науки и образования Самарской области, методы
математической статистики.
Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью
методологии исследования, ее соответствием поставленной проблеме;
осуществлением исследования на теоретическом и практическом уровне;
применением комплекса методов, адекватных цели и предмету работы;
длительностью экспериментальной работы и возможностью ее повторения;
репрезентативностью объема выборки и статистической значимостью
экспериментальных данных.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Средовые факторы, выраженные в конкретных социокультурных условиях (село, районный центр, малый город, большой город, образование родителей, различия в их представлениях о целях школьного образования и социокультурных нормах; возможности использования информационных сетей и т.п.), которые определяют частоту и сложность обменов ребенка, оказывают существенное влияние на становление важнейших характеристик самосознания личности школьника.
2 Специфика развития самосознания личности учащихся 9-х классов общеобразовательных школ, обучающихся в разных социокультурных средах, проявляется в соотношении благоприятных и неблагоприятных тенденций в самооценке и уровне притязаний, которые оказывают влияние на процесс самоопределения и в целом на психологическую готовность к выходу в самостоятельную жизнь.
3 Специальное исследование развития самосознания детей, обучающихся в разных социокультурных условиях, позволяет разрабатывать и применять психопрофилактические программы, направленные на предупреждение психологических проблем и подготовку учащихся, заканчивающих обучение в среднем звене общеобразовательной
11
школы, к переходу на следующие ступени получения образования и к
выходу в самостоятельную жизнь.
Апробация работы и внедрение результатов исследования. Материалы диссертационного исследования были представлены и получили положительную оценку на 4-ой международной научно-практической конференция «Педагогический процесс как культурная деятельность» (Самара, 2003), на VTII-ой Всероссийской научно-практической конференции «Образование в России: медико-психологический аспект: материалы конференции» (Калуга, 2003), Ш-ьем Всероссийском съезде психологов (Санкт-Петербург, 2003) а также обсуждались на заседании кафедры практической психологии Московского института открытого образования (Москва, 2004), заседании Совета Регионального социопсихологического Центра Департамента образования и науки Самарской области (Самара, 2004).
Полученные в исследовании данные включены в содержание практической деятельности Службы практической психологии Самарской области. Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, изложенных на 108 страницах машинописного текста; списка литературы, включающего 142 наименований, в том числе 8 на иностранных языках; 7-ми приложений. Работа проиллюстрирована таблицами и рисунками. В приложениях приведены материалы обработки экспериментальных данных; таблицы, схемы и диаграммы.
12
Глава 1 Проблема развития самосознания личности в
современной психологии
§1 Самосознание как предмет психологических исследований в зарубежной и отечественной психологии
Проблема самосознания — один из аспектов вопроса о сущности человека.
Решая данную задачу, мы понимаем, какой многослойный характер она имеет: начиная от родовой специфики человека, его отличия от животных и достигая уровня отношений «личность-деятельность», охватывая проблему онтологического тождества индивида, сущности «Я», личностной и социальной идентичности, форм и способов индивидуального проявления. Сложность решения этого вопроса достаточно ярко представлена в работах И.С. Кона, который, анализируя проблему личности и ее самосознания, пишет: «Трудности экспериментального изучения «Я» коренятся не только в методологических и методических просчетах. За психологией «самости» стоит философская проблема соотношения «вещного» и «личностного», «социального» и «индивидуального», «данного» и «творимого». Одностороннее, недиалектическое мышление, которое не может охватить бимодальность «Я», его одновременную принадлежность к «двум мирам», неизбежно превращает «вещное» и «личностное» в абсолютные противоположности. «Вещно-социологическое» и «вещно-биологическое» мышление пытается свести личность и ее самосознание к совокупности заданных социальных или природных свойств, тогда как «личностно-религиозное» и «личностно-романтическое» мышление наделяет духовность самостоятельным бытием, игнорируя реальные способы ее объективации в повседневной жизнедеятельности личности»[51, с. 30]. Исследователи данной проблемы отмечают, что вопросы сущности и проявлений самосознания имеют давнюю историю и определенные философско-этические предпосылки, тесно связанные с нормативным миром культуры. Достаточно точно это выражено в следующем утверждении: «Если древнегреческая философия устами Аристотеля вопрошает «Что такое человек?», то веданта или дзэн-буддизм
13
предпочитают вопрос «Кто я?». А постановка вопроса во многом предопределяет и ответ»[51, с. 33].
Несмотря на факт древности существования, проблема самосознания только к XVII веку становится предметом специального исследования в русле различных знаний о человеке. Вначале данная проблема изучается в контексте философских учений. В частности, в учебниках по истории психологии отмечается, что впервые задачу собственно научного изучения сознания и его проявлений поставил Р. Декарт. Для него данная проблема представляет интерес, прежде всего, в контексте исследования самопознания. В своих рассуждениях он приходит к выводу, что на вопрос «что же я такое?» существует такой ответ: «мыслящая вещь». Поясняя данное умозаключение он пишет о том, что мыслящая вещь — это «вещь, которая сомневается, понимает, утверждает, отрицает, желает, не желает, представляет и чувствует» [26, с. 345]
Английские сенсуалисты, в лице Д. Локка, рассматривая понятие личности, не случайно задаются вопросом о том, почему «разумное мыслящее существо» «может рассматривать себя, как себя, как то же самое мыслящее существо, в разное время и в различных местах»[63, с. 338.]. Отвечая на данный вопрос Д. Локк приходит к выводу о том, что представление о себе у человека зависит от сознания. Обозначая этот аспект личности «Я», он определяет его как сознающую мыслящую сущность, «... которая чувствует или сознает удовольствие и страдание, способна быть счастливой или несчастной и настолько заинтересована собою, насколько это сознание простирается» [63, с. 347.]. Здесь следует отметить, что «заинтересованность собой» - это уже не просто сознание, а самосознание. Локк далее утверждает, что рефлексивные идеи производны от жизненного опыта; только достигнув зрелого возраста и, накопив знания о внешнем мире, люди начинают размышлять «серьезно о том, что происходит внутри их; а некоторые вообще почти никогда не размышляют» [63, с. 131.].
14
Другой философ — И. Кант заметил, что понятие «Я» противоречиво, ибо сознание самого себя уже заключает в себе двоякое «Я»: «1) Я как субъект мышления (в логике), которое означает чистую апперцепцию (чисто рефлектирующее Я) и о котором мы ничего больше сказать не можем, так как это совершенно простое представление; 2) Я как объект восприятия, стало быть, внутреннего чувства, которое содержит в себе многообразие определений, делающих возможным внутренний опыт.[45, с. 365.]
Решая задачу тождественности личности, Кант исходит из того, что разделение сознания и самосознания - важнейшее преимущество человека над животными: Он подчеркивает, что именно способность « ... обладания представлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на земле. Благодаря этому он личность, и в силу единства сознания при всех изменениях, которые он может претерпевать, он одна и та же личность, т. е. существо, по своему положению и достоинству совершенно отличное от вещей, каковы неразумные животные, с которыми можно обращаться и распоряжаться как угодно» [45, с. 357] По его мнению самосознание - необходимая предпосылка нравственности и моральной ответственности. Для другого философа, исследующего проблему самосознания — Г. Гегеля, данный феномен - аспект или момент деятельности, в ходе которой индивидуальное сливается с общим, так что появляется «Я», которое есть «Мы», и «Мы», которое есть «Я» [21, с. 120]. Он выделяет три главные ступени развития самосознания, соответствующие степеням зрелости субъекта и характеру его взаимодействия с миром:
•> «единичное самосознание» или «вожделеющее самосознание», под которым имеется в виду лишь осознание собственного существования, своей тождественности и отличия от других объектов. Осознание себя как некой самостоятельной единицы необходимо, но неизбежно оборачивается признанием своей недостаточности и ничтожности в
15
сравнении с безграничностью окружающего мира, следствием чего является ощущение разлада с миром и стремление к самореализации.;
• «признающее самосознание», рассматривается как результат общения с другим, через которого индивид отражает присущие ему самому черты, осознает свою особенность и различия между ним и другими;
• «всеобщее самосознание», означает по Гегелю, способность осознавать
не только свои различия, но и свою глубокую общность и даже
тождество [21, с. 248].
Этапы развития самосознания Гегель, таким1 образом, представляет как фазы индивидуального жизненного пути человека, соответствующие основным стадиям всемирной истории. Следует подчеркнуть, что для последующего психологического анализа важно то, что Гегель обращает внимание на открытие «Я» человеком через других, в процессе общения и деятельности.
Предметом собственно психологии сознание и самосознание становятся с момента официального ее признания как самостоятельной науки в конце XIX века. Отталкиваясь от различных философских взглядов, развивающаяся психология пытается найти свои способы решения проблемы самосознания в контексте современных научных течений, данных экспериментальных исследований и опыта практиков. В частности:
• в бихевиоризме через призму анализа поведения действий, поступков;
• в когнитивной психологии как познавательную схему, благодаря
которой индивид перерабатывает информацию о себе, организуя ее в особые понятия и образы;
• в психоанализе — как мотивационный феномен, основу которого составляют влечения и потребности;
• в экзистенциальной психологии - через процессы самоактуализации, творчества и т. д., и т.п.
16
В' рамках этих течений возникает и развивается соответствующая терминология: «эго», «супер-эго», «идентичность», «образ Я», или «Я-концепция» и т.д. и т.п.
Среди классических зарубежных специальных психологических исследований самосознания^ можно выделить работы Р. Бернса, Д.М. Болдуина, У. Джемса, П. Жанэ, Ч. Кули, Г. Мида, К. Роджерса, Р. Уайли, Э. Эриксона и др. Одним из первых исследователей самосознания как психологического феномена, является У. Джемс. Проведя глубокий теоретический анализ проблемы сознания, он пришел к следующим выводам: «Подводя итоги, мы можем сказать следующее. Сознание личности заключается в осознавании потока мысли, в котором каждая часть в качестве субъекта помнит предшествующие, знает известные этим частям объекты, сосредоточивает на некоторых из них свои заботы как на своей личности и присваивает последней все остальные элементы познания. Эта личность есть эмпирически данный агрегат объективно познаваемых вещей. Познающее их «Я» само не может быть агрегатом; равным образом для психологических целей нет надобности принимать его и за неизменную метафизическую сущность — душу или трансцендентальное; пребывание «вне времени» Ego. Наше «я» — это мышление, в котором содержание в каждый момент различно, но которое имплицитно заключает в себе как непосредственно предшествующее, так и то, что в свою очередь заключалось в предшествующем. Мы опишем все данные опыты, не искаженные никакими гипотетическими примесями, кроме допущения существования преходящих процессов мысли^ или состояний сознания. Если существование последних непосредственно доказуемо (а в том не сомневалась ни одна философская школа), то их можно принять за единственный познающий элемент в сознании, в допущении которого нуждается психология. Состояния сознания, наличность которых в нас не отвергает ни один психолог, не поддаются точному определению, если их отделить от познаваемых объектов. Но
17

Год

Страниц

2004 145

Подбор и доставка диссертаций www.500rublei.ru | Подписка: RSS-лента