Исследование различных аспектов взаимодействия междометий с другими классами слов в системе частей речи современного английского языка

ЛЕНИНГРАДШШ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАИЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.А.ВДАНОВА
На правах рукописи УДК 802.024.801.2
ГРИГОРЯН Ашот Арамович
МЩОМЕТШ В СИСТЕВД ЧАСТЕЙ РШі
АНГЛИИСКОГО ЯЗЫКА (ЛСПШСШ ВЗАРШОДЕЙСТВИЯ ЮІАССОВ)
СпециаіЕЪНость 10.02.04.-германскив языки
АВТОРЕФЕРА Т ДИССЕРТАЦШІ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ
КАНДВДАТА ІШСШОГИЧЕСКИХ НАУК
Лѳнинград 1988г.
Работа вшколнѳна на кафедре английоаой фшгологш Іанингрвдского ордѳна Леннна и ордена "Трздового Краекого а«амезз го-ітдарствѳнного уаиаброитѳта
Научннй руководитедсь - кащщдат фшкыюпгеѳоккх наук»
Д0Ц8НТ' Б.Е,ЗѳрНОБ
Официалькнѳ оішонентн - доатор филологичеоких ваук,
профеооор Л.П.Ступин
- «сандвдат фидслогическиж наук, ТЛі.Шелингер
Бедущѳе удреадение - Дальневооточннй государственннй унивэр- ситет
Заидата состоитоя " 58 ноября 1988 г. в " " чаоов на засѳдании спеіщализв:рованного совѳта К С63.57.43 по присуж- дѳнию ученой стѳпѳни кандадата филологичѳских наук з Ленин- градском го(;ударственном униварситѳте по адрѳсу: 199034, Ленинград, Унив<" тт
С диссертг имѳни А.М.Го; тѳта.
Автореферат
Згченый секрЕ спѳциализирі кацдидат фи. доцѳнт
ссо? ша
Реферируемая диссертация посвящена исиледованию различных аспектов взаимодействия междометий с другими классами слов в системе частей речи современного английского языка.
;Йзвестно, что вопрос о частях речи является одним из так называемых "вечных" вопросов языкознания. ІІооблемы, так или иначе относящиеся к вопросу о частях речи, ставили и решали (в соответствии со своей обіцетеоретической установкой; представи- тели всех школ языкознания. 3 современных исследованиях акцент все больше делается на аспектах взаимодействия различных клас- сов слов. 'Изучение междометий с позиций теории взаимодействия частей речи дает возможность выявить и описать некоторыѳ, не- известные ранее, свойства междометий как класса слов и с ѵче- том совокупности признаков, связывающих его с др.угими. класса- ли, более точно определить его мес.то в системе частей речи зовременного английского языкаі' Этим и определяется а к т у - альность избранной ооласти исследования.
Научная но виз на работы, определяется:
а) отсутствием работ соответствующего плана, спёциально 'посвя- щенных междометию; .
б) необходимостью выявления"набора признаков, действительно свойственных английскому-междометию в их соотношении.с класси- фикационными характеристиками, упошиаемыми лингвистаіди;
в) описанием единиц, находящихся в разных точках зоны межчас- теречного синкретизма, в плане их приближенности к. подлинным конституентам класса междометий.
Ц е л ь ю работы является выяснение и изучение разнообраз- ных связей, существующих у междометий с другими частями речи, определение места, занимаемого междометиями в системе частей речи современного английского языка, исследование взаимодей- ствия междометий с другими классами слов в плане перехода еди- ниц одних классов в другие. Для достижения этой цели в работе ставятся следующие з а д а ч и: а) рассмотреть существующие трактовки мевдометий и выработать критерии выделения междоме- тий как класса слов; б) вьшвить с максимально возможной полно- той набор основных признаков, по которым междометие рзаимодей- ствует с другими частями речи; определить "эмиграционные"и "иммиграционные" возможности класса междометий; г) определить
частеречный статус синкретичных образований, возникающих в про цессе реализации междометиями своих "эшграционных" и "июлигра ционных" возможностей.
Цель и задачи исследования обусловили выбор м е т о д о в іа.ѵчного анализа: компонентного (включая метод словарных дефи- ниций), сопостаізительного и индуктивно-дедуктивного, а также метода субституции.
ІЛ а т е р и а л о м исследования послужили 5.400 прше- ров употребления мен,дометий, ваделенных из художественных про- изведений соврененігых англи/ских и американских авторов мето- дом сплошной выборки. Общий объем произведений около 6.700 страниц. Источник отбора материала обѵсловлен тем, что исследіу э?.ше единицы практически не всттіечаются в научно-техническом гексте.
Гірактическая значимость работы. Мате риаілы работы и полученкые резѵльтаты могут быть использованы в общих и сиециальных курсах по теоретической грш.адатике совре- менного англи;іского языка, а также в целях оптимизации процес- са ооучения английскому языку в вузах.
Апробация работы. Результаты исследования обсуж- дались на 2-й и 3-й Областных конференциях молодых ученых в йванове в 1986 и 1968 гг., на ХУІІ межвузовской научно-методи- ческой конференции, проходившей на филологическом факультете ЛГУ в марте 1968 г., а также на аспирантском семинаре кафедры английской филологии-П ЛГУ.
Объем иструктура работы. Диссертация состо ит из 152 страниц машинописного текста, из них 139 страниц ос- новного текста, и включает введение, три главы и заключение. В конце работы приводится список использованной литературы, все- го 157 наименований на русском, английском и немецком языках, а также список сокращений и художественных произведений - ис- точников заимствования примеров.
На защиту выносятся следуіощие положения: - I) Междометие по совокупности своих семантических и синтакси- ческих характеристик есть самостоятельная часть речи, обладаю- іцая определенным набором дифференцирующе-интегрирующих призна- ков, не совпадающим с аналогичными наборами других членов сис- темы частей речи.
2) Взаиыодействуя как член системы частей речи с другими клас- сами слов, наиболыяие связи мевдометие обнаруживает с такими частями речи как суіцествительное и глагол, что свидетельству- ет о высоком уровне признаковой близости названных частей речи
3) Мевдометие обладает как "иммиграционными", так и "ьмиграци- онными" возможностями; преобладающиы процессом является "ишли- грация", что свидетельствует о значительно более сложном (по сравнению с явлениями интерьективации) процессе превращения конституента класса мевдометий в слово той или иной знамена- тельной части речи.
СОДйРтгАНИЕ РАЬОТЫ Во введении рассматривается актуальность выбранной темы, ее научная новизна, цель и задачи исследования, методы, исполь- зуемые в работе, а также дается краткое описание материала.
Впервой главе разбираются наиболее общие во- просы, связанные с трактовкой мевдометий как языковой сущности. Глава содержит анализ взглядов отечественных и зарубежных ис- следователей по вопросу о классификации слов языка по частягл речи, о статусе междометий, о возможности включения мевдометий в эту классификацию.
Мевдометия издавна доставляли много хлопот языковедам. ііе случайно их называли и "пулей, погіавшей в организм языка" (Пеш- ковский), и "лингвистическими лишенцами" (Романов), и "декора- тивной каймой пышной и замысловатой ткани языка" (Сэпир). В связи с этим возникают два основных вопроса: а) является ли мевдометие словом (принадлежностью языковой системы) или оно тождественно выкрику (принадлежности биологической системы); б) является ли междометин частью речи или же это осббая г.рупна единиц, находящихся за пределами частей речи.»Еольшинство язы- коведов решает эти вопросы положительно, считая междометия сло- вами и относя их к'частям речи (Ильиш, І948;2ітт«г , 1957; 5іапкі«иісг, 1964; Зыблева, 1987). Понятно, что признание или непризнание той или иной группировки слов в качестве части речи обусловлено теми принципами классификации словарного. срстава языка, которых придерживается та или иная лингвистическая шко- ла, тот или иной лингвист. Известно, что согласно принципам традиционной грамматики выделение части речи основывается на учете трех основных критериев: значения, формы и функции. Од- нак" ученьвли-англистами роль морфологического критерия призна- ется второстепенной, т.к. современный английскии язык характе- ризуется наличием очень неболыного числа 'флексий; это приводит к росту числа морфологически неизменяемых слов и к уменыпению роли морфологического критерия в определении частеречного ста- туса исследуемой группііровки слов. Принцип достаточности се- мантического и синтаксического критериев для определения ста- туса группировки слов впервые выдвинут и обоснован ^.В.Щербой.
Междометие по совокупнбсти диф|іеренцирующе-ин- тегрирующих признаков семантического и синтаксического характе- ра имеет основание бкть отнесенным к частям речи.
В целом, мезвдометия квалифицируются как класс единиц, от- личающийся своеобразием, однако не обособяенный, не изолирован- ный совершенно от остальных членов системы частей речи, имеющий. немало точек соприкосновения с другими частями речи.
Междометия обладают определенным набором только им прису- щих дифференциальных признаков. В обобщенном виде выделяемые исследователями пр-изнаки выглядят следуюшим образом: а) отсут- ствие номинативной функции, отсуТствие понятийной значимости, оообщенность выражаемого смыслового содержания; б) утрата грам- матической характеристики и первоначальных гршѵматических зна- чений,*морфологическая неизменяемость, изолированное синтакси- ческое таотребление.
Общепринятоіі в лингвистике является трактовка междометий как единиц, лишенных номинативной функции. Подобную точку зре- ния можно встретить в большом количестве работ, в том числе и самых последних (Туебекова, І9В4; Зыблева, 1987). Существует, однако, и иная точка зрения, рассматривающая номинативность как свойство всех единиц языка (Кубрякова, 1978; Солнцев, 1987). Междометиям обычно приписывается способность выражать (не на- зывать) эмоции. Представляется, что выражение тои или иной эмо- ции без ее прямого или косвенного называния в слове, котором она выражается, едва ли возможно. Так, междометие ЬиггаЬ , выра- жая змоцию радости, ликования, тем самым является своего рода названием, "ярлыком" для этой эмоции.
Вопрос о способнос-ти междометий номинировать тесно связан с вопросом о наличии у междометий понятийной значтлости. Две основные точки зрения СВОЛЯТРЯ Ѵ следующему: а) мевдометия не выражают понятий; б) междомётия ВЩШСЕЦОТ ПОНЯТИЯ. Ряд, ученых отказывает междометию в понятийной значимости, считая, что оно не выходит в целом на уровень понятия, хотя и используется го- ворящим осшсленно. .Нам близка точка зрения ученых, полагаю- щих, что, признавая осмысленный хаііактер междометий, трудно отрицать участие в етом нашего сознания, а, сначит, отрицать способность -данных языковых единиц вырат?ать не только чувства и волеизъявления, но и понятия о них (Искоз, Ленкова, 1958).
По поводу морфологической неизменяемости, неоформленнос- ти и Сіштаксической обособленности междометий. Акад.Виноградов указывал, что всякое слово оформлено уже тем, что ѳно несет известные грамматические функции, занимает определенное место в грамматической сйетеме языка, подводится под тѵ или иную грамматическую категорию (Виноградов, 1966). ото утверждение находится в полном соответствии с положёнием марксистко-ленин- ской философии о диалектической неразрывности категорий содер- жания и формы: "Форма существенна. Сущность ^ормирована. Так или иначе в зависимости и от сущности ..." (Ленин, Полн.собр. соч. Т.29.С.І29)..
Вопрос о признании эмоционального значения в качестве компонента лексического значения после длительных споров в лингвистике решен положительно: он "входит в семантическую структуру языковой единицы" (Шаховский, 1987). Говоря о нераз- рывности эмоциональных и интеллектуальных элементов в языке (уместно вспомнйть высказывание В.Й.Ленина: " Еез челове- ческих змоций никогда не бывало, нет и быть не ыожет человечес- кого искания истины"), акад. Виноградов отмечал отнесенность междометий к сфере языка эмоционального, хотя и несшего на себе зачастую яркий "отпечаток" интеллектуальности. Говорить о наличии предметно-логического значения у междометий в строгом смысле этого слова трудно - эмоциональные оттенки в зкачении этих единиц явно гіреобладают.
йсследователи отмечают, что большинство междометий много- значны. Поэтому значение того или иного междометия становится о.бычно ясньші из контекста. В раскрытии конкретного значения конкретного междометия велика роль и собственно лингвистичес- ких, и экстралингвистических факторов. Например, чтобы опреде- лить значение, переда ;аемое мезвдометием в следующем высказыва-
НИИ -"ОЫ" вЬв 5ЭІСІ. II ѵѵаз аіі ЬиС і» ѵ»аз шисЬ. (0.С.83)-
необходимо знание тзкста всей книги, т.к,- коктекст меньшего эбъема может стать щ)ачиной неверной интерпретации.
3 конце пзрвой главы рассматрйвается трактовка междометий лингвистами с точки зрения возможностей их взалмодействин с другитш частяки речи. 3 системе частей рёчи, как. м вообще в кзике, можио наблюдать де: ствие двух противопбложных тенденций ди?еѵенциащи и интѳг.рации. Йнтегг..ационные возможности междо- мет ':": как класса слов оказнваются практичо.ски не изучешшми.-''В лучшёк случае исследователи • ограничивгиотся отдельныіди коротки- ыіі за?.:ечаниями (Карцевский, І9Ь4) либо выделяют в классе меж- дометий группы единиц, различающиеся по каким-то признакам іГут-нер, . Называя, одкако, т.е или иные признаки, линг-'
висты ПОЧТІ? ничого не ГОЕОГЯТ о возмозкностях, которые в ьтой связи у яёждокетия возникают в плане взаимодействия с другшли классами слов, выражающих эти же пплзнаки. РЬіёются работы, в которых явление взаямоде хтвия кеадометий с дрѵгі-щи классами слов освещается боле.е. оОстоятельно. (Зернов., Т986) . Однако зти труды носят характер общетеоретич^ских изысканий и не затраги- зают иногйх частных, но важкых вопросов,. касающихся исследуе- :ло'*: част:- ечи.
В целом, ориентация исследователей только на дифференци- альные ха-, актеристики меадометйй (в усіерб интеграционным фак- торам) приводит к тому, что проблема статуса меадомети.й как языковкх единиц, а также дтзугие, связаттнне с зтлм зопросы, ока зызаются едза ли разреіпимыми.
. В о в т о р о й г л а в е "Интеграционные возможности класса межлометий" содержится описание возможностей.взаимодей- зтвия. мездометий с другими частями речи на основе собственных, несобстзенных и нссооственно-србственных -признаков. Взаимодей- ствие частей речи рассматрмвается на прцзнаковом зфовнё по , следующе-і причине: все части речи обладают некоторым набором признаков, которые и хагактеризуют их как языковые сущности, с одной стороны, отличные друг от друга, с'другой стороны, в чем-то схожие. Естестзенно, что определенный уровень признако- вой близости двух (или более) частей речи позволяет говорить о
существовании между атиі.® частями речи взаиі/одействия на осно- ве общности признаков; определенная же стѵпень близости взаи- модействующих частей речи гозорит о возмошости'взаимоперехода их конституентов. Кроме того, наличие большого числа оощих (особенно собственных) признаков у взаимодействутаіцих классов слов позволяет предположить вхождение их в одну и ту же груп- - пировку частей речи» Собственніэли в данной работе считаатся признаки так или иначе выходящие на грашаяику междометий как части речи, а также на их классификадионные и субклассификаци- онные характеристики. Такими пркзнаками, в частности, являэт- сяг "эмоциональность",- "побудительность", "оценочность" и т0д» Несобственные признаки - это те, что приобретаются конституен- тами класса кеадометий .в гіроцессе функционирования. К нмм от*- носятсяз "аспектуальность", "темпоральность", "локативность", "одушевленность", "персональность", "фрпсция - член ітедяоке- нияг подлежащее" и т.д, Необходимо отметитьѵ что границы междѵ собственньэ.ш и несобственньоли признаками не являются чем-то, раз и навсег.ца очерченным и ѵстановленным: любой признак, бу- дучи выражен конституентом класса междометий, тем самым уже становится в опредёленной степени собственным для данного класса. 0 подвижности границ между собственными и несобстзенш- ми признакаіли свидетельствует также и выделение группы несосс- твенно-собственных признаков. Несобственно-собственше прмзна- ки - это условное, рабочее название для дризнаков типа "номи- нативность", "модальность", "обобщенность выражаемого содержа- ния", не являющихся ни собственными, ни несобственными призна- каіли класса междометий, Достаточно перечислить собственные признаки междометия, чтобы-убедиться, что ни на семантическом ("эмоциональность", "побуДительность", "оценочность"), ии на синтаксическом ("функция - член предложения: вводный", "слово- предложение"), ни на морфологическом .("неизменяемость") уровнях упомянутые признак.і -не могут быть признаны монополией междоме- гий - эти же признакл могут выражаться и конституентами других классов слов. Полтаается, что собственных признаков в подлинном смысле этого слова у мёждометий нет; точнёе сказать, что собс- твенное (в признаковом отношении) у мевдометий сплошь и рядом соседствует с несоостзенным. Представляется, что аналогичная
ситуация ѵв той или иной кере) характерна и для всех остальных частей речи. Ііричем, сооственное не просто соседствует, сосу- цествует, так сказать, с несобственным; это сосуществование порождает в ряде случаев особый тип признаков, которые мы в данной работе называем несобственію-собственнь&ли» Выделение ггуппы собствеі-лых прлзнаков не противоречит утверждению об от- сутствш у меадометий собственных признаков в строгом смысле отого слова. Дело в том, что мездометияіл все же приписываются оп(-еделен!ие иденти пицирующие признаки; кроме того, признаки, называемые сооственншли, являются все зке более сушествені-ші.ш для меадометии, чем для других часте і речи. Каждый из указан- ных трех видовіііужзнаков делится на семантические, синтаксичес' кке и моррологичоские признаки. При описании случаев взаимодей' ствия междометий с другиіли классами слов используется полевой подход, позволяющий наглядно представить возможности взаимо- деііствия класссвтпо тем или иншл признакам, определить уровень иерархического "залегания" признака для взаимодействующих клас- сов. Определение уровня "залегания" признака имеет болыдое зна чение при установлении статуса части речи: то или иное располо- жение признаков сообразно степени их важности для данного клас са слов. Поля взаимодействия междометия по их собственныіл и не- зобственно-собственным признакаіѵі всегда носят неформоцентричес- чихарактер (в центре поля нет морТюлогической категории - ис- ключением является поле побудительности)5 по несобственным - как Тюрмо- , так и не^ормоцентрический характер. Поскольку в современном английском языке развитая система морпологических категорий присуща лиівь глаголу, то формоцентрические поля пре- обладают при взалмодействии меадометйй с глаголом, неформоцент- рические - с остальными частями речи.
При рассмотрении взаимодействия меадометлй с дрѵгими час- тями речи на основе собствеккых пр.,знаков отмечается, что имен- но по этим пр:-;знакам у них наблюдаются- паиболее устоЧчивые и регулярные связи с другими частями речи. Следовательно, изѵче- ние связей меадометия с другими классами слов по данной группе признаков позволяет определить те части речи (группировки час- гей речи), с которыми у мевдометиЛ наиболее тесное взаимодей- ствие и к которым оно, зозможно, тяготеет.,Отмечается, что по группе сооствечных пр.ізнаков иаиоольшие свяаи ѵ междометий об- нару-.иваются с такими чаетими речи как прнлагательное, наречие, частицы и, осооенно, существительное, глагол и «одальныв слова. Кроме не.йормоцентгичности поля взаж.юдействия мкадокетий по собственным признакам обладают следуюіде > особенностьюг они по- лііцентричны. Ьто означает, что центр соответствугтцего поля представлен пшзпаками, являющимнся существентыі. и одііовремекно для двух (или солее) частеи речи. 3 частности, признак "побуди- тельность" явлиется суіцественннм как для . екдометия, так и для глагола. Обе эти части речи занимают соответствушее по.юкение в поле побудитёльности.
Количественно тсуппа н-:собственных призмаков значительно превосходит и группу со':ственных, и групгіу несооственно-собс- твенных пр-ізкаков, что говорит о немаловажной ооли данно;*. груп- пы признаков в оощей картине связей междомети:. с дрѵгики кдас- сшди слово Подобное соотношение вызвано, с одно сторонк, не- большим количеством сооственных классиіжкационііых/субклассиЬи- кационных пр-изнаков класса междометий, с- друго,- :тогоны, пгиоО- ретением в процессе ^"нкционлрования признаков дрѵгих классов слов. Отмечается, что по груг.пе месомстпепных по::з::а"ов наибо- лее устойчизые связи у меедометий обнарудиваются с такиш час- тя»ли речи как имя сущёствительное и глаголо
Поля взаимодействия меадометий по группе несс зтвеннкх лризнаков имеют как сормоцентрический (поле темпогальности, по- ле персональности), так и неЬормоцентрический хар-актер (поле аспектуальности, поле локативности). В центре всех ѣормоцеитри- ческих полѳй стоят те или иные морг.ологические категогии глаго- па (исключением, может быть, является поле одуневленности, если считать '5 морѣологическим показателем оду.певлениости существи- тельных). Особенностью полей взаимоде ствия междометий с други- ш частяки речи по группе несобственных признаков является так- же то, что они могут быть как ;/.оноцентричными (поле одушевлен- чости), так и полицентричными (поле персональности).

опубликовано часть автореферата

***

Сделать запрос
  1. (обязательно для заполнения)
  2. (введите действующий емайл)
 


Оставить комментарий