Защита прав несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и правовой механизм осуществления прав
несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях.
§ 1.1. Гражданско-правовое положение несовершеннолетних осужденных.. 16 § 1.2. Способы и пределы осуществления прав несовершеннолетних
осужденных .....48
Глава 2. Способы защиты прав несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях.
§ 2.1. Судебная защита прав несовершеннолетних осужденных 67
§ 2.2. Самозащита как самостоятельный способ защиты прав
несовершеннолетних осужденных 89
§ 2.3. Обеспечение реализации гражданских прав несовершеннолетних
осужденных уголовно-исполнительными средствами 104
Глава 3. Порядок осуществления и защиты отдельных прав
несовершеннолетних осужденных.
§ 3.1. Осуществление и защита права собственности несовершеннолетних
осужденных 117
§ 3.2. Осуществление и защита наследственных прав несовершеннолетних
осужденных 142
§ 3.3. Осуществление и защита жилищных прав несовершеннолетних
осужденных 164
Заключение 183
Список литературы 190
Приложения 208

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время государство активно проводит политику по изменению существующего порядка защиты прав граждан, нуждающихся в особом внимании в силу ряда причин. Одной из наиболее важных проблем здесь следует считать обеспечение защиты прав несовершеннолетних осужденных. Предоставление данной категории несовершеннолетних реальной возможности осуществлять гражданские права в местах лишения свободы - направление, претендующее на особую актуальность в реализации правовой политики государства.
Как показывает практика, во многих случаях дети не имеют доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим
4
вопросы правового положения несовершеннолетних.
Несовершеннолетнему осужденному, на наш взгляд, в силу своего возраста сложно осуществлять и защищать свои имущественные и личные неимущественные права. Этому есть причины: во-первых, изоляция
несовершеннолетних от общества; во-вторых, существует проблема обращения данной категории граждан в соответствующие инстанции для оказания им юридической помощи; в-третьих, законодательная база не всегда реально охватывает все сферы отношений с участием несовершеннолетних.
Внимание к проблемам реализации прав несовершеннолетних, содержащихся в местах лишения свободы, необходимо уделять со стороны не только государства, но и общества в целом. Именно поэтому современное состояние общества требует повышенной защиты прав и интересов несовершеннолетних данной категории. Для этого и были внесены изменения в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка (Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. №
378) . В частности, ч. 1 ст. 24 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, была дополнена нормой, согласно которой Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации в пределах соответствующих территорий вправе посещать места лишения свободы в целях усиления контроля за соблюдением прав несовершеннолетних.
В связи с этим особого внимания заслуживает и вопрос о возможности несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, осуществлять свое право на защиту. В судебной практике на сегодняшний день не встречаются случаи обращения данной категории лиц с требованием о защите своих гражданских прав. Причиной тому, на наш взгляд, является то, что им чрезвычайно сложно решиться на обращение в суд с требованием защиты своих нарушенных гражданских прав.
Лишение свободы - самый строгий вид уголовного наказания и несет в себе наибольшее количество запретов и правоограничений, в том числе в сфере гражданских прав. Более того, они затрагивают значительное количество лиц. Так, если в 62 воспитательных колониях в 2010 году

содержалось 4,03 тыс. несовершеннолетних осужденных , то по состоянию на 1 апреля 2012 года в 46 воспитательных колониях отбывало наказание 2,7 тыс.
Анализ норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, уголовно-исполнительного законодательства, закрепляющих правовое положение осужденных, иных федеральных законов, принимаемых в их развитие, показывает, что права осужденных получили достаточное законодательное закрепление. Однако проблема, связанная с положением несовершеннолетних, находящихся в местах лишения свободы, остается и большей частью сводится к гарантиям и механизму их реализации.
Таким образом, выбор темы диссертационного исследования обусловлен, с одной стороны, исключительной значимостью гражданско- правовых отношений с участием несовершеннолетних осужденных, с другой - недостаточной разработанностью их гражданско-правового положения. Указанные обстоятельства в совокупности и определили актуальность темы настоящего исследования.
Степень научной разработанности. Проблемы прав несовершеннолетних граждан всегда привлекали внимание ученых. Вопросы, связанные с правовым положением физических лиц, нашли отражение в дореволюционной науке (Д.И. Мейер, Г.Ф. Шершеневич и др.). Проблемы правого положения несовершеннолетних рассматривались в работах более позднего периода (Е.П. Андреев, С. Н. Братусь, Я.Р. Вебере, О.С. Иоффе, Ю.Ф. Беспалов и др.).
Вопросы дееспособности и защиты прав несовершеннолетних • рассматривались такими учеными, как В.А. Тархов, А.П. Сергеев, Ю.К.
I
Толстой, Л.Г. Кузнецова, Я.Н. Шевченко, С.А. Сорокин, Е.В. Тресцова, П.В. Богданова. Актуальные вопросы гражданско-правового положения различных категорий лиц, содержащихся в местах лишения свободы, ' отражены в работах С.Н. Бакунина, А.Я. Гришко, Н.Ж. Карусева, В.В.: Меркулова, В.В. Рыбакова, и др.
Разработкой проблем в области гражданских правоотношений занимались В.П. Грибанов, В.А. Рыбаков и др.
Правовой статус осужденных к лишению свободы, рассматривали, например, Ю.А. Кашуба «Правовой статус несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы», Ю.А. Головастова «Осужденный как субъект правоотношений», Е.С. Ковалева «Правовой статус несовершеннолетних женского пола, осужденных к наказанию в виде лишения свободы», А.М. Потапов «Правовой статус лиц, отбывающих наказания в виде лишения свободы» и др.
Права несовершеннолетних граждан и отдельные сферы отношений в этой области рассматривались и на диссертационном уровне. Например,
работы М.М. Махмутовой «Охрана имущественных прав несовершеннолетних», И.Г. Король «Личные неимущественные права ребенка», Г.С. Джумагазиевой «Осуществление имущественных и личных неимущественных прав несовершеннолетних в гражданском и семейном праве», А.Ю. Чапышкина «Осуществление и защита имущественных прав несовершеннолетних». Однако названные труды посвящены либо общим вопросам гражданско-правового положения несовершеннолетних, либо охране или защите прав этих лиц, либо только имущественным правам несовершеннолетних, либо охране неимущественных прав ребенка.
Работы же, посвященные защите прав несовершеннолетних,
отбывающих наказание в виде лишения свободы, выполненные на монографическом уровне, соискателю неизвестны.
Объектом исследования является система гражданско-правовых отношений, возникающих в связи с осуществлением и защитой гражданских прав несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях.
Предметом исследования выступают нормы, регулирующие порядок осуществления и защиты гражданских прав несовершеннолетних,
осужденных к лишению свободы, обусловленные законодательно закрепленной спецификой их гражданско-правового статуса.
Цель исследования состоит в выявлении основных правовых проблем осуществления и защиты гражданских прав несовершеннолетних,
отбывающих наказание в воспитательных колониях, и выработке эффективного механизма защиты гражданских прав данной категории несовершеннолетних.
Исходя из названной цели, сформулированы следующие задачи:
- охарактеризовать гражданско-правовое положение несовершеннолетних в условиях отбывания наказания в местах лишения свободы;
- определить природу осуществления гражданских прав несовершеннолетних осужденных;
- рассмотреть содержание гражданских прав несовершеннолетних, содержащихся в местах лишения свободы;
- проанализировать основные формы и средства защиты гражданских прав указанной категории несовершеннолетних, определить среди них место и роль норм уголовно-исполнительного права;
- раскрыть особенности осуществления и защиты отдельных гражданских прав несовершеннолетних, содержащихся в местах лишения свободы;
- выработать предложения по совершенствованию законодательства и практики его применения в связи с осуществлением и защитой гражданских прав несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях.
Методология и методы исследования базируются на общих методах: диалектическом, историко-правовом, статистическом, формально¬логическом, сравнительно-правовом, системно-структурном,
социологическом, аналитическом. Методика исследования включает в себя применение следующих методов: анкетирование, интервьюирование, анализ документов, статистический анализ, беседа.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что с учетом всех особенностей современного этапа развития УИС России осуществлено одно из первых системных исследований вопросов защиты прав несовершеннолетних, отбывающих наказания в воспитательных колониях, в рамках гражданского и уголовно-исполнительного законодательства. В такой постановке вопроса данная проблема ранее изучению не подвергалась. Диссертационное исследование выполнено с учетом изменений, внесенных в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» (Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. № 378), в условиях реализации Федерального закона от 21 ноября 2011 г. «О бесплатной юридической помощи в Российской
Федерации», Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г., утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р.
Признаками, свидетельствующими о новизне исследования, являются: уточнение понятия «осуществление гражданских прав несовершеннолетними, отбывающими наказание в воспитательных колониях»; определение границ, в рамках которых несовершеннолетние осужденные могут осуществлять свои гражданские права; авторское определение самозащиты гражданских прав несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях; выявление характерных правовых и организационных проблем защиты своих нарушенных прав, сложностей, с которыми несовершеннолетним приходится сталкиваться при реализации своих гражданских прав, а также их причин, определение мер по их устранению.
На основе анализа законодательного регулирования деятельности воспитательных колоний в части защиты прав несовершеннолетних осужденных, а также обобщения данных эмпирических исследований были внесены предложения и рекомендации по совершенствованию действующих норм гражданского, уголовно-исполнительного и иного законодательства, регулирующих деятельность по защите прав несовершеннолетних осужденных.
В диссертационном исследовании обоснованы и предложены меры по оптимизации защиты прав несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях, в условиях их преобразования в воспитательные центры.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Отсутствие в действующем гражданском законодательстве определения осуществления гражданских прав негативно сказывается на возможности их защиты. При этом защита гражданских прав должна основываться на учете особенностей осуществления гражданских прав различными субъектами гражданского права, в том числе несовершеннолетними, осужденными к лишению свободы. Предлагается под
осуществлением гражданских прав несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, понимать реализацию несовершеннолетними осужденными имущественных и личных неимущественных прав, подлежащих ограничению в порядке и пределах, строго установленных законом в период отбывания наказания в виде лишения свободы.
2. Осуждение к лишению свободы ограничивает способность несовершеннолетних иметь некоторые гражданские права, при этом ограничение правоспособности обусловливает соответствующее ограничение дееспособности.
3. Для наиболее эффективного применения мер ответственности в случае причинения вреда несовершеннолетним, осужденным к лишению свободы, потерпевший вправе предъявить иск непосредственно к данному лицу. Судебное решение исполняется в первую очередь за счет имущества непосредственного причинителя вреда. В части же, не компенсированной причинителем, вред возмещается за счет родителей или других законных представителей. Однако многие несовершеннолетние, осужденные к лишению свободы, умышленно уклоняются от возмещения нанесенного ими имущественного вреда организациям или гражданам по исполнительным листам, поэтому необходимо добиться, чтобы все лица, имеющие исполнительные листы по возмещению ущерба, нанесенного преступлениями, были обеспечены работой со стабильной заработной платой, позволяющей производить регулярные удержания по исполнительным листам, и признать несовершеннолетнего, осужденного к лишению свободы, самостоятельным и единственным субъектом ответственности за причиненный им вред по сделкам, совершенным без согласия родителей (усыновителей), а субсидиарную ответственность его родителей (усыновителей) исключить.
4. Наряду с общими границами осуществления гражданских прав пределом осуществления гражданских прав несовершеннолетнего осужденного к лишению свободы выступает факт осуждения к уголовному наказанию в виде лишения свободы.
5. Несовершеннолетний, осужденный к лишению свободы, может самостоятельно отстаивать свои нарушенные гражданские права в суде. Для этого ему необходимо обратиться в суд с соответствующим требованием. Если администрация воспитательной колонии отказывает несовершеннолетнему осужденному в этапировании для личного участия в судебном заседании в порядке гражданского судопроизводства, то рассмотрение судебного дела по гражданским делам может осуществляться путем проведения сеансов видео-конференцсвязи между несовершеннолетним осужденным и судом. Действующее законодательство не дает прямого ответа на вопрос об использовании современных технологий при рассмотрении дел в гражданском судопроизводстве, хотя видеокамерами ( 4 и мониторами оборудуются залы заседаний президиумов судов. Такую практику следует признать верной, поскольку процессуальные правила допускают применение, специальных средств связи.
6. Отсутствие в законодательстве нормы, регламентирующей
самозащиту гражданских прав несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, свидетельствует о несовершенстве действующего законодательства. Для наиболее точного понимания самозащиты в случае нарушения гражданских прав предлагается закрепить следующее определение
самозащиты гражданских прав несовершеннолетних - это способность несовершеннолетнего лица самостоятельно защищать свои нарушенные
имущественные и личные неимущественные права собственными
действиями, не запрещенными законом, без обращения в судебные или иные органы, осуществляющие защиту гражданских прав.
7. В воспитательных колониях осужденные подвергаются ограничению в осуществлении правомочий относительно имущества на праве частной собственности, которая находится не в месте отбывания наказания. Для осуществления правомочия пользования и распоряжения данным имуществом несовершеннолетним осужденным необходимо прибегать к институту представительства. В этом случае в роли представителя могут выступать любые дееспособные лица, которым доверяет
несовершеннолетний осужденный, например, родители, родные и близкие. В отсутствии таковых лиц полномочия по управлению имуществом целесообразнее возложить на уголовно-исполнительные инспекции ФСИН России по месту нахождения данного имущества.
8. В отношении имущества, принадлежащего им на праве частной собственности и находящегося в воспитательной колонии, осужденные осуществляют все правомочия собственника наравне со свободными гражданами, то есть владеют, пользуются и распоряжаются им для удовлетворения своих материальных и культурных потребностей. В отношении предметов, которые могут находиться на праве личной собственности непосредственно при несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, последние могут и осуществлять правомочия собственника. Однако они лишены юридического распоряжения этими предметами. Соискатель считает возможным дарение тем или иным несовершеннолетним, осужденным к лишению свободы, предметов личного имущества. Разумеется, действия несовершеннолетнего, осужденного к лишению свободы, по отчуждению принадлежащего ему имущества на праве личной собственности должны соответствовать его волеизъявлению. В связи с этим, по нашему мнению, подобные действия должны совершаться при согласии и под контролем администрации воспитательной колонии, в которой отбывает наказание несовершеннолетний. Данное ограничение обусловлено режимными требованиями, поэтому оно не распространяется на посылки и денежные переводы иным лицам.
9. Несовершеннолетние осужденные в полной мере правосубъектны в части принятия наследства, но со спецификой, обусловленной их нахождением в местах лишения свободы.
Наследование после несовершеннолетнего по его завещанию практически исключается. Логика законодателя в вопросе определения завещательной дееспособности несовершеннолетних понятна. Однако, так как несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет (не обладающий полной дееспособностью) вправе самостоятельно, без согласия родителей (усыновителей, попечителя) совершать ряд сделок, в том числе распоряжаться своими доходами, вытекает право завещательной способности.
10. Для более эффективной защиты жилищных прав несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, целесообразно принимать меры к обязательной приватизации жилых помещений, на которых остались проживать исключительно несовершеннолетние осужденные с возможностью дальнейшего использования жилого помещения в интересах несовершеннолетних осужденных (например, сдача в поднаем жилого помещения с обязательным зачислением средств на личный счет несовершеннолетнего осужденного). Продажу жилых помещений, принадлежащих на праве собственности несовершеннолетним, осужденным к лишению свободы, следует производить в исключительных случаях, только с согласия органов опеки и попечительства и начальника воспитательной колонии.
11. На основе изучения теории вопроса и анализа гражданского и уголовно-исполнительного законодательства внесены следующие предложения по их совершенствованию:
а) в целях повышения роли оказания юридической помощи несовершеннолетним осужденным в защите их прав:
- в аналогичных законах, принимаемых субъектами Российской Федерации, в числе категории лиц, которым такая помощь должна оказываться, следует предусмотреть несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы;
— в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации определить категории осужденных, которые имеют право на получение бесплатной юридической помощи, включив в них в первую очередь несовершеннолетних осужденных;
б) часть 3 ст. 37 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации изложить в следующей редакции: «Права, свободы и законные интересы несовершеннолетние, достигшие четырнадцати лет, защищают в
суде самостоятельно, а граждане, ограниченные в дееспособности, защищают их законные представители»;
в) в целях обеспечения возможности личного участия несовершеннолетнего в защите своих прав и законных интересов ввести в ст.
12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации норму следующего содержания: «Несовершеннолетние осужденные имеют право на личное участие в судебном заседании в качестве истца или ответчика по гражданскому делу»;
г) исключить из подп. 1 п. 172 приказа Минюста России от 6 октября 2006 г. № 311 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы» и п. 9 ст. 82 < Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации норму, противоречащую Конституции Российской Федерации в части, касающейся распоряжения имуществом несовершеннолетнего осужденного, не иначе как по решению суда.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Сформулированные в работе теоретические положения и выводы могут обогатить теорию гражданского и уголовно-исполнительного права по вопросу осуществления и защиты гражданских прав несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях. Теоретические выводы и рекомендации могут быть учтены в процессе совершенствования действующего гражданского и уголовно-исполнительного законодательства, а также использованы в качестве методологической основы дальнейших исследований проблем осуществления и защиты гражданских прав.
Сделанные диссертантом выводы, предложения и рекомендации по совершенствованию защиты прав несовершеннолетних, отбывающих наказания в воспитательных колониях, направлены на более эффективное их применение в воспитательных колониях, а в будущем - в воспитательных центрах ФСИН России. Предложения и выводы, содержащиеся в диссертационном исследовании, могут использоваться:
— при подготовке и внесении изменений, дополнений в действующее гражданское, уголовно-исполнительное законодательство, ведомственные правовые акты;
— в практической деятельности воспитательных колоний;
— в государственных учреждениях высшего профессионального образования ФСИН России, межрегиональных учебных центрах, осуществляющих подготовку специалистов для уголовно-исполнительной системы, при преподавании курсов.
Обоснованность и достоверность результатов исследования подтверждены методикой, эмпирической базой, которая опирается на теоретический и практический материал, собранный на различных этапах исследования с 2009 по 2012 год.
Эмпирической базой диссертационного исследования являются результаты специальной переписи осужденных и лиц, содержащихся под стражей (12 - 18 ноября 2009 г.), официальные статистические сведения о деятельности воспитательных колоний ФСИН России в период с 2009 по 2012 год (Форма ВК, утвержденная приказом ФСИН России от 27 февраля 2006 г. № 26), а также данные, полученные в результате анкетирования 209 несовершеннолетних, отбывающих наказания в воспитательных колониях, опроса 107 сотрудников, проходящих службу в воспитательных колониях ФСИН России. Сбор, обработка и анализ выборочных статистических данных осуществлялись в трех субъектах Российской Федерации (Рязанской области, Ивановской области и Республики Чувашия) с применением современных математических методик и программ.
Для обеспечения объективности и всесторонности исследования полученные результаты сопоставлялись по сравниваемым позициям с данными выборочных исследований по стране в целом, а также со сведениями предыдущих исследований ученых. Это позволяет с необходимой долей уверенности считать исследованный материал репрезентативным, а сделанные выводы - обоснованными.
В своих выводах диссертантом были учтены теоретические
обоснования и подходы к основным гражданским, уголовно¬исполнительным, педагогическим и психологическим институтам,
изложенные в трудах отечественных и зарубежных ученых, в различной мере затрагивающих исследуемую проблематику.
Апробация и внедрение результатов исследования. Работа
выполнена на кафедре гражданского права и процесса и кафедре уголовно¬исполнительного права Академии ФСИН России, где произведено ее обсуждение.
Основные научные положения, выводы и предложения, содержащиеся в диссертации, отражены в статьях, четыре из которых опубликованы в журналах, рецензируемых ВАК Минобразования России; докладах и сообщениях на научно-практических конференциях.
Отдельные выводы и предложения отражены в изданных практических рекомендациях для сотрудников территориальных органов ФСИН России, где получили одобрение и применяются в практической деятельности, на что имеются акты о внедрении в УФСИН России по Рязанской и Смоленской областях.
Результаты проведенного исследования внедрены в учебный процесс кафедр гражданского права и процесса и уголовно-исполнительного права юридического факультета Академии ФСИН России, в учебный процесс кафедр гражданско-правовых дисциплин и уголовно-исполнительного права и криминологии Кузбасского института ФСИН России, в практическую деятельность УФСИН России по Рязанской области.
Структура и объем работы определяются целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих в себя восемь параграфов, заключения, списка литературы и приложений.

Сделать запрос
  1. (обязательно для заполнения)
  2. (введите действующий емайл)
 


Оставить комментарий