Тема: Социализация как фактор организационной эффективности :

СОДЕРЖАНИЕ
Введение...3
Глава I. Концепция организационной социализации...8
§ 1. Понятие социализации...8
§ 2. Концепция организационной социализации...7
§ 3. Этапы процесса организационной социализации...31
§ 4. Методы организационной социализации...42
§ 5. Основные результаты и показатели процесса организационной
социализации...52
§ 6. Модель процесса организационной социализации как фактора
организационной эффективности...76
Выводы...106
Глава II. Организационная социализация в российских компаниях ...109
§ 1. Проведение эмпирического исследования...109
§ 2. Исследование практических аспектов организационной
социализации в российских компаниях...115
Выводы...120
Заключение...122
Литература...124
Введение
Актуальность исследования
Задачи установления взаимодействия между человеком и организацией, создания условий для осуществления вхождения человека в организацию и его адаптации к организационной среде представляют собой реализацию проблем достижения соответствия интересов индивида и организации в процессе их совместного функционирования. Эти проблемы являются частью более глобальной проблемы - создания эффективной организационной культуры, являющейся основой эффективного функционирования организации в современных условиях. В процессе своего функционирования любая деловая организация сталкивается с проблемами не только поиска, но и удержания квалифицированных и перспективных сотрудников. В условиях «новой экономики» компании радикально пересматривают свое отношение к сотрудникам, руководствуясь пониманием человеческих ресурсов организации как наиболее важного актива организации. «Война за таланты» как явление, впервые отмеченное в публикациях консалтинговой компании McKinsey в 1998 году, признается в настоящее время большинством руководителей как зарубежных, так и российских организаций. Более того, на настоящий момент задача привлечения и удержания квалифицированных специалистов занимает второе место в списке приоритетных задач российских менеджеров [5].
В этом контексте особую важность приобретает процесс организационной социализации - процесс вхождения нового человека в организацию, усвоения им норм, ценностей, образцов поведения и овладения новой для себя ролью. Именно результат организационной социализации на ее начальном и наиболее интенсивном этапе определяет решение человека остаться в организации или ее покинуть, поэтому в интересах организации обеспечить успешное прохождение новым сотрудником начальных этапов
социализации. Успех социализации определяет то, как будут в дальнейшем складываться отношения организации и человека.
Все вышеизложенное определяет актуальность темы диссертационного исследования.
Цели и задачи исследования
Цель работы - разработка концепции организационной социализации, позволяющей проводить анализ сущности и содержания организационной социализации как фактора организационной эффективности.
Для достижения указанной цели автором были поставлены следующие задачи.
1. Провести анализ, систематизацию и оценку современных подходов к определению организационной социализации.
2. Выявить и проанализировать основные показатели процесса организационной социализации.
3. Разработать модель процесса организационной социализации как фактора организационной эффективности, позволяющую раскрыть возможность существования взаимосвязи между социализацией и организационной эффективностью.
4. На основе анализа практики управления процессом социализации в российских компаниях продемонстрировать взаимосвязь между используемыми методами социализации и основными результатами социализации, оказывающими влияние на организационную эффективность.
Объект и предмет исследования
Объектом исследования является организация как система взаимосвязанных элементов внутренней среды, оказывающих влияние на процесс социализации.
Предметом исследования являются отношения, складывающиеся между индивидом и организацией в процессе социализации.
Теоретическая основа и методологическая база исследования
Теоретической и методологической базой исследования явились труды зарубежных и российских исследователей по проблемам управления и организационного поведения (Э. Шайн, Дж. Ван Маанен, Д. Фельдман, В. Сате, Дж. Уонас, Ф. Лютанс, О.С. Виханский, А.И. Наумов и др.), а также социальной психологии (А. Бандура, Р. Левайн, Д. МакКлелланд, Т. Парсонс и др.).
Понятие социализации возникло в социальной психологии, где оно, несмотря на широкую распространенность, не имеет однозначного толкования. Однако в данной работе рассматривается организационная социализация, то есть процесс, проходящий в деловой организации. Поэтому концепции социализации, разработанные в социальной психологии, не могут быть полностью транслированы на понятие организационной социализации. Основными исследователями, которые разрабатывают проблему организационной социализации, являются Э. Шайн и Дж. Ван Маанен, предложившие в конце 1970-х гг. классификацию этапов социализации и этапов карьеры, а также стратегий социализации, дальнейшим исследованием которых занимался ряд других исследователей (Г. Джонс, Д. Фельдман, Б. Эшфорт и др.).
Тема данной работы не получила адекватного отражения в современных российских исследованиях, хотя проблема организационной социализации привлекает в последнее время некоторое внимание практиков управления.
В исследовании были использованы следующие методы:
метод теоретического исследования, основанный на анализе существующих концепций и подходов, относящихся к предмету исследования;
анкетирование и интервьюирование.
jt Научная новизна
В ходе исследования были получены следующие новые научные результаты.
1. Сформулировано авторское определение организационной социализации и раскрыты сущность и содержание процесса организационной социализации как способа установления взаимодействия и интеграции человека и организации.
2. Предложена модель процесса организационной социализации, позволяющая проводить анализ содержания процесса социализации как фактора организационной эффективности.
3. Выявлены и сгруппированы основные результаты процесса социализации, характеризующие его индивидуальную и организационную сторону.
4. Доказана взаимозависимость между используемыми методами социализации и результатами социализации в российских деловых
^ организациях.
Практическая значимость диссертационного исследования
Практическая значимость работы заключается в практической возможности использования результатов исследования при создании процедур организационной социализации для системы управления конкретными
б
организациями: данная работа может представлять интерес для руководителей деловых организаций, занимающихся проблемами развития и управления персоналом.
Результаты исследования могут быть использованы в формировании новых подходов к содержанию курса «Организационное поведение».
Результаты исследования были опубликованы в журнале «Менеджмент» и сборнике «История управленческой мысли и бизнеса. IV Международная конференция «Развитие кадров управления: история, современность, будущее», 2001г.
Щ
ГЛАВА I. Концепция организационной социализации
§ 1. Понятие социализации
Организационная социализация в последнее время привлекает все большее внимание исследователей организационного поведения. «Данный процесс является особенно важным для понимания организационного поведения, поскольку он не ограничивается ранним детством, а продолжается всю жизнь. В частности, постепенно накапливаются данные, свидетельствующие, что процесс социализации является одним из наиболее эффективных объяснений того, почему в современных организациях работники ведут себя именно так, а не иначе» [8, 136]. Однако, поскольку понятие социализации возникло и широко изучается в психологии, представляется целесообразным начать рассмотрение понятия организационной социализации с теорий социализации, которые предлагались представителями некоторых психологических и социологических школ, что позволит отразить разнообразие взглядов на социализацию, демонстрирующее многогранность данного понятия, а также выделить в анализируемых теориях те моменты, которые могут быть применены при разработке концепций организационной социализации. В настоящее время многими исследователями акцентируется внимание на важности понимания взаимосвязи между организационной социализацией и социализацией личности в целом [19, 15]. Основные результаты процесса организационной социализации находятся, очевидно, в тесной связи с ценностями, верованиями, принципами и нормами, приобретенными личностью в процессе социализации в целом.
Понятие социализации широко используется в таких областях знаний, как социальная психология, социология, психология и антропология. В ряде исследований, особенно в системе российской психологической школы, употребляется термин «развитие личности», который предлагается рассматривать как синоним слова «социализация». Исследования развития
8
^ личности в обществе традиционно представляли важную область для
понимания поведения человека. Тем не менее, нельзя согласиться с отождествлением понятия «социализация» и понятия «развитие личности», поскольку, в то время как исследования развития личности являются по своей природе теоретическими попытками выделить определенные психологические и физиологические стадии данного процесса, концепция социализации концентрирует внимание на влиянии на личность окружающей среды -
* воздействии на личность других людей, групп, организаций и общества в
целом. Далее будут кратко рассмотрены основные подходы к определению понятия социализации личности.
1.1. Концепции социализации, связанные с исследованиями культуры
Осознание роли социализации в качестве механизма передачи культуры характерно для антропологии, где социализация рассматривается, с одной стороны, как важная часть культуры любой изучаемой группы, а с другой -как процесс передачи культуры от поколения к поколению, как приобретение навыков адекватного реагирования на требования социальной среды, как обучение выполнению социальной роли и социальному взаимодействию [32]. Процесс интериоризации культуры индивидом происходит посредством получения указаний (инструкций), наблюдения и имитаций, в результате поощрений и наказаний.
1.2. Социализация как обучение роли
Одной из концепций социализации является, концепция обучения индивида ролевому поведению. Акцент делается на достижение подчинения индивида социальным нормам и правилам. Таким образом, результатом успешной социализации является возможность адекватно действовать в социальной системе. Самым известным представителем «ролевой» теории является Дж. Мид, утверждающий, что люди «исполняют роль обобщенного
9
другого», понимая под этим то, что каждая личность подходит к своему миру с точки зрения культуры своей группы: «Каждый воспринимает, думает, составляет суждения и контролирует себя согласно рамкам представления группы, в которой он задействован. Так как он определяет объекты, других людей, мир и себя с перспективы, которой он обладает вместе с другими, он может представлять свою линию действия со своей обобщенной точки зрения, предсказывать реакции других, сдерживать нежелательные импульсы и, таким образом, контролировать свое поведение. Социализированная личность — это общество в миниатюре; она устанавливает для себя такие же стандарты поведения, как и для других, и судит себя с той же самой точки зрения. Она может определять ситуацию должным образом и сознавать свои обязанности даже в отсутствии других, потому что ее перспектива всегда берет в расчет ожидания других» [2,169-170].
1.3. Социализация и теория социального научения
Суть теории научения состоит в том, что воспитание - главный инструмент социализации - заключается в том, что тем или иным способом, эксплицитно или имплицитно, индивид целенаправленно обучается определенным реакциям на определенные стимулы и определенным моделям поведения, принятым в его обществе, и постепенно «выучивает» культуру, в которой ему предстоит жить.
Для теории научения принципиальное значение имеет принцип инструментального подкрепления (компенсации); то есть поддержки и стимулирования тех элементов в поведении индивида, которые наиболее близки к требуемым обществом моделям, в то время как поведение, более или менее далеко отстоящее от этих моделей, оставалось невознагражденным [51].
В теории научения особое внимание уделяется также процессу имитации, «Очевидно, что научение может иметь место посредством наблюдения поведения других, даже тогда, когда наблюдающий не репродуцирует
10
непосредственно поведение живой модели во время приобретения данного навыка и поэтому не получает никакого подкрепления. Так как вызываемое и поддерживаемое имитирующее поведение очень сильно зависит от последующих реакций «модели», адекватная теория социального научения должна давать оценку роли замещающего подкрепления, посредством которой поведение наблюдающего модифицируется по причине подкрепления, оказываемого «моделью» [13, 56-57]. В целом, научение, безусловно, имеет место в процессе социализации. Но теория научения сама по себе не может объяснить все составляющие процесса социализации, поскольку она применима только к тем случаям, когда речь идет о достаточно простых реакциях и поведенческих моделях.
1.4. Взгляд на социализацию Д. МакКлелланда
МакКлелланд трактовал экономику как систему, в которой поведение человека должно быть адаптивным [36]. Он утверждал, что простое и минимальное поддержание системы может быть достигнуто и без экономического роста и экспансии, а степень экономического роста зависит от количества энергии и инициативы, которые члены популяции вкладывают в экономическую активность. Экономический рост отражает динамическую предпринимательскую активность, а последняя зависит от степени выраженности в обществе мотивации, связанной с достижением. Привитие мотивации, связанной с достижением, таким образом, является движущим механизмом процесса социализации. Роль мотивации в процессе социализации, но в другом ключе, была отмечена также в теории Т. Парсонса.
1.5. Теория социализации Т. Парсонса
Т. Парсонсом была описана развернутая социологическая теория, описывающая процессы интеграции индивида в социальную систему. Согласно Парсонсу, индивид «вбирает» в себя общественные ценности в процессе
11
общения со «значимыми другими», в результате чего следование общезначимым нормативным стандартам становится частью его мотивационной структуры [10,316-317].
Согласно Т.Парсонсу, социализация индивида осуществляется с помощью трех основных механизмов: (а) познавательных механизмов; (б) защитных психических механизмов» с помощью которых принимаются решения в тех случаях, когда между потребностями личности возникают конфликты; (в) механизмов адаптации, которые тесно связаны с защитными механизмами. Познавательными механизмами социализации являются имитация (подражание) и психическая идентификация, которые опираются на чувства уважения и любви. Для того, чтобы личность переживала идентификацию с другим человеком, необходимо, чтобы последний имел определенную установку к социализируемой личности и установил с ней определенные отношения. Эти отношения могут выражаться в таких действиях, как советы и указания (например, учителей и родителей). Интернализируя эти указания и ожидания, социализируемая личность приобретает индивидуальную нравственность. Защитные психические механизмы служат для разрешения внутренних конфликтов личности, а механизмы адаптации служат для разрешения тех конфликтов, которые связаны с внешними объектами [9,25-26].
1.6. Социализация посредством языка
В антропологии язык как коммуникационный код и коммуникация в целом рассматриваются как процессы, посредством которых индивиды становятся полноправными носителями своей культуры [38]. Таким образом язык рассматривается как фундамент процесса социализации. Язык в данном понимании не тождественен грамматике и даже языковой системе как таковой. Напротив, такие термины как «речь», «разговор», «коммуникация» используются как синонимы термина «язык», чтобы обозначить социально обусловленное использование речи. Процесс обучения коммуникации
12
посредством языка является центральной особенностью человеческого развития, так как это и есть приобретение культуры. Э. Охес и Б. Шиффелин так описывали взаимозависимость этих двух процессов: «Во-первых, на процесс приобретения языка оказывает глубокое влияние процесс становления индивида как члена общества; во-вторых, процесс становления члена общества в большой степени реализуется через язык, посредством приобретения знания его функций, социального распределения и интерпретаций в социально €—, определенных ситуациях, то есть через языковый обмен в особых социальных
ситуациях» [40, 153]. Проблема социализации посредством языка как средства усвоения культурных значений является в настоящее время одним из центральных направлений исследований по теории социализации. Многие концептуальные посылки и теоретические выводы этого подхода должны найти свое место и при рассмотрении процесса организационной социализации.
1.7. Сценарий как инструмент социализации
- Как определяет М. Коул, «сценарий — это событийная схема, которая
определяет, какие люди должны участвовать в событии, какие социальные роли они играют, какие объекты используют и каковы причинные связи» [20, 134]. Сценарии описывают межчеловеческие взаимодействия во множестве различных ситуаций. Сценарий накладывает ограничения на действия индивида и позволяет ему включаться в ожидаемое от него ролевое поведение. В этом смысле освоение сценариев играет центральную роль в освоении культуры. Теория культурного сценария как средства социализации fy представляется достаточно плодотворной для разработки концепций
организационной социализации, поскольку позволяет построить модель передачи культуры.
13
1.8. Социально-психологическое определение социализации
Предметом социальной психологии является личность и ее положение в группе; соответственно в социально-психологических исследованиях социализация рассматривается в контексте личности. «Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства 4f* индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности,
активного включения в социальную среду» [1,276].
Необходимо обратить внимание на то, что в данном определения, во-первых, отмечаются две стороны процесса социализации. Первая -воздействие внешней среды на человека, - выражается в усвоении человеком социального опыта. Вторая - воздействие человека на внешнюю среду, -реализуется через осуществляемую им деятельность. Во-вторых, определение предусматривает активную позицию со стороны индивида, поскольку он не только пассивно принимает данный ему опыт, но и преобразовывает его, тем самым развиваясь.
По своему содержанию процесс социализации в социальной психологии понимается как процесс становления личности. В этом процессе социальные психологи выделяют три сферы: деятельность, общение и самосознание. Деятельность, первая из них, включает следующие процессы:
• ориентировка в различных видах деятельности, выделение и усвоение *?¦ соответствующих им аспектов;
• центрирование вокруг выбранного в ходе ориентировки вида деятельности, что включает подчинение ему остальной деятельности;
• освоение новых ролей, происходящее в ходе реализации деятельности.
14
Вторая сфера, сфера общения, понимается как умножение социальных контактов и та отдача, которую человек получает в результате социального взаимодействия.
Последняя сфера, развитие самосознания, относится к пониманию личностью себя в качестве некоторой целостности, к определению собственной идентичности; при этом важно отметить тот факт, что развитие самосознания в процессе социализации - процесс контролируемый, т.е. поддающийся воздействию. В применении к организационной социализации в связи с этим возникает возможность управления этим процессом со стороны организации.
Подводя итоги, можно сказать, что социализация личности - сложный и многогранный процесс, включающий приобщение индивида к культуре, систематическое обучение и воспитание, выработку у индивида мировоззренческих установок, усвоение образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в обществе.
Из всего многообразия концепций социализации можно выделить следующие основные моменты. Во-первых, большая часть исследователей отмечает, что содержанием процесса социализации является передача культуры. В той или иной форме такое понимание присутствует в большинстве проанализированных выше концепций и теорий, в соответствии с которыми основная роль в процессе социализации принадлежит коммуникации. Важно отметить также значение обучения роли в процессе социализации, в результате чего достигается соответствие индивида социальным нормам и правилам. Теория социального научения имеет практическую ценность для данного исследования с точки зрения того, как именно осуществляется процесс социализации, какова роль различных типов компенсации в данном процессе. Наконец, нельзя не акцентировать внимание на интерактивном характере процесса социализации, иначе говоря, на идее взаимного влияния социальной системы на человека и человека - на социальную систему, и на изменение каждого из них в результате этого взаимодействия.
15
Далее будут рассмотрены различные подходы к определению понятия «организационная социализация», которые, как будет доказано, являются в определенной степени производными от общей теории социализации, и поэтому включают в себя большую часть перечисленных выше основных моментов, отмеченных в приведенных социально-психологических концепциях. Будет также предложено самостоятельное определение организационной социализации и рассмотрены основные аспекты этого понятия.
16
§ 2. Организационная социализация
2.1. Анализ подходов к определению понятия «организационная социализация»
Большинство исследователей придерживается понимания организационной социализации как процесса передачи индивиду культуры организации. В качестве наиболее распространенного определения социализации в контексте организационной культуры можно привести следующее. «Социализация - это способ, которым организация передает индивиду организационную культуру, - ее верования, ценности и предположения» [27, 140]. Можно отметить, |что в рассматриваемом определении, как и в социально-психологическом, также присутствуют две стороны взаимодействия: влияние человека на организацию и организации на человека. Каждый новый человек, попадающий в организацию, является носителем какой-либо культуры. Для того, чтобы прижиться в новой организации, он должен усвоить ее культуру. При этом и перед организацией стоит задача поддержания и сохран&ия собственной культуры. Поэтому
процесс социализации предстает в рол&метода, или механизма, поддержания организационной культуры. ^
Р. Паскейл определяет социализацию как «способ, используемый организациями для приобщения новых членов к своей культуре... включающий процесс включения человека в группу, изучение методов работы и образцов поведения, и обучение тому, каким образом сотрудник должен взаимодействовать и коммуницировать с другими членами организации для выполнения своей работы» [43,27].
В. Came определяет организационную социализацию как «процесс, в ходе которого люди в организации обучают нового сотрудника культуре
17

Год

Страниц

2002 124

Подбор и доставка диссертаций 500rublei.ru | Подписка: RSS-лента