Христианские истоки секуляризации

Секуляризованная новоевропейская цивилизация, одним из пер¬вых образов которой является эпоха Просвещения, возникла в среде христианских народов как один из этапов их исторического развития. Народы, принадлежащие к иным цивилизациям, часто и сейчас со¬противляются ей (мир ислама, например). Поэтому помимо социаль¬но-экономических, культурных и других истоков секуляризации ло¬гично поставить вопрос о её предпосылках в самом христианстве, об их вызревании в нём, с чем и связана первая глава диссертации.
Для решения этой задачи особую важность приобретают сле¬дующие положения христианства вообще и западноевропейских испо¬веданий в частности.
I. Догмат о триединстве Бога. Представители других авраамиче- ских религий (иудаизма, ислама) нередко упрекают христиан в непо¬следовательно проведённом принципе монотеизма, выразившемся в учении о Троице. Между тем в самом христианстве на рубеже III-IV вв. существовало учение александрийского священника Ария, стре¬мившегося осмыслить космологическую проблему творения мира на путях последовательного монотеизма. По его мнению, Христос - не Бог, а первое творение Бога, посредством которого Бог творит ос¬тальной мир.
Св. Афанасий Великий, внесший весомый вклад в разработку
учения о троичности Божества, переносит акцент с космологических
1
вопросов о творении мира на проблему искупления, или обожения,

как оно понимается в христианстве. «Тварь не могла бы открыть ис¬тинного богопознания, не могла бы победить смерть, не могла бы со¬единить нас с Богом»... «Если Слово, будучи тварью, сделалось бы человеком, то человек не обожился бы, не сочетавшись с Богом»... «Только в единосущном Сыне обретает человек общение с Богом. И только единосущный дух соединяет нас со Отцом».1 Или, как сформу¬лировал Л.П.Карсавин: «Чтобы возможным стало обожение, необхо¬димо Боговоплощение. Слово должно быть не тварью, не полубогом, но - самим единым истинным Богом, а Иисус Христос - самим Сло¬вом, «ословляющим» человеческую плоть».2
Вместе с учением о Троице в христианстве возникает тема внут- рибожественной жизни, не раскрытая в других строго монотеистиче¬ских религиях. «Бог есть самоотверженная любовь трёх, которая име¬ет такую полноту взаимности, что соединяет трёх в одной жизни».3 А.Тойнби следующим образом выразил значение учения о Трои- це:»Именно в силу того, что дух предполагает духовные отношения, христианская теология дополнила иудейскую идею о единстве Бога собственным христианским учением о Троице. Учение о Троице есть теологический способ выразить откровение, что Бог есть Дух; учение об Искуплении есть теологический способ выразить откровение, что Бог есть Любовь».4
Из признания наличия внутрибожественной жизни следует целый ряд особенностей, характеризующих цивилизации, созданные христи¬анскими народами в их отличии от других цивилизаций. Сюда следу-
1 Флоровский Г.В.Восточные отцы IV века. Париж. 1931. С.38.
2 Карсавин Л.П. Святые отцы и учители церкви. Париж. 1923.С. 126.
3 Прот. С.Булгаков. Православие. Очерки учения православной цер¬кви. Киев. 1991. С. 126.
4
Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. СПб.. 1995.С. 115.

ет отнести, во-первых, несовпадение духовной власти, представленной церковью и вводящей во внутрибожественную жизнь, с властью зем¬ной, ибо и сама внутрибожественная жизнь не совпадает с земной жизнью и часто противоположна ей. Это несовпадение может прини¬мать различные формы: от сотрудничества (симфонии) двух властей, духовной и светской, на православном Востоке Европы до их антаго¬низма на средневековом католическом Западе.
Подобное несовпадение невозможно в условиях строгого моноте¬изма. Последовательно проведённое единобожие, с одной стороны, делает невозможным обожение, хотя и признаёт загробную жизнь. И Бог, таким образом исключает из себя человека. А с другой стороны, Бог, лишённый собственной внутрибожественной жизни, исчерпыва¬ется отношением к миру и человеку. В этих двух аспектах: исключение из себя человека и исчерпанность отношением к нему, — такое Боже¬ство напоминает земную власть, когда она дистанцируется от поддан¬ных и считает своим основным назначением отношение к ним. Не случайно поэтому Бог строгого монотеизма представляется земным владыкой с неземной силой, а земной владыка становится его замес¬тителем («халифом» у мусульман). Во всяком случае ничего подобно¬го церкви в качестве источника духовной власти, отличной от свет¬ской, страны ислама не знают.

Подписаться на канал Заработок для всех!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *