Тема: Полномочия Президента Российской Федерации в области обороны

- 2 -ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...3-10
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБОРОНЫ... 11-60
& 1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБОРОНЫ...11-31
& 2. ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБОРОНЫ... 32 56
ГЛАВА II СОДЕРЖАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБОРОНЫ ... 61134
& 1. ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ... 61-87
& 2. ВОЕННО-АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ...88106
& 3. ВОЕННЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ... 107129
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...135142
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...143-156
- 3 -
Институт президентства получил распространение во многих странах. Его введение в РФ открыло новый этап в развитии российской государственности, свидетельствует об огромных переменах, происходящих е нашей стране, переходе России к принятым в мире демократическим системам правления. Учреждение поста Президента РФ не означает одномоментного возникновения института президентства в России. Его становление -достаточно длительный процесс, требующий разработки и обоснования кар теоретической концепции, так и правовых основ роли и места институте Президента РФ в государственно-правовом механизме Российской Федерации.
Оборона российского государства, являясь составной частью общегосударственной деятельности, отражает происходящие в обществе и государстве процессы. Особенно наглядно эта взаимосвязь проявляется нг примере Вооруженных Сил Российской Федерации, которые призваны в соответствии с принципом единства политического и военного руководства решать задачи по защите Отечества.
Мировая практика свидетельствует, что глава государства как гарант независимости, территориальной целостности, безопасности госу дарства и каждого гражданина, традиционно определяет политику госу дарства в области обороны, средства и методы ее реализации. Указанна: точка зрения подкреплена многочисленными исследованиями зарубежных отечественных ученых. Отводя Президенту РФ особую роль в решении воп росов обороны государства, Конституция РФ предусматривает совмещени одним и тем же должностным лицом поста главы российского государства поста Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Фе дерации.
Для реализации своего особого правового положения в области обо
- 4 -
роны, осуществления определенных в законе задач и функций Президент РФ наделяется государственно-властными полномочиями. Закрепление в законодательстве определенных прав и обязанностей главы государства является важнейшим способом государственно-правового регулирования общественных отношений в области обороны.
Действующее законодательство РФ не в полной мере отражает процессы, происходящие в данной области, недостаточно четко регулирует деятельность Президента РФ, а поэтому нуждается в совершенствовании. Исключительно актуальной представляется задача приведения Закона РФ "Об обороне", определяющего полномочия Президента РФ в области обороны, в соответствие с Конституцией РФ 1993 года.
Обширные полномочия Президента РФ в области обороны предполагают и конкретный механизм их реализации, который автор связывает со способами деятельности главы российского государства в данной области государственной деятельности, принципами его взаимоотношений с органами государственной власти РФ и ее субъектов, органами военного управления.
Принимая во внимание новизну государственно-правового института Президента РФ, отсутствие достаточной научной и правовой разработанности его полномочий в области обороны, представляется необходимым обратиться к опыту правового регулирования деятельности глав зарубежных государств, например, таких как США и ФРАНЦИЯ, которые наиболее близки к России исходя из их геополитического положения в мире, демократических традиций в управлении государственными, общественными делами, систем правления (президентская и полупрезидентская республика). Всякая рецепция зарубежного законодательства должна осуществляться с учетом особенностей исторического развития России.
1. Актуальность исследования.
В отечественной правовой науке исследований по данной тематике не
- 5 -
проводилось. До самого последнего времени в советской науке институт президентства в зарубежных государствах подвергался критике как крайне реакционный. С точки зрения существовавших тогда марксистско-ленинских подходов этот институт в негативном плане противопоставлялся принципу народовластия, реализуемому через представительные органы государственной власти, на примере деятельности президентов зарубежных государств в области обороны.
Все вышесказанное побудило диссертанта обратиться к рассмотрению данной темы. С учетом огромной роли, которую играет Президент РФ в области обороны, исключительную актуальность приобретает задача детальной правовой регламентации его полномочий в данной области государственной деятельности.
Теоретическая актуальность.
Проблема полномочий Президента РФ в области обороны в последнее время вызывает живой интерес у многих специалистов различных отраслей военных знаний.
Научную базу в подходе к исследованию теоретических основ понятия полномочий Президента РФ в области обороны составляют работы таких ученых как АРЦИЕАСОВ И. Н. , АЛЕКСЕЕВ С. С. , БАРНАШЕВ А. М. , ВЕНГЕРОВ А. Б. , ГРИГОРЯН Л. А. , ИВАНЧЕНКО А. В. , КАЗАНЧЕВ Ю. Д, КУДРЯВЦЕВ В. Н. , КИМ А. И. , КУЗНЕЦОВ Е И. , КУЗНЕЦОВ И. Н. , КОНИН В. В. , КОТЕНКОВ А. У. , КОЗЛОВА Е. И. , КРУТОГОЛОВ М. А. , КУЛЯБИН А. И. , ЛАЗАРЕВ Б. М. , ЛУКАШЕВА Е. А. , ЛЕПЕШКИН А. И. , МИШИН Е Г. , МИШИН А. А. , МАМУТОВ В. К. , МАРЧЕНКО М. Н. , МИЦКЕВИЧ А. В. , РОМАНОВ П. И. , СТРЕКОЗОВ В. Г. , СТАРОВ Б. Ф. , СОБАКИН В. К. , СИЛЬЧЕНКО Н. Н. , ТОПОРНИН Б. Е , ЧЕТВЕРНИН В. А. , ЧЕРНИЛОВСКИЙ 3. М. , ШЕРЕМЕТ К. Ф. , ШАФИР М.А. и др.
Полномочия президентов зарубежных государств в области обороны освещены в работах таких отечественных авторов как АСТРАХАНЦЕВ В. Е , АБАРЕНКОВ В. Е , БОРИСЮК В. И. , БОГДАНОВ Р. Т. , ВЛАСИЖН В. А. , ГЕРАСЕВ
- 6 -
В. Н. , ДЖАПАРИДЗЕ Т. 3. , ЗЯБЛЮК Н. Г. , ИВАНОВ Ю. А. , КАТАСОНОВ Ю. В. , САХАРОВ R А. , САВЕЛЬЕВ В. А. , и зарубежных - ВЕДЕЛЬ Ж. , ГИНЗБУРГС Д. , ДЖЕРРИ Д. , КИНГСТОН-МАККЛОРИ Э. Дж. , ПАЙОС Р. , РАИС К. , РОЗЕНБЕРГ С. , ТИМЗИ Ж. , ТРАЙБ Л. и др.
Под углом зрения различных отраслей военного права отдельные аспекты данной проблемы рассматривались военными учеными: АРТАМОНОВЫМ а В. , АРТАМОНОВЫМ Д. а , АБОЛИНСОМ В. Я. , БЕЛЯВСКИМ В. Г. , БЕЛЬКОВЫМ 0. А. , БЕРЦИНСКИМ С. М. , ВОЛКОВЫМ В. Г. , ВОЛКОТРУБОМ А. , ГОЛУБЕВЫМ С. , ГАЙДУКОВЫМ Ю. а , ГУСЕВЫМ С. И. , ЖУРАВЛЕВЫМ А. В. , ИВАНОВЫМ А. , КАНЕВСКИМ Б. И. , КРАСНОВЫМ Б. И. , КРАВЦОВЫМ А. М. , ЛУНЕВЫМ А. Е. , ЛОПУХОВЫМ С. К. , МИНАЕВЫМ Н. Ф. , МИРАНОВИЧЕМ Г. , НИКОЛАЕВЫМ А. И. , РОДАГИНЫМ В. М. , САМОЙЛОВЫМ В. , ТАРАСОВЫМ Б. , ХАЛИГОВЫМ В. Ф. , ЧАЛДЫМОВЫМ а А. , ШТЕЙНОМ Л. .
Однако в прямой постановке данная тема практически не разработана как в части теоретических ее основ, так и в части специальных вопросов.
Таким образом, современное состояние научной разработки проблемы полномочий Президента РФ в области обороны предопределило выбор настоящего исследования.
Практическая актуальность.
В настоящее время накоплено значительное количество нормативно-правового материала, характеризующего практическую деятельность Президента РФ по реализации полномочий в области обороны, который не подвергался анализу и системному изучению. Поэтому требуется комплексный анализ практики деятельности главы российского государства и подчиненных ему органов исполнительной власти и военного управления в области обороны, позволяющий определить наиболее эффективные механизмы реализации правовых норм, выявить слабости этого процесса, сформулировать предложения по совершенствованию законодательства РФ.
В диссертации содержатся конкретные предложения по совершенство-
ванию Закона РФ "Об обороне".
2. Цель и задачи исследования.
Основная цель настоящего исследования состоит в разработке и обосновании как теоретической концепции, так и правовых основ полномочий Президента РФ в области обороны. Поставленная цель определяет следующие конкретные задачи:
а) Провести анализ отечественных и зарубежных научных концепций о полномочиях главы в области обороны, обосновать теоретические основы полномочий Президента РФ, определить необходимый для этого понятийный и категориальный аппарат;
б) Обобщить практику деятельности Президента РФ по реализации полномочий в области обороны в соответствии с принципами его взаимоотношений с органами государственной власти и военного управления, субъектами Российской Федерации;
в) Сформулировать и обосновать конкретные предложения и рекомендации, направленные на приведение в соответствие с положениями Конституции РФ, совершенствование, систематизацию в едином законе, изучение, исследование, пропаганду действующего законодательства Российской Федерации, определяющего полномочия Президента РФ в области обороны.
3. Методологическую основу исследования составляет диалектический метод познания, предполагающий всесторонний, объективный анализ полномочий Президента РФ в области обороны и механизма их реализации через взаимосвязи субъектов права, единство количественных и качественных характеристик, логического и конкретно-исторического подходов и т. п.
В диссертационном исследовании используются научные методы: сравнительный, структурного анализа и др. В обоснование своих выводов автор широко использует правовые акты законодательства РФ и зарубежных государств.
4. Научная новизна исследования и основные положения, выносимые на
защиту.
В диссертации впервые в отечественной науке автором сделана попытка комплексного исследования полномочий Президента РФ в области обороны. Автором выдвигается как теоретическая концепция полномочий главы государства и механизмов их реализации в этой области, так и рассматривается их конкретное правовое содержание, вносятся предложения и рекомендации по совершенствованию законодательства РФ в этой области.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Полномочия Президента РФ в области обороны основываются на традиционно принятой в мировой практике особой роли института прези-денства в системе государственных органов по вопросам выработки и реализации основных положений военной политики.
2. Полномочия Президента РФ в области обороны представляют собой совокупность законодательно закрепленных его прав и обязанностей;
3. Деятельность Президента РФ в рассматриваемой области основывается на общих принципах: разделения властей, правового государства, а также на специальных принципах, характерных только для области обороны: единства политического и военного руководства, подконтрольности военных структур главе российского государства, централизации государственного управления Вооруженными Силами Российской Федерации.
4. Исходя из направленности воздействия главы российского государства на развитие общественных отношений в области обороны, проявляющейся в правовых нормах, закрепляющих его полномочия в данной области и правоотношениях, возникающих в связи с их реализацией, автор классифицирует полномочия Президента РФ в области обороны на военно-политические, военно-административные и военные. Данная классификация позволяет определить круг как закрепленных в законе полномочий, так и тех, которые должны найти свое отражение в разрабатываемых нормативных ак-
тах, избежать при их изложении дублирования, систематизировать их в законодательстве в соответствии в общим предметом деятельности Президента РФ.
5. К числу военно-политических полномочий Президента РФ автор относит его полномочия по: утверждению и реализации различного рода доктринальных, концептуальных, программных документов, составляющих основу военной политики; формированию Совета Безопасности РФ и руководству его деятельностью; ведению переговоров и подписанию международных договоров Российской Федерации о совместной обороне, военном сотрудничестве и по вопросам коллективной безопасности и разоружению.
6. К числу военно-административных полномочий Президента РФ дис-сертант относит его полномочия по: назначению и освобождению высшего командования Вооруженных Сил Российской Федерации; утверждению нормативно-правовых актов, определяющих организацию и деятельность органов военного управления, дислокацию Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, размещение военных объектов и объектов по ликвидации оружия массового поражения, ядерных отходов на территории Российской Федерации; изданию указов о призыве граждан Российской Федерации на военную службу; награждению военнослужащих государственными наградами Российской Федерации, присвоению им почетных, высших воинских и специальных званий РФ.
7. К числу военных полномочий Президента РФ автор относит его полномочия по: применению Вооруженных Сил Российской Федерации, ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения; участию главы российского государства в юридических процедурах объявления состояния войны и введения военного положения; утверждению им нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность органов государственной власти и военного управления, направленную на подготовку в мирное время к возможным вредным последствиям агрессии против РФ; введению в действие
- 10 -
нормативных актов военного времени и прекращению их действия, формированию и упразнению органов государственного управления военного времени.
8. В соответствии с теоретическими основами полномочий Президента РФ в области обороны диссертант рассматривает содержание указанных полномочий Президента РФ в области обороны исходя как из их правового закрепления, так и механизма их реализации. Глава российского государства реализует свои полномочия в области обороны посредством активного участия в законотворческом процессе; через систему органов исполнительной власти и органов военного управления; путем осуществления контрольных функций.
5. Объем диссертации и ее структура.
Диссертация изложена на 142 страницах. Библиография содержит ссылки на 150 источников. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав и заключения.
Во введении обосновывается актуальность, новизна и практическая значимость темы, определяется цель, задачи исследования, методологическая основа работы. В первой главе рассматриваются понятие, классификация полномочий Президента РФ в области обороны, принципы деятельности главы государства в данной области государственной деятельности. Во второй главе раскрывается содержание военно-политических, военно-административных, военных полномочий Президента РФ в области обороны. В заключении формулируются основные выводы, предложения и рекомендации.
- 11 -
ГЛАВА I
Теоретические основы полномочий Президента Российской Федерации в области обороны
& 1 Понятие и классификация полномочий Президента Российской Федерации в области обороны
Учреждение поста Президента Российской Федерации стало важнейшим событием государственной и общественной жизни России поскольку возник не просто новый государственный орган, а целый государственно-правовой институт главы государства. В результате этого коренным образом изменяется правовое положение всех без исключения органов государственной власти Российской Федерации, принципы и порядок взаимоотношений между ними, создается принципиально новая система организации государственной власти России.
Президент РФ участвует в осуществлении единой государственной власти, а поэтому ему должны быть присущи специфические черты, отличающие государственный орган. К их числу относятся: задачи, принципы организации и деятельности, функции, организационная структура, порядок образования, формы и методы работы, ответственность, подотчетность, государственно-властные полномочия.
Среди указанных черт особая роль принадлежит государственно-властным полномочиям, посредством которых "государство уполномачи-вает государственный орган осуществлять определенные задачи и функции" (СТРЕКОЗОВ В. Г. , КАЗАНЧЕВЮ. Д. 1989, С. 194).
- is -
Закрепление за Президентом РФ определенных полномочий является одним из важнейших способов государственно-правового регулирования поведения субъектов права, организации и упорядочения общественных отношений. Насколько полно и удачно закрепляется в нормах права полномочия Президента РФ, во многом зависит четкость работы всего государственного механизма, квалифицированное и своевременное разрешение разнообразных государственных дел. Данная зависимость особенно проявляется в области обороны.
Необходимость детального определения полномочий Президента РФ в области обороны связана с закреплением в статье 10 Конституции РФ принципа осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную,исполнительную и судебную власти. Указанный принцип предполагает разделение полномочий в области обороны между: во-первых, высшими органами государственной власти РФ; во-вторых, главой российского государства и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; в-третьих, Президентом РФ и органами исполнительной власти РФ; в-четвертых, главой российского государства и органами военного управления. Разделение полномочий в области обороны между указанными субъектами правоотношений возможно только при детальном определении их собственных прав и обязанностей.
Четко определенные в законе полномочия Президента РФ в области обороны позволяют установить пределы деятельности, рамки ответственности, отчетности, подконтрольности главы российского государства в данной области, а также проанализировать его действия с точки зрения их соответствия нормам закона и права.
Посредством определения полномочий Президента РФ создаются условия для формирования единой, сильной государственной власти, выражающей волю и отвечающей интересам народа. Положения статьи 3 Конституции РФ о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти
- 13 -
б Российской Федерации является ее многонациональный народ означают, что: во-первых, сувереном является народ, а не институты власти, в том числе и Президент РФ, обладающий лишь теми полномочиями, которые ему делегировал народ; во-вторых, ни один из органов государственной власти не может быть выразителем общей воли народа - только все вместе и в равной степени.
Таким образом, Президент РФ, выражая волю народа, должен действовать в области обороны в соответствии с присущими ему функциями и в пределах полномочий, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.
Указанная зависимость полномочий главы российского государства в области обороны от воли народа ярко проявляется в его присяге. Президент РФ, вступая в должность, обязуется: "соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет, независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу" (Ст. 82 Конституции РФ).
В. Даль полномочие государственного органа рассматривал на примере судьи, вкладывая в это понятие: во-первых, "возможность, право судить о ком, о чем или кого" ; во-вторых, в соответствии с тем, "кому и что подсудно" ; в-третьих, имея для этого "законные, прямые, полные, признанные и полноправные права" (ДАЛЬ ВЛАДИМИР 1978, т. 2, С. 148).
Авторы юридического энциклопедического словаря полномочие государственного органа определяют как "совокупность прав и обязанностей государственного органа, должностного лица" и указывают, что "полномочия высших органов государственной власти и управления определяются непосредственно конституцией и др. законами..." (1984, С. 146).
Среди отечественных ученых существуют различные точки зрения относительно понятия полномочия государственного органа. Одни ученые отождествляют полномочия и компетенцию государственного органа, опре-
- 14 -
деляя последнее как "совокупность полномочий или прав органа государства" (ЛЕПЕШКИН А. И., КИМ А. И. , МИШИН Н. Г. , РОМАНОВ П. И. 1962, С.88,147,386, 508), другие, - под полномочием государственного органа понимают "совокупность прав и обязанностей (ТОПОРНИН Б. Е , ЛАЗАРЕВ Б. М. , ШАФИР М. А. 1977, С. 158-159), третьи, - не только права и обязанности, но и определенный круг деятельности государственного органа -"круг задач" (МИЦКЕВИЧА. В. 1962, ШЕРЕМЕТ К. Ф. 1965, С.21), четвертые, - "предметы его ведения" (КУЗНЕЦОВ И. Н. 1969, С. 19-20,22).
Всех указанных ученых объединяет одна мысль о том, что посредством определения полномочий государственного органа происходит государственно-правовое регулирование общественных отношений и само существование органа государства немыслимо без наделения его властными полномочиями.
По мнению диссертанта, полномочия такого государственного органа как Президент РФ, следует рассматривать не только как совокупность прав и обязанностей. Если исходить из того, что полномочие это возможность для государственного органа совершать какие-либо действия, то такого рода возможность связана с ролью и местом главы российского государства в системе органов государственной власти РФ. Правовой статус Президента РФ в области обороны имеет свои особенности, которые определяют круг и содержание его полномочий в данной области государственной деятельности.
В связи с этим к числу теоретических основ, определяющих понятие полномочий Президента РФ в области обороны, автор относит содержащиеся в научных и правовых источниках положения об особой роли главы российского государства в системе органов государственной власти и военного управления РФ по обеспечению обороны страны.
Президент РФ как глава российского государства, занимает особое место в системе органов государственной власти России, что находит
- 15 -
свое выражение в положениях статьи 80 Конституции РФ и определяет объем и содержание его полномочий в области обороны. Конституционная норма о том, что глава российского государства "обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти" (ст. 80 п. 2), лежит в основе его правового положения среди органов государственной власти РФ в области обороны, но далеко не исчерпывает его, поскольку в условиях военного положения возрастает роль Президента РФ по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, а значит и расширяется круг его полномочий в данной области государственной деятельности, определенных в Законе РФ "Об обороне" от 24 сентября 1992 года с внесенными в него последующими изменениями и дополнениями (Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ.-1992.-N 42.-Ст. 2331, 1993.- N 52.-Ст. 5086).
В соответствии с положениями ст. 80 п. 4 Конституции РФ о том, что Президент РФ "представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях',' глава российского государства наделен военно-политическим^ полномочиями по ведению переговоров и подписанию международных договоров Российской Федерации о совместной обороне и военном сотрудничестве, по вопросам коллективной безопасности и разоружению.
Норма основного Закона российского государства о том, что Президент РФ "в соответствии с Конституцией и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства" (ст. 80 п. 3), лежит в основе его полномочий по формированию военной политики РФ, которая находит выражение в утверждаемых главой российского государства различного рода концептуальных, доктринальных документах по вопросам обороны.
Положения ст. 80 п. 2 Конституции РФ о том, что глава российского государства "в установленном Конституцией Российской Федерации порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государе-
- 16 -
твенной целостности'1 определяют круг и содержание его полномочий, связанных с условиями военного времени, обеспечением готовности страны к отражению агрессии, применением Вооруженных Сил РФ, ядерного и других видов оружия массового поражения.
Поскольку функции зашиты независимости и суверенитета российского государства возложены прежде всего на такой ведущий институт государственной власти как Вооруженные Силы РФ, то Конституция РФ, определяя особую роль Президента РФ в решении вопросов обороны, предусматривает совмещение в одном лице поста главы российского государства и поста Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ (ст. 87 п.1). Это положение Конституции РФ определяет круг и содержание военно-административных полномочий Президента РФ, связанных с осуществлением руководства и управления со стороны государства Вооруженными Силами РФ.
Особая роль Президента РФ в системе органов государственной власти РФ также находит выражение в положениях Конституции РФ о том, что глава российского государства "является гарантом прав и свобод человека и гражданина" (ст. 80 п. 2 Конституции РФ). Это означает, что Президент РФ как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ, с учетом особенностей правового положения военнослужащих должен быть наделен полномочиями по обеспечению их прав и свобод.
Норма Основного закона российского государства о том, что Президент РФ "является гарантом Конституции Российской Федерации" (ст. 80 п. 2) означает, что глава российского государства несет ответственность за сохранение основ конституционного строя, в том числе и в экстремальных условиях, когда они находятся под угрозой, обязан обеспечить соблюдение норм Конституции РФ в деятельности всех без исключения органов государственной власти и военного управления РФ. Для реализации своего особого правового положения как гаранта Конституции РФ, глава российского государства наделяется соответствующими полномочиями в об-
- 17 -ласти обороны.
В государствах с полупрезидентской и президентской системами правления президенту традиционно отдавался приоритет среди других высших органов государственной власти в решении вопросов обороны.
Например, в США, по словам американского ученого профессора ТРАЙ-БА, "конституция открыто предоставляет президенту инициативу в тех вопросах, которые прямо связаны с ведением дипломатических и военных дел" (TRIBE L. 1967, Р. 164).
Конституция Франции (ст.16) область обороны относит к так называемой "зарезирвированной за президентом области государственной деятельности, в которой только президент и притом единолично, решает все вопросы" (Современные зарубежные конституции. 1992, С.80).
Как правильно отмечал КРУТОГОЛОВ М. А. , в отличии от общего порядка взаимоотношений между высшими органами государственной власти Франции в "зарезирвированной области для осуществления главой государства своих полномочий в области обороны достаточно одного желания их обладателя и никаких иных условий не требуется" (КРУТОГОЛОВ М. А. 1980, С. 156).
В ст. 5 Конституции Франции определено, что Президент Республики "обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей". Согласно положениям ст. 16 Конституции Франции о такой роли президента можно говорить только применительно к чрезвычайным ситуациям. Суть этого положения была изложена Ш. де Голлем, который выступая в Байо, говорил о своей роли арбитра только применительно к терминам "национальный арбитраж", "гарант национальной независимости и заключенных Францией договоров" (De Galle. 1959, p. 496-502).
Законотворческая деятельность по приведению Закона РФ "Об обороне" в соответствие с Конституцией РФ 1993 года должна включать в себя и разработку правовых норм, конкретизирующих и детализирующих приве-

Год

Страниц

1995 156 600 рублей
>
Для покупки этой работы, необходимо заполнить нижеследующую форму:
Способ оплаты:

center>

Подбор и доставка диссертаций 500rublei.ru | Подписка: RSS-лента