Эпоха Просвещения: Целостность цивилизации и тип человека

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Введение 3
Глава I. Проблема генезиса секуляризации 17
§ I. Христианские истоки секуляризации 17
§ 2. Возрождение и Реформация 37
§ 3. Роль религиозных войн 62
Глава II. Наука и разум: проблема соответствия 77
§ 1. Тип человека Просвещения 77
§ 2. Образы разума в эпоху Просвещения 95
§ 3. Своеобразие науки XVII-XVIII вв 121
Глава III. Тема истории в цивилизации Просвещения 143
§ 1. Природа и история 143
§ 2. Консерватизм и критицизм Просвещения 167
§ 3. Просвещение и революция 189
Заключение 200
Библиография 203
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Эпоха Просвещения как пред¬мет исследования и реконструкции занимает особое место в ряду ис¬торических периодов западноевропейской цивилизации. С одной сто¬роны, целый ряд авторов отчётливо осознаёт специфику этой эпохи, но осознание этого побуждает не столько к всестороннему исследова¬нию её целостного образа, сколько к развитию суждений преимущест¬венно оценочных, позитивных или негативных. Подобного рода суж¬дения могут оттенить те или иные черты эпохи, но не в состоянии дать её объективной картины. Как будто Просвещение, несмотря на двух¬сотлетнюю дистанцию, отделяющую его от нас, всё ещё входит в нашу жизнь настолько, что судить о нём объективно мы так и не научились.
С другой стороны, во многих обзорных работах по истории фи¬лософии науки, искусства и т.д. проблема качественного своеобразия этой эпохи в какой-то степени снимается. Наука, искусство, техника эпохи Просвещения осмысливаются в качестве одного из этапов раз¬вития соответствующей сферы деятельности в период Нового време¬ни, а вопрос о принципиальном своеобразии эпохи в целом так или иначе обходится. Несмотря на различие отмеченных подходов, их сближает одно обстоятельство: и в том, и в другом случае сказывается некое недостаточное ощущение дистанции относительно событий двухсотлетней давности, хотя по части Средневековья и даже Возрож¬дения чувство дистанции достаточно остро. И дело не в том, что две последние эпохи хронологически более удалены от нас, чем Просве¬щение.
Фактически именно с эпохи Просвещения начинается современ¬ная новоевропейская цивилизация, характерной чертой которой явля-
\
ется выдвижение на первый план человека с его земными интересами и потребностями. То, что получило название секуляризации культу¬ры. Эта цивилизация резко противостоит как теоцентрической куль¬туре Средневековья, так и Возрождению, первому и неудачному опы¬ту создания секуляризованного мира, завершившемуся катастрофой религиозных войн. Центральная роль человека в новоевропейской ци¬вилизации заключается в том, что формы и способы человеческой деятельности, которые в традиционных обществах воспринимались некритически и получали религиозную санкцию, становятся предме¬том рефлексии человека.
Возникает свободное отношение к ним, предполагающее их раз¬витие. В эпоху Просвещения эта рефлексия принимает вид разума не¬зависимого от своих исторических предпосылок, разума вообще, ко¬торый предъявляет окружающему свои критерии и методы оценки.
Всматриваясь в эпоху Просвещения, исследователь видит в ней исходный пункт проблем и противоречий современной ему эпохи, что в большей или меньшей степени мешает пониманию самого исходного пункта как самостоятельного исторического образования.
к-
Актуальность предложенной работы состоит в попытке предста¬вить эпоху Просвещения в её относительной целостности и завершён¬ности, в единстве её разнообразных, иногда взаимоисключающих проявлений. Подобная попытка предполагает значимость исследова¬ния в плане анализа проблем современности, где вопрос о роли свет¬ского знания в жизни общества стоит достаточно остро. Она позволя¬ет ставить этот вопрос более квалифицированно, с учётом специфики этого знания в тот или иной период развития секуляризованного об¬щества.

Страницы: 1 2 3 4 5


Оставить комментарий