Тема: Организация и управление информационно-консультационной службой в региональном АПК

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ...3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ...9
1.1. Организационно-экономическая сущность информационно-консультационной деятельности...9
1.2. Принципы формирования и функционирования информационно-консультационной службы...19
1.3. Формы и методы информационно-консультационной деятельности...23
1.4. Исторические и социально-экономические предпосылки
развития консультационных служб...29
ГЛАВА П. СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И РАЗВИТИЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)...38
2.1. Современное состояние сельского хозяйства...38
2.2. Развитие информационно-консультационной службы в
Республике Саха (Якутия)...48
2.3.Организационно-экономическая оценка деятельности информационно-консультационной службы...54
2.4. Роль информационно-консультационных центров в эффективности сельского хозяйства региона...62
ГЛАВА Ш. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ В РЕГИОНАЛЬНОМ АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ...71
3.1 .Концептуальные подходы к развитию информационно-консультационной
службы агропромышленного комплекса Республики Саха (Якутия)...71
3.2.Модели организации информационно-консультационных служб в
региональном АПК...80
3.3 .Создание и функционирование консультационного центра на селе ...95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ...101
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ...104
ПРИЛОЖЕНИЯ...,...117
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В переходной период экономики сельскохозяйственная информационно-консультационная служба в России стала играть значимую роль в развитии АПК. Как показывает опыт зарубежных стран, имеющих устоявшуюся десятилетиями рыночную экономику, такого рода службы являются проводниками между производственными и научно-образовательными комплексами, вместе с тем в этапы фундаментальных преобразований в аграрном секторе — главным координатором в системе управления отраслью. Деформация в вертикали органов власти в аграрном секторе привела к разрыву связи сельских товаропроизводителей с наукой, выстроенной годами научно-внедренческими службами министерства сельского хозяйства советского периода. Сельский товаропроизводитель оказался не приспособлен к рыночным условиям, обусловленных самостоятельным выбором и принятием решений. Таким образом, возникли основные предпосылки по формированию системы информационно-консультационного обеспечения в АПК России.
Информационно-консультационная служба АПК позволяет обеспечить доступ к информации руководителей и специалистов, повышает степень обоснованности принимаемых управленческих решений, оказывает консультационную помощь в производственно-экономической деятельности, что в целом положительно влияет на все производственные, финансовые, экономические показатели сельскохозяйственного производства на уровне хозяйства, района и региона. Вследствие этого, значение информационно-консультационной службы в системе управления АПК определено как содействие сельхозтоваропроизводителям в принятии продуктивных и научнообоснованных решений для эффективности производства.
Одновременно с построением системы информационно-консультационной системы агропромышленного комплекса в регионах России образовалась Информационно-консультационная служба АПК в Республике Саха (Якутия). Процесс
развития информационно-консультационной службы протекал во взаимосвязи с происходящими неблагоприятными социально-экономическими процессами в республике, что привело к настоящему времени службу в стагнацию. Пути вывода региональной информационно-консультационной службы из сложившейся ситуации необходимо определить как можно скорее.
В настоящее время появилась необходимость исследования тенденций развития информационно-консультационной системы, поиска методов прогнозирования потребления информационно-консультационных услуг, влияния развития информационно-консультационного обслуживания на повышение экономической эффективности сельскохозяйственного производства, определение основных направлений реформирования выработки рекомендаций по реализации реформы применительно к аграрному сектору.
Степень изученности проблемы. Отечественная и зарубежная экономическая теория накопила некоторый опыт анализа информационно-консультационной службы и происходящих в ней изменений во взаимосвязи с экономическими процессами.
Исследованию проблем развития информационно-консультационной службы АПК в целом посвящены ряд работ отечественных и зарубежных ученых. Важные теоретические, методологические и прикладные вопросы проблемы рассмотрены в трудах А.В. Чаянова, В.М. Баутина, В.В. Лазовского, В.В. Козлова, Ю.И. Клименко, В.М. Кошелева, Л.С. Колотова, В.В. Маковецкого, В.И. Назаренко, Б.А. Рунова, М.Я. Веселовского, И.М. Михайленко, Н.П. Андреевой, Е.А. Борисова, А.Д. Брави-на, B.C. Винокурова, И.В. Самсоновой. Следует отметить, что недостаточность научной разработки информационно-консультационной поддержки аграрной реформы, отсутствие комплексного подхода в проводимых преобразованиях усилили кризис в агропромышленном комплексе.
Сегодня теория далека от однозначной оценки направлений развития информационно-консультационной службы. Специфика регионов требует формирования для каждого субъекта отдельного направления информационно-консультационной
службы. Необходимо изучение теоретических основ и разработка методологической базы по проблеме организации и управления информационно-консультационной службы, оценка существующей структуры организации и управления, разработка обоснованных рекомендаций по дальнейшему развитию.
Цели и задачи исследования. Целью настоящей диссертационной работы явилось исследование формирования системы информационно-консультационного обеспечения АПК в Республике Саха (Якутия), влияния её развития на аграрный сектор экономики, и на основе этого разработка предложений и моделей по совершенствованию системы управления информационно-консультационной службы в республике.
В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:
— исследовать теоретические предпосылки по созданию и функционированию информационно-консультационной службы АПК, а также уточнить формы, методы и средства исследования, обеспечивающие решение организационных задач по анализу, прогнозированию её развития;
— проанализировать деятельность и обосновать тенденции развития информационно-консультационных служб в региональном АПК;
— сделать обоснование по формированию и развитию информационно-консультационной системы применительно к конкретным сельскохозяйственным предприятиям, району, региону;
— разработать предложение по совершенствованию организационно-экономического механизма функционирования региональной информационно-консультационной службы.
Объектом исследования является информационно-консультационная служба агропромышленного комплекса Республики Саха (Якутия).
Предметом исследования — организационные, экономические, информационные и инновационные аспекты деятельности информационно-консультационной системы А1Ж Республики Саха (Якутия).
Информационной базой исследования послужили сборники Федеральной службы госстатистики Российской Федерации, территориального органа Федеральной службы госстатистики по Республике Саха (Якутия), разработки и рекомендации научно-исследовательских институтов, результаты проведенного социологического опроса работников сельскохозяйственного производства, отчеты и исходные данные сельскохозяйственных предприятий и разных формирований, собственные материалы, расчеты и модели, полученные в результате исследований автором. Исследования основаны на законодательных и нормативно-правовых актах и документах федеральных и региональных органов власти, связанные с управлением сельского хозяйства.
Теоретической и методологической основой исследования в обосновании развития информационно-консультационной системы послужили труды ведущих российских ученых и специалистов.
Для реализации поставленных задач применялись различные методы исследования: абстрактно-логический, монографический, графический, экономико-статистический, экспертных оценок.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
— на основе обобщения и углубления теоретических положений информационно-консультационной деятельности и реализации в их условиях Крайнего Севера выявлена совокупность приоритетных задач развития информационно-консультационной службы;
— обоснованы концептуальные основы развития региональной информационно-консультационной службы АПК с учетом реализации инновационного фрагмента системы информационно-консультационного обслуживания;
— разработаны предложения по совершенствованию организационно-экономического механизма информационно-консультационной службы АПК путем и модели информационно-консультационных центров применительно к Республике Саха (Якутия);
— даны рекомендации по формированию и функционированию сельского
консультационного центра в виде сельскохозяйственного потребительского кооператива.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что применение разработанных предложений по совершенствованию управления, моделей управленческих систем позволит повысить эффективность сельскохозяйственного производства. Основные положения, научные выводы могут быть использованы органами управления АПК и местного самоуправления, научными и образовательными учреждениями, сельскохозяйственными предприятиями и консалтинговыми организациями для практической деятельности в Республике Саха (Якутия) и других регионах.
Апробация работы. Основные положения диссертационной работы изложены в 5 научных публикациях.
Основные положения диссертационной работы использованы при разработке целевой республиканской программы «Учеба и консультирования населения по вопросам семейной экономики на период 2001-2005 годы»; Президентской программы социально-экономического развития села Республики Саха (Якутия) на 2002-2006 годы в подразделе «Совершенствование информатизации АПК и информационно-консультационного обеспечения Программы» раздела 12 «Научное обеспечение и совершенствование информатизации села».
Информационно-статистическая база данных «Наслеги Республики Саха (Якутия)», созданная с участием диссертанта, является одной из автоматизированных систем поддержки управленческих решений руководителей органов управления АПК, местного самоуправления и сельскохозяйственных предприятий. Разработан информационный веб-сервер агропромышленного комплекса Республики Саха (Якутия) в среде Интернет с доменным именем http://www.agro.sakha.ru.
Структура работы. Диссертация изложена на 135 страницах текста, состоит их введения, трех глав, заключения и предложений, списка использованной литературы (140 наименований), 15 таблиц, 20 схем, 3 графиков и 3 приложений.
Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, формируется цель и задачи работы, раскрывается её научная новизна и практическая значимость результатов исследования.
В первой главе «Теоретические и методологические основы формирования системы информационно-консультационного обеспечения в агропромышленном комплексе» рассматриваются природа, сущность, закономерности, принципы и особенности управления, методы информационно-консультационной деятельности в агропромышленном комплексе, содержание и взаимосвязь функций и структур управления информационно-консультационной службы.
Во второй главе «Сельскохозяйственное производство и развитие консультирования в Республике Саха (Якутия)» раскрыты предпосылки формирования информационно-консультационной системы, рассматривается состояние и результаты деятельности информационно-консультационной службы АПК в Республике Саха (Якутия).
В третьей главе «Совершенствование системы информационно-консультационной службы в региональном агропромышленном комплексе» предложены концептуальные подходы к развитию информационно-консультационной службы АПК Республики Саха (Якутия), рассмотрены модели информационно-консультационных служб с учетом создания на базе научных и образовательных учреждений. Вместе с тем, в этой главе предложен проект организации сельского консультационного центра.
В заключении представлены итоговые выводы и предложения теоретического и практического значения, вытекающие из результатов исследования.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В
АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ
1.1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Прежде чем, определить сущность информационно-консультационной службы в АПК, необходимо раскрыть представление о консалтинге.
Консалтинг — это понятие, которое постоянно видоизменяется и наполняется новым содержанием. Формально в переводе с английского консалтинг означает консультирование. Ранее под консалтингом понимали работу организаций по экономическому, финансовому, торговому, правовому консультированию и предпринимателей. На сегодня консалтинг — это вид интеллектуальных услуг, связанных с решением сложньк проблем предприятий в сфере управления и организационного развития. С одной стороны, консалтинг это широкий комплекс консультационных и практических услуг, а с другой — это услуги в управлении и организации бизнеса [42].
В настоящее время предприниматели, как правило, быстро решают, когда им необходимо обратится консалтинговой фирме, а когда лучше иметь для постоянной работы узкого специалиста. Поэтому консалтинговые организации не только консультируют, но и выполняют другую работу, которую им поручают заказчики.
В развивающейся России много консалтинговых организаций, где профессиональный уровень сотрудников достаточно высок. Появление и быстрый прогресс управленческих консалтинговых услуг неизбежны для рыночной экономики. Услуги консультантов по управлению — это товар, предназначенный для использования руководством предприятий. Консультантов привлекают тогда, когда необходима помощь в разработке и принятии ответственных решений и реорганизации бизнеса. Клиент желает получить от консультанта экспертные заключения в отношении сложившихся ситуаций, результаты какого-то конкретного исследования, приобре-
10
сти новые идеи и подходы. Нередко задачей консультанта является передача заказчику определенных профессиональных знаний.
Опыт зарубежных стран показывает, что в начале экономического развития национального хозяйства спрос на консалтинговые услуги довольно скромен. На более высоких стадиях развития экономики они становятся столь же необходимы, как услуги банков, финансовых компаний и т.п. Это обусловлено тем, что конкурентные преимущества предприятий в таких условиях заключаются в нововведениях, широкой информации, слаженности коллективов, энергичных проектах [2].
Наряду с управленческим консультированием необходимы бухгалтерское и информационное обслуживание, внешний финансовый аудит, образовательные, юридические, инжиниринговые услуги, консультации по антикризисному управлению и инвестиционному проектированию.
Иногда сложно определить, где управленческое консультирование и образовательные услуги.
Что же такое консалтинг: наука или искусство? Консалтинг — это, конечно, наука, поскольку является очень сложным комплексом человеческих знаний, связанных с научным поиском, проведением исследований, экспериментов в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей в важной сфере человеческой деятельности, научных обобщений, научного обоснования проектов. Консалтинг опирается на научную организацию труда, системный анализ, научно обоснованные методы принятия управленческих решений [2].
В то же время консалтинг — искусство. Как известно, коммерческое искусство представляет собой совокупность знаний приемов и методов, позволяющих участникам рынка вести свои дела эффективно. Безусловно, люди, занимающиеся консалтингом, должны в полной мере обладать методами и средствами в работе с людьми, в решении сложных проблемы, в выявлении нужной информации и извлекать из нее максимум, в проведении комплексного анализа и нахождения оригинальных нестандартных решений.
11
Вместе с тем, управленческое консультирование в первую очередь является наукой, поскольку использует достижения таких наук, как экономика, социология, психология и др. Для консультанта базой его деятельности являются специальные знания, способности аналитика, владение методами и технологиями современного менеджмента [42]. Профессиональный консультант имеет специальное образование, но главное — его опыт работы в этой области. Характерной особенностью консультантов-профессионалов является их гибкость, способность выступать именно в том качестве, которое необходимо клиенту, причем в данный момент. Следовательно, консалтинговые услуги — очень сложное многофакторное общественное явление, значение которого по мере развития общества и рыночных отношений в нем постоянно нарастает. Он постоянно развивается, обогащается опытом, становится масштабным и многогранным [137, с.378].
В практической деятельности консультанты подразделяются на внешних и внутренних. Первые ¦— независимые консультационные фирмы или отдельные консультанты, оказывающие услуги клиентам на договорной основе. Вторые - специалисты по экономике и управлению, занятые в штате организации.
Консалтинговые услуги чаще всего оказываются в форме консалтинговых проектов, в рамках которых осуществляются:
-— диагностика (выявление проблем);
— разработка решений;
—внедрение предложений консультантов.
Характерны следующие виды консультирования: экспертное, процессное и обучающее. При экспертном консультировании специалист производит диагностику, разработку решений и рекомендаций по их внедрению. Роль клиента — обеспечение его необходимой информацией и оценка результатов. При процессном консультировании консультанты постоянно взаимодействуют с клиентом, оценивают его идеи, предложения, проводят при его содействии анализ проблем и подготовку решений. Их роль заключается в основном в аккумулировании идей, оценке решений, полученных в процессе совместной работы, приведении их в систему и подго-
12
товке рекомендаций. При обучающем консультировании консультанты не только собирают идеи, анализируют решения, но и подготавливают основу для их появления, предоставляя клиенту соответствующую теоретическую и практическую информацию в форме лекций, семинаров, пособий и т.д.
В Европейском справочнике-указателе консультантов по менеджменту в настоящее время выделено 84 вида консалтинговых услуг, объединенных в восемь основных групп (рис.1).
Таким образом, консалтинг — это профессиональное содействие, оказываемое специалистами по управлению руководителям и управленческому персоналу различных предприятий и организаций в решении проблем их функционирования и развития в форме рекомендаций и совместно вырабатываемых решений [2].
В агропромышленном комплексе консультирование представлено как отраслевое и называется Информационно-консультационная служба (ИКС).
Представление об организационно-экономической сущности ИКС позволяет более точно обозначить ее место в рыночной экономике и направления последующего развития.
Существует довольно много определений служб сельскохозяйственного консультирования. Приведем определения, наиболее полно отражающие сущность деятельности службы сельскохозяйственного консультирования.
По мнению Джона Рассела, сельскохозяйственная служба консультирования может быть определена как предоставление знаний и навыков, необходимых фермерам для освоения и применения более эффективных методов в растениеводстве и животноводстве с целью повышения продуктивности и улучшения жизненных стандартов.
Примерно такое же определение дают службе К.М. Фишер и другие. В их трактовке сельскохозяйственная служба консультирования и обучения фермеров ставит своей задачей передачу информации и практических навыков для более эффективного использования имеющихся ресурсов. Однако наиболее четко выразили сущность службы А. В. Ван Ден Бан и X. С. Хокинс: «Сельскохозяйственная служба
13
консультирования - это сознательная передача информации с целью помочь людям формировать здравое мнение и принимать правильные решения» [139].
г Общее управление Деятельность администрации
определение эффективности системы управл определение конкурентоспособности и исследование, развитие и стратегическое пла оценка бизнеса и управления; управление нововведениями; изучение конъюнктуры рынка; диверсификация бизнеса; слияния и приобретения; эния; нирование; анализ работы канцелярии; размещение или перемещение отделов; управление офисом; организация и методы управления; регулирование риска; гарантии безопасности; планирование рабочих помещений и их оснащение
организационная структура; приватизация; управление проектом и качеством; реорганизация инженерных служб
: Финансовое управление
г Управление кадрами система учета; оценка капитальных затрат; хозяйственный оборот фирмы; снижение себестоимости продукции и услуг; неплатежеспособность (банкротство); увеличение прибыли; увеличение доходов; налогообложение; финансовые резервы
культура корпорации; поиск кадров; отбор претендентов на работу; здоровье и безопасность; программы поощрения; внутренние связи, коммуникации; оценка работ; трудовые соглашения и занятость; планирование кадров; мотивация; пенсии; анализ функционирования; психологическая оценка; вознаграждение; профессиональное движение и сокращение кадров; повышение квалификации работников
-1 Производство
автоматизация производственных процессов; использование оборудования и его техническое обслуживание; промышленный инжиниринг; переработка материалов; регулирование внутр. распределения мэт.-лое упаковка; схема организации работ на предприятии; конструирование и совершенствование проду управление производством; планирование и контроль за производством; повышение производительности труда; закупки; контроль качества; контроль за поставкой узлов и деталей
г Маркетинг
реклама и стимулирование сбыта; ценообразование; розничная продажа и деятельность дилеров; управление сбытом; обучение сбытовой деятельности; исследования рынка; стратегия маркетинга; разработка новой продукции; дизайн; прямой маркетинг; корпорат.-ный образ и отношения с общ.-тыо; социально-эконом. иссл.-ния и прогноз.-ние; послепродажное обслуживание заказчиков кции,
Специализированные услуги
обучающее консультирование; инженерный консалтинг; экологический консалтинг; информационный консалтинг; юридический консалтинг; консалтинг по управлению распределением материалов и мат.-техническому снабжению; консалтинге государственном секторе; консалтинг по телекоммуникациям
Р Информационная технология
компьютеризированные системы управления; применение компьютеров в аудите и оценке деятельности; электронная издательская деятельность; информационно-поисковые системы; проектирование и разработка систем; выбор и установка систем
Рис.1. Детализация перечня основных групп консалтинговых услуг
Вышеуказанные определения предполагают, что служба сельскохозяйственного консультирования не только организует передачу идей, информации, знаний, со-
14
ветов, навыков, но и оказывает практическое содействие по их освоению в производстве.
Сложившаяся к настоящему времени структура ИКС в России имеет четко выраженные три уровня организации: федеральный, региональный и районный (межрайонный). Такая структура характерна для немногих стран. В большинстве случаев она является двухуровневой, а районный уровень представлен только консультантами службы.
Другая характерная особенность структуры российской ИКС — это функционирование на каждом уровне нескольких организаций, выполняющих схожие функции. Это относится, в первую очередь, к информационно-консультационным центрам, отраслевым научным организациям, учебно-консультационным центрам, предприятиям технического сервиса и т.д. Деятельность этих организаций регламентируется соответствующим положением или уставом и, взаимодействуя с другими организациями, они составляют единую систему [27].
Наиболее сформированным является федеральный уровень структуры ИКС. Важнейшие его звенья — Департамент науки и технического прогресса Минсельхоза России, Совет информационно-консультационной службы АПК, Федеральный центр сельскохозяйственного консультирования, Главный вычислительный центр Минсельхоза России (ГВЦ), Центр обучения кадров Московской сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева, Пресс-видеоцентр Минсельхоза России, Центральная научная сельскохозяйственная библиотека (ЦНСХБ), ФГНУ «Росин-формагротех» [75]. Кроме того, федеральный уровень представляют информационные организации, центральные средства массовой информации.
В целом федеральный уровень отвечает задачам поддержания жизнеспособности системы информационно-консультационного обслуживания АПК.
На региональном уровне в системе ИКС действуют (или сотрудничают с ней) следующие субъекты: региональные информационно-консультационные центры (ИКЦ), учебно-консультационные центры при образовательных учреждениях, отраслевые информационно-консультационные центры, центры обучения кадров
15
ИКС, региональные центры открытой распределенной компьютерной сети, предприятия сервисного обслуживания, средства массовой информации.
На региональном уровне, кроме региональных ИКЦ могут создаваться специализированные отраслевые инновационно-консультационные центры с наделением их специфическими функциями, в том числе на базе интеграции с учебно-производственными и технопарковыми формированиями. Это позволяет не только осуществлять совместно с сельхозпроизводителями разработку и реализацию инновационно-инвестиционных проектов и программ, но и ускорить вовлечение в хозяйственный оборот научно-технических достижений путем организации демонстрационных показов и широкого ознакомления сельхозтоваропроизводителей с передовым производственным опытом.
Свою организационно-экономическую специфику имеет районный уровень структуры ИКС. Широкое распространение получили межрайонные информационно-консультационные центры, обслуживающие несколько близлежащих районов. В условиях ограниченного бюджетного финансирования эта форма является наиболее предпочтительной. В отдельных случаях создается служба по обслуживанию одного района.
Районные (межрайонные) ИКЦ создаются в виде территориальных структурных подразделений регионального ИКЦ или организуются в составе районных органов управления АПК, в структуре учебных заведений, предприятий агросервиса и других организаций, расположенных в районе. В любых из перечисленных вариантах необходимо отражать специфику конкретных территорий, а возложенные на центр функции должны соответствовать требованиям, выдвигаемым администрацией района.
Организационно-экономическая сущность ИКС вытекает из особенностей сельского хозяйства. Но, независимо от этих особенностей, все сельхозпроизводители нуждаются в пополнении знаний по ведению производства, причем чем больше, тем острее конкурентная среда. В связи с этим основополагающим положением, раскрывающим сущность информационно-консультационной деятельности,
16
является работа по оказанию сельхозпроизводителям информационно-консультационных услуг. Исторически сам процесс предоставления таких услуг в организационном плане постоянно изменяется, так как в нем принимают участие самые различные организации, предприятия, группы специалистов и отдельные лица.
В организационном плане ИКС объединяет четыре основные подсистемы: информационную, консультационную, инновационную и образовательную.
Информационная подсистема представляет собой открытую структуру общего доступа и носит характер информационно-справочной системы с пополнением баз данных информационными ресурсами, поставляемыми научными и образовательными организациями, органами управления, рыночными и другими структурами АПК.
Консультационная подсистема наиболее крупная включает в себя структуры АПК, являющиеся объектом консультационного обслуживания по вопросам управления и организации производства, освоения инновационных разработок и передового производственного опыта, экономики производства, налогообложения, бизнес-планирования, маркетинга и др. В целях завершения её формирования необходимо проведение комплекса мероприятий по созданию рынка консультационных услуг, разработке механизмов и инструментов взаимодействия субъектов информационно-консультационной деятельности на всех уровнях.
Инновационная подсистема включает в себя в первую очередь научные организации, а также другие структуры, обеспечивающие создание инноваций и оказывающие содействие сельхозпроизводителям в их освоении, и предполагает осуществление единой инновационной политики в АПК, формирование банка инновационных разработок, формирование внебюджетных фондов развития инновационной деятельности, ускорение процесса освоения инновационных разработок, поиск и привлечение инвесторов для реализации инновационных проектов [59].
Образовательная подсистема обеспечивает непрерывное обучение и повышение квалификации кадров ИКС.
17
На развитие информационно-консультационной службы АПК оказывают влияние организационно-экономические факторы (рис.2) Организационные факторы указывают на необходимость выбора приоритетных направлений информационно-консультационной деятельности. Вместе с тем на улучшение научно-методической работы и информационного обеспечения центров, разнообразие создаваемых организационно-правовых форм, непрерывная подготовка и повышение квалификации сотрудников ИКС.
Факторы, определяющие создание и развитие ИКС
Организационные Экономические
1. Развитие приоритетных направлений деятельности 1. Организация финансирования центра на бюджетной и хозрасчетной основе
2. Совершенствование информационного и методического обеспечения деятельности 1 lpuTnoB ИК1_1 2. Разработка системы материального стимулирования консультантов
3. Совершенствование организационных форм ИКЦ 4. Подбор, обучение, расстановка и повышение квалификации кадров 3. Расчет цен на оказание услуг на возмездной основе
4. Обеспечение рентабельности деятельности ИКЦ
Рис. 2. Организационно-экономические факторы развития ИКС Важнейшим условием организации и дальнейшего функционирования ИКС является финансовое обеспечение. Дефицит финансовых ресурсов предполагает поиск других внебюджетных источников финансирования службы — таких как предоставление платных услуг по наиболее распространенным консультациям.
Другим фактором развития службы должно быть повышение мотивации работников к труду посредством поощрительной системы оплаты труда.
Продолжив рассмотрение организационно-экономической сущности ИКС, следует остановиться на проблемах, связанных с ее финансированием. Являясь в большинстве своем некоммерческими государственными структурами, региональные ИКЦ ориентируются на безвозмездные услуги, хотя у многих из них имеется

Год

Страниц

2005 117

Подбор и доставка диссертаций 500rublei.ru | Подписка: RSS-лента