Дистанционная форма обучения в системе высшего профессионального образования

Организация ФГОАУ НИУ «БелГУ» Факультет управления и предпринимательства кафедра менеджмента организации
Автор Кузнецова Анна Викторовна
Email pufka131092(собачка)mail.ru
Актуальность данной темы заключается в том, что XXI век характеризуется объединением различных стран в единое мировое информационное пространство на базе сети Internet и проникновением процессов информатизации и компьютерной интеграции во все сферы жизни общества.


Само понятие «дистанционная форма обучения» подразумевает под собой высокотехнологичный продукт научно-технической революции, широко использующий идею маркетингового подхода к обслуживанию студентов, чем и объясняется его активное распространение во всем мире. И сегодня дистанционное обучение органично впитывает в себя компьютерные и Интернет-технологии обучения. Современные технологии являются связующим звеном между студентом и преподавателем, которых могут разделять тысячи километров. Обучение ведётся корпоративной сети, по сети Интернет, e-mail и с помощью других современных средств связи.

Система дистанционного обучения позволяет приобрести необходимые навыки и новые знания с помощью персонального компьютера (ПК) и выхода в сеть Интернет. Место расположения ПК не имеет значения, поэтому учиться можно дома, на работе, в on-line классе одного из центров дистанционного обучения, а также в любом другом месте, где есть ПК с подключением к сети Интернет. Это важнейшее преимущество ДО перед традиционными формами обучения.

ДО - очень гибкая система, она позволяет всем участникам учебного процесса (студентам, преподавателям и администраторам учебного заведения) выбирать удобное время занятий. Это второй важнейший аргумент в пользу ДО.

Обучать с помощью систем ДО можно любого. Нет никаких возрастных, территориальных, образовательных, профессиональных ограничений, почти нет ограничений по состоянию здоровья. Студентами ДО могут быть не только студенты в традиционном понимании этого слова, но и школьники (и даже дошкольники), и, что особенно важно, - сотрудники организаций, осуществляющих корпоративное обучение своих специалистов.

Однако следует особо выделить среди всех желающих получить образование несколько групп, для обучения которых дистанционное форма образования предпочтительнее по сравнению с традиционной. Это те, кому сложно присутствовать на учебных занятиях в строго определенном месте и в строго определенное время. К их числу в первую очередь относятся:
 сотрудники корпораций, которые могут пройти необходимые тренинги, переподготовку и переобучение в пределах своей организации, а часто даже не покидая своих рабочих мест, что существенно снижает уровень затрат на корпоративное обучение. При этом обучать их можно чему угодно - от техники безопасности до техники продаж и от тренинга креативности до технических особенностей нового миксера;
 студенты ВУЗов, проживающие в отдаленных районах, и в силу этого территориально оторванные от учебных и научных центров. В нашей огромной стране лучшие такие центры расположены крайне неравномерно и сосредоточены в немногих, как правило, крупных, городах. Такое положение дел практически отсекает от возможности получить желаемое образование высокого качества значительную часть населения страны, так как не только очная, но и заочная форма традиционного обучения связана с поездками в большой университетский город и сопряженных с этими поездками многочисленными бытовыми и финансовыми неудобствами для студента (и с организационными сложностями для администраторов учебного процесса и преподавателей). К этой группе примыкают иностранные студенты, в их числе многочисленная группа наших русскоговорящих бывших соотечественников за рубежом, которым для обучения в обычном российском ВУЗе кроме всего вышеназванного, нужна еще и виза;
 те, кто большую часть дня занят на работе, то есть наиболее активная работо- (и, следовательно, кредитоспособная) часть населения. С помощью ДО человек "без отрыва от производства" и не рискуя потерять хорошую работу, имеет возможность повысить свою квалификацию или приобрести новые знания;
 «молодые мамы» и другие люди, вынужденные из-за семейных обстоятельств постоянно присутствовать дома, но желающие в будущем выйти на работу, и для этого получить (или пополнить) свое образование;
 люди, страдающим тяжелыми физическими недугами и не покидающие пределов своего жилища.
По состоянию здоровья ограничений очень мало - если человек видит изображение на мониторе и способен работать с клавиатурой и мышью - его можно обучать с помощью ДО. Более того, в последнее время появились публикации о том, что в связи с совершенствованием устройств ввода и вывода информации в компьютер практически не остается заболеваний, которые могут помешать любому человеку обучаться дистанционным способом (см. подборку материалов в N8 журнала "Вопросы интернет-образования"). Только благодаря ДО стало реальным изучать любой предмет, не только не выходя из дома, но даже не вставая с кресла. Кроме того, разработанные медиками программные продукты, позволяющие компенсировать последствия различных (особенно неврологических) заболеваний, и даже улучшить состояние больного, легко встраиваются в дистанционные системы. Все чаще реабилитационные центры инвалидов и аналогичные им организации прибегают к помощи систем дистанционного обучения [9].

Но все же (по зарубежной статистике), большинство студентов дистанционной формы - это люди после 25 лет, которые уже работают и хотят углубить свои профессиональные знания, не бросая при этом работу.

Дистанционная форма обучения пригодна для обучения во всех областях. При этом ДО легко снимает проблему нехватки высококвалифицированных преподавателей (поскольку удачно созданный дистанционный учебный курс может легко тиражироваться) и дает возможность любому студенту обучаться у самых лучших педагогов.
Чаще всего на сегодняшний день ДО применяется для преподавания точных и технических дисциплин, однако это не более чем дань традиции - первые ДО были ориентированы именно на этот круг задач. Сейчас ДО с успехом может применяться и в гуманитарных областях. Особо хочется отметить, что системы ДО с их возможностями встраивания в курс изображений, звуковых и видеофайлов очень удобны для восприятия информации. Правда, на сегодняшний день, пожалуй, непросто обучать с помощью ДО некоторым творческим специальностям, например живописи, актерскому мастерству, некоторым прикладным ремеслам и специальностям. Но уже сейчас с помощью ДО в этих областях обучения можно проводить информативные курсы, а возможность постоянного личного общения Мастера со студентом - дело ближайшего будущего. Некоторое несовершенство технологий удаленного присутствия на сегодняшний день - это всего лишь временные трудности роста перспективной и очень быстро развивающейся формы образования [5].

Однако встает вопрос – насколько эффективна данная форма образования в российских вузах. Как показывает практика, большинство передовых университетов страны уже перешли на такую систему образования. По сведениям Министерства образования и науки РФ, с 1997 по 2002 год в 20 российских вузах, в частности МЭСИ, РУДН, Воронежском экономико-правовом институте, Владимирском госуниверситете и других, прошел эксперимент по внедрению дистанционных технологий. Вузы – участники эксперимента открыли около 600 учебных дистанционных центров в своих филиалах и представительствах по всей стране. В конце эксперимента эта форма обучения получила юридическое признание. Была утверждена методика применения дистанционных образовательных технологий в учреждениях высшего, среднего и дополнительного профобразования.

По информации «Интерфакса», в начале сентября президент РФ Владимир Путин на встрече с руководством правительства, Федерального Собрания и членами президиума Госсовета заявил, что в 2005–2007 годах как минимум 20 тыс. школ должны получить доступ к Интернету. А к 2008 году таких школ будет более 30 тысяч. Кроме того, отметил президент: «Военнослужащие срочной службы должны иметь возможность получить в специальных учебных центрах гражданские дипломы о начальном профессиональном обучении» [8].
Как показало наше исследование, в котором принимали участие 45 студентов дистанционной формы обучения ГОУ ВПО НИУ «БелГУ» 5 курса факультета управления и предпринимательства: 67% студентов отрицательно относятся к данной форме обучения, остальные видят в этом положительные стороны. Большая часть опрошенных отмечает, что недостатками данной формы обучения являются следующие:
 большой объем информации, который не все студенты в состоянии охватить;
 остается мало знаний;
 проблемы самодисциплины;
 нехватка личного общения с преподавателем по тем или иным возникающим вопросам;
 трудности изучения дисциплины на электронных носителях;
 неполная форма изложения материала в электронных лекциях, что создает затруднения во время экзаменов;
 несвоевременное получение обновленной информации об изменении в требованиях к подготовке тех или иных работ;
 недостаточное количество лекций;
 нехватка практических занятий непосредственно с преподавателем;
 короткий срок для усвоения большого количества материала;
 нехватка времени для прохождения тестов.

Также многие студенты, у которых возникают проблемы с обучением в дистанционной форме, отметили что бы они хотели изменить наряду с теми недостатками, которые были описаны выше:
 уделить больше внимания практическим занятиям;
 проводить начитку лекций;
 добавить большее количество часов общения с преподавателем;
 выдавать на руки учебные пособия для самостоятельного изучения дисциплины;
 сессионный период сделать не менее одного месяца;
 увеличить время на изучение материалов;
 добавить видео-лекции преподавателей в Пегас;
 разработать презентации для лучшего усвоения материала.
Необходимо отметить и тот момент, что большинство опрошенных нами студентов – 54%, предпочли бы дистанционной форме обучения традиционную, объясняя это тем, что в таком случае большинство недостатков дистанционной формы обучения бы компенсировались, а 6% - предпочли бы заочную форму обучения, так как считают, что дистанционная форма образования является зря потраченным временем на учебу и денежных средств на ее оплату.

Анализируя полученную информацию, мы можем сделать вывод, что дистанционная форма обучения является неэффективной для большинства студентов и имеет множество недостатков, которые были описаны выше. Однако эффективность ДО достигается путём наиболее полного и точного согласования требований образовательного стандарта и возможностей студента. Необходимо учитывать все временные и территориальные ограничения, с которыми сталкиваются преподаватель и студент. Обычно обучение должно проводится с использованием нескольких средств общения одновременно, что позволит студенту не только хорошо осваивать учебный материал, но и знакомиться в процессе обучения с новейшими достижениями и разработками в соответствующих областях знаний. Студенты должны быть обеспечены возможностью своевременно связаться с преподавателем в процессе обучения, задать вопрос, получить консультацию по непонятому разделу. А преподавателю ДО необходимо позволять легко реализовать постоянный контроль за учебной деятельностью студента, что будет поспособствовать работать равномерно, без скачков и авралов, а значит эффективно. За каждый пройденный раздел курса студент должен отчитываться перед преподавателем и только после этого может продвигаться дальше. В автоматизированной системе ДО контроль приобретаемых знаний должен быть очень детальным и практически постоянным. И - это также очень важно - независимым от преподавателя. В системе ДО невозможно поставить оценку «С пристрастием». Кроме того, ДО должно позволить осуществлять постоянный контакт студента не только с преподавателем, но и с другими студентами, что сможет реализовать групповые работы (например, курсовые). Это даст студентам так необходимый сейчас всем навык командной работы.

ДО, если овладеть его технологиями, может быть очень эффективным видом образования, а в некоторых областях возможно даже более эффективным, чем традиционное.

Список литературы:

1. Аксиомы бизнеса «Парадокс»
2. Вютрих А., Филипп Х. Виртуализация как возможный путь развития управления http://www.ptpu.ru/issues/5_99/19_5_99.htm.
3. «Знание-сила»: www.znanie-sila.ru/projects/issue_38.html
4. Вейл П. Искусство менеджмента: Пер.с англ.-М.:Новости, 2004 – 345с.
5. Г.Я. Гольдштейн Стратегический инновационный менеджмент: тенденции, технологии, практика.Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2002 – 276с.
6. Катаев А.В. Виртуальные предприятия – новая ступень в организации НИОКР // Стратегические аспекты управления НИОКР в условиях глобальной конкуренции: Отчет по НИР №01.2.00100692. Таганрог: ТРТУ, 2001 – 564с.
7. А. Манюшис. Виртуальное предприятие как эффективная форма организации внешнеэкономической деятельности компании. Международный журнал «Проблемы теории и практики управления» №4. 2003 – 54с.
8. Приказ Минобразования от 18.12.2002 №4452) и внесены поправки в законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском образовании».
9. http://referent.mubint.ru/security/8/1211/1?try

***********

Добавить свою статью можно через форму ниже:

  1. (обязательно)
  2. (проверка правильности емайл)
 

 


Оставить комментарий