Взаимодействие педагогов и старшеклассников в процессе предупреждения отклоняющегося поведения подростков

Год:
2003
Автор:
Москаленко, Николай Ильич
Ученая степень:
кандидат педагогических наук
Место защиты диссертации:
Москва
Код специальности ВАК:
13.00.01
Специальность:
Общая педагогика, история педагогики и образования
Количество страниц:
221

Введение. 3.
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия педагогов и старшеклассников.
§1-1 Психолого-педагогические особенности взаимодействия и факторы, влияющие на его протекание.
§1-2.Личностные особенности подростков с отклоняющимся поведением и возможности педагогического воздействия на них. 47.
§1-З.Причины отклонений в поведении подростков и условия их устранения. 65.
Глава 2. Пути и средства взаимодействия педагогов и старшеклассников в процессе предупреждения отклоняющегося поведения подростков. 93.
§2-1. Модель организации и управления контактным взаимодействием педагогов и старшеклассников по предупреждению отклоняющегося поведения подростков.
§2-2. Приемы и способы последовательных воздействий на подростков с отклонениями в поведении. 129.
§2-3. Педагогическое руководство деятельностью старшеклассников по устранению отклонений в поведении подростков. 153.


Введение:
Изменения, происходящие сегодня в подростковой среде, вызваны в основном разрушением коммуникаций, устоявшейся ранее системы отношений. В тоже время новые структуры связей не программируются и не функционируют. Педагоги, психологи, социологи, юристы, представители средств массовой информации, муниципальных и правоохранительных органов и т.д., констатируют сейчас о резком возрастании криминогенных факторов в среде подростков. Появление большого количества беспризорных детей и подростков, ужесточение преступлений. Демонстрируется правовой нигилизм. Пренебрежение к нормам морали и права. Нарушается представление о сущности, справедливости и необходимости законов. Все это осложняется тем, что под активным влиянием всех этих факторов детерминируется психика подростков: искажается их правосознание и порождается в свою очередь искаженное представление об отношениях в обществе: о справедливости, о гражданских обязанностях, социальных нормах и патриотических ценностях. На этом фоне ослабевает воспитательная роль школы и других учебных заведений. В сознании подростков падает авторитет родителей и педагогов. В месте с этим возрастает авторитет личностей противоборствующих общественному порядку. Появление большого количества групп подростков асоциальной направленности, свидетельствует о своеобразном понимании ими принципов жизни при демократии. Совершение большого количества правонарушений и в ряде случаев безнаказанность за это, провоцирует подростков на испытание строгости и бдительности законов. В связи с этим у многих, даже законопослушных граждан и молодых людей с высоким патриотическим чувством, складывается мнение, что общество закрыло глаза на поглощение «криминалитетом» подрастающего поколения. В среде несовершеннолетних и даже детей, в сфере их коммуникативного общения утверждаются принципы макиавеллизма. Устойчивость этих и других негативных факторов, неопровержимо ставит перед обществом задачу о коренном исправлении воспитательной политики с подростками и в частности по профилактике отклоняющегося поведения.
Одним из аспектов обновления воспитательной политики с детьми и подростками отклоняющегося поведения по убеждению автора является создание взаимодействующих педагогических структур, субъектами которых в неизменной последовательности должны быть старшеклассники, подростки и младшие школьники. В своей опытно - экспериментальной работе мы принципиально придерживались такой схемы в развитии модели взаимодействия между педагогами и старшеклассниками. Такой подход в организации профилактической работы с подростками отклоняющегося поведения являлся стабилизирующим фактором в установлении деловых и доверительных отношений с подростками, ранее конфликтующими с учителями. В большинстве случаев нашей практики старшеклассники служили не только примером для ориентира в поведении «трудных» подростков, но и выполняли функции трансляторов педагогических знаний, способов и приемов в погашении конфликтных ситуаций.
Общие принципы этой работы были заложены в трудах А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского, и не потеряли своего значения в наши дни. Они неизменно подчеркивали, что правильная система педагогических воздействий и взаимодействий предупреждает возникновение асоциальных явлений в подростковой среде.
Направленному изучению причин детской преступности посвящены работы М.А. Алемаскина, А.С. Белкина, Ю.В. Гербеева, В.Е. Гмурмана, А.И. Кочетова, Э.Ш. Натанзон, И.А. Невского, В.М. Обухова, А.А. Остапца-Свешникова, В. Г. Степанова, С.Е. Хозе и др.
Правовой аспект профилактики правонарушений среди несовершеннолетних раскрывается в исследованиях Г.П. Давыдова, К.Е. Игошева, И.М. Карпеца, В.Н. Кудрявцева, Г.М. Миньковского, А.Ф. Никитина, А.Б. Сахарова, Я.В. Соколова.

Роль организаторской деятельности учащихся как фактор предупреждения правонарушений анализируется в работах Ю.К. Бабанского, Б.З. Вульфова, J1.M. Зюбина, И.П. Иванова, В.Д. Иванова, А.В. Караковского, В.М. Коротова, Ю.А. Лунева, Т.Н. Мальковской, J1.H. Новиковой, М.М. Поташника, А.И. Прихожан а, В.Б. Пятунина, С.В. Сарычева А.С. Чернышева и др.
Ряд исследований направлены на изучение, анализ и применение на практике психолого-педагогических, социальных и юридических факторов и явлений, оптимизирующих построение и управление взаимодействием между педагогами и старшеклассниками в процессе предупреждения отклоняющегося поведения подростков. В нашей многолетней экспериментальной работе учитывались и осваивались ведущие воспитательные теории, анализировалась опытно- экспериментальная работа в воздействии на несовершеннолетних правонарушителей (А.С. Белкина, И.П. Иванов, А.А. Остапец -Свешникова, В.А. Караковского, Э.Г. Костяшкина, Д.И. Фельдштейна, С.Е. Хозе). Создавались определенные условия для применения эффективных форм и способов взаимодействия:
-6- информированность обо всех явлениях и закономерностях, порождающих отклоняющееся поведение подростков,
- осведомленность об индивидуальных причинах и особенностях личности подростка совершающего отклонения в поведении,
- подготовленность всех участников взаимодействия эффективно применять техники воздействий на подростков с учетом всех факторов, влияющих на них,
- построение между всеми участниками взаимодействия на всех этапах . воздействий доверительных отношений.

Методическими ориентирами в изучении приемов и способов индивидуального воздействия на подростков с целью вовлечения их в общественно - значимую деятельность использовались теоретические разработки и многолетний практический опыт: А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.Н. Сороки -Российского, П.П. Блонского, А.Ф. Лазурского, В.А. Сухомлинского, М.А. Алемаскина, А.С. Белкина, Г.П. Медведева, Э. Ш. Натанзон, И. А. Невского, М. М. Поташника, В. Г. Степанова и др.

Выводы этих исследователей и наш опыт подтверждают, что успех воспитательной работы определяется всесторонним изучением личности воспитанника и мастерством педагога строить деловые и доверительные отношения с ним.

В изучении причин правонарушений и преступлений подростков, их лидерской роли в неформальных объединениях мы базировались на исследованиях: М. А. Алемаскина, А. С. Белкина, Ю. В. Гербеева, Jl. М. Зюбина, В. Е. Гмурмана, Ф. В. Гобечия, JI. Ю. Гардина, Е. А. Горшковой, А. С. Грибоедова, Г. П. Давыдова, А. И. Кочетова, JI. Г. Матвеевой, Г. П. Медведева, А. В. Мудрика, Э. Ш. Натанзон, А. Ф. Никитина, И. А. Невского, В. М. Обу-Щ. хова, А. А. Остапца - Свешникова. В своей исследовательской работе мы придавали ведущее значение формированию правосознания личности подростка и опирались на выводы исследований: Г.П. Давыдова, К.Е. Игошева, И.М. Карпеца, В.Н. Кудрявцева, Г.М. Миньковского, А.Ф. Никитина, В. М. Обухова, А.Б. Сахарова, Я.В. Соколова.

Важной проблемой в нашем исследовании являлось изучение и апробирование на практике эффективных приемов, способов и принципов вовлечения подростков в организаторскую деятельность в процессе предупреждения правонарушений в среде учащихся. В этом нам помогли исследования: Ю.К. Бабанского, Б.З. Вульфова, J1.M. Зюбина, В.Д. Иванова, И.П. Иванова, А. В. Караковского, В. М. Короткова, Е.А. Левановой, Т.Н. Мальковской, А.В. Мудрика, Л. И. Новиковой, М. М. Поташника, А. С. Чернышева, Л. Б. Филонова. В. А. Сластенина и др.

Изучению психолого-педагогических основ, методов регулирования межличностных отношений в процессе построения взаимодействия педагогов с ученическими организациями посвящены работы: А. А. Бодалева, А. М. Европкина, Ю. М. Жукова, Г. М. Иващенко, О. В. Кондратьевой, С. В. Кондратьева, А. Н. Леонтьева, А. А. Леонтьева, Е. А. Левановой, Б. Ф. Ломова, А. В. Мудрика, Н. Н. .Обозова, А. В. Петровского, Д. И. Фельдштейна, Л. Б. Филонова и др. Уделяется внимание организации взаимодействия между специализированными государственными, общественными структурами и педагогическими объединениями в исследованиях: В.Д. Ермакова (между государственными организациями и муниципальными службами), В. К. Ан-дриенко (между комиссиями по делам несовершеннолетних и общественными организациями.), Л. С. Алексеевой, И. А. Невского (между педагогами школ и родителями), В. Г. Бочаровой (между педагогами-организаторами по месту жительства и учителями школ), Е. А. Сарафьян (между общественными воспитателями и педагогами школ). Анализировались также и объекты, на формирование которых было направлено взаимодействие: волевые процессы (М. М. Гусейнов, А. В. Кузема), эмоциональные процессы (Э. Н.
Тохович, О. В. Ширманова), познавательные (Г. Н. Тигунцева). Изучались также исследования о возникновении тенденций к организации самодеятельных подростковых объединений (Е. А. Леванова, М. М. Мамадчев, М. П. Простов, Я. В. Соколов и др.). Анализировались работы для создания условий подготовки лидеров подростковых и молодежных объединений (J1. А. Журина, Ю.Л. Лобков, А.С. Крикунов, С.В. Сарычев). Теоретические основы взаимодействия, особенности его построения, определение факторов и тенденций, оптимизирующих его прохождение, дополняются исследованиями Л. Б. Филонова. Положение его концепции управляемого процесса контактного взаимодействия были приняты нами в качестве основы для программы нашего исследования по теме: « Взаимодействие педагогов и щ> старшеклассников в процессе предупреждения отклоняющегося поведения подростков». Между тем вопрос взаимодействия педагогов и старшеклассников в процессе предупреждения отклоняющегося поведения подростков в учебных заведениях до настоящего времени не получил однозначного и аргументированного ответа в науке, что приходит в противоречие с подтверждениями социально педагогической практики. Это обстоятельство определило выбор данной темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы социально - педагогические условия, обеспечивающие эффективность взаимодействия педагогов и старшеклассников в процессе предупреждения отклоняющегося поведения подростков?

└ Метки:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19


Оставить комментарий