ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В СФЕРЕ СЕРВИСА И ТУРИЗМА, КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМОГО КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

На правах рукописи

Третьякова Антонина Николаевна

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В СФЕРЕ СЕРВИСА И ТУРИЗМА, КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМОГО КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

Специальность 19.00.07 – педагогическая психология

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Москва - 2009

Работа выполнена на кафедре педагогической психологии НОУ ВПО «Московский психолого-социальный институт»

Научный руководитель:

доктор психологических наук, профессор

ЯКОВЛЕВА Евгения Леонидовна

Официальные оппоненты:

доктор психологических наук, профессор

РУМЯНЦЕВА Ирина Михайловна

Институт языкознания РАН

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии

ЕРМОЛАЕВА Марина Валерьевна

НОУ ВПО «Московский психолого- социальный институт»

Ведущая организация:

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

Защита состоиться 15 июня 2009 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 521.027.01 при НОУ ВПО «Московский психолого-социальный институт» по адресу: 115191, 4-й Рощинский пр., д. 9-а, 203 ауд.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке НОУ ВПО «Московский психолого-социальный институт»

Автореферат разослан __________

Ученый секретарь

Диссертационного совета __________ Молчанова Н.П.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы

Толерантность и ее формирование в последнее время составляет предмет многочисленных психологических и психолого-педагогических исследований (А.Г.Асмолов, А.М.Байбаков, Г.Л.Бардиер, Г.В.Безюлева, С.К.Бондырева, В.В.Бойко, И.Б.Гриншпун, Д.В.Колесов, Г.У.Олпорт, А.В.Петровский, А.А.Реан, Г.У.Солдатова, М.Уолцер, Л.А.Шайгерова, Г.М.Шеламова, К.Фопель, A.R.Davidson, L.Noel, E.M.Wright и др.).

Большая часть исследований толерантности проводится в русле исследования ее как качества личности, позволяющего успешно функционировать в обществе вообще, безотносительно конкретных сфер деятельности. Говоря об исследованиях толерантности как профессионально значимого качества личности, можно отметить достаточно узкий охват профессий, привлекших к себе внимание исследователей: педагоги, психологи и государственные служащие. Между тем толерантность занимает значительное место в профессиональной деятельности и других специалистов, занятых в сфере «человек – человек». Специфика профессиональной деятельности и личностные особенности специалистов той или иной профессии накладывают существенный отпечаток на формирование и проявление толерантности.

В исследованиях Г.И.Бабий, Н.А.Гулиева, Е.Н.Каниной, Е.В.Кулагиной, Е.С.Романовой, Т.Тарелкиной, А.Д.Чудновского представлены профессионально важные для специалистов сферы сервиса и туризма качества, которые позволяют успешно выстраивать общение и взаимодействия с людьми в ситуации предоставления услуги. Многие из описываемых качеств можно встретить среди критериев и показателей толерантности в работах А.М.Байбакова, Е.Г.Виноградовой, Д.В.Зиновьева, О.С.Иониной, Г.У.Солдатовой, О.Б.Скрябиной и др. Анализ специфики профессиональной деятельности работников сервиса и туризма также показывает, что толерантность – необходимое для них профессиональное качество. При этом исследований, посвященных формированию данного качества личности в процессе профессиональной подготовки специалистов сферы сервиса и туризма, не проводилось. Более того, ряд исследователей (Н.А.Гулиев, Е.В.Кулагина, В.А.Панина) прямо указывают, что в ходе традиционного профессионального обучения практически не происходит развитие коммуникативных качеств личности и поведенческого плана толерантности. Данное противоречие определяет проблему неполноценной профессиональной подготовки, лишенной одного из важных аспектов – формирования профессионально значимых качеств личности специалиста.

Необходимость решения данной проблемы ставит практическую задачу формирования толерантности у студентов, специализирующихся в сфере сервиса и туризма, в процессе профессиональной подготовки.

Формированию толерантности посвящены работы Г.В.Безюлевой, С.К.Бондыревой, О.С.Иониной, А.В.Макарчук, Г.У.Солдатовой, Г.М.Шеламовой, О.Д.Шаровой, Л.А.Шайгеровой, К.Фопеля, О.Е.Хухлаева, С.Д.Щеколдиной, А.И.Щепиной и др. Большинство исследований по формированию толерантности сосредоточено на работе с подростками. Представителям более старших, как и более младших, возрастов уделяется значительно меньше внимания. Типичной также является разработка специальных учебных программ, тренингов, для реализации которых требуется выделение специального учебного времени, что при насыщенности учебных планов бывает затруднительно.

Толерантность - комплексная интегральная характеристика личности. Многие исследователи указывают на проблему рассогласованности различных аспектов толерантности: толерантность на одном уровне функционирования личности может сочетаться с интолерантными проявлениями на другом уровне (И.Б.Гриншпун, А.А.Деркач, А.А.Реан, Г.У.Солдатова и др.). Вследствие этого становится актуальной задача поиска глубинных механизмов формирования толерантности, создания условий, способствующих гармонизации различных аспектов этого комплексного личностного образования. Данный поиск, с нашей точки зрения, стоит вести в сфере эмоций. В ряде подходов (когнитивные теории эмоций, теория дифференциальных эмоций, психоаналитическая теория эмоций) эмоции, по сути, отождествляются с ядром личности и приобретают ключевую роль в развитии личностных качеств.

Другим важным фактором, способствующим формированию толерантности, является креативность. Наличие такой связи отмечают многие исследователи (Н.К.Бахорева, С.К.Бондырева, Д.В.Колесов, Г.У.Солдатова и др.). Однако роль креативности в формировании толерантности на настоящий момент еще не стала предметом эмпирических исследований.

Цель работы – определить и экспериментально проверить психолого-педагогические условия и психологические механизмы формирования толерантности как профессионально значимого качества личности будущих специалистов сервиса и туризма в учебно-профессиональной деятельности.

Объект исследования: процесс формирования толерантности в учебно-профессиональной деятельности студентов, специализирующихся в сфере сервиса и туризма.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия и психологические механизмы развития толерантности в учебно-профессиональной деятельности студентов сферы сервиса и туризма.

Гипотеза исследования: Эффективное развитие толерантности у студентов специализирующихся в сфере сервиса и туризма может быть осуществлено если:

а) стимулируется осознание студентами профессиональной значимости качества толерантности;

б) в обучении создаются следующие условия: коллективная творческая деятельность студентов; моделирование проблемных, конфликтных ситуаций с отработкой различных поведенческих стратегий; организация диалога, дискуссии; создание атмосферы принятия; стимулирование и обеспечение самопознания.

в) целенаправленно осуществляется развитие креативности;

г) активизируется и развивается эмоциональная сфера личности посредством использования механизма перевода когнитивного содержания в эмоциональное.

Задачи: В соответствии с целью, предметом и гипотезой в исследовании определены следующие задачи:

1. Изучить состояние проблемы толерантности и ее развития в психолого-педагогической литературе.

2. Определить наиболее адекватные условия и механизмы формирования толерантности как личностного качества у студентов.

3. Экспериментально исследовать особенности толерантности и динамики ее развития у студентов, специализирующихся в сфере сервиса и туризма.

4. Разработать и апробировать программу формирования толерантности у студентов в рамках учебно-профессиональной деятельности.

Методологической основой работы являются: Принцип системного подхода, разработанный П.К.Анохиным, Б.Ф.Ломовым, В.Д.Шадриковым, К.А.Абульхановой-Славской и др. Согласно системному подходу, предмет психологического исследования рассматривается как целостная, многомерная, многоуровневая реальность. Деятельностный подход С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, постулирующий, что психика не только проявляется, но и формируется в деятельности. Теория культурно-исторического развития высших форм поведения, разработанная в трудах Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина, а именно положения об интериоризации. Теория креативности Э.Торранса, Я.А.Пономарева, А.М.Матюшкина, Д.Б.Богоявленской рассматривающих креативность как процесс, как сложное интегральное явление, включающие как интеллектуальные, так и неинтеллектуальные (личностные и социальные) аспекты. Теория дифференциальных эмоций (К.Изард), когнитивные теории эмоций (К.Роджерс и др.) полагающие, что эмоции играют ключевую роль в развитии личностных качеств.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, констатирующий, формирующий эксперименты, метод наблюдения, метод опроса, методы психодиагностики, методы математической обработки результатов.

Научная новизна исследования:

Уточнено понятие «толерантность», в которое внесено дополнение об активной работе субъекта с собственным состоянием.

Обоснована необходимость формирования толерантности как профессионально значимого качества личности в процессе профессиональной подготовки студентов, специализирущихся в сфере сервиса и туризма.

Выявлены психолого-педагогические условия, при реализации которых в обучении студентов осуществляется формирование толерантности. Это – коллективная творческая деятельность; моделирование проблемных, конфликтных ситуаций с отработкой различных поведенческих стратегий; активизация эмоциональной сферы; организация диалога, дискуссии; создание атмосферы принятия; стимулирование осознания студентами профессиональной значимости толерантности; стимулирование и обеспечение самопознания.

Экспериментально установлено, что развитие креативности способствует развитию толерантности.

Доказана эффективность активизации эмоциональной сферы личности посредством механизма перевода когнитивного содержания в эмоциональное для развития толерантности.

Выявлены закономерности динамики развития толерантности, которая включает в себя этапы осознания и принятия собственной интолерантности; развития направленности на толерантное взаимодействие и активное освоение средств такого взаимодействия; увеличение интегративности толерантности как качества личности.

Теоретическое значение исследования.

Поставлена проблема гармонизации различных аспектов толерантности как цели формирования толерантности и проблема поиска адекватных данной задаче средств и механизмов. Намечены пути решения проблемы.

Установлено влияние развития креативности и эмоциональной сферы личности на формирование толерантности. Выявлено, что в континууме интолерантность – толерантность интолерантность больше связана с неразвитостью эмоциональной сферы, а толерантность с креативностью. Развитие креативности, таким образом, способствует развитию толерантности при необходимом условии развития эмоциональной сферы.

Выявлена эффективность механизма перевода когнитивного содержания в эмоциональное в процессе формирования толерантности.

Практическая значимость работы заключается в практическом использовании ее результатов в профессиональной подготовке студентов.

Разработана и апробирована программа формирования толерантности как профессионально значимого качества у студентов, специализирующихся в сфере сервиса и туризма. Реализация программы не требует внесения изменений в учебный план, введения специальных учебных курсов и тренингов. Выявленные условия и механизмы формирования толерантности могут быть реализованы при обучении студентов в рамках различных учебных дисциплин.

Результаты исследования могут быть использованы для курсов повышения квалификации преподавателей высшей школы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Развитие креативности, а также активизация и развитие эмоциональной сферы личности способствуют эффективному развитию толерантности как личностного качества у студентов. Поскольку в континууме интолерантность – толерантность интолерантность связана с неразвитостью эмоциональной сферы, а толерантность с креативностью, характер влияния данных факторов будет следующим: развитие эмоциональной сферы личности есть необходимое, но недостаточное условие развития толерантности; развитие креативности способствует развитию толерантности при необходимом условии развития эмоциональной сферы.

2. Механизм перевода когнитивного содержания в эмоциональное адекватен задаче формирования толерантности, предполагающей согласование, гармонизацию различных ее аспектов. Принцип трансформации когнитивного содержания в эмоциональное означает, что возникшая проблема описывается в терминах эмоциональных состояний, существующие эмоции принимаются и поддерживаются; вербализуется и поддерживается трансформация эмоциональных реакций по ходу работы с ними самого субъекта и других участников ситуации.

3. Психолого-педагогическими условиями развития толерантности у студентов в учебно-профессиональной деятельности являются: коллективная творческая деятельность; моделирование проблемных, конфликтных ситуаций; активизация эмоциональной сферы; организация диалога, дискуссии; создание атмосферы принятия; стимулирование осознания студентами профессиональной значимости толерантности; стимулирование и обеспечение самопознания.

Этапы исследования:

Первый этап включал теоретическое осмысление проблемы толерантности, методологических и методических подходов к ее решению, накопление эмпирического материала, анализ и обобщение отечественного и зарубежного опыта формирования толерантности.

На втором этапе проводилась экспериментальная работа, включающая констатирующий и формирующий эксперименты, контрольную диагностику результатов. Целью данного этапа была апробация программы формирования толерантности, экспериментальное подтверждение гипотезы об условиях и механизмах данного процесса.

Третий этап был посвящен анализу и обобщению результатов экспериментальной работы, разработке практических рекомендаций и их внедрению в образовательный процесс.

Достоверность результатов исследования обеспечена научной аргументированностью теоретических положений; адекватностью применяемых методов целям и задачам исследования; использованием взаимодополняемых исследовательских методик; соотношением результатов качественного и количественного анализа экспериментальных данных; применением методов математической статистики к обработке результатов.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты проведенного исследования докладывались и обсуждались: на заседаниях кафедры психологии делового общения Московской академии туристского и гостинично-ресторанного бизнеса (МАТГР), кафедры практической психологии Финансовой академии; научно-практических конференциях аспирантов и соискателей Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (2006, 2007, 2008 г.г.); Международной научно-практической конференции «Проблемы повышения качества подготовки специалистов для сервиса и туризма на современном этапе» в рамках Московской международной туристской ярмарки (2008), в ходе круглых столов, организованных Московским центром культуры мира и толерантности совместно с МГПУ (2004). Материалы работы используются в учебных курсах «Профессиональная этика и этикет», «Управление персоналом», «Психодиагностика», «Психологический практикум» со студентами МАТГР. Основные положения диссертации нашли отражение в 13 публикациях автора.

Работа выполнялась на базе ГОУ ВПО «Московская академия туристского и гостинично-ресторанного бизнеса (институт) при Правительстве Москвы» (МАТГР). В исследовании принимали участие 146 человек студентов третьего курса, обучающихся по специальности «Социально-культурный сервис и туризм». Общая продолжительность исследования – с 2003 г. по 2009 г.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, включающей 186 наименований, в том числе 15 на иностранном языке, 29 таблиц, 5 рисунков, приложения. Общий объем работы 160 страниц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность исследования, определяется объект, предмет, цели и задачи работы, выдвигается гипотеза, характеризуются методологические основы исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость полученных результатов; сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические основы формирования толерантности как качества личности» представлен обзор исследований, посвященных данной проблеме, представлены различные точки зрения на феномен толерантности и подходы к ее формированию, сделаны выводы и определены позиции, на которых в дальнейшем строится эмпирическое исследование.

Выделяются несколько подходов к пониманию толерантности, наиболее распространены из которых два. В первом случае термин используют для обозначения индивидуального свойства, заключающегося в способности к саморегуляции при фрустрирующих (реально или потенциально) воздействиях среды, ослаблению реагирования на неблагоприятный фактор (Б.Г.Ананьев, Е.В.Долгополова, А.В.Петровский, Б.А.Смирнов, Е.В.Трифонов и др.).

Представители второго подхода рассматривают толерантность в социальном аспекте, для обозначения способности к неагрессивному поведению по отношению к другому человеку, как признание и уважение равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, отказ от сведения многообразия к единообразию или к преобладанию какой-либо одной точки зрения и позиции (А.Г.Асмолов, Г.В.Безюлева, С.К.Бондырева, Д.В.Колесов, Р.Р.Валитива, П.В.Степанов, Г.М.Шеламова и др.).

Более точным нам представляется подход, рассматривающий толерантность как комплексное образование представленное на различных уровнях функционирования личности от психофизиологического до ценностно-смыслового (И.Б.Гриншпун, Г.У.Солдатова и др.).

Анализ литературы позволил нам сформулировать рабочее определение толерантности адекватное целям и задачам нашей работы. Толерантность мы рассматриваем как интегральную характеристику личности, определяющую ее способность в проблемных ситуациях активно взаимодействовать со средой и собственным внутренним состоянием с целью восстановления своего нервно-психического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития позитивных взаимоотношений с собой и окружающим миром.

В целях исследования и формирования толерантности решается задача операционализации данного феномена, выделения некоторых показателей и критериев толерантности (Н.А.Асташова, Н.К Бахарева, В.В.Бойко, И.Б.Гриншпун, О.С.Ионина, Е.Г.Луковицкая, Г.Олпорт, Е.В.Селезнева, Г.У.Солдатова и др.). На основании анализа предлагаемых вариантов и в соответствии с целями нашего исследования в качестве комплекса показателей толерантности нами был определен следующий:

• ценностно-мотивационный аспект: признание ценности толерантных качеств.

• эмоционально-волевой аспект: умеренная сила эмоционального реагирования на проблемные ситуации, умение управлять эмоциями, адекватность и гибкость эмоций, позитивное отношение к контактам на эмоциональной основе.

• поведенческий аспект: нормальная и высокая коммуникабельность, выраженность в поведении таких стратегий решения конфликтных ситуаций как сотрудничество и уступка и невыраженность стратегии соперничества.

Многие авторы указывают на проблему рассогласования различных аспектов толерантности (И.Б.Гриншпун, Г.У.Солдатова А.А.Деркач, Е.В.Селезнева и др.). Отмечается, что однозначной связи между аспектами толерантности нет. Толерантность в одном измерении может сопутствовать интолерантности в другом. Задача развития толерантности заключается, с нашей точки зрения, не только в повышении уровня развития отдельных ее аспектов, но и в их гармонизации.

Вопросам формирования толерантности посвящены работы А.М.Байбакова, Г.В.Безюлевой, С.К.Бондыревой, Т.В.Ивановой, О.С.Иониной, А.В.Макарчук, Б.Э.Риэрдон, Г.У.Солдатовой, П.В.Степанова, К.Фопеля, О.Е.Хухлаева, Л.А.Шайгеровой, Г.М.Шеламовой, И.Б.Шебуракова, С.Д.Щеколдиной, А.И.Щепиной и др. Авторы предлагают различные механизмы формирования толерантности и различные подходы к решению данной задачи. Среди механизмов, например, называют идентификацию, рефлексию, саморегуляцию, эмпатию и др. Многообразие предлагаемых механизмов свидетельствует о том, что вопрос поиска наиболее эффективных и адекватных механизмов формирования толерантности остается открытым и работа в этом направлении должна быть продолжена.

Важнейший фактор профессиональной успешности - качество профессиональной подготовки, которая помимо освоения соответствующих знаний, формирования умений и навыков, должна включать и личностное развитие будущего специалиста. Вопросам формирования толерантности как профессионально значимого качества личности уделяется внимание в основном в отношении нескольких профессий: педагогов (Г.В.Безюлева, С.К.Бондырева, Д.В.Зиновьев, А.А.Погодина, Н.А.Подымов, Б.Э.Риэрдон, С.Н.Толстикова, Г.М.Шеламова и др.), психологов (А.Г.Асмолов, Г.Е.Виноградова, К.Роджерс, Г.У.Солдатова и др.), государственных служащих (Н.В.Бондаренко, А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин, Е.В.Селезнева, И.Б.Шебураков и др.).

Вопросам профессионально значимых личностных качеств сотрудников, занятых в сфере сервиса и туризма посвящены работы Г.И.Бабий, Н.А.Гулиева, Е.Н.Каниной, Е.В.Кулагиной, Е.С.Романовой, Т.Тарелкиной, А.Д.Чудновского и др. Среди необходимых сотруднику сферы сервиса и туризма личностных качеств толерантность впрямую не называется. Однако, анализ предлагаемых личностных качеств, способностей, умений позволяет утверждать, что многие из них относятся к такой интегральной характеристике личности как толерантность. Анализ литературы по вопросам профессионального образования показывает, что целенаправленному формированию личностных качеств будущих специалистов сферы сервиса и туризма уделяется крайне мало внимания.

Одним из факторов способствующих развитию толерантности является креативность. На существование связи толерантности с креативностью неоднократно указывается в литературе (Ф.Баррон, Е.В.Баскакова, Н.К.Бахарева, С.К.Бондырева, Д.В.Колесов, А.Маслоу, Г.У.Солдатова, К.Роджерс, К.Тэйлор и др.). Однако вопрос о роли креативности в развитии толерантности эмпирически исследован недостаточно.

С точки зрения развития толерантности интересны работы, в которых креативность рассматривается как процесс; как реализация своей индивидуальности; в которых исследуется взаимосвязь креативности с процессами межличностного взаимодействия (А.М.Воронин, Э.Д.Телегина Е.Л.Яковлева и др.).

Креативность влияет на формирование толерантности не только в плане более позитивного отношения к различиям, но и постольку, поскольку сам процесс формирования толерантности может быть рассмотрен как креативный процесс. Здесь необходима чувствительность к тому, что в отношениях есть проблема, к дисгармонии; ощущение неудовлетворенности и недостаточности своих знаний; понимание, что чего-то недостает для принятия партнера, для налаживания отношений; поиск средств установления гармонии в отношениях и в собственном состоянии, выдвижение гипотез «объясняющих» партнера, гипотез собственного реагирования, построения конструктивного взаимодействия; проверка этих гипотез в непосредственном общении. При высокой креативности процесс формирования толерантности осуществляется более эффективно.

В структуре толерантности существенную позицию занимает эмоционально-волевой компонент (Н.А.Асташова, О.С.Ионина, Е.Г.Луковицкая, Г.У.Олпорт и др.). Важную роль эмоций в развитии личности отмечают многие исследователи. К.Изард пишет, что эмоции служат организующим и мотивирующим фактором поведения человека, его личностного развития и отношений с окружающим миром.

В качестве механизма формирования толерантности в нашем исследовании задействован механизм трансформации когнитивного содержания в эмоциональное (Е.Л.Яковлева). Принцип перевода когнитивного содержания в эмоциональное означает, что возникшая проблема описывается в терминах эмоциональных состояний, существующие эмоции принимаются и поддерживаются; озвучивается и поддерживается трансформация эмоциональных реакций по ходу работы с ними самого субъекта и других участников ситуации. Работа с эмоциональным содержанием позволяет доказать безусловную самоценность каждой личности, способствует принятию другого человека, мотивирует на конструктивное взаимодействие и формирует ценности толерантности.

Во второй главе «Экспериментальное исследование по формированию толерантности у студентов, специализирующихся в сфере сервиса и туризма» содержится описание методик и результатов основных этапов экспериментального исследования: констатирующего, формирующего и контрольного.

С целью изучения толерантности у студентов нами была разработана программа диагностики, исходя из принятого нами подхода к толерантности как к интегральному многоплановому качеству личности. Комплекс диагностических методик состоял из двух блоков. В первый включались методики, наиболее комплексно исследующие толерантность: методика диагностики коммуникативной толерантности В.В.Бойко; методика диагностики толерантности к неопределенности С.Баднер; методика самооценки толерантности, охватывающая спектр от уравновешенности в сложных ситуациях до интереса и уважения к людям. Во второй блок входили методики диагностики различных аспектов толерантности, выделенных нами в структуре данного феномена: ценностно-мотивационного; эмоционально-волевого; поведенческого.

Методики первого блока:

Методика диагностики коммуникативной толерантности В.В.Бойко. Включает 9 шкал: неумение или нежелание понимать или принимать индивидуальность других людей; рассматривание себя в качестве эталона при оценке поведения или отдельных качеств людей; категоричность или консерватизм в оценках людей; неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства, возникающие при общении с партнерами; стремление переделать своего партнера; желание подогнать партнера под себя, сделать его удобным; неумение прощать другому его ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные неприятности; нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, в котором оказался партнер; плохая приспосабливаемость к характерам и привычкам людей.

Методика Самооценка толерантности. Предлагалось оценить по 10-ти балльной шкале наличие у себя следующих качеств: интерес и уважение к людям, уравновешенность, терпимость, стремление к сотрудничеству, сопереживание.

Методика диагностики толерантности к неопределенности С.Баднер позволяет оценить толерантность личности к сложным, неожиданным и неразрешимым ситуациям.

Методики второго блока:

Диагностика эмоционально-волевого компонента:

- «Сила эмоционального реагирования» (предложена Е.Л.Яковлевой). Испытуемым предлагается восемь ситуаций, могущих произойти в их жизни, и дается задание оценить по десятибалльной шкале силу эмоций, которые они испытали бы, оказавшись в подобной ситуации.

- Методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов В.В.Бойко. Методика включает в себя следующие шкалы: неумение управлять эмоциями; неадекватное проявление эмоций; негибкость эмоций; доминирование негативных эмоций; избегание контактов на эмоциональной основе.

Поведенческий компонент диагностировался методиками:

- Оценка предпочитаемых стилей поведения в ситуации конфликта (Томаса – Килманна). Методика включает 5 шкал, оценивающих выраженность в поведении субъекта следующих стратегий решения конфликтных ситуаций: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление.

- Методика оценки коммуникабельности (В.Д.Ряховский). Позволяет выделить пять уровней коммуникабельности. Крайние уровни рассматривались нами как показатели интолерантности.

Для выявления ценностно-смысловых ориентаций студентам предлагалась методика ранжирования важных для сотрудника сферы сервиса и туризма личностных качеств. Из 15-ти личностных качеств к толерантности относятся пять: интерес и уважение к людям; уравновешенность, терпимость; сочувствие, сопереживание; стремление к сотрудничеству; отсутствие стереотипов, предрассудков. Испытуемые должны были расставить ранги по важности данных качеств для сотрудников сервиса и туризма от 1 (самое важное качество) до 15 (самое незначимое качество).

Для диагностики креативности использовалась рисуночная форма теста творческого мышления Э.Торранса. Задание состояло из 10 незавершенных фигур, которые необходимо дорисовать до целого предмета или сюжетного рисунка. Оценивались оригинальность, гибкость, разработанность и беглость.

Указанная программа диагностики позволила достаточно полно выявить особенности и исходный уровень развития толерантности у студентов, специализирующихся в сфере сервиса и туризма, а также их уровень креативности. Корреляционный анализ результатов, полученных по каждой из диагностических методик, включенных в диагностический комплекс, подтвердил обоснованность выделенных нами показателей толерантности. Выявленные значимые корреляции между результатами, полученными по разным методикам, показывают, что исследуются аспекты одного и того же явления, а именно толерантности.

Результаты констатирующего эксперимента показали:

Испытуемые продемонстрировали в целом средний уровень коммуникативной толерантности (М = 53,06, σ = 17,55 в экспериментальной и М = 53,22, σ = 16,04 в контрольной группе соответственно). Однако, учитывая профессиональную значимость толерантности для сотрудников сферы сервиса и туризма и сравнивая данные результаты со средними показателями педагогов и медицинских работников, можно говорить о желательности более высоких показателей. Также средним был уровень толерантности к неопределенности: в экспериментальной группе М = 67,9, σ = 7,24; в контрольной группе М=68,6, σ = 7,36. По самооценке толерантность можно отнести к высокому уровню: в экспериментальной группе М= 6,96, σ = 0,88; в контрольной группе М = 7, σ = 1,0 по 10-балльной шкале.

Что касается отдельных аспектов толерантности, то важности качеств толерантности для сотрудника сферы сервиса и туризма студенты приписали средний ранг (7,23 в экспериментальной и 7,32 в контрольной группе) из 15 возможных.

Испытуемые продемонстрировали очень высокой уровень силы эмоционального реагирования (в экспериментальной группе М = 65,88, σ = 8, в контрольной - M = 64,6, σ = 7,73) на неожиданные и сложные ситуации. Также высоким был уровень помех в установлении эмоциональных контактов: у студентов экспериментальной группы М = 9,25, σ = 3,72, в контрольной группе М = 8,86, σ = 3,51.

В конфликтных ситуациях наиболее часто студенты экспериментальной группы используют стратегию компромисса (М = 7,95 σ = 1,84) и стратегию сотрудничества (М = 6,16 σ = 1,65), наиболее редко прибегают к стратегии приспособление (М = 4,26 σ = 2,24). В контрольной группе наблюдались схожие результаты.

Результаты оценки коммуникабельности были следующими: в экспериментальной группе М = 9,33, σ = 2,24, в контрольной группе M = 9,86, σ = 2,69. Низкой коммуникабельности зафиксировано не было. Большинство студентов (71,1 % в экспериментальной и 74,8 % в контрольной группе) имеют высокую коммуникабельность. 25,1% студентов экспериментальной и 21% контрольной группы демонстрируют чрезвычайно высокий уровень коммуникабельности, что может свидетельствовать о чрезмерном распространении себя в общении, невнимании к партнерам.

Креативность у студентов развита на среднем уровне и имеет значимые положительные корреляции с толерантностью (по самооценке) (+ 0,336*, р < 0,05), толерантностью к неопределенности (+0,432*, р < 0,05), стилями сотрудничество (+ 0,473**, р < 0,01) и приспособление (+0,359*, р < 0,05) и отрицательную корреляцию со стилем соперничество (-0,551**, р < 0,01), и отдельными показателями коммуникативной толерантности, оценка которых носит реверсивный характер. Отдельные показатели креативности также продемонстрировали значимые корреляции.

Факторный анализ результатов позволил выделить четыре фактора:

Фактор 1 (объясняет 19,4 % суммарной дисперсии) условно можно назвать творческим сотрудничеством или творческим поиском взаимовыгодных решений. Включает следующие переменные: предпочтение стратегии сотрудничества в конфликтных ситуациях (0,783); отказ от стратегии соперничества в конфликтных ситуациях (- 0,692); креативность (0,661); толерантность (самооценка) (0,516);

Фактор 2 (объясняет 13,88 % суммарной дисперсии) - компромиссность: предпочтение стратегии компромисса в конфликтных ситуациях (0,874); отказ от стратегии приспособления (- 0,748);

Фактор 3 (объясняет 10,9 % суммарной дисперсии) - эмоциональная неадекватность в общении при отсутствии направленности на толерантность: низкая ценность толерантности как профессионального качества (0,807); высокий уровень эмоциональных помех в общении (0,577);

Фактор 4 (объясняет 9,4 % суммарной дисперсии) - коммуникативная интолерантность: отказ от стратегии избегания в конфликтных ситуациях (- 0,82); сильное эмоциональное реагирование в проблемных ситуациях (0,590); коммуникативная интоллерантность (0,533).

Полученные факторы показывают, как влияние креативности и эмоциональной сферы проявляется на различных участках континуума толерантность-интолерантность. Креативность выступает как необходимое условие высокого уровня развития толерантности, а контроль эмоциональной сферы как условие предотвращения интолерантности.

Выводы по констатирующему эксперименту:

1. Личностные особенности (в аспекте толерантности) студентов, специализирующихся в сфере сервиса и туризма следующие: средняя коммуникативная толерантность; средняя толерантность к неопределенности; высокая и крайне высокая коммуникабельность переходящая в навязчивость и излишнее распространение себя в общении; высокая эмоциональная реактивность, высокий уровень «помех» в установлении эмоциональных контактов; склонность к компромиссу в решении проблемных ситуаций.

2. Уровень креативности достоверно коррелирует с толерантностью. Чем выше креативность, тем выше толерантность к неопределенности, толерантность в общении, уравновешенность и терпимость к людям, тем гибче эмоциональное реагирование, признание важности качеств толерантности, тем чаще в проблемных ситуациях предпочитается стиль сотрудничества и приспособления и тем реже избирается стиль соперничества.

3. В континууме интолерантность – толерантность интолерантность больше связана с неразвитостью эмоциональной сферы, а толерантность с креативностью. То есть, гибкость и адекватность эмоций, умение контролировать силу и характер их проявлений необходимое, но недостаточное условие толерантности. Креативность, соответственно, способствует развитию толерантности при необходимом условии развитости эмоциональной сферы.

Формирующий эксперимент:

Цель формирующего эксперимента: развитие толерантности как черты личности в рамках общепрофессиональной подготовки.

Задачи формирующего эксперимента:

• Развитие эмоциональной сферы и возможностей саморегуляции путем перевода когнитивного содержания в эмоциональное в проблемных ситуациях.

• Развитие креативности во всех ее составляющих.

• Формирование поведенческих умений и навыков, позволяющих более активно использовать стратегию сотрудничества.

Формирование толерантности осуществлялось в рамках дисциплин «Профессиональная этика и этикет» (68 часа, из них 36 – лекционных и 32 – практических) и «Психологический практикум» (32 часа практических занятий) и определялось как формой проведения, так и содержанием занятий.

Принципы проведения занятий:

1. Творчество. Задания, предлагаемые студентам, носят творческий характер. Большое внимание уделяется разработанности: от студентов требуется выдвижение множества идей, предложений, способов решения и т.д.

2. Коллективная деятельность. Большую часть заданий выполняется в малых группах. Результаты работы обсуждаются всей академической группой. В коллективной творческой деятельности открывает простор для «самопроявления» участников, общения и взаимодействия на личностном уровне.

3. Перевод когнитивного содержания в эмоциональное. Преподаватель активно опрашивает студентов, какие эмоции возникли у них в той или другой ситуации. В начале и в конце большинства занятий студенты проводят самооценку своего эмоционального состояния с помощью шкал эмоций.

4. Атмосфера принятия. Преподаватель создает в группе атмосферу принятия, демонстрируя его сам и стимулируя к этому студентов. Всякие чувства, даже очень негативные, имеют право на существование и могут быть высказаны. Тем самым декларируется безусловная самоценность каждой личности. Атмосфера принятия способствует не только формированию толерантности к другому. Через принятие другими формируется толерантность к себе.

5. Самопознание. Самопознание осуществляется на основе обратной связи, которую студенты получают от партнеров по общению. Также в работе активно используются психологические тесты.

6. Моделирование проблемных (конфликтных) ситуаций. На занятиях создается поле для столкновения интересов, мнений, идей. Толерантность проявляется в проблемных и кризисных ситуациях, и, соответственно, подобные ситуации являются наиболее адекватным полем для ее развития.

7. Диалог, дискуссия. В ходе занятий стимулируется обмен мнениями, выражение своих отношений, эмоций. В диалоге личность транслирует себя, свою уникальность и самобытность. Дискуссия как форма диалога учит видеть явление многопланово; повышает восприимчивость и толерантность к новым идеям; побуждает к поиску адекватной аргументации и способов выражения мысли.

В рамках курса «Психологический практикум» решалась задача обучения студентов умениям и навыкам в области делового общения, саморегуляции. Курс состоял из трех блоков:

1. Информационно-мотивирующие введение. Студенты знакомятся с целью курса – повысить их компетентность в деловом общении. Определяется роль толерантности в профессиональном общении. В совместной работе преподавателя и студентов формулируются задачи курса – как конкретные умения, которые необходимо освоить. Вводятся правила тренинга: активность, «здесь и теперь», уважение, фиксация внимания на чувствах и мыслях, обратная связь.

2. Умения и навыки общения и взаимодействия. Основное внимание уделяется следующим вопросам: невербальные средства коммуникации как выражение психического состояния человека; диагностика состояния и особенностей человека на основе речевого поведения; тактика расспроса; техника активного слушания; оптимальные способы вхождения в контакт, установления и развития доверительных отношений, выхода их контакта; использование Я-высказываний и др.

3. Саморегуляция эмоциональных состояний. Основная цель этого блока научиться осознавать собственные эмоции, дифференцировать их и управлять ими. Рассматриваются и прорабатываются следующие вопросы: психологические функции эмоций; навыки осознания и контроля собственных эмоциональных состояний; воздействие на эмоциональное состояние другого: присоединение, поддержка, преобразование эмоций и др.

В рамках курса «Профессиональная этика и этикет», используя соответствующие формы обучения, принципы организации занятий, методы и приемы, осуществлялось основная формирующая работа по развитию толерантности как комплексной характеристики личности. Задания, предлагаемы студентам, были выстроены с нарастанием сложности, обусловленной глубиной и эмоциональной насыщенностью взаимодействия участников групп. Для выполнения заданий в подгруппах создавалось интерактивное пространство.

Общая схема проведения практических занятий была следующей:

- сосредоточение на своем эмоциональном состоянии и его оценка;

- индивидуальная работа по типу творческой разминки;

- коллективная творческая работа в малых группах;

- общегрупповое обсуждение результатов работы;

- сосредоточение на своем эмоциональном состоянии и его оценка.

На всех этапах занятия преподаватель обращался к студентам с вопросом о чувствах и мыслях, которые возникали у них по ходу работы и взаимодействия друг с другом. Вопросы задавались, как правило, студентам, испытывающим затруднения в выполнении задания или оказавшимся в конфликтных и проблемных ситуациях в ходе взаимодействия.

На этапе формирующего эксперимента, после прохождения двух третей занятий в экспериментальной группе была проведена промежуточная оценка уровня коммуникативной толерантности (по методике В.В.Бойко) и толерантности к неопределенности (по методике С.Баднер).

Толерантность к неопределенности изменений почти не претерпела: среднее значение снизилось с 67,9 при σ = 7,24 до 66,54 при σ = 7, 11.

Коммуникативная толерантность в средине формирующего эксперимента снизилась: с 53,06 при σ = 17,55 до 58,89 при σ = 14,03 (оценка имеет реверсивный характер). Статистический анализ по критерию Стьюдента позволяет утверждать, что данное снижение не случайно, на уровне достоверности р < 0,01. Снижение коммуникативной толерантности свидетельствует о том, что в ходе эксперимента шло активное осознание и принятие особенностей своего взаимодействия с людьми и переход от социально-желательных оценок к более объективным.

Наблюдение позволило выделить качественно различные этапы динамики развития толерантности на протяжении занятий:

- толерантность-привычка – адаптированность к привычному кругу людей, ситуаций, моделям взаимодействия;

- осознание собственной нетолерантности, нетерпимости в общении в условиях искусственно созданного взаимодействия;

- принятие собственной нетолерантности (проявилось в снижении оценки коммуникативной толерантности при промежуточной диагностике);

- развитие направленности на толерантное взаимодействие и активное «вращивание» предложенных средств такого взаимодействия;

- толерантность как интегративная черта личности (проявляется в поведении, эмоциональных реакциях, принятии другого, направленности на сотрудничество).

К завершающим занятиям курса студенты подошли с существенными изменениями в сторону увеличения толерантности, что можно заключить из фактов, наблюдаемых в их поведении:

- Начиная деловую игру с эмоционального конфликтного взаимодействия (определяемого условиями задания) студенты не вовлекались глубоко в конфликт. Достаточно быстро начинался поиск способов конструктивного взаимодействия.

- Студенты легко выходили из ситуации, даже в случаях ее высокой эмоциональной насыщенности и могли обсуждать ее в спокойном тоне, без эмоционального накала. Анализ оценок эмоционального состояния по шкале эмоций также показал, что на завершающих занятиях студенты почти не отмечали возрастания у себя к концу занятия негативных эмоций.

- Наблюдалась актуализация потребности передачи партнеру сигналов о своем позитивном отношении к нему, желании сотрудничать, поиск способов конструктивного взаимодействия.

- На завершающих занятиях студенты легко объединялись в любые рабочие группы, независимо от того в каких отношениях с партнерами по выполнению задания они находятся в жизни.

- В активную работу стали включаться студенты, которые на первых занятиях предпочитали отмалчиваться, что может свидетельствовать о росте принятия себя, толерантности к себе и росте доверия к группе.

- Существенно улучшилось отношения к непопулярным студентам.

Таким образом, наблюдаемое поведение студентов позволяет говорить о росте толерантности в ходе формирующего эксперимента.

Для оценки эффективности внедрения разработанной программы формирования толерантности была также проведена контрольная диагностика. Программа контрольного эксперимента, показатели измерений повторяли программу и показатели констатирующего эксперимента.

Среднее значение оценки коммуникативной толерантности изменилось с 53,06 баллов до 47,76 в экспериментальной группе, с 53,22 баллов до 52,29 в контрольной группе. То есть, коммуникативная толерантность выросла. Сравнение при помощи критерия Стьюдента результатов констатирующего и контрольного эксперимента показывает, что рост коммуникативной толерантности в экспериментальной группе не случаен при уровне достоверности р < 0,01.

Толерантность по самооценке достоверно выросла в экспериментальной группе с 6,96 до 7,35 баллов при уровне значимости р < 0,01. В контрольной группе существенных изменений не произошло.

Толерантность к неопределенности в экспериментальной группе существенно не изменилась. В контрольной группе толерантность к неопределенности достоверно снижается при р < 0,05.

Контрольная диагностика отдельных аспектов толерантности показала следующие результаты:

В экспериментальной группе достоверное снижение рангового значения произошло в отношении общего ранга толерантных качеств с 7,23 до 6,17 при р < 0,05, и в отношении почти всех его составляющих, что свидетельствует о повышении значимости данных качеств для студентов.

Произошло достоверное при уровне значимости р < 0,05 снижение силы эмоционального реагирования на неожиданные проблемные ситуации с 65,88 баллов до 61,84. В контрольной группе наблюдалась тенденция роста силы эмоциональных реакций.

Средний общий показатель уровня эмоциональных «помех» в общении в экспериментальной группе снизился с 9,25 до 8,31 при р < 0,05. Уровень эмоциональных помех в контрольной группе имел не подтвержденную статистически тенденцию к повышению.

Распределение студентов (в %) по уровням выраженности эмоциональных помех в общении представлено на рисунке 1.

Рисунок 1.

Распределение по уровням эмоциональных «помех».

Сравнительный результат

Диагностика стилей поведения в ситуации конфликта дала результаты представленные на рисунке 2.

Рисунок 2.

Стили поведения в ситуации конфликта. Сравнительный результат.

В экспериментальной группе средний показатель выбора стратегии соперничество снизился с 5,79 до 3,68 при р < 0,01. Средний показатель выбора стратегии сотрудничество вырос с 6,16 до 8,42 при р < 0,01. Средний показатель выбора стратегии приспособление вырос с 4,21 до 5 при р < 0,05. Наблюдалась тенденция снижения частоты использования стратегий компромисс и избегание.

Среднее значение коммуникабельности в экспериментальной группе достоверно изменяется с 9,33 до 11,33 при р < 0,01. Коммуникабельность от чрезвычайно высокой смещается к нормальной. Распределение испытуемых по уровням коммуникабельности представлено в таблице 1.

Таблица 1.

Уровни коммуникабельности. Сравнительный результат.

Уровень коммуникабельности экспериментальная группа

(кол-во студ. в %) контрольная группа

(кол-во студ. в %)

констат. эксп. контр. эксп. конст. эксп. контр. эксп.

крайне низкий – – – –

низкий – – – –

средний 3,8 21,2 4,2 4,4

высокий 71,1 75 74,8 75,9

чрезмерно высокий 25,1 3,8 21 19,8

В экспериментальной группе количество студентов имеющих чрезмерную коммуникабельность, навязчиво распространяющих себя в общении сократилось с 25,1 % до 3,8 %. Возросло число студентов с высокой (с 71,1 % до 75 %) и нормальной (с 3,8 % до 21,2 %) коммуникабельностью. В контрольной группе значимых изменений не произошло.

Факторный анализ результатов на этапе контрольного эксперимента позволил выделить четыре наиболее значимых фактора.

Фактор 1. Уступка партнеру на основе творческого переосмысления ситуации: предпочтение стратегии приспособления в конфликтных ситуациях (0,843); отказ от стратегии компромисс в конфликтных ситуациях (- 0,703); креативность (0,687); отказ от стратегии соперничества в конфликтных ситуациях (- 0,483).

Фактор 2. Толерантность: высокая ценность толерантности как профессионального качества (- 0,790); толерантность (самооценка) (0,707); толерантность к неопределенности (0,700); креативность (0,406).

Фактор 3. Активное сотрудничество в проблемных ситуациях: предпочтение стратегии сотрудничества в конфликтных ситуациях (0,924); отказ от стратегии избегания в конфликтных ситуациях (- 0,668).

Фактор 4. Коммуникативная интолерантность: коммуникативная интоллерантность (0,852); сильное эмоциональное реагирование в проблемных ситуациях (0,559); высокий уровень эмоциональных помех в общении (0,48); отказ от стратегии компромисса (- 0,415).

Факторный анализ позволил обнаружить некоторые существенные изменения. Позитивную нагрузку (в аспекте толерантности) несут три из четырех основных факторов при кумулятивном проценте 49 % суммарной дисперсии. В констатирующем эксперименте таких факторов было два при 33,28% суммарной дисперсии. В контрольном эксперименте выделился фактор, не наблюдавшийся в начале работы, который включает высокую ценность толерантности как профессионального качества (- 0,790); толерантность (самооценка) (0,707); толерантность к неопределенности (0,700); креативность (0,406). Фактор объясняет 16,17 % суммарной дисперсии. Результаты факторного анализа можно считать показателем тенденции гармонизации различных аспектов толерантности: от ценностно-мотивационного до психофизиологического.

В результате реализации формирующей программы:

1. Повысился уровень развития толерантности как в общем плане, так и в отдельных ее аспектах:

• снизилась, приблизилась к оптимальной, сила эмоционального реагирования на сложные неожиданные ситуации; снизился уровень эмоциональных помех в общении, возросла гибкость эмоций;

• в конфликтных ситуациях реже стал использоваться стиль соперничества и чаще стили сотрудничества и приспособления;

• в сознании испытуемых возросла ценность толерантности как профессионально значимого качества для сотрудников сервиса и туризма;

2. Выявилась тенденция гармонизации различных аспектов толерантности.

В заключении отражены общие выводы исследования:

- Толерантность - интегральная характеристика личности, определяющая ее способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать со средой и собственным внутренним состоянием с целью восстановления своего нервно-психического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития позитивных взаимоотношений с собой и окружающим миром. Толерантность как комплексное интегральное образование представлено на различных уровнях функционирования личности от психофизиологического до ценностно-смыслового.

- Толерантность является профессионально значимым личностным качеством сотрудников сферы сервиса и туризма. В процессе профессиональной подготовки необходимо решать задачу формирования данного качества у будущих специалистов.

- Студенты, специализирующиеся в сфере сервис и туризм обладают специфическими личностными особенностями (в аспекте толерантности): средняя коммуникативная толерантность; средняя толерантность к неопределенности; высокая коммуникабельность переходящая в навязчивость и излишнее распространение себя в общении; высокая эмоциональная реактивность, высокий уровень «помех» в установлении эмоциональных контактов; склонность к компромиссу в решении проблемных ситуаций.

- Задача развития толерантности заключается не только в повышении ее общего уровня и в развитии различных ее аспектов, но и в их согласовании, гармонизации, что в свою очередь делает актуальной задачу поиска глубинных механизмов, создания условий способствующих гармонизации различных аспектов этого комплексного личностного образования.

- Развитие креативности способствует повышению уровня толерантности у студентов. На эмоционально-волевой аспект толерантности наибольше влияние оказывает такой параметр креативности как гибкость. На поведенческий аспект большее влияние оказывают разработанность и оригинальность.

- Повышению уровня толерантности способствует развитие эмоциональной сферы. Адекватным механизмом развития эмоциональной сферы является трансформация когнитивного содержания в эмоциональное в ситуациях межличностного взаимодействия, когда возникшая проблема описывается в терминах эмоциональных состояний, существующие эмоции принимаются, поддерживаются; вербализуется и поддерживается трансформация эмоциональных реакций по ходу работы с ними.

- В континууме интолерантность – толерантность интолерантность больше связана с неразвитостью эмоциональной сферы, а толерантность с креативностью. То есть, гибкость и адекватность эмоций, умение контролировать силу и характер их проявлений необходимое, но недостаточное условие толерантности. Креативность, соответственно, способствует развитию толерантности при необходимом условии развитости эмоциональной сферы.

- Развитие креативности и развитие эмоциональной сферы являются фактором, гармонизирующим различные аспекты такого комплексного интегрального качества личности как толерантность: от ценностно-мотивационного до толерантности к неопределенности, которая носит во многом психофизиологический характер.

- Развитию толерантности способствуют следующие психолого-педагогические условия: стимулирование осознания студентами профессиональной значимости качества толерантности; соблюдение таких принципов организации и проведения занятий как коллективная творческая деятельность студентов; атмосфера принятия; моделирование проблемных, конфликтных ситуаций; активизация эмоциональной сферы; стимулирование диалога, дискуссии; активизация процессов самопознания.

- Динамика развития толерантности включает в себя этапы осознания и принятия собственной интолерантности; развития направленности на толерантное взаимодействие и активного освоения средств такого взаимодействия; увеличение интегративности толерантности как черты личности (в поведении проявляется как более частое использование стратегий сотрудничества и приспособления и снижение частоты использования стратегии соперничества в проблемных ситуациях; в эмоциональных реакциях появляется большая адекватность и гибкость, снижается сила эмоционального реагирования на проблемные ситуации, увеличивается признание ценности толерантности).

В ходе исследования была достигнута основная цель нашей работы - определены и экспериментально проверены психологические условия и механизмы формирования толерантности как профессионально значимого качества личности будущих специалистов сервиса и туризма. Подтвердилась эффективность разработанной программы формирования толерантности в учебно-профессиональной деятельности. На основе полученных данных мы предлагаем использование основных принципов организации и проведения занятий в профессиональной подготовке студентов.

Проведенное исследование позволило подтвердить нашу гипотезу о том, что эффективное развитие толерантности как профессионально значимого качества у студентов может быть осуществлено если:

- стимулируется осознание студентами профессиональной значимости качества толерантности;

- в обучении создаются следующие условия: коллективная творческая деятельность студентов; моделирование проблемных, конфликтных ситуаций; стимулирование диалога, дискуссии; создание атмосферы принятия; стимулирование и обеспечение самопознания.

- осуществляется развитие креативности;

- активизируется и развивается эмоциональная сфера личности посредством использования механизма перевода когнитивного содержания в эмоциональное.

Основное содержание диссертации отражено в следующих работах:

1. Третьякова А.Н. Толерантность как фактор эффективности педагогического коллектива. // Начальная школа плюс До и После. – 2009 - № 2. – С. 69 - 72

2. Третьякова А.Н. Учимся жить вместе / О.И. Крушельницкая, А.Н.Третьякова // Начальная школа. – 2003. - № 9. – С. 7 – 10

3. Третьякова А.Н. Отвергаемые дети: чем им поможет учитель? / О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова // Народное образование. – 2001 - № 4. – С. 132 – 137

4. Третьякова А.Н. Формирование толерантности как профессионально значимого качества у будущих специалистов туриндустрии // Проблемы повышения качества подготовки специалистов для сервиса и туризма на современном этапе. Сборник научных материалов и тезисов Международной научно-практической конференции. Москва 15-16 мая 2008 г. – М.: МАТГР, 2008. – С.200 - 206.

5. Третьякова А.Н. Роль креативности в формировании толерантности // Философия современного образования и научная педагогическая мысль: от исследований к практике: Материалы XI междисциплинарной научно-практической конференции аспирантов и соискателей, Москва, 1 апреля 2008 года: В 2 частях. Ч. 2 / Сост. Т.А. Моисейкина. – М.: АПК и ППРО, 2008. – С. 88 – 94.

6. Третьякова А.Н. Условия и механизмы развития толерантности у студентов // Философия современного образования и научная педагогическая мысль: от исследований к практике: Материалы X междисциплинарной научно-практической конференции аспирантов и соискателей. 12 апреля 2007 года. Часть 2 / Сост. Т. А. Моисейкина. – М.: АПК и ППРО, 2007. – С. 161 – 166.

7. Третьякова А.Н. Развитие толерантности у студентов СКСиТ // Проблемы развития туристского и гостинично-ресторанного бизнеса в РФ и за рубежом. Сборник научных статей. Выпуск 11. – М.: МАТГР, 2007. – С. 76– 81.

8. Третьякова А.Н. Уровень толерантности у студентов, обучающихся по специальности «Социально-культурный сервис и туризм»: диагностика и перспективы развития // Философия современного образования и научная педагогическая мысль: от исследований к практике: Материалы IX междисциплинарной научно-практической конференции аспирантов и соискателей. 06 - 07 апреля 2006 года. Часть 2 / Сост. Т. А. Моисейкина. – М.: АПК и ППРО, 2006. – С. 380 – 383.

9. Третьякова А.Н. Коллектив летит на Марс // Обруч (образование, ребенок, ученик). - 2006. - № 1. - С. 17 - 19.

10. Третьякова А.Н. Все вместе: Программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству: Учебно-методическое пособие. / О.И.Крушельницкая, А.Н.Третьякова – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 80 с.

11. Третьякова А.Н. Формирование навыков взаимодействия и сотрудничества у младших школьников. Проект «Все вместе» / О.И.Крушельницкая, А.Н.Третьякова // Толерантность – основа взаимопонимания. Сборник материалов / Редколлегия: Н.П. Пищулин (отв. ред.), В.Г.Ушакова. Сост. Т.Ф. Дьякова. М.: МГПУ, 2004. – С. 50 - 54

12. Третьякова А.Н. Как помочь детям мигрантов / О.И.Крушельницкая, А.Н. Третьякова // Отечественные записки. - 2004. - № 4. - С. 314 – 323

13. Третьякова А.Н. Учимся жить вместе: программа работы с детьми переселенцев / О.И.Крушельницкая, А.Н.Третьякова // Социальная педагогика. - 2005. - № 2. - С. 67 – 69

Сделать запрос
  1. (обязательно для заполнения)
  2. (введите действующий емайл)
 


Оставить комментарий