МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Санкт-Петербург 2000
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение. 4
Глава 1. Теоретические основы развития международного сотрудничества в системе высшего педагогического
образования 13
1.1 .Сущностные характеристики международного сотрудничества в системе обновляющегося высшего
профессионального образования 13
1.2. Модели международного сотрудничества в области
образования и их потенциальные возможности 21
1.3 .Исследование влияния международной деятельности
на образовательную среду 45
Выводы по главе 1 65
Глава 2. Опыт развития международного сотрудничества в системе высшего педагогического образования 67
2.1. Теоретическая модель международного сотрудничества РГПУ им. А.И.Герцена 67
2.2. Влияние Межвузовского Центра Международного Сотрудничества РГПУ им. А.И. Герцена на развитие образовательной среды педагогических вузов
России 76
2.3. Международный центр образовательных инноваций и кафедра ЮНЕСКО как важное средство развития
образовательной среды педагогического университета 91
Выводы по главе 2 106
Заключение 108
Библиография 111
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Стремление к интеграции в европейскую и мировую образовательные системы и подготовке специалистов мирового уровня определяют те усилия, которые предпринимают университеты для установления международных контактов, организации и развития разностороннего сотрудничества с зарубежными партнерами в области образования и научно-исследовательской работы, культуры.
Международные связи в области образования являются неотъемлемой составной частью внешнеполитической деятельности Российского государства, одной из форм международного разделения труда. Реформа высшей и средней профессиональной школы Российской Федерации предполагает совершенствование ее международной деятельности, которая является существенным элементом самой реформы.
Общей целью международной деятельности в области среднего, высшего, послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного образования, а также научно-технических связей является всесторонняя интеграция России в качестве равноправного партнера в мировое образовательное сообщество, совершенствование и повышение авторитета национальной системы образования с учетом международного опыта.
Современное общество находится на этапе активного поиска решений проблемы межкультурного общения. В связи с этим возникает новое существенное понятие - международное образование, которое призвано обеспечить знакомство и погружение человека в мир разных культур, возможность общаться на языке народов разных стран.
Осознание каждым человеком проблемы глобализации культуры средствами современного образования позволит одновременное сосуществование в одном временном и духовном пространстве различных культур, предотвратит возможность этнонациональных конфликтов, стереотипов и религиозных предубеждений, усилив и обеспечив процесс распространения общечеловеческих ценностей и ценностей мировой цивилизации во всех странах.
Для человека, получившего международное образование, имеют значение все культуры как проявление и выражение мировой культуры. Это значит, что международное образование - это поликультурное образование человека. Оно развивает способность человека оценивать явления с позиции другого человека, другой культуры, другой социально-экономической формации. Поэтому международное образование должно стать составной частью общей подготовки специалиста нового поколения XXI века.
Для решения проблемы влияния международного сотрудничества на развитие образовательной среды педагогического университета требуются научно обоснованные исследования и созданные на их основе рекомендации по формированию образовательной среды, адекватной новым задачам международной деятельности в области среднего, высшего, послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного образования, а также научно-педагогических связей. Этим в первую очередь определяется актуальность нашего исследования. В педагогической науке имеются определенные предпосылки решения данной проблемы. На сегодняшний день накоплен богатый исследовательский материал о взаимодействии учащегося и образовательной среды (В.А.Караковский, А.Т.Куракин, Ю.С.Мануйлов, Л.И.Новикова, В.Д.Семенов, Е.А.Ямбург и др.). Однако в этих исследованиях образовательная среда рассматривалась на примере школы, а не в конкретных и специфических условиях, обусловленных влиянием постоянно изменяющейся международной деятельности.
Имеется немало исследований, в которых рассматриваются инновационные процессы в образовании. Однако их авторы ( А.Г.Асмолов, В.А.Бордовский, А.К.Бруднов, Г.П.Буданова, В.А.Горский, О.Е.Лебедев, Н.Ф.Радионова и др.) обращаются к проблемам содержания, технологий и управления образовательным процессом и специально не изучают вопросы, связанные с развитием образовательной среды, её изменениями под влиянием международной деятельности образовательного учреждения.
Общественная значимость и недостаточная теоретическая разработанность указанной проблемы определили актуальность темы исследования: "Международное сотрудничество как фактор развития образовательной среды педагогического университета".
Цель исследования - научно обосновать и практически реализовать подход к построению международного сотрудничества как фактору развития образовательной среды педагогического университета.
Объект исследования - международное сотрудничество в системе высшего профессионального образования.
Предмет исследования - процесс влияния международного сотрудничества на развитие образовательной среды педагогического университета.
Гипотеза исследования:
Использование результатов, полученных в ходе международного сотрудничества и, в частности, использование образовательных инноваций в подготовке студента, будет эффективным, если:
определены теоретические основы системы международного сотрудничества в деле подготовки педагогических кадров; учтена специфика развития образовательной среды высших педагогических учебных заведений в разных странах и её влияние на подготовку специалистов-профессионалов;
выявлены методики и критерии оценки влияния международного сотрудничества на развитие образовательной среды педагогического университета;
обобщены результаты анализа педагогических стратегий и инновационных моделей для разных дидактических систем, являющихся условиями изменения образовательной среды за счёт развития
международного сотрудничества.
В соответствии с предметом, целью и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
• раскрыть сущность международного сотрудничества в системе обновляющегося высшего профессионального образования;
• проанализировать существующие модели международного сотрудничества и их потенциальные возможности;
•сформулировать концепцию построения международного сотрудничества в педагогическом университете;
• экспериментально проверить концептуальный подход к построению международного сотрудничества в РГПУ им.А.И. Герцена.
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования, который включал: теоретический анализ философской, социологической, социально-психологической, психолого-педагогической, педагогической литературы, нормативно-правовых актов; обобщение опыта деятельности учреждений образования, обладающих практическим опытом международного сотрудничества; методы статистической обработки.
Методологической основой исследования стали: положения о взаимодействии человека со средой как факторе его личностного развития; идеи системного, деятельностного и личностного подходов в их единстве; психолого-педагогические концепции, раскрывающие суть высшего образования; документы государственной образовательной политики в области педагогического образования.
База исследования: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена.
Достоверность и обоснованность результатов исследования были обеспечены:
-последовательной реализацией методологических основ исследования;
-внутренней непротиворечивостью полученных данных, их
соответствием теоретическим положениям и выводам дидактики;
-использованием серии методов исследований, адекватных поставленным задачам;
-повторяемостью эксперимента и его контролируемостью, широкой экспериментальной базой;
-репрезентативной выборкой и статистической обработкой данных поискового, контролирующего и формирующего экспериментов;
-глубоким анализом результатов опытной работы международного центра образовательных инноваций, многие выводы научных семинаров которого внедрены в практику обучения;
-согласованностью прогнозов исследования и достижений в образовательной системе Университета.
Логика исследования:
1. Выявление теоретических подходов к анализу сущностных характеристик международного сотрудничества в системе высшего педагогического образования
2. Подготовка базы исследования при изучении специфических особенностей международного образования, как составной части общей подготовки специалиста нового поколения.
3. Теоретический и экспериментальный анализ учебных планов, содержания и методов обучения в педагогических вузах, являющихся иностранными партнёрами РГПУ им. А.И.Герцена.
4. Конструирование системы международного сотрудничества, учитывающей потребности субъектов системы.
5. Апробация предложенных рекомендаций в ходе преобразующего этапа эксперимента и внесение необходимых корректив.
6. Оценка результативности предложенной концепции развития образовательной среды.
7. Разработка перспектив развития международного сотрудничества.
Новизна и теоретическая значимость работы заключается в следующем:
-Впервые предметом педагогического исследования явился научный анализ проблемы международного сотрудничества в системе высшего педагогического образования. Определена его специфика, основные тенденции развития; определено его влияние на инновационные процессы происходящие в педагогическом образовании.
-Определены опережающие функции педагогической науки (в области сравнительной педагогики) по отношению к практике международного образования.
-Выдвинуты и обоснованны концептуальные направления международной деятельности российской высшей школы, обеспечивающие всестороннюю интеграцию России в мировое образовательное сообщество.
-Систематизированы задачи, приёмы и средства эффективного международного сотрудничества, способствующего вхождению России в мировое научное и техническое сообщества в качестве равноправного партнёра.
-Выделены и обоснованы предпосылки и тенденции формирования мирового образовательного пространства, как реальности, обусловленной едиными подходами к содержанию, средствам, методам обучения и воспитания.
-Комплексно исследованы инновационные подходы в системе международного сотрудничества и предложенные критерии эффективности международного сотрудничества в системе высшего педагогического образования.
Практическая значимость проведённого исследования состоит в обосновании педагогической ценности создания Межвузовского Центра Международного сотрудничества РГПУ им. А.И.Герцена, обеспечивающего координацию международной деятельности педагогических вузов России. Многие результаты работы этого центра уже внедрены в практику обучения ряда педагогических вузов России. На регулярно проводимых международных конференциях и семинарах, посвященных важнейшим вопросам инновационной деятельности в системе высшего педагогического образования, используются предложения и выводы, полученные в ходе исследования различных аспектов международного образования, как факторов развития образовательной среды педагогического университета.
Введённые в практику международного сотрудничества конкурсные и творческие условия партнёрства стимулировали развитие инициатив всех структурных подразделений университета.
Проведение совместных конференций способствовали разработке международных проектов, направленных на повышение качества высшего педагогического образования.
Конкретные материалы исследования доведены до уровня рекомендаций и могут быть использованы в курсах сравнительной педагогики и сравнительной методики на кафедре ЮНЕСКО и на кафедрах факультета русского языка как иностранного.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в процессе:
-обсуждения материалов исследования на учебно-информационном семинаре "Интернационализация образования в университетах Санкт- Петербурга и Швеции" (Стокгольм ,21-22 ноября 1998г.)
-выступлений на Десятой ежегодной конференции Европейской ассоциации международного образования (Стокгольм, 22-24 ноября 1998г.), международной конференции посвящённой 50летию образования КНР и ЗОлетию Далянского Государственного Университета иностранных языков (КНР, гор. Далянь, сентябрь 1999г.), выездном заседание президиума УМО высших учебных заведений России по педагогическому образованию (Петрозаводск, 10-11 мая1999г.)
-в ходе семинаров, проводимых Межвузовским центром международного сотрудничества и Международным центром
образовательных инноваций (1994-1999гг.)
На защиту выносятся следующие положения:
1. Развитие образовательной среды осуществляется как через развитие отдельных компонентов среды, развитие связей между компонентами, а также путем установления новых связей с компонентами более широкой социокультурной среды; в этом случае создаются действенные условия для организации процессов передачи и освоения ценностей как национальной, так и мировой культуры.
2. Международное сотрудничество в системе высшего профессионального образования становится фактором развития образовательной среды педагогического университета, если оно строится как открытая, вариативная система, развивающаяся с учётом требований международного рынка образовательных услуг и опорой на образовательные и научные достижения, а так же потребности субъектов университетского педагогического образования.
3. Модель международного сотрудничества в сфере высшего педагогического образования включает в себя три структурных компонента; целевой, организационно процессуальный и результативный.
Равноправное международное партнёрство в сфере высшего педагогического образования обеспечивается специально сконструированными организационными структурами, координирующими направления международного сотрудничества и способными гибко реагировать на изменения внутреннего и внешнего (международного) рынка образовательных услуг. К таким структурам можно отнести: кафедры ЮНЕСКО, международные центры образовательных инноваций, межвузовские центры международного сотрудничества.
4. Условия влияния международного сотрудничества на развитие образовательной среды вуза обусловлены критериями эффективности международных связей в сфере образования:
- качеством (международного) образования;
-уровнем удовлетворённости совместной деятельностью сотрудничающих партнёров;
-учётом потребностей внешнего и внутреннего рынка образовательных услуг;
-разноуровневостью организуемого обмена опытом между педагогическими вузами различных стран (от совместных научных разработок до внедрения в практику адаптированного зарубежного опыта).
5.Основным показателем влияния международного сотрудничества на развитие образовательной среды университета является новое качество профессиональной подготовки специалиста, которое может быть охарактеризовано понятием «международное образование специалиста», понимаемое как поликультурное образование человека, способного к профессиональной деятельности в инновационных условиях развития интеграционных образовательных процессов, становлении мирового образовательного пространства.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
В данной главе на основе анализа философской, социологической, психологической и педагогической литераторы выявляются сущностные характеристики международного сотрудничества в системе высшего педагогического образования. Изучаются возможности влияния международного сотрудничества на образовательную среду, раскрывается сущность международного сотрудничества в системе обновляющегося высшего профессионального образования.
1.1.Сущностные характеристики международного сотрудничества в системе обновляющегося высшего профессионального образования.
Для решения основной проблемы исследования - доказательства влияния международного сотрудничества на развитие образовательной среды университета необходимо выявить и определить сущностные характеристики международного сотрудничества в системе высшего педагогического образования.
Источником анализа явились работы Джованни Гоццера, Торстена Хюсена, Д.Д.Джиелса, Л.Х.Радеба Е.Б.Покладок, В.В.Спасской, В.Ильченко, А.М.Кондакова, материалы Всемирной конференции по высшему образованию ЮНЕСКО 5-9 октября 1998г.
Изучение данных материалов позволило сделать вывод о том, что обмен деятельностью, в том числе международный,—малоисследованное явление. Этот обмен существует как в хозяйственной и духовной жизни общества, так и в сфере их взаимодействия. Играя большую роль во всех отраслях материального и нематериального производства, в том числе и в высшей школе, обмен деятельностью как особое явление отличается тем, что независимо от различия социально-экономических отношений он имеет общее содержание, определяемое прогрессом науки и техники, общими законами развития производительных сил и разделения труда.
Анализ литературы позволил вычленить основные формы обмена деятельностью:
-кооперация в производстве материальных благ, в науке, в просвещении;
-управление в различных отраслях материального и нематериального производства;
-прямые связи между работниками, между производственными коллективами. К ним примыкает такая экономическая форма, как обмен продуктами, товарами.
Следует отметить, что данная форма лишь косвенно выражает отношения обмена «деятельностью» (выступая как обмен его результатами). Кооперация, управление, прямые связи при одинаковом уровне развития производительных сил представляют собой в «технологическом» отношении одни и те же взаимодействия работников, предприятий, институтов, вузов, управляющих и исполнителей.
Капиталистические и социалистические производственные отношения порождали различные по социальной структуре и социальным целям типы кооперации, управления, прямых связей, однако эти различия не устраняли общих черт в содержании обмена деятельностью. Последний есть органическое единство присущих ему технологического и социально- экономического аспектов.
Своей социально-экономической стороной, обусловленной характером собственности, кооперация, управление, прямые связи входят в структуру специфических производственных отношений, а технологической—выходят за ее пределы, выступая в виде системы связей между работниками, целиком определяемой профессиональным, отраслевым и территориальным разделением труда, уровнем научной организации труда и техники управления.
Все сказанное, на наш взгляд, в полной мере может быть отнесено к международному обмену деятельностью, в частности к международным связям высшей школы.
Как отмечалось во Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века, принятой на всемирной конференции по высшему образованию проходившей в Париже 5-9 октября 1998г., международное сотрудничество и обмены являются основными путями развития высшего образования во всем мир [13].
Интернационализация производительных сил, всеобщая экономическая интеграция сопровождаются прогрессирующей интернационализацией подготовки кадров, развитием международной кооперации вузовской науки, созданием международных организаций, обеспечивающих координацию соответствующих национальных процессов.
Так, межправительственная организация Северный Совет, в которую входят представители парламентов и правительств Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии, Швеции, занимается организацией сотрудничества указанных стран в области экономики, культуры, образования.
На основе рекомендаций Северного Совета с целью унификации подготовки специалистов разрабатываются общие учебные курсы, в частности по истории, литературе, скандинавским языкам; создаются совместные учебные заведения для повышения квалификации журналистов, медицинских работников, инженеров, общие научные центры; осуществляется обмен студентами и преподавателями и т. д.
Расширяются масштабы международной координации по всем направлениям деятельности высшей школы. В этом случае сотрудничество в сфере высшего образования является одним из важнейших факторов, способствующих совершенствованию национальных систем образования, повышению их эффективности, сближению высшей школы различных стран.
Опыт показал, что академическая мобильность преподавателей и студентов на национальном, региональном и международном уровнях является важным средством их подготовки, развития их личности, обмена знаниями, лучшего ознакомления с различными культурами и развития интеллектуальной и нравственной солидарности, сближения народов и региональной интеграции.
Поощрение государственными органами и высшими учебными заведениями этой мобильности должно стать частью национальной политики в области образования, науки, и культуры.
В связи с этим признается важным применение региональных конвенций и Международной рекомендации о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и учёных степеней и развитие сетей учебных заведений [13].
В настоящее время около 100 международных организаций занимаются вопросами интернационализации деятельности высшей школы как составной части глобального процесса интернационализации хозяйственной и духовной жизни. При этом рассматриваются и вопросы сотрудничества между высшими учебными заведениями различных стран.
Естественно, что мировое сообщество, решая задачи дня сегодняшнего, ориентируется на будущее.
Директор-основатель Европейского педагогического центра Джованни Гоццер подчёркивает, что в настоящее время наблюдается необратимая тенденция размывания национальных границ в экономической и культурной областях (а также, в определённой степени, в сфере политических, лингвистических и научно-педагогических обменов). В Европе и на других континентах возникают крупные общности, разрушающие границы не только между политически гомогенными государствами, но и между странами — членами других блоков с противоположной идеологической и военной политикой [22]. Безусловно, это оказывает огромное воздействие на струк¬туры обучения, методы и содержание образования.
Реальности сегодняшнего дня полностью подтверждают это высказывание. Так, в Санкт-Петербурге делегации 17 западных стран осенью 1994г. приняли участие в конференции министров образования государств Европейского союза. В коммюнике, подписанном участниками конференции, заявлено стремление «совместными усилиями способствовать созданию общеевропейского образовательного пространства как одного из условий формирования общеевропейского дома» (Независимая газета. 1994, 17 сент.).
В последнее десятилетие мировое сообщество предъявляет новые требования к образовательным системам, развивающимся в условиях стремительных социоэкономических и экологических изменений.
Как известно, на Западе произошло снижение темпов экономического роста и в экономике наметился застой. Системы образования в индустриальных странах Северного полушария расширялись в два раза быстрее, чем вся экономика в целом, а доля валового национального продукта, приходящаяся на этот сектор, в течение «наилучших» 1960-х гг. почти удвоилась. В настоящее время образование переживает период относительного сокращения расходов. Застойные явления тяжело переносятся людьми, чьи ожидания оказались обманутыми, а жизненные планы — неосуществленными.
Характерная для 1960-х гг. безграничная вера в возможности образования сменилась в ряде стран критикой и недоверием к средствам, методам, используемым системой образования, результатам ее деятельности.
Восьмидесятые годы называют десятилетием технологической революции в образовании. Но компьютерная революция в образовании не привела к ускорению процесса познания, а лишь позволила надеяться на большую доступность знаний и облегчение их усвоения. Пристальное внимание общественности к этим проблемам обусловило переосмысление роли, функций, задач обучения.
Известный шведский ученый Торстен Хюсен отмечает, что за прошедшее десятилетие имели место взлет и падение популярности педагогической технологии; важнейшей составляющей педагогического процесса стало взаимодействие между учителем и учениками:
«Перед учителем стоит задача в тесном контакте с учениками планировать, осуществлять и оценивать процесс обучения, создавать необходимые условия для учебы, устанавливать тесные личные и эмоциональные контакты между двумя сторонами, создавать обстановку доверия и заинтересованности, давать ученику почувствовать заботу преподавателя о нем» [72].
Можно с уверенностью полагать, что те же задачи стоят и перед российской школой и учителем.
Сегодня российское общество находится на стадии выхода из кризиса (говорят также о «смене цивилизации»). Все процессы, происходящие в нем, напрямую касаются и педагогического образования, которое в условиях минимального государственного финансирования еще находит возможности не только решать свои проблемы, но и накапливать инновационный опыт, активно участвовать в международных проектах.
Наше исследование показало, что развитие международных связей высшей школы России и других стран обусловлено такими проблемами, как активное включение высшей школы в процесс экономической интеграции, а также интенсификация образования при осуществлении международного сотрудничества высшей школы различных стран.
Анализ имеющихся материалов позволяет утверждать, что теоретическая и практическая разработка данных проблем не может ограничиваться вопросами организации прямых международных связей вузов. Такие связи - только одна из форм международного обмена деятельностью в области высшего образования.
Прямые связи, на наш взгляд, представлены обменом оцытом, взаимной информацией, согласованием подходов к решению современных задач высшей школы. Этой формой международного обмена деятельностью может ограничиваться (и ограничивается) лишь сотрудничество между отдельными высшими учебными заведениями стран.
В мировой системе, особенно при углублении интеграции, необходимо комплексное использование всех форм международного обмена деятельностью в высшей школе, в том числе международной кооперации в подготовке кадров и вузовских исследованиях, а также управления как формы международного обмена деятельностью.
Возникает необходимость в международной специализации высшей школы, в реализации преимуществ международного разделения труда и при подготовке кадров. Одной из теоретических и практических задач является изучение и использование возможностей контрактной формы сотрудничества в вузах, которая означает развитие товарно-денежных отношений.
Расширение и совершенствование международных связей в системе высшего образования доказало, что изучение и анализ международных связей происходит по двум направлениям, определяемым двумя основными функциями высшей школы,—по пути интернационализации процесса обучения и воспитания специалистов и интернационализации научно- исследовательской деятельности вузов.
В первом случае расширяется взаимный обмен передовым опытом обучения и воспитания (осуществляется обмен знаниями по методике, формам и средствам обучения и воспитания), развивается совместная деятельность по подготовке и переподготовке кадров, предусматривающая обмен студентами, аспирантами, преподавателями, подготовку специалистов по заявкам зарубежных стран, повышение квалификации научно- педагогических кадров в национальных и международных институтах, в отдельных университетах, научно-производственных объединениях, международных организациях, развивается обмен идеями и определяются согласованные подходы к совершенствованию номенклатуры специальностей, учебных планов и программ вузов различных стран.
Во втором - совершенствуется система научной информации, развивается ее международная подсистема, интенсифицируется обмен научными работниками, совместная исследовательская работа на основе международной кооперации, создания временных и постоянных научных коллективов (результатами которой выступают крупные открытия, изобретения, совместные публикации), расширяется и совершенствуется практика защиты диссертаций, предусматривающая унификацию требований к научным работам, участие в защитах таких работ иностранных специалистов, направление в магистратуру, аспирантуру, докторантуру в зарубежные вузы и т. п.
Особое значение имеет совершенствование организации и управления международным сотрудничеством: координация планов подготовки специалистов и научных работ вузов, разработка совместных планов и программ, организация и управление системами международной информации, совместных исследований, повышения квалификации, создание постоянно действующих международных совещаний и т. п.
Очевидно, что при международном обмене теоретическими знаниями, опытом учебной и научной деятельности, прежде всего, нужна планомерная организация. Вместе с тем следует отметить, что в области обмена специалистами, обучения иностранных студентов, обмена результатами прикладных научных работ, организации совместных исследований, особенно в случае создания международных лабораторий и институтов, при контрактной форме сотрудничества, наряду с планомерностью большую роль играет система расчётов, финансирования, цен на лицензии, «ноу-хау» и т.д.
При этом необходимо тщательно учитывать объективные противоречия и трудности формирования и развития новой мировой системы, в том числе различия в национальных хозяйственных механизмах, в степени зависимости от развития системы высшего образования.
В настоящее время даже в странах СНГ проблемы высшей школы и ее международных связей зачастую рассматриваются лишь с национальных позиций, без должного внимания к задачам интернационализации ее деятельности, определяемым перспективами развития мирового хозяйства.
1.2. Модели международного сотрудничества в области образования и их потенциальные возможности
В данном параграфе представлен анализ существовавших и существующих моделей международного сотрудничества, раскрыт общий механизм их формирования, определены потенциальные возможности этих моделей. Для проведения анализа использовались труды Д. Каллена, С.Ункович, Г.Луттихолт, Н.И.Зверева, И.Ф.Образцова, Е.Б.Покладок, В.А.Северцева, АГ.Смирнова, Л.И.Степановой, В.В.Спаской, Н.М.Тимофеевой, Г.Ф.Ткач, О.Л.Захаровой, сборники законодательных актов РСФСР, СССР, материалы ЮНЕСКО, СЭВ.
Известно, что иностранцы начали прибывать на обучение в Россию еще полтора века тому назад. В 1865 году на заседании Совета при Министре народного образования было признано желательным обучение иностранных граждан в учебных заведениях России [62].
Во второй половине XIX века в Петербургском, Московском, Новороссийском (г.Одесса) университетах и в ряде других гражданских и духовных заведений обучались юноши и девушки из Болгарии, Албании, Боснии, Герцеговины, Сербии и других стран. Студенты этих стран освобождались от платы за "слушание", правительством России были выделены для них специальные государственные стипендии.
Советское государство продолжило эту традицию. В начале 20-х годов в стране Советов обучались граждане Турции, Персии, Афганистана, Монголии. А в 1921 году было открыто специализированное учебное заведение - Коммунистический университет трудящихся Востока (КУВТ), который выполнял не только политические, но и образовательные задачи.
К концу 1921 года в КУВТе обучались иностранные граждане 44 национальностей [58]. В годы Великой Отечественной войны подготовка иностранных граждан в советских вузах сократилась и в основном была представлена гражданами Монголии и Польши.
Изучая имеющиеся документы можно сделать вывод, что, начиная с 1945 года, в вузы России стали прибывать на обучение граждане стран Европы и Азии, с середины 50-х годов - Африки, несколько позже - Латинской Америки. В начале 60-х годов в Москве был создан Университет дружбы народов, что символизировало качественный этап в деле подготовки иностранных специалистов в Советском Союзе.
Сотрудничество вузов социалистических стран начиналось с развития связей преимущественно в области обучения и воспитания кадров. На первом этапе оно характеризовалось оказанием помощи в подготовке новой интеллигенции путем обучения студентов за рубежом, главным образом в Советском Союзе, и изучения опыта организации и планирования высшего образования, накопленного СССР. Сотрудничество определялось задачами переходного периода от капитализма к социализму: социалистической индустриализации, культурной революции, освоения методов и приемов народнохозяйственного планирования и партийного руководства хозяйственным и культурным строительством.
В рамках первого этапа международного сотрудничества высшей школы стран—членов СЭВ можно выделить два периода: с 1922 г. до середины 40-х годов и от середины 40-х годов до середины 60-х годов: 1) оказание Советским Союзом помощи Монголии, 2) развитие сотрудничества в подготовке кадров в послевоенный период в связи со строительством основ
социализма в целом ряде стран и формированием мировой социалистической экономики.
Истоки международного сотрудничества в подготовке специалистов с высшим образованием относятся к 1922 г., когда на учебу в СССР в Коммунистический университет трудящихся Востока были направлены из Монголии первые 15 человек. В последующие годы СССР систематически принимал на обучение монгольских студентов, а с 1940 г. взял на себя половину расходов на образование и содержание граждан МНР в советских учебных заведениях. В 1942 г. Монгольскому государственному университету было передано в качестве дара оборудование для лабораторий. Помощь в развитии высшей школы оказывалась и путем направления в МНР советских научно-педагогических кадров.
С момента образования мировой социалистической системы высшая школа СССР ежегодно принимала студентов из 11 стран, вставших на путь строительства социализма. Подготовке кадров в Советском Союзе заметная роль отводилась в соглашениях о научно-техническом сотрудничестве, которые были заключены с Югославией в 1946 г., с Польшей в 1947 г., ГДР в 1951г. ит. д.
Созданный в 1949 г. Совет Экономической Взаимопомощи, координируя научно-технические связи стран—участниц этой новой международной организации, оказывал определенное влияние на процесс международного сотрудничества их высшей школы, которое, однако, формировалось посредством двусторонних межправительственных соглашений, а не на много сторонней основе.
В конце 50-х годов впервые были заключены двусторонние соглашения между ведущими вузами разных социалистических стран. Так, в 1958 г был подписан договор о сотрудничестве между Московским и Варшавским университетами. В 1962 г. вузы СССР и ГДР имели 7 таких договоров [34] и т. д.
Второй этап международного сотрудничества в этой области характеризуется превращением помощи в подготовке кадров в многосторонний процесс, расширением договорных связей вузов и увеличением удельного веса научно-технических контактов в их общем объеме. Его объективной основой является начавшийся процесс социалистической экономической интеграции, задачам которой постепенно подчиняются и международные связи высших учебных заведений.
Высшая школа России всегда была участником международного разделения труда в области образования. Так в СССР за последние 50 лет было подготовлено более 400 тысяч специалистов для зарубежных стран, причем, более половины из них в России. В середине 80-х годов по линии Минвуза СССР ежегодно направлялись на педагогическую работу в зарубежные страны свыше 1,5 тыс. преподавателей и специалистов, наибольшие такие коллективы работали в Алжире (до 500 чел.), Афганистане (до 400 чел.), Гвинейской Республике (160 чел.).
В настоящее время эта форма сотрудничества не получила развития, одной из причин чего является отсутствие государственной поддержки. Что касается командирования преподавателей высшей школы на педагогическую работу, то этой деятельностью занимаются в настоящее время коммерческие структуры, либо вузы по прямым договорам.
До 1967 г. СССР лишь принимал иностранных студентов. С 1967 г. советские граждане стали направляться на обучение в вузы других стран— членов СЭВ. В 70-е годы только в ГДР ежегодно выезжали на полный курс обучения 115 студентов и аспирантов и на производственную практику — 3 тыс. студентов советских вузов. В 80-е годы увеличиваются общие размеры взаимного обмена студентами. В середине 80-х годов в СССР обучалось свыше 40 тыс. иностранных граждан из 13 социалистических стран, а в вузах этих стран — свыше 1 тыс. советских студентов и аспирантов.
В Венгрии в 1985 г. число специалистов, закончивших советские вузы, составило свыше 6 тыс. При этом почти каждый десятый из них защитил в СССР кандидатскую или докторскую диссертации [54,20,42.].

Открыть документ

Открыть документ


Оставить комментарий