Организация деятельности школьных библиотек в информационно-образовательной среде

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1.
ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА И БИБЛИОТЕЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ
1.1. Информационно-образовательная среда: определение, структура 24
1.2. Библиотечное пространство в школе и его модернизация 39
1.3. Схемы организации деятельности школьной библиотеки как 61 системообразующей части информационно-образовательной
среды школы
ГЛАВА 2.
ТРАНСФОРМАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ
И ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ
2.1. Расширение деятельности школьной библиотеки в условиях трансформации информационно-образовательной среды 72
2.2. Типовые решения организации деятельности
школьной библиотеки 85
2.3. Школьная библиотека как ресурсный центр для обеспечения 106 и развития образовательной среды внутри и вне школы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 116
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 120
ПРИЛОЖЕНИЯ 150
Список сокращений
ЛИЬС - автомат шроианная информационная библиотечная cncieMa
IIK Г - информационно-коммуникационные гечноло! ии
ПК ~ персональный компьютер
ЭОР - ллек тронные образовательные ресурсы
В юксте исследования лапы ссылки на иснольюванные неiочники информации в квадратных скобках у каин порялко[к.!й номер источника ft списке литературы.
Ииеденне
Aiciу t!.плюсI [> исследовании.
Уровень рашитя информационных и к'омщинкициоиных [схноюпш, н\ применение в библтмечпыч и обра юва1едьныч у чрежденняч привели к необходимоеш научною рассмотрения теплен пии рашшия школьных библиотек и ич месга в информацпонно-обратвагельной среде.
Актуальное п, данною исследования обусловлена двумя век юрами происходящих перемен, которые окапывают птачительное влияние на деятельноси. школьных библиотек.
С одной, сюроны школьные биб пкнеки npeiepneBaior коннептуа н.иые шменения, ашанные с раншшем библиотек на современном папе и активным внедрением в paooiy них у чрс/кдений современных информационныч iexiuuoiirii. В 1ерминолотпческом словаре «Ниблшнечное дело» ориши{ация работы библиогеки определяйся как совокупность мероприяптп (и правил, по коюрым они осуществляются), направленных на обеспечение функционирования библиогеки и доспькеиия ею ошнмальных ре!улыаюв посредством упорядочения дежельност [10]. Современные библиотеки, продолжая выполнять традиционные функции, совершенешую! и. от част, видоп {меняют свою деятельное п., расширяю! свои вошожностн и крут ноль юва гелей. Экспонент тили прирос i информации, рашптие т лобадьных ceieii делаюЕ информационное поле бесконечно отромным. библиотекарям необходимо найги направления )ффек1ивното.
инновационною oiiseia на ie прел юления, которые выдвшае1 нюха информации.
Сеюдпя необходимое ib перерабоЕки все но spacrdioiiuix информационных поюков ведет к рлшиппо кооперации и шпеграции между библиотеками. Эш же процессы ееiecrвенным обраюм выводят библиотеки sa рамки ведомств тин учреждений, к коюр[>Ем они относятся, чю расширяет их ттю/кноеги и кр>т польнмшелей библиоюк. Проводя аиашп современною рлиштия бпблиотечно-ннформационной с(|)еры, дирекюр ПП1П> России профессор Я. Л. Шраиберг, выделил няп, основных общемировых тенденций (направлений):
1. ЛвЕорское и ишеллек1>алытое право.
2. Новые подходы к планированию деятельности библиотек с > четом нарастающе!о потока злеыронных п}блиьаций.
3. Обеспечение рашюи досшшосш биб шотечпых фондов и информации л 1Я ксеч Kaieiopnfi пользователей: толерантноем» и библиотеки.
А. Элемронные рес\рсы в библиотеках и л тя библиотек. Преодо тейпе ) текгронноЕ о (цифрово! о) рафЕ.ша и роль библиоЕек
5. Haynii.ie исследовании, образование и роль библиоЕек как ciparei пческич партеров [209] .
К сожалению, ПИЧСЕ О подобною нелыя ска шь о подавляющем болЕ.шинсЕве ШКО.ЕЕ.НЫЧ библиоЕек. Положение библиотек обраюЕшелышЕх уфеж-дений остается крайне сложным, подчас - плачевнЕ,1м има слабою финансирования, кадровых проблем, се л ty слотт неопределенности. Выходом и{ мою положения яв тяеICM выработка школьными библиотеками современных подходов к библно1еч[ю-библио[р4|фическоЕ1 и информационной деятельное ЕЙ, чю б\дет способствовал. созданию новою обрам, модели библиотеки обра ювагельжно у чреж'дения.
Др\юи вектор в шянпи. ведущий к переосмыслению деяЕел E>HOCiis шко н.ных библиотек, свяиш с ф)ндаментальны\ш изменениями, которые происходят в 01ечеет венной систсмс образования. Реформирование отечественною обраювания ICCHO свямно с переходом к информационному общее ту, с шпет ранней в мировое образовательное сообщество, с созданием единой образовательной информационно;] среды. Развите сферы обраювания на основе использования информационных и телекоммуникационных техноло!ий становится важнейшим национальным приоритетом, что иод| вер/кдаюг последние инициативы Ире {идеи та Российской Федерации 13.13. Пу тина в области образования.
Решение вопросов совершенствования структуры п содержания общею обраювания должно быть напрямую свя кию с инновационными направлениями дежельност шкот и обновленными функциями школьных библиотек. Новая образовательная аратетия нредполатает осошлние роли школьных библиотек* как информационных обра шва гельных центров, аккумулирующих все мноюобразие информационных потков. Модернизация обра ювателмюю процесса в ряде инновационных школ начиналась именно с модернизации шко тыюй библиотеки. По такому нуги пошли нижеюродская ав юрская академическая шкода .VJ186, нижеюродская недатот ическля гимназия, красноярская i имназия «У ни вере» школа-интерна! им. А. 11ырерки в 1. 11ар[>я-Мар и ряд дру i их школ.
1ем не менее, такие примеры скорее исключение, нежели правило. II значительная часть школьных библиотек находится в большом затруднении относительно возможностей своею ралиния и выяв !ения приоршешых направ 1епий деятельности.
Новые задачи обраювания, стремительно рааущие информационные по!оки, получающее все более широкое распространение информационные и юдекоммуникационные 1ехиоло!пи, автоматизация библиотек - все зги сферы требуют осмысления и практическою преломления в работе школьных библиотек. 1рудности развития уеутубляег и особое положение библиотеки в школе, С одной стороны, школьная библиотека - зго оиошотека, информационное учреждение. Но, кроме юю, она шкогышя, следовательно, напрямую связана с решением образовательных, недатот ическич задач школы. Экт нодифункцнональнос1ь школьных 6п6лпо1ек и предопределяет ич особое месю в информационном и образовательном иоле школы.

***
1.1. Информпишшпо-обрп зов;м ел ыши среда: определение, ci р\ к ту pa
Прежде чем ирис ту ппп> к рассмотрению и характеристике современной информационно-образовательной среды, необходимо опешив очевидную специфику рассматриваемою it исследовании типа библиотек. Школьные библиотеки - ло библиотеки обраювагельныч учреждении, которые не только содействуют и по,иерживают обра юна тельный процесс, но и при таны оказывать помошь тз ею совершенствовании и модернизации При jтом школьным библиотекам свойственны (тз болт.шей или меньшей степени) все ведущие тенденции развития библиотек в целом. Кроме тою, школьные библиотеки ив тяются структурными подрлзделениями, частями школы. Приоритетная направленность на решение образовательных задач школы как целостной системы определяет специфику функционирования библиотеки данного типа, В этой связи, исследование текущею состояния и выяв тению стратегий разтзигия школьных библиотек в современных условиях следует нредварии. изучением концептуальных изменений последних лет тз системе обра зования.
Потребности общееiна в ралинии системы обраювания об}слав ишаки необходимость ее модернизации через активное вовлечение информационных техполо! ни и создание информационно-образовательной среды. 11ротраммные ноло/кення образовательной политики России изчожены в ряде документов, среди которых особенно следует выделим» такие, как «Национальная доктрина образования тз Российской Федерации», «Концепция модернизации российскою образования на период до 2010 юда», «Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации», Федеральная протрамма «Развитие единой образовательно!] информационной среды на 2001 - 2005 юлы», Федеральная целевая протрамма развишя образования на 2006-2010 юлы.
Последние инициативы Президеша Российской Федерации В.В. Путина в облает образования пов1екли конкреш зацшо основных задач развишя в рамках реал и защит национальною проекта «Обра зование», Заяв тенный проект должен привесит к существенной модернизации сферы образования, повышению ею качесиза, доступности, открытеш. Проводимая политика ориентирована, в числе прочих важнейших задач, на обеспечение равною доступа т ралсдан и ортанизании страны к современным технолог иями, к их использованию, к решению вопросов информант зации сферы образования.
Актуальность задач модерни зации, информант зации обра зоваиия требует уточнения ба зовых понятий и определений. Рассмотрим в исследовании следующие поиянтя: «информатизация», «информаниошнле техноло!ни», «информационные ресурсы», «информационно-образовательная среда», «информационное образовательное пространство». Конкреш зация данных трактовок не юлько способствует верности выводов и определений, касающихся ортанизании деятельности школьных библиотек тз современных условиях, но и подчеркивает их особую роль и потенциал.
Сомаено ГОС1 7.0-99 «Пнформашюшю-библиотечная дея1елмюсн., библио! рафия: Гермины и определения» информати зация - но «комплекс мер, направленных на обеспечение оперативною доступа к информационным рееурсам» [34].
Опираясь на данное определение, рассмофим понятие «информантзация обраювания». В Концепции информатизации сферы обраювания (1998 i.) под страте! ической целью информатизации обраювания понимае1ся шобальная рационализация интеллектуальной дежельности за cnei использования новых информационных lexiuuoi ий, радикальное повышение ^ффекпшноеш н качеенза подюювки спсцпалпсЕов с новым типом мышления, соопзеЕсизу тощим требованиям IIOCIиндустриально!о общества |93]. 11нформагпзация образования подразумеваем обеспечение интенсификации процессов обучения за сче! совершенствования (форм и методов оринизапии учебною процесса, орыни злпионною управ тения, ашомаш зации процессов информационною обеспечения процесса обучения. Но сути, информатизация представ !яет собой один из основных пугеЁт модернизации системы образования. Среди первос!ененных задач, заятз теннЕЛХ в рамках реализации Концепции модернизации российскою образования на период до 2010 юда, указаны нлЕтравлепия информатизации образования через создание системы хтекфонных учебных ресурсов и соответствующей протраммпо-технической ннфрасфуклуры, а Еакже через маеннабпое подключение школ к Пшернегу и оснащение их комнью1ерными классами |94].
***
Заключение.
Совокупность п змеиений, происходящих в библиотечной и образовательных сферах в последние юды способствовала заострению внимания на вопросах деятельности школьных библиотек. Отличительной чертой современного ланд развития школьных библиотек, независимо о г их скпуса, специализации, технической оснащенности, является изменение места и роли библиотеки тз образовательной среде школы. 15 диссертации предпринята попьпка определить основные подходы к ортани зации деятельносш школьных библиотек в современной информационно- образовательной среде.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абакумова Г.А. Информационные технологии как основа развития современной общеобразовательной школы: Дне.... канд. пед. наук [Текст ] / Г. А. Абакумова. - М., 2001. - 146 с.
2. Антонова С.Г. Иллюстрации в учебном издании [Текст] / С.Г. Антонова // Современная учебная книга: монография. Гл. 10. - М.: МГУП, 2004. - С. 125-148.
3. Антонова С.Г. Работа редактора над изданиями учебного характера [Текст] / С.Г. Антонова // Университетская книга. - 2004 . - № 6. - С.22-28; № 7. - С.20-27.
4. Антонова С.Г. Работа редактора над структурой и аппаратом учебного издания для общеобразовательной школы [Текст] / С.Г. Антонова // Книга. Исследования и материалы. Сб.82. - М.: Наука, 2004. - С. 106-122.
5. Бакленд М. Модернизация библиотечного дела [Текст] / М. Бакленд; предисл. М. Гормана; пер. с англ. В. Пророковой. - М.: О.Г.И., 2000. - 272 с.
6. Беляева Т.А. Интерактивная компьютерная модель информационно- познавательной среды : Дис. ... канд. техн. наук [Текст ] / Т.А. Беляева . - М., 2006.- 168 с.
7. Берестова Т.Ф. Библиотека как элемент информационного пространства (к разработке концепции) [Текст] / Т.Ф. Берестова // Библиотековедение. - 2004. - № 6. - С.43-51.
8. Библиотека общеобразовательного учреждения: сб. регламентирующих док [Текст] / сост. Г. В. Чулкина, О. В. Козлова. - М. : ГНПБ им. К.Д. Ушинского РАО, 2000.- 80 с.
9. Библиотеки школ новою типа: метод, материалы и опыт работы [Текст] / РАО, ГНПБ им.К.Д.Ушинского; сост. Н.Б. Бирюкова. - М.: ГНПБ им. К.Д. Ушинского, 1995.
Ю.Библиотечное дело: терминологический словарь [Текст] / Рос. гос. б-ка. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: 1997. - 168 с.
11. Богословский В. И. Информационно-образовательное пространство - область функционирования педагогических информационных технологий [Электронный ресурс] /В.И. Богословский, В.А. Извозчиков, М.Н. Потемкин - Режим доступа: http://www.bitpro.ru/ito/2000/IV/IV4.html . - Загл. с экрана.
12. Большой Энциклопедический Словарь [Текст] I гл. ред. A.M. Прохоров - М., 1997.
13. Браун Д.Р. Как помочь учителю более эффективно использовать возможности современной школьной библиотеки [Текст] / Д.Р. Браун // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: Новые технологии и новые формы сотрудничества: 10-ая между нар. конф. «Крым-2003»: Труды конф. - Судак, 2003. - Т. 2. - С. 825-829.
14. Браун Д.Р. Школьные библиотеки и информационные услуги: использование модели решения проблем для интеграции программ информационной грамотности и библиотечно-информационного обслуживания в школах [Текст] / Д.Р. Браун // Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса: 12-ая междунар. конф. «Крьтм-2005»: труды конф. - Судак, 2005.
15. Браун Д.Р. Элементы эффективной программы школьной библиотеки: что это такое? [Текст] / Д.Р. Браун // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: Новые технологии и новые формы сотрудничества: 10-ая междунар. конф. «Крым-2003»: труды конф. - Судак, 2003. - Т. 2. ~ С. 842-847.
16. Бубекина П.В. Размышления об образовательной функции библиотек [Текст] / Н.В. Бубекина // Библиотековедение. - 2000. - № 5. - С. 29-36.
17. Бычкова Е.Ф. Некоторые аспекты использования Интернет в муниципальной средней школе [Текст] / Е.Ф. Бычкова // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: Новые технологии и новые формы
сотрудничества: 8-ая междунар. конф. «Кры.м-2001»: труды конф. - Судак, 2001.-Т. 2.-С. 869-871.
18. Варганова Г.В. Научные исследования в школьных библиотеках США / Г.В. Варганова [Текст] // Библиотековедение. - 2004. - № 4. -С.98-102.
19. Василенко Н.В. Интеграция знаний на основе использования новых информационных технологий в общеобразовательной школе: Дис. ... канд. пед. наук [Текст ] / Н.В. Василенко. - СПб, 2001. - 156 с.
20. Весманов С.В. Концептуальная модель организации интернет-поддержки информационно-образовательного пространства в общем образовании [Текст] // Интернет-порталы: содержание и технологии, вып. 1 / С.В. Весманов, А.А. Каспржак, E.JI, Рачевский, А.А. Терехов; под ред. А.Н. Тихонов (пред.); ГНИИ ИТТ "Информика". - М.: Просвещение, 2003. - С. 235-276.
21. Виды сред в образовании [Электронный ресурс] // Курс подготовки координаторов для системы дистанционного обучения. - Режим доступа: http://courses.urc.ac.ru/eng/u7-9.html
22. Вихман В.В. Оценка и анализ эффективности применения информационных технологий в образовании: Дис.... канд. пед, наук [Текст ] / В.В. Вихман . - Новосибирск, 2004. - 132 с.
23. Вишнякова А.В. Образовательная среда как условие формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся: Дис. ... канд. пед. наук [Текст ] / А.В. Вишнякова. - Оренбург, 2002. - 171 с.
24. Воройский Ф. С. Информатика. Новый систематизированный толковый словарь-справочник: ввод, курс по информатике и вычислит, технике в терминах [Текст] / Ф.С. Воройский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Либерея, 2001.-536 с.
25. Воройский Ф. С. Корпоративные автоматизированные библиотечно- инфор.мационные системы: состояние, принципы построения, перспективы развития: аналитический обзор [Текст] / Ф.С. Воройский, Я.Л. Шрайберг. - М., ГПНТБ, 2003. - 123 с.
26. Гендина Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учебно-методическое пособие [Текст] / Н.И Гендина , Н.И. Колкова, ИЛ. Скшгор, Г.А. Стародубова. - 2-е изд., перераб. - М.: Школьная б-ка, 2003. - 296 с.
27. Гениева Е.Ю. Библиотека как центр межкультурной коммуникации: Автореф. дис... д-ра пед. наук [Текст ] / Е.Ю. Гениева . - М., 2006. - 38 с.
28. Гершунский Б.С. Философия образования для ХХ[ века: в поисках практико-ориентированных образовательных концепций [Текст] / Б.С. Гершунский. - М.: Совершенство, 1998. - 608 с.
29. Глобализация и образование: сб. обзоров [Текст] / Рос. Академия наук; ИНИОН; отв. ред СЛ. Зарецкая. - М., 2001. - 143 с.
30. Глоссарий по информационному обществу [Электронный ресурс] / Британский совет в России; Институт развития информационного общества. - 2001. - Режим доступа: http//www.iis.ru/glossary/index.html
ЗГГолубева Е.И. Детское чтение в России: Реальность, опасения, прогнозы [Текст] // Юный читатель и книжная культура России: материалы исследования: Сб. статей / Е.И. Голубева, В.П. Чудинова; РГДБ. - М., 2003. -С. 9-16.
32. Гончаров М.В. Введение в Интернет: в 9 ч. 4.5: Интернет для учителей и учеников [Текст] / М.В. Гончаров, ЯЛ. Шрайберг. - М., ГПНТБ России, 2001.- 40 с.
33. Горянская О.Е. К проблемам автоматизации школьных библиотек [Электронный ресурс] / О.Е. Горянская // Интернет-конференция "Библиотеки и непрерывное педагогическое образование" 17-27 октября 2005 г. - Режим доступа: http://www.gnpbu.ru/konf-801et/kof80 5ек1.Ыт#К_проблемам_автоматизации_школьпых__библиотек
34. ГОСТ 7.0-99 Информационно-библиотечная деятельность, библиография: Термины и определения [Текст] // Библиотека и закон. - 2001 , - 10 (1) - С. 307-329.
35. ГОСТ 7.74 ~ 96 Информационно-поисковые языки. Термины и определения [Текст] // Библиотека и закон. - 1999. -№ 6 (1). - С. 361-379.
36. ГОСТ 7.73-96 Поиск и распространение информации. Термины и определения [Текст] // Библиотека и закон. ~ 2000. - Вып. 8. - С. 370-376.
37. ГОСТ 7,83-2001 Электронные издания. Основные виды и выходные сведения // Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации. - Мн., б.г. - 20 с.
38. Громова O.K. Анализ тенденций развития школьных библиотек в контексте модернизации образования [Текст] / O.K. Громова // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: Новые технологии и новые формы сотрудничества: 10-ая междунар. конф. «Крым-2003»: труды конф. - Судак, 2003. - Т. 2. - С. 830-833.
39. Громова O.K. Непрерывное образование школьных библиотекарей: история и выводы одного проекта / О. К. Громова // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: Новые технологии и новые формы сотрудничества: 9-ая междунар. конф. «Крым-2002»: труды конф. - Судак, 2002.-Т.2.-С. 841-843.
40. Громова O.K. Типичные модели школьных библиотек [Текст] / О. К. Громова. - М.: Чистые пруды, 2006. - 32с. - (Библиотечка «Первого сентября», серия «Библиотека в школе». Вып. 5(11))
41 .Дацюк Г.И. Психолого-педагогические особенности применения информационно-коммуникационных технологий в учреждениях общего среднего образования: Дис. ... канд. пед. наук / Г. И. Дацюк. - М., РАГС, 2001.- 175 с.
42,Дворкина М.Я. Библиотечная деятельность и библиотечная технология: соотношение понятий и отражаемой ими реальности [Текст] / М. Я. Дворкина // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: Новые технологии и новые формы сотрудничества: 9-ая междунар. конф. «Крым- 2002»: труды конф. - Судак, 2002. - Т.2. - С. 765-766.
43. Дворкина М.Я. Библиотечное обслуживание: новая реальность [Текст] / М Я, Дворкина. - М.,МГУКИ, 2000. - 45 с.
44. Дворкина М.Я. Информационное обслуживание: социокультурный подход [Текст] / М. Я. Дворкина; МГУКИ. - М.: Профиздат, 2001. - 111 с.
45. Дети и библиотеки в меняющейся медиасреде: Сб. [Текст]. - М.: Школьная библиотека, 2004. - 335 с.
46. Детское чтение на рубеже веков. Проблемы. Исследования. Прогнозы: сб. науч. трудов 4.1. [Текст] / сост. Е.И.Голубева, В.П.Чудинова, Л.П.Михайлова; РГДБ. - М„ 2001.-105 с.
47. Добрынина Н.Е. По ступенькам культуры чтения [Текст] / И. Е. Добрынина // Библиотековедение.- 2000.- N 3. - С. 52-57.
4В.Егорова Ю.Н. Мультимедиа как средство повышения эффективности обучения в общеобразовательной школе: Дис. ... канд. пед. наук [Текст ] / 10. И. Егорова. - Чебоксары, 2000. - 166 с.
49. Емельянова Е. Выход иркутских школ в информационное сетевое пространство [Текст] // Школьный сектор: История образовательного Интернета в рассказах ее участников / Е. Емельянова; сост. Е. Н. Ястребцева. - М.: Ассоциация RELARN, 2002. - С. 35-40.
50. Еременко Т. В. Вузовская библиотека в современной информационно- образовательной среде: Опыт сравнительного библиотековедческого исследования : Дис.... д-ра пед. наук [Текст ] /Т. В. Еременко . - Мм 2004. -421 с.
51. Еременко Т.В. Современные информационные технологии в университетских библиотеках США [Текст] / Т. В. Еременко; Рязанский государственный педагогический университет им. С.А. Есенина. - Рязань, 2001.- 119 с.
52. Жадько Н.В. Влияние зарубежных моделей библиотечного развития на современное состояние российских библиотек [Текст] / Н. В. Жадько, М. А. Чурки на// Библиотеки учеб. заведений . 5. - С. 14-23.
53.Жадько Н.В. Модернизация российских библиотек. Итоги и перспективы [Текст] / Н. В. Жадько, М. А. Чуркипа // Справочник руководителя учреждений культуры. - 2002. - №3.
54.Зайцев, В.Н. Информатизация как инструмент формирования гражданского общества [Текст] / В. II. Зайцев // Библиотековедение.- 2005.- № 1.- С. 25¬29.
55.3емсков А.И. Электронные библиотеки: учеб. пособие для студентов ун¬тов и вузов культуры и искусств [Текст] / А. И. Земсков, Я. Л. Шрайберг; МГУКИ; ГПНТБ, - М., 2001. ~ 72 с.
56.Зверева М.И. Организационно-педагогические условия использования информационных компьютерных технологий в образовательном процессе гимназии: Дис.... канд. пед. наук [Текст ] / М. И. Зверева. - М., 2000. - 137 с.
57.Зуева Е.М. Инновационная мозаика, или Строим будущее своими руками [Электронный ресурс] / Е.СМ. Зуева // Учительская газета. - 2004. - 14 сентября. — Режим доступа:
http://www.ug.ni/issue/?action=topic&toid=6260. (28/03/06)
58.Зуева Е.М. Педагогическая деятельность школьной библиотеки [Текст] / Е.М. Зуева // Библиотека и образование школьников: проблемы информационной поддержки: докл. и сообщения науч.-практ. конференции 20-22 июня 2000 г. - Озерск, 2000.- С. 63-67.
59.3уева Е. М. Проблемы формирования единого образовательного информационно-библиотечного пространства [Электронный ресурс] / Е.М.Зуева // Интернет-конференция "Библиотеки и непрерывное педагогическое образование" 17-27 октября 2005 г. - Режим доступа: http://www.gnpbu.ru/konf-801et/kofT80-sekl. Ыт#Проблемы_формирования_
60.Зуева Е.М. Феномен современной школьной библиотеки [Электронный ресурс] / Е. М. Зуева // Федерация Интернет-образования: Учитель.ги - Режим доступа: http://www.teacher.fio.ru/news.php?n=25260&c=l441
61. Иванова Г.Л. Библиотечная работа с детьми за рубежом: уч. пособие [Текст] / Г.Л. Иванова, В.П. Чудинова.- М.: МГУКИ, 1999. - 26В с.
62. Иванова Г.А. Вклад ученых МГУКИ в разработку проблем педагогики детского чтения [Текст] / Г.А. Иванова // Педагогика детского и юношеского чтения: история, современное состояние, перспективы: сб. науч. тр. - МлМГУКИ, 2001. - С. 6-24.
63. Иванова Г.А. Образование библиотекарей как специалистов по работе с детьми: монография [Текст] / Г.А. Иванова. - М., 2002. - 254 с.
64. Иванова Г.А. Профессиональное образование библиотекарей как специалистов по работе с детьми: Становление и тенденции развития : Дис. ... д-ра пед. наук [Текст ] / Г. А. Иванова. - М., 2002. - 282 с.
65. Иванова Г. А. Школьный библиотекарь: становление профессии [Текст] / Г. А. Иванова. — М.: Школьная библиотека, 2004. — 288 с.
66. Иванова Е.В. Возможности школьных библиотек и объединение их деятельности Информационный бюллетень РБА, №18: конф. Российской библиотечной ассоциации: 5-ая ежегод. сессия: Доклады и сообщения [Текст] / Е.В. Иванова . - Санкт-Петербург, 2001. - 4.1. - С. 191-196.
67. Иванова Е.В. Все имеет свое начало. Автоматизация школьных библиотек [Текст] / Е.В. Иванова // Семь шагов к новой библиотеке. Создание информационного пространства школы как этап ее модернизации: книга для директоров школ, методистов и библиотекарей / Е.В. Иванова, под общ. ред. О. К. Громовой; сост. О. К, Громова, J1. Ф. Сухова. - М.: Первое сентября, 2003.-С. 55-60.
68. Иванова Е.В. Интеграция школьных библиотек в информационно- образовательную среду [Текст] / Е. В. Иванова // Вестник МГУКИ - № 4. - С. 152-153.
69. Иванова Е.В. Информационно-образовательная среда школы: роль и место школьной библиотеки [Электронный ресурс] / Е.В. Иванова // Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры,
образования и бизнеса: 13-ая междунар. конф. «Крым-2006»: труды конф.. - М., 2006.
70. Иванова Е.В. Информационные ресурсы образовательного пространства школы: взгляд библиотекаря-оптимиста [Текст] / Е. В. Иванова // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: Новые технологии и новые формы сотрудничества: 7-ая междунар. конф. «Крым-2000»: труды конф. - Судак, 2000. - Т.2. - С.342-346.
71. Иванова Е.В. Использование Интернет-ресурсов в образовательных целях (на основе анализа зарубежного опыта) [Текст] // Гончаров М. В., Шрайберг JI. Я. Введение в Интернет : учеб. пособие в 9 ч. / под общ. науч. ред. Я.Л. Шрайберга. 4.5 : Интернет для учителей и учащихся школ / Е. В. Иванова.-М.: ГПНТБ России, 2001.-С. 31-37.
72. Иванова Е.В. Использование ресурсов школьных библиотек для информационного обеспечения профильного образования старших школьников [Текст] / Е.В. Иванова // Проблемы и приоритеты современного образования: Сб. материалов науч.-практ. конф. молодых ученых. - М.: ИОСО РАН, 2002. - С. 28-31.
73. Иванова Е.В. Современная школьная библиотека [Электронный ресурс] / Е.В. Иванова // Конгресс конференций «Информационные технологии в образовании. ИТО-2003»- Режим доступа: http://ito.edu.ru/2003/! 1/4/Й-4- 3318.html
74. Иванова Е.В. Что такое ресурсный центр [Текст] / Е.В. Иванова // Библиотека в шк. - 2001. - № 10. -С.2-7.
75. Иванова Е.В. Школьные библиотеки и информационные технологии: мечты о будущем [Электронный ресурс] / Е.В. Иванова // Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса: 11-ая междунар. конф. «Крым-2004»: труды конф.. -М., 2004.
76. Иванова Е.В. Школьные библиотеки и модернизация образования. Стратегия и тактика перемен [Текст] // Семь шагов к повой библиотеке.
Создание информационного пространства школы как этап ее модернизации: книга для директоров школ, методистов и библиотекарей / Е.В. Иванова, иод общ. ред. O.K. Громовой; сост. O.K. Громова, Л.Ф. Сухова. -М.: Первое сентября, 2003.-С. 76-144.
77. Иванова Е.В. Школьная библиотека: форма и содержание [Текст] / Е.В. Иванова // Библиотеки и образование: междунар. конф. - Ярославль, 2005.
78. Иванова Е.В. Электронные информационные ресурсы в школьной библиотеке [Электронный ресурс] / Е.В. Иванова // Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса: 12-ая междунар. конф. «Крым-2005»: труды конф. - М., 2005.
79. Инновационная деятельность библиотек образовательных учреждений: Материалы из опыта работы [Текст] / РАО; Гос. науч. пед б-ка им. К.Д.Ушинского; сост. Е. М.. Зуева - М., 2004. - 105 с.
80. Информатизация детских библиотек России. Ч. 2. [Текст] / сост. А. И. Михайлова.- М.: РГДБ, 2000.- 59 с.
81. Информационное пространство школы [Текст] // Специальное приложение к журналу «Лицейское и гимназическое образование». - М., 2001. - С. 9¬12.
82. Кабачек О.Л. Библиотетерапия в детской библиотеке [Текст] / О.Л. Кабачек.-М.,2002.- 125 с.
83. Каптерев А.И. Информатизация социокультурного пространства: уч. пособие для студентов, аспирантов, библиотекарей-практиков [Текст] / А.И. Каптерев. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 512 с.
84. Каптерев А.И. Мультимедиа как социокультурный феномен [Текст] / А.И. Каптерев. - М.: ИПО Профиздат, 2002. - 224 с.
85. Карауш А.С. Использование системы «ИРБИС» в школьных библиотеках города Томска [Текст] / А.С. Карауш // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: Новые технологии и новые формы сотрудничества: 8-ая
междунар. конф. «Крым-2001»: труды конф. - Судак, 2001. - Т. 1. - С. 194¬195.
86. Карташов Н.С. Заметки о маркетинге, маркетинговой среде и организационной деятельности библиотеки [Текст] / Н.С. Карташов // Науч. и техн. б-ки. - 2001. - № 9. - С. 4-14.
87. Карташов Н.С. Сравнительное библиотековедение: объективная необходимость и специфичность [Текст] / Н.С. Карташов // Науч. и техн. б- ки. - 1999. - Л1» 10. - С. 4-16.
88. Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура [Текст] / Пер с англ.; под ред. О.И. Шкаратана. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 608 с.
89. Козинкин С. Интернет-образование в школах Краснодарского края набирает обороты [Текст] / С. Козинкин // Школьный сектор: История образовательного Интернета в рассказах ее участников / сост. Е.Н. Ястребцева. - М.: Ассоциация RELARN, 2002. - С. 70-76.
90. Козлова О.В. Актуальные проблемы работы школьных библиотек [Текст] / О.В. Козлова // РБА. - 2002. - № 23. - С. 90-92.
91. Козлова О.В. Информатизация образования и школьная библиотека [Текст] / О.В. Козлова // Народное образование. - 2002. - № 5. - С. 107-109.
92. Козлова О.В. Основные проблемы и нормативно-правовое обеспечение работы библиотек общеобразовательных учреждений [Текст] / О.В. Козлова // Библиотека и закон. Вып. 9 (2,2000). - М.: Либерея- Бибинформ,2000. - С. 214-232.
93. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации [Текст] / М-во общего и проф. образования Рос. Федерации. - М., Б.н, 1998.-322 с.
94. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 N 1756-р [Текст] // Официальные документы в образовании. - 2002. - N 4. - С. 3-31. (с.8)
95. Концепция создания и развития информационно-образовательной среды открытого образования системы образования Российской Федерации (Краткая редакция) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//w ww.do .sgu.ru/c one. htm I
96. Концепция создания телекоммуникационной системы удаленного доступа школ к информационным образовательным ресурсам: прилож. №1 к решению коллегии Министерства образования России от 04.04.02 №7 «О реализации основных направлений информатизации образования в рамках федеральной целевой программы «Развитие образовательной информационной среды (2001-2005 годы)» [Текст]. - М., 2002. - 7 с.- Ротапр.
97. Концепция формирования информационного общества в России: одобрена решением Государственной комиссии по информатизации при Государственном комитете Российской Федерации по связи и информатизации от 28 мая 1999 г. №32. [Электронный ресурс] // Институт развития информационного общества. - 1998-2002. -Режим доступа: http://www.iis.ru/libraiy/riss/riss.ru.html - Загл. с экрана.
98. Корхова В. Организация единого информационного пространства гимназии №56 г. Санкт-Петербурга [Текст] / J1. Андрианова, В. Корхова // Школьная библиотека. - 2002. - № 3. - С. 20-21.
99. Крынкин В.В. CD-ROM, Интернет и школьная библиотека: история и современность [Текст] / В.В. Крынкин // Школьная библиотека. - 2001. - № 3-С. 41-43.
100. Кузнецова А.Г. Развитие методологии системного подхода в отечественной педагогике: монография [Текст]. - Хабаровск: Изд-во ХК ИППК ПК, 2001.- 152 с.
101. Кузьмин Е.И. Библиотечная Россия на рубеже тысячелетий. Государственная политики и управление библиотечным делом: Смена парадигмы [Текст] / Е.И. Кузьмин. - М.: Либерея, 1999. - 224 с.
102. Кузьмин Е. И. Государственная библиотечная политика в России: итоги и перспективы [Текст] / Е. И. Кузьмин // Науч. и техн. б-ки. - 2003. - № 1. - С. 66-81.
103. Куликова Л.В. Библиотеки и образование: приглашение к обсуждению проблемы [Текст] / Л.В. Куликова // Инф. бюл. РБА. - 1998. - № 11. - С. 88- 91.
104. Курова Н.И. Информационная среда образовательного учреждения - фактор управления процессом информатизации образования в школе [Электронный ресурс] / Н.И. Курова // Вопросы Интернет-образования. - 2006. - № 32.- Режим доступа: http://vio.fio.ru/vio_32/cd_site/Articlcs/art_l_3-l.htm
105. Любибогова Н.А. Корпоративная информационно-библиотечная система в условиях учебно-научно-педагогического комплекса региональной системы непрерывного педагогического образования [Электронный ресурс] / Н.АЛюбибогова // Образование: исследовано в мире: Международный научный педагогический Интернет-журнал. - Режим доступа: http://www.oim.ru/reader.asp?nomer=361
106. Майстрович Т.В. Электронные издания на оптических компакт-дисках: Технология использования в библиотеках [Текст] / Т.В. Майстрович. - М.: Либерея, 2001. - 64 с.
107. Максимова Е.А. Формирование информационного образовательного пространства в условиях учебно-научно-педагогического комплекса региональной системы непрерывного педагогического образования [Электронный ресурс] / Е.А. Максимова // Образование: исследовано в мире: Международный научный педагогический Интернет-журнал. - Режим доступа: http://www.oim.ru/reader.asp?whichpage=2&mytip=l&word=&pagesize=15& Nomer=360
108. Маршак Б.И. Живой уюлок для Снежною барса: новая инициатива в области автоматизации школьных библиотек [Текст] // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: Новые технологии и новые формы сотрудничества: 8-ая междуиар. конф. «Крым-2001»: Труды конф. - Судак, 2001.-Т.2.-С. 859-860.
109. Маршак Б. И. Современные проблемы разработки и внедрения автоматизированных библиотечно-информационных систем: системный подход и оценка программного окружения [Текст] / Б.И. Маршак // Науч. и техн. б-ки. - 2003. - № 2. - С. 5-11.
110. Матлина С.Г. Благоприятный имидж библиотеки [Текст] / С.Г. Матлина // Школьная библиотека. - 2003. - № 6. - С. 42-44.
111. Матлина С.Г. Понятийный аппарат современного библиотековедения: (Социально-культурные аспекты) [Текст] / С.Г. Матлина // Библиотековедение. - 2005. - № 2. - С. 23-30.
112. Матлина С.Г. «Распахнутое» пространство библиотеки: метафора - методика - артефакт культуры (Социально-культурные аспекты теории библиотечной инноватики) [Электронный ресурс] / С.Г. Матлина // Международная конференция «Румянцевские чтения 2004». - Режим доступа: www.rsl.ru/rumchten/2004/doclad/2320042056.doc
113. Матрос Д.Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга [Текст] / Д.Ш. Матрос. - 2-е изд. - М.: Пед. о-во России, 2001. - 128 с.
114. Мелентьева Ю.П. Библиотека в современной системе образования и образовательной среде. Постановка проблемы [Электронный ресурс] / Ю.П. Мелентьева // Международная конференция «Румянцевские чтения 2004» Режим доступа: http://www.rsl.ru/rumchten/2004/doclad/1532004597.doc
115. Мелентьева Ю.П. Библиотека и юношество: поиски взаимопонимания [Текст] /Ю.П. Мелентьева. - М., Ин-т психологии РАН, 1999.- 160с.
116. Мелентьева Ю.П. Библиотека как институт социализации личности [Текст] / Ю.П. Мелентьева. - М: МГУК.1995. - 352с.
117. Мелентьева Ю.П. Библиотека как ресурс образования. Постановка проблемы [Электронный ресурс] / Ю.П. Мелентьева // Программа ЮНЕСКО «Информация для всех», Международная конференция «Всеобщий доступ к информации», Санкт-Петербург, 23-25 июня 2004. - Режим доступа: http://confifap.cpic.ru/upload/spb2004/reports/tezis_225.doc
118. Мелентьева Ю. П. Библиотечное обслуживание в школьной библиотеке : специфика форм и методов : социологические и психологические аспекты изучения чтения [Текст] / Ю.П. Мелентьева // Библиотека в шк. — 2004. — № 18. —С. 47—52.
119. Место школьной библиотеки в обучении и образовании для всех. Манифест ИФЛА/ЮНЕСКО о школьных библиотеках [Текст] / Г. Уилларс; пер. Э. Азгальдова // Семь шагов к новой библиотеке. Создание информационного пространства школы как этап ее модернизации: книга для директоров школ, методистов и библиотекарей /под общ. ред. O.K. Громовой; сост. O.K. Громова, Л.Ф. Сухова. - М.: Первое сентября, 2003. - С. 157-160.
120. Михалева Т.И. Современная литература в подростковом чтении: программа курса по выбору [Текст] / Т.И. Михалева. - М. : МГУКИ, 2000.- 18 с.
121. Михальченко Е. П. Школьная библиотека как компонент педагогической системы [Текст] / Е.П. Михальченко // Библиотечное дело — XXI век : научно-практический сборник : прилож. к журн. "Библиотековедение". — 2004. — № 1. — С. 178—184.
122. Михнова И.Б. Библиотека как информационный центр для населения: проблемы и решения: практ. пособие [Текст] / И.Б. Михнова. - М.: Либерея, 2000.- 128 с.
123. Модернизация российского образования: документы и материалы [Текст] / под ред. Э.Д. Днегтрова. - М.: ГУ ВШЭ, 2002. - 332 с.
124. Моргснштерн И.Г. Информационное общество: учеб. пособие [Текст] / И.Г. Моргснштерн. - 2-е изд., испр. и доп. - Челябинск, Урал LTD, 2000. - 128 с.
125. Назаретян А.П. Векторы исторической эволюции [Текст] / А.П. Назаретян // Общественные науки и современность. - 1999. - № 2. - С. 112-126.
126. Наужокайтис Д.М. Национальное и международное сотрудничество в области образования на базе Интернет: один мир - одна школа [Текст] / Д.М. 11аужокайтис // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: 9-ая междунар. конф. «Крым- 2002»: труды конф. - Судак, 2002. - Т.2. - С. 849-852.
127. Наужокайтис Д.М. Проект по использованию Интернет в обучении детей: телекоммуникации, коллективная работа и трансформация учебного процесса [Текст] / Д.М. Наужокайтис // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: Новые технологии и новые формы сотрудничества: 9-ая междунар. конф. «Крым-2002»: труды конф. - Судак, 2002, - Т.2. - С. 835¬840.
128. Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: hUp://wvvw.informika.ru/text/magaz/newpaper/messedu/cour0010/2300.html Загл. с экрана.
129. Нильссон М. Школьная библиотека - информационный центр школы [Текст] / М. Нильссон // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: 7-ая междунар. конф. «Крым-2000»: труды конф. - Судак, 2000. - Т. 2. - С. 364-368.
130. Новое в работе школьной библиотеки: информ.-метод. Материалы [Текст] / Рос. акад. образования, ГНПБ им. К.Д. Ушинского; сост. JI.E. Коршунова; гл. ред. Б.Н. Сизов. - М.,2001 - 29 с.
131. Новые инфокоммупикационные технологии в социально-гуманитарных науках и образовании: современное состояние, проблемы, перспективы развития: материалы междунар. Интернет-конф. на портале http//'www. audi tori um.ru [Текст] / Ин-т «Открытое общество" (Фонд Сороса - Россия); под ред. Л.Н. Кулика. - М., 2003. - 423 с.
132. Носков И.А. Проблема формирования информационной образовательной среды [Электронный ресурс] / И.А. Носков // Вопросы Интернет-образования. - 2006. - № 32.- Режим доступа: http://vio.fio.ru/vio_32/cd_site/Articles/art_2_4-2.htm
133. О библиотечном деле: Федеральный закон [Текст] // Справочник библиотекаря под ред. А.И. Ванеева, В.А. Минкиной. - СПб.: Изд-во «Профессия», 2000. - С.3-23.
134. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон № 149-ФЗ от 27.07.2006 [Электронный ресурс] - Режим доступа: hUp://base.consultant.ru/cons/cgi/online.ctii?req=doc;base=LAW;n=61798;div= LAW;ref=s
135. Об итогах первого этапа модернизации российского образования и о приоритетах развития системы образования России в 2004-2005 годах: Доклад Министра образования Р.Ф. В.М. Филиппова на расширенном заседании коллегии 25 февраля 2004 г. [Текст] // Бюллетень Министерства образования РФ. Высшее и среднее профессиональное образование. - 2004. -N4.-C. 4-17.
136. Об организации использования информационных и коммуникационных ресурсов в общеобразовательных учреждениях письма Министерства образования России: Письмо Министерства образования России от 13 августа 2002 года [Электронный ресурс] // Всероссийский @вгустовский Интернет-педсовет - 2002. - Режим доступа: http://pedsovet.alledu.rU/forum/367/310/1639/2
137. Об участии в международном информационном обмене: Федеральный закон (Принят Гос. Думой 5 июня 1996 г.) [Текст] // Собр. Законодательства Российской Федерации. - 1996. - №28 . -с.33-47.
138. Образование в информационном обществе [Текст] / подгот.: Е.И. Кузьмин и В.Р. Фирсов. - СПб: РНБ, 2004. - 96 с.
139. Образовательная политика России на современном этапе [Текст] // Государственный Совет Российской Федерации. Доклад - М., 2000. - 42 с.
140. Общество и книга: от Гутенберга до Интернета: сб. трудов [Текст] / Ин¬т философии РАН; под общ. ред. А.П. Королевой. - М.: Традиция, 2000. - 280 с.
141. Озеров К.Г. Информационно-образовательная деятельность библиотечных медиа центров в школах США: Дис. ... канд. пед. наук [Текст] /К.Г. Озеров. ~ СПб., 1996.- 101 с.
142. Олефир С.В. Библиотека для детей в информационно-образовательной инфраструктуре малого города [Текст] / С.В. Олефир // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: 8-ая междунар. конф. «Крым-2001»: труды конф. - Судак, 2001.-Т. 2.-С. 863-868.
143. Олефир С.В. Факторы формирования информационно-образовательной среды библиотеки для детей и юношества наукограда : Дис. ... канд. пед. Наук [Текст] / С.В. Олефир. - Челябинск, 2003. - 197 с.
144. Организационно - методические основы формирования и функционирования службы разработки и поддержки ресурсов учебного назначения [Электронный ресурс] / Кемеровский областной ресурсный центр. - Режим доступа: http://www.rrc.kemsu.ru/base/raz.htm -
145. Осетрова Н.В. Книга и электронные средства в образовании [Текст] / Н.В. Осетрова, А.И. Смирнов, А.В. Осин.- М.: Логос, 2002.- 142 с.
146. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации [Текст] / А.В. Осин. - М.: Агентство «Издательский сервис», 2004. - 320 с.
147. Осин А.В. Создание учебных материалов нового поколения [Текст] / А.В. Осин // Информатизация общего образования: тематическое приложение к журналу "Вестник образования" - М.: Просвещение. - 2003. - N2.
148. Осин А.В. Электронное издание в образовательном пространстве [Электронный ресурс] / А.В. Осин // Республиканский мультимедиа центр. - Режим доступа: http://www.rnmc.ru/ideas/osin/izdvpros.php
149. Основные направления развития электронных образовательных изданий и ресурсов: материалы науч. практ. конф. «Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды» [Текст] / М-во образования РФ, Республиканский мультимедиа центр. - М., 2002. - 134 с.
150. Оспенникова Е.В. Информационная образовательная среда современного школьника [Текст] / Е.В. Оспенникова // Школьные технологии. - 2002. - № 4. - С. 25-36.
151. Педагогические библиотеки - школьным: материалы из опыта работы [Текст] / РАО, ГНПБ им.К.Д.Ушинского; сост.: Е.М. Зуева, гл. ред. Б.Н. Сизов, ред. Т.С. Епихина. - Мм 2002. - 60 с.
152. Пил ко И.С. Библиотека как система: технологический подход: Дис.... д- ра пед. наук [Текст] / И.С. Пилко. - М., 2001. - 237 с.
153. Полат Е.С. Единое информационно-образовательное пространство гимназии [Электронный ресурс ]/ Е.С. Полат // ИОСО РАО. - Режим доступа: http://www.ioso.ru/do/curse/engl-inter/list5b4.htm
154. Полат Е.С. Метод проектов [Электронный ресурс ]// ИОСО РАО. - Режим доступа: http://www.ioso.ru/distant/project/meth%20project/metod%20pro.htm
155. Полозова Т.Д. Внеклассное чтение как творческая деятельность учащихся: Автореф. дис.... д-ра пед. наук [Текст ]/ Т.Д. Полозова.- М., 2000.- 82 с.
156. Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения (№ 14-51-70/13 от 23.03.04) [Электронный ресурс] // Российская библиотечная ассоциация. - Режим доступа: http://www.rba.ni/or/comitet/19/l.pdf
157. Пузикова И. Г. Создание и использование школьной медиатеки на основе распределенного информационного ресурса : Дис.... канд. пед. наук [Текст ] / И.Г. Пузикова - М., 2005. - 148 с.
158. Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 годы: Федеральная целевая программа утв. Постановлением правительства Российской Федерации от 28 августа 2001 г. № 630 [Электронный ресурс] .- Режим доступа: http://www.informika/text/goscom/ntp/fp/pfzp/progr.txt - Загл. с экрана.
159. Российское библиотековедение: XX век. Направления развития, проблемы и итоги. Опыт монографического научного исследования [Текст ] / сост. и предисл. Ю.П. Мелентьевой; науч. ред. JT.M. Инькова. - М.: ФАИР-ПРЕСС, Пашков Дом, 2003. - 432 с.
160. Руководство ИФЛАЛОНЕСКО для школьных библиотек [Текст ] // Семь шагов к новой библиотеке. Создание информационного пространства школы как этап ее модернизации: книга для директоров школ, методистов и библиотекарей /под общ. ред. O.K. Громовой; сост. O.K. Громова, Л.Ф. Сухова. - М.: Первое сентября, 2003. - С. 161-187.
161. Руфанова С.Н. Библиотекарь и новые информационные технологии: задачи свободного доступа к информации, образования и развития детей и подростков [Текст ] / С.Н. Руфанова // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: 7-ая междунар. конф. «Крым-2000»: труды конф. - Судак, 2000. - Т. 2. -С. 162¬164.
162. Руфанова С.Н. Электронный каталог для детей [Текст ] / С.Н. Руфанова // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: 7-ая междунар. конф. «Крым-2000»: труды конф. - Судак, 2000. - Т. 2. -С. 346-347.
163. . Самосушев В.Л «Как начинался Интернет в моем сознании и моей деятельности» [Текст ] / В.Л. Самосушев // Школьный сектор: История
образовательного Интернета в рассказах ее участников / сост. Е.И. Ястребцева. - М.: Ассоциация RELARN, 2002. - С. 220-237.
164. Самосушев В.Л. Телекоммуникационные образовательные технологии в школе [Текст ] / В.Л. Самосушев // Интернет в профессиональной деятельности. Иауч.-метод. сб., под ред. Д.Т. Рудаковой. - М.: ИОСО РАО,
2003. - 160 е.: ил.
165. Самохина Е.О. Развитие литературно-творческих способностей читателя - младшего школьника: уч. пособие [Текст ] / Е.О. Самохина. - М.: МГУКИ,2001.-96 с.
166. Самохина Е.О. Технологические основы формирования творческой личности младшего школьника - читателя библиотеки. Автореф. дис.... канд.пед. наук [Текст ] / Е.О. Самохина.- М, 1997. - 16 с.
167. Семь шагов к новой библиотеке. Создание информационного пространства школы как этап ее модернизации: книга для директоров школ, методистов и библиотекарей [Текст ] / под общ. ред. O.K. Громовой; сост. O.K. Громова, Л.Ф. Сухова. - М.: Первое сентября, 2003. -208 с.
168. Современная библиотека в школе: материалы для библ. работников общеобразоват. учреждений [Текст ] / сост. и ред. О.В. Козлова. - М.: Локус-Пресс, 2003.- 144 с.
169. Современная библиотека общеобразовательного учреждения: материалы для библ. работников общеобразоват. учреждений [Текст ] / ГНПБ им. К.Д. Ушинского РАО.- М.: 2001.- 88 с.
170. Справка к заседанию коллегии Министерства культуры РФ по вопросу "Дети и культура" 2 марта 2004 г. [Текст ] // Школьная библиотека. —
2004. —Ла 3. —С. 18—22.
171. Справка об основных направлениях совершенствования деятельности библиотек учреждений общего образования Российской Федерации. Извлечение [Текст ] // Библиотека в школе. - 2004. - № 5. - - С. 8-9.
172. Стадник Н.М. История, проблемы и перспективы создания медиатек в системе образования / Н.М. Стадник // Всероссийский @вгустовский
Интернет-педсовет - 2001 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://perm.psu.ru/school 136/media_c/stad nik.htm
173. Стариченко Б.Е. Оптимизация школьного образовательного пространства средствами информационных технологий: Дис. ... канд. пед. наук [Текст ] / Б.Е. Стариченко. - Уральск, гос. пед. ун-т (УрГПУ), 1999.
174. Старовойтова О. Р. Информационные ресурсы школьных библиотек: результаты Всероссийской паспортизации [Текст ] / О. Р. Старовойтова // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: 9-ая междунар. конф. «Крым-2002»: труды конф. - Судак, 2002. - Т. 2. - С. 832-834.
175. Старовойтова О. Р. Школьные библиотеки Швеции [Текст ] / О. Р. Старовойтова // Чтение детей и подростков : мотивы и потребности : сб. статей и учеб.-метод. материалов / ред. Т. Г. Браже, С. М. Бородин, В. А. Бородина и др. — СПб.: ЛЕМА, 2005. — С. 146—148.
176. Столяров Ю.Н. Библиотека: структурно-функциональный подход [Текст ]/Ю.Н. Столяров.-М.: Книга, 1981.-255 с.
177. Столяров Ю.Н. Двухконтурная системная модель библиотеки [Текст ] / Ю.Н. Столяров // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: 9-ая междунар. конф. «Крым- 2002»: труды конф. - Судак, 2002. - Т. 2. - С. 740-742.
178. Столяров Ю.Н. Документный ресурс: учеб. пособие для студ. выс.учеб.завед. [Текст ] / Ю.Н. Столяров; рецензент д-р пед. наук проф. Н.Н. Кушнаренко. - М.: Либерея, 2001,- 152 с.
179. Столяров Ю.Н. Методология библиотековедения, библиографоведения, книговедения: содержание понятия, соотношение с теорией [Текст ] / Ю.Н. Столяров // Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса: 12-ая междунар, конф. «Крым-2005»: труды конф. - Судак, 2005.
180. Столяров Ю.Н. Развитие электронного фондоведения [Текст ] / Ю.Н. Столяров // Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире
пауки, культуры, образования и бизнеса: 12-ая междунар. конф. «Крым- 2005»: труды конф. - Судак, 2005.
181. Столяров Ю.Н. Что такое медиатека и как она воюет со школьной библиотекой [Электронный ресурс] / Ю.Н. Столяров // Школьная библиотека. - 2006. - Режим доступа http://schoolIibrary.ioso.ru/index.php?news_id=473
182. Столяров Ю.Н. Электронное библиотековедение [Текст ] / Ю.Н. Столяров //11ауч. и тех. б-ки. - 2005. - № 2. С. 94-102.
183. Стрелкова Е.В. Интернет-технологии в проектной деятельности Ленинградской областной детской библиотеки [Текст ] / Е. В. Стрелкова // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: 8-ая междунар. конф. «Крым-2001»: труды конф. - Судак, 2001. - Т. 2. -С. 892-895.
184. Стрелкова Е.В. Специфика библиотек для детей в освоении электронной среды [Текст ] / Е. В. Стрелкова // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: 8-я Междунар. конф. "Крым 2001": материалы конф. — М., 2001. — Т. 2 — С. 896-900.
185. Сударенков В.В. Библиотеки и образование - единство в целях [Текст ] / В.В. Сударенков // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: 10-ая междунар. конф. «Крым- 2003»: труды конф. - Судак, 2003. - Т.З. - С.905-906.
186. Сукиасян Э.Р. Серьезное исследование информационных технологий в университетских библиотеках США / Э. Р. Сукиасян // Науч. и .тех. б-ки. - 2002. - № 9. - С. 62-67.
187. Сухова Л.Ф. Библиотека сотрудничества в гимназии: пути становления (из опыта работы библиотеки гимназии №5 г. Сергиева Посада) [Текст ] / Л.Ф. Сухова // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: 7-ая междунар. конф. «Крым- 2000»: труды конф. - Судак, 2000. - Т. 2. -С. 377- 379.
188. Тананыкина JI. 13. Организационно-методические основы совместной деятельности детской библиотеки и школы по воспитанию культуры чтения младших школьников : Дис. „. канд. пед. наук [Текст ] / Л.В. Тананыкина - Москва, 1998. - 229 с.
189. Торлин И.Г. Право на информацию и детские библиотеки в условиях глобальной информатизации общества [Текст ] / И.Г. Торлин // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: 8-ая междунар. конф. «Крым-2001»: труды конф. - Судак, 2001.-Т. 2.-С. 903-905.
190. Улановская Н.М. Что такое образовательная среда школы? [Текст ] / И.М. Улановская //Начальная школа: плюс-минус. -2002. - № 1.- С. 3-13.
191. Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы (Постановление от 23 декабря 2005 г. N 803 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы) [Электронный документ] / Правительство Российской Федерации - Режим доступа: http://www.aovcmment.ru/data/stmctdoc.lttnil?he id=100&doid=2051
192. Философский энциклопедический словарь [Текст ] / гл. ред. Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М, Ковалев, В.Г. Панов - М.: Сов. энциклопедия, 1983.-836 с.
193. Цветкова А.Л. Возможности и пути включения Интернет в школьное образовательное пространство [Текст ] / А. Л. Цветкова // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: 8-ая междунар. конф. «Крым-2001»: труды конф. - Судак, 2001. - Т. 2. -С. 861-862.
194. Цыбикова С. Не запирайте вашу дверь. Строим общую сельско- школьную библиотеку [Текст ] / С. Цыбикова // Библиотека в шк. - 2002 . - № 2 . - С. 2.
195. Чачко А.С. Базовые ценности и трансформация современной библиотеки [Текст ] / А. С. Чачко It Библиотековедение. - 2000. - № 4. - С. 26-30.
196. Чачко А.С Развивающаяся библиотека в информационном обществе [Текст ] / А. С. Чачко. - М.: Либерея, 2004. - 88 с.
197. Чудинова В,П. Дети и библиотеки: вхождение в киберпространство (по результатам исследования) [Текст ] / В.П. Чудинова // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: 9-ая междунар. конф. «Крым-2002»: труды конф. - Судак, 2002. - Т. 2. - С. 785-789.
198. Чудинова В.П. Дети и электронная культура: проблемная ситуация [Текст ] / В.П. Чудинова // Читающий ребенок в современной информационной среде: материалы всерос. науч.-практ. конф. - Ярославль, 2002.-С. 4-12.
199. Чудинова В.П., Дети и библиотеки в меняющемся мире [Текст ] / Е.И, Голубева, А.И. Михайлова, В.П. Чудинова. - М.: Школьная библиотека, 2004. - 336 с.
200. Шалаев И.К. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства [Электронный ресурс] / И.К. Шалаев, А.А. Веряев. - Режим доступа: http://bspu.secna.ru/Journal/pedagog/pedagog__4/articl_l .html - Загл. с экрана.
201. Школьные библиотеки: сб. (содерж.: Руководство для школьных библиотек [Текст ] / Ф.Л. Кэрролл; Школьные библиотекари: квалификационные требования к профессии. Общие указания / С.К. Ханнесдоттир; Руководство по библиотечному обслуживанию / Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА). - М.: Рудомино, 1997. - 64 с.
202. Школьный сектор: история образовательного Интернета в рассказах ее участников [Текст ] / сост. Е.Н. Ястребцева. - М.: Ассоциация RELARN, 2002. -
288 с.
203. Шлыкова О.В. Феномен мультимедиа. Технологии эпохи электронной культуры: монография [Текст ] / О.В. Шлыкова. - М.: МГУКИ, 2003.-251 с.
204. Шрайберг ЯЛ. Автоматизация библиотек сегодня: оценка и осмысление подходов и проблем [Текст ] / Я.Л. Шрайберг // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: 5-я Междунар. конф. «Крым-98»: труды конф. — Судак, 1998.-Т. 1 - С. 107.
205. Шрайберг Я. Л. Библиотеки и информационные технологии: десять лет спустя: ежегод. пленар. докл. Конф. «Крым» [Текст ] / Я.Л. Шрайберг. - М.: ГПНТБ России, 2003. - 40 с.
206. Шрайберг Я. Л. Библиотеки и университеты в электронно- информационной среде: первые шаги на пути от информационного общества к обществу знания: ежегод. пленар. докл. Конф. «Крым» [Текст ] / ЯЛ. Шрайберг. - М.: ГП11ТБ России, 2005. - 20 с.
207. Шрайберг Я. Л. Библиотеки, компьютерные технологии и информационное общество: год прошедший и год грядущий: ежегод. пленар. докл. Конф. «Крым» [Текст ] / ЯЛ. Шрайберг. - М.: ГПНТБ России, 2002.-46 с.
208. Шрайберг Я. Л. Концепция библиотеки в информационном веке: постановка проблемы [Электронный ресурс] / ЯЛ. Шрайберг - Режим доступа: http://www.gpntb.ru/libcom5/disk/doc/52.pdf
209. Шрайберг Я. Л. Мировые тенденции развития библиотечно- информационной сферы и их отражение на пространстве CI1Г: ежегод. пленар. докл. Конф. «Крым» [Текст ] / Я.Л. Шрайберг. - М.: ГП11ТБ России, 2004.-28 с.
210. Шрайберг ЯЛ, Современные тенденции развития библиотечно- информационных технологий: ежегод. пленар. докл. Конф. «Крым» [Текст ] / ЯЛ. Шрайберг. - М.: ГПНТБ России, 2001. - 44 с.
211. Шрейдер 10.А. Информация и культура [Текст ] /10.А. Шрейдер // IГГИ. Сер. 1. - 1991. - № . - С. 2-9.
212. Ямбург Е. А. Единое информационное пространство школы: педагогический аспект [Текст ] / Е. А. Ямбург // Управление школой . - 2004. - № 10. - С. 9-24; № 11. - С. 9-24.
213. Ястребцева Е.И. Библиотечный медиацентр в единой информационной среде школы [Текст ] / Е.И. Ястребцева // Школьная библиотека . - 2002,- № 8. - С. 26-30.
214. Ястребцева Е.Н. Концепция развития учебно-материальной базы школьной медиатеки [Текст ] / Е.Н. Ястребцева. - М.:НИИСОиУК, 1990.-23 с.
215. Ястребцева Е.Н. Медиатека: Как создать в школе медиатеку [Текст ] / Е.Н. Ястребцева. - М.: Информатика и образование, 1994. - 48 с.
216. Ястребцева Е.Н. Медиатека - новое структурное подразделение школы: метод, рекомендации [Текст ] / Е.Н. Ястребцева. - М.: Мин-во образования РФ, 1993.-17с.
217. Ястребцева Е.Н. Особенности образовательного Интернета в зарубежных странах и России [Интернет в школьном образовании] [Текст ] / Е.Н. Ястребцева; ПГПБ им.Горького // Педагогика. - 2000. - N 9.- С. 87-97.
218. Ястребцева Е.Н. Современная городская школьная медиатека: модель технического оснащения и возможные формы организации работы [Текст ] / Е.Н. Ястребцева.- М.: НИИСОиУК, 1992. - 24 с.
219. Ястребцева Е.Н. Школьный библиотечный медиацентр: от идеи до воплощения: метод, рекомендации для библиотекарей, учителей и администрации школ [Текст ] / Е.Н. Ястребцева. - М.: БМЦ, 2001. - 192 с.
220. Anderson М. A. Fighting the Good Fight! Designing a Library Media Center [Electronic resource] / M.A. Anderson //The Book Report. - 2001. -
V. 20, №1. - Режим доступа:
http://homepage.mac.com/maryalicea/Sites/Anderson/facilities/fighting_goo d_fight_0501.pdf
221. Anderson М. A. The Media Center: Computer Labs and Media Centers:A Natural Fit / M.A. Anderson // Multimedia Schools. - 2000. - October.
222. Anderson M. A. Technician or technologist? / M.A. Anderson // Library Media Connection. - 2005. - August/September. - P. 14-19.
223. Bang T. Winds of change: research libraries / T. Bang, K. Harbo. // New Library World. - 2002.- V. 103,№ 4/5.- P. 150-155.
224. Baumbach D. J. The School Library Media Center Web Page: An Opportunity Too Good to Miss / D. J. Baumbach // Knowledge Quest. - 2005. - Jan/Feb. - P. 8-12.
225. Gersh S. O. Technology's Role in Creating the Shared-Learning Environment [Electronic resource] / S. O. Gersh // TechLEARNING . - 2001. - №1. - Режим доступа: http://www.techlearning.com/db_area/archives/WCE/archives/sheilag.htm
226. Gomez R. A New Type of Library for the New European Space for Education: UPC's Learning and Research Resources Centre [Electronic resource] / R. A Gomez - Режим доступа: http://www.iatul.org/conference/proceedings/voll3/papers/GOMEZ_fulltext .pdf
227. Fiehn B. The Voice of User perspectives on School Library Automation / B. Fiehn // MultiMedia & Internet@Schools. - 2004. - V. 11, № 4 —C. 20-23.
228. Ericson R. L. Living and thriving with library [Electronic resource] / R. L. Ericson // College & Research Libraries News. - 2004. - № 4. - Режим доступа: http://www.ala.org/ala/acrl/acrlpubs/crlnews/backissues2004/october04/livin gandthriving.htm
229. Information Commons: Reconfiguring the Learning Environment. - Режим доступа: http://www.usask.ca/university_council/Iibrary/reports/ic.pdf
230. Kleiman G. M. Myths and Realities about Technology in K-12 Schools [Electronic resource] / G. M. Kleiman. - Режим доступа: http://www2.edc.org/LNT/news/issue 14/fcature 1 .htm
231. Loertscher D. Building Knowledge-Rich Environments for Youth: A Worldwide Challenge for Schools and School Librarians [Electronic resource] / D. Loertscher; International Association of School Librarianship (IASL). - Режим доступа: http://www.iasl-slo.org/conference2002- loertscher.html
232. Loertscher D. Reinventing Indian's School Library Media Programs in the Age of Technology: Guide for Principals and Superintendents [Electronic resource] I D. Locrtscher. - 2001. - Режим доступа: http://www.lmcsource.com/pdfs/IndReinvent.pdf
233. O'Brien В. The School Library Media Center & Construction of the Subject [Electronic resource] / B. O'Brien // Progressive Librarian. - 2004. - № 23. - P. 32-39. - Режим доступа: http://www.libr.org/PL/23_0'Brien.html
234. Ray K. L. The Postmodern Library in an Age of Assessment [Electronic resource] / K. L Ray; American Library Association, ACRL Tenth National Conference March 15-18, 2001, Denver, Colorado. - Режим доступа: http://www.ala.org/ala/acrl/acrlevents/kray.pdf
235. Simpson С. The School Librarian's Role in the Electronic Age [Electronic resource] / C. Simpson. - Режим доступа: http://www.libraryinstruction.com/school-librarians.html
236. Todd R. J. Designing and transforming learning through the school library [Electronic resource] / R. J. Todd. - Режим доступа: http://www.oelma.Org/StudentLearning/Documents/OHI02005ADDRESS.p PT
237. Williams Т. D. Teachers' link to Electronic Resources in the Lidrary Media Center: A Local Stady of Awareness, Knowledge, and Influence [Electronic resource] / T. D Williams, B. J Grimble, M. Irwin // School Library Media Research. - 2004. - V. 7. - Режим доступа: http://www.ala.org/aIa/aasl/aaslpubsandjournals/slmrb/slmrcontents/volum7 2004/williams.htm
238. Wood P.A. The future of academic libraries: changing formats and changing delivery / P.A Wood, J. H. Walther // Managing Library Finances. - 2000.- V. 13,№4.- P. 173-182.

Сделать запрос
  1. (обязательно для заполнения)
  2. (введите действующий емайл)
 


Оставить комментарий