ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПЛОДООВОЩНОГО ПОДКОМПЛЕКСА


Для устойчивого развития плодоовощного подкомплекса на федеральном и региональном уровнях необходимы разработка и реализация мер по улучше¬нию организационного механизма хозяйствования по следующим направлени¬ям: организационно-правовое оформление и выделение сельского хозяйства и АПК, включая плодоовощной подкомплекс в единый объект координации и управления; централизация по органам исполнительной власти функций госу¬дарственного управления в Минсельхоз России; более чёткое определение функций органов хозяйственного и государственного управления; оптимизация организационно-правовой структуры.
Одна из сложных проблем, которую необходимо решать - развитие меж¬отраслевых организационных связей, через активизацию создания агропро¬мышленных союзов, ассоциаций, агрохолдингов и других форм объединений.
Основные элементы экономического регулирования в системе
В решении этой проблемы заслуживает внимание опыт формирования ор¬ганизационной структуры управления агропромышленным комплексом Став¬
ропольского края, где установлена достаточно чёткая вертикаль государствен¬ного и хозяйственного управления.
Необходимо совершенствование организационных структур на уровне предприятия с учётом многообразия природно-экономических условий, нали¬чия квалифицированных кадров, уровня оснащённости средствами механиза¬ции и автоматизации производства. Опыт специализированных передовых хо¬зяйств в плодоводстве и овощеводстве показывает, что наиболее эффективны¬ми является цеховая структура управления.
В организационной структуре управления важное место должно быть от¬ведено формированию маркетинговой службы. В зависимости от размеров про¬изводства, степени вовлечения предприятий и объединений в маркетинг, в ра¬боте выделяются три типа маркетинговой деятельности: деятельность, ориен¬тированная на маркетинг; использование отдельных принципов работы данной службы; применение изолированно отдельных элементов маркетинга (рекламы, стимулирования продаж, учёт спроса и др.).
В диссертации, на примере Буденновского консервного завода, предло¬жен новый механизм функционирования маркетинговой службы, основанный на системном подходе к решению проблем устойчивого развития предприятия с минимальными коммерческими рисками.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. Важнейшими задачами товаропроизводителей плодоовощного подком¬плекса в современных условиях являются: устойчивое увеличение производст¬ва плодов, ягод и овощей с наименьшими затратами труда и средств на единицу продукции; обеспечение ими населения по доступным ценам; организация ве¬дения расширенного воспроизводства на основе совершенствования организа¬ционно-экономического механизма хозяйствования; рациональное использова¬ние производственного потенциала; освоение достижений науки и техники.
2. Устойчивое развитие плодоовощного подкомплекса в системе агро¬промышленного производства автор рассматривает как такое состояние его экономики, которое позволяет в соответствии с воздействием внутренних и внешних факторов, обеспечивать интенсификацию при минимальных колеба¬ниях равновесного уровня объемов производства с учетом лага времени по го¬дам и сезонам с целью: удовлетворения спроса населения на плодоовощную продукцию; обеспечения расширенного воспроизводства; роста уровня и каче¬ства жизни населения; поддержания экологической безопасности.
3. При разработке мер по повышению устойчивого развития плодоовощ¬ного подкомплекса целесообразно использовать следующие основные принци¬пы: совершенствование организационно-экономического механизма хозяйство¬вания; развитие материально-технической базы; оптимизацию формирования рынка; экономически обоснованное регулирование внешнеэкономических от¬ношений; разработка и освоение эффективных ресурсосберегающих, экологи¬чески безопасных технологий; создание необходимых социальных условий ра¬ботникам.
4. Анализ системообразующих факторов, воздействующих на устойчивое развитие предприятий плодоовощного подкомплекса, показывает, что наи¬большее влияние на их эффективность оказывают следующие группы факто¬ров: ресурсные (земельные, материально-технические, трудовые, инвестицион¬ные, информационные, научно-технические); экономические (кооперация и ин¬теграция, экономические отношения, экономическое стимулирование, социаль¬ное развитие, кадры, прогнозирование и планирование); организационные (ор¬ганизационно-производственная структура, функции, организация труда, опе¬ративное управление и контроль, маркетинг и логистика); политические и пра¬вовые (продовольственная политика, внешнеэкономическая политика, феде¬ральные нормативные акты, нормативные акты местных органов власти, нор¬мативные документы предприятий). Все указанные факторы находятся в орга¬нической связи, взаимосвязаны между собой.
5. По нашему мнению, за методологическую основу устойчивого разви¬тия плодоовощного подкомплекса должен быть принят системный подход, учи¬тывающий основные факторы, влияющие на его функционирование. При этом основными результативными социально-экономическими показателями следует считать: производство валовой продукции в натуральной и денежной форме; производство продукции в сопоставимых ценах на одного среднесписочного работника и на 1000 руб. основных производственных фондов, себестоимость, прибыль, окупаемость инвестиций, приведенные затраты. В качестве показате¬лей устойчивости важным является учет лага времени, уровень дохода работ¬ников, потребление плодоовощной продукции населением.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Оставить комментарий