Возрождение и Реформация


38 Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М., 1981. Щ С. 167.
разные способы её воплощения в истории, и единство человеческого типа обеспечивает континуитет между ними. Способ деятельности че¬ловека, способ его трансцендирования сохраняется, и человек так же относится к Богу в теоцентрический период, как он относится к при¬роде, к окружающему в цивилизации антропоцентрической.
Для западного христианства характерно то, что человек в его от¬ношении к Богу в то же время отталкивается от него, оказывается ему противоположным. Соответственно, когда он трансцендирует в при¬роду, в окружающий его мир людей, он также обнаруживает себя ему противоположным. Этот человеческий мир и состоит из взаимотранс- цендирующих и взаимопротивопоставляющих себя друг другу людей, сословий, наций, государств, и в этом сочетании взаимозависимости и антагонизма заключается уже отмеченный нами аморализм Возрож¬дения.
Итак, способ трансцендирования человека в окружающую его со¬циальную реальность создаёт, в конце концов, саму эту реальность. Но здесь мы имеем дело только с первым трансцендированием, фор¬мирующим реальность. Самосознание, порождённое христианством, имеет свойство выходить за пределы любой реальности и обретать себя в этом выхождении, творить новую реальность, которая будет в свою очередь противоположна первой, если учитывать своеобразие трансцендирования в западном христианстве. Вот это второе транс- Цендирование, противоположное первому, и созидает мир культуры Возрождения, действительно, противоположный реалиям окружаю¬щего. Бытовым аморальным типам, часто достигшим вершин власти, противостоят спокойные одухотворённые образы, достигшие гармо¬нии с собой и с природой. Они взирают на нас с полотен художников Возрождения, прозревших их сквозь грязь и суету жизни. А этой суете
12|Блок М. Апология истории. М.. 1986. С. 145-146.
Лодыженский М.В. Мистическая трилогия. Т.2. Свет незримый. Спб., 1992. С. 133-134.
33 Баткин Л.М. О социальных предпосылках итальянского Возрожде¬ния // Проблемы итальянской истории.М., 1975. С.347.
***
Это был отрывок из диссертации

Страницы: 1 2 3 4 5


Оставить комментарий