Когда человек обретает себя центром бесконечной вселенной, его положение коренным образом меняется. Средневековая иерархия форм бытия рухнула. Соответственно утратило свой смысл и то ме¬сто, которое занимал вписанный в неё человек. Теперь он только ис¬чезающий момент в бесконечности. Но и в его роли центра произош¬ло кардинальное изменение. Прежде в качестве центра человек был включён в иерархию форм. Теперь этой иерархии нет, и в бесконечной вселенной, не имеющей привилегированного центра и не упорядочен¬ной относительно него, всё равно относительно, всё равно ничтожно и вместе с тем божественно, и нет ничего абсолютного для точки, вооб¬разившей себя центром, для обладающего самосознанием человека. Превращённый в исчезающий момент бесконечности, человек одно¬временно исключён из неё, а стало быть, способен отнестись к ней сознательно.
Огромные перспективы открываются теперь перед человеком. Перспектива открывается в живописи, и её появление было бы невоз¬можно без этого взгляда со стороны, свойственного ренессансному человеку. Перспектива открывается на земле. Мореплаватели ренес¬санса отказываются от каботажного мореплавания античности и средних веков и смело направляют свои корабли в безбрежный океан. При этом религиозные мотивы причудливо переплетаются с жаждой наживы, приключений и новых впечатлений. «Прямой путь в Индию соединял вместе веками разделённых христиан Европы и дальнего Востока. С тыла и с фронта можно было двигаться на османов и ара¬бов. И с неколебимым упорством, полный религиозного убеждения,
Колумб настойчиво преследовал свою идею и старался вложить её в своих современников, некоторые считали его помешанным».38
Перспективы открывались не только в живописи и мореплавании, но и в обращении с предметами бесконечного мира, включая сюда и человека. Если в эпоху средневековья назначение каждого предмета было жёстко зафиксировано в соответствии с его положением в ие¬рархии форм бытия, то, когда эта иерархия рухнула, с ним можно бы¬ло обращаться самыми разнообразными способами и использовать его по-разному. То же самое и с человеком. Ставится под сомнение его однозначная локализация в структуре социальной иерархии, оп¬ределённая происхождением, и поднимается вопрос о его положении в соответствии с его способностями, то есть со способами, какими он может использовать в своих интересах окружающее, в том числе и другого человека.
Каким же образом человек воспользовался открывшимися пер¬спективами? Чтобы ответить на этот вопрос, надо отдать себе отчёт в характере отношения человека к окружающему и в своеобразии само¬го окружающего.
Эпоха Возрождения — первый образ секуляризованного мира, но характер секуляризации определяется характером религии, которая подвергается секуляризации. Один и тот же тип человека обретает смысл своего существования в трансцендировании к Богу в теоцен- трической цивилизации и находит свою конечную цель в отношении к природе, к окружающему в цивилизации антропоцентрической. Этот тип человека принадлежит одной и той же христианской цивилиза¬ции, а теоцентрическая и антропоцентрическая цивилизации — это
Возрождение и Реформация
Добавить комментарий