МЕЖДУНАРОДНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК ФАКТОР ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭСТОНИИ

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития международного сотрудничества в системе высшего образования 13
1.1. Сущность характеристики международного сотрудничества в системе обновляющегося высшего профессионального образования 13
1.2. Модели международного сотрудничества в системе обновляющегося высшего образования и их потенциальные возможности 25
1.3. Модель международного сотрудничества ЭМОНО-Р 42
Выводы из первой главы 57
ГЛАВА 2. Опыт формирования международного сотрудничества как образовательной системы информационного общества по подготовке квалифицированных кадров 59
2.1. Развитие моделей дистанционного образования в международном
сотрудничестве 60
j 2.2. Информатизация образования как основной путь преодоления кризиса в
I образовании 72
I 2.3. Формирование образовательной системы информационного общества
I как фактор развития эстонского центра российского образования 81
| Выводы из второй главы 98
v
ГЛАВА 3. Сущностные характеристики образовательного процесса в новой международной образовательной системе 101
3.1. Формирование целей образования на пути развития информационных технологий в ходе международного сотрудничества 101
3.2. Развитие содержания международного образования на новой технологической основе 115
3.3. Становление новых методов образования под воздействием
информационных технологий 126
Выводы из третьей главы 148
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 150
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 153

ВВЕДЕНИЕ
Стремление к интеграции в европейскую и мировую образовательные системы и подготовке специалистов мирового уровня определяют те усилия, которые предпринимают образовательные учреждения государств для установления международных контактов, организации и развития разностороннего сотрудничества с зарубежными партнерами в области образования, научно-исследовательской работы и культуры.
Международные связи в области образования являются неотъемлемой составной частью внешнеполитической деятельности Эстонского государства, одной из форм международного разделения труда. Развитие высшей профессиональной школы Эстонии предполагают совершенствование ее международной деятельности, которая является существенным элементом самого развития.
Общей целью международной деятельности в области высшего, послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного образования, а также научно-технических связей является всесторонняя интеграция Эстонии в качестве равноправного партнера в мировое образовательное сообщество, совершенствование и повышение авторитета национальной системы образования с учетом международного опыта.
Проблемы образования оказались сегодня в центре общественного внимания. При этом возрастает осознание того, что для решения стоящих перед государствами проблем необходима новая созидающая сила, источником которой является международное сотрудничество. Деятельность по увеличению этого потенциала приобретает приоритетное значение, а международное образование является важнейшем компонентом этого процесса. Международное сотрудничество в образовании развивает способность человека оценивать явления с позиции другого человека, другой культуры, другой социально-экономической формации. Это значит, что международное образование - это поликультурное образование человека, поэтому оно должно стать составной частью общей подготовки специалиста XXI века.
Развернувшаяся в последние десятилетия информационная революция еще более обострила проблему международного образования. Переход к информационному обществу, в котором информация, знания выступают в качестве основной социальной ценности, означает радикальные изменения в образовательной системе.
Исследование педагогических проблем образования в информационном обществе особенно актуально, поскольку позволяет выявить основные тенденции развития образовательной системы в современном мире, пути преодоления кризисных явлений в сфере образования. Идеи образования в течение всей жизни, непрерывного, возобновляемого, неформального, открытого образования, дистанционного обучения и другие могут получить новое развитие в контексте исследования особенностей образования в информационном мире.
Актуальность темы исследования позволяет выделить основные противоречия:
- между объективными требованиями к расширению международного сотрудничества в сфере образования и неготовностью образовательных учреждений к организации подготовки кадров на этой основе;
- между современными высокими требованиями к педагогическому профессионализму и его реальным недостаточным уровнем выраженности у отдельных преподавателей и учителей;
- между объективной потребностью развития международного сотрудничества и неразработанностью методологических основ, содержания и технологии процесса.
Перед наукой и практикой встает проблема: каким образом влияет международное сотрудничество на развитие образовательной среды и подготовку квалифицированных специалистов?
Целью данного исследования является разработка, научное обоснование и практическая реализация подхода к международному сотрудничеству как фактору подготовки квалифицированных специалистов Эстонии.
Объект исследования: теория и практика развития международного сотрудничества в системе высшего профессионального образования.
Предмет исследования: влияние международного сотрудничества на качество подготовки квалифицированных специалистов в Эстонской Республике.
Гипотеза исследования. Использование результатов, полученных в ходе международного сотрудничества и, в частности, использование образовательных инноваций в обучении и профессиональной подготовке взрослых будет эффективным, если
определены теоретические основы системы международного сотрудничества в подготовке квалифицированных кадров;
учтена специфика развития образовательной среды высших учебных заведений в разных странах и её влияние на подготовку специалистов- профессионалов;
выявлены методики и критерии оценки влияния международного сотрудничества на качество подготовки квалифицированных специалистов в Эстонском центре российского образования;
обобщены результаты анализа педагогических стратегий и инновационных моделей для разных дидактических систем, являющихся условиями изменения образовательной среды за счет развития международного сотрудничества.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность международного сотрудничества в образовательной системе информационного общества.
2. Проанализировать существующие модели международного сотрудничества и их потенциальные возможности.
3. Сформулировать концепцию построения международного сотрудничества в Эстонском центре российского образования.
4. Выявить характерные черты и особенности образовательной системы в информационном обществе и ее влияние на качество подготовки квалифицированных специалистов в Эстонском центре российского образования.
5. Выявить сущность изменений в системе образования, происходящих в ходе развития компьютерных и телекоммуникационных технологий.
Методологической основой исследования являются идеи и концепции информационного общества, которые отражены в работах Э. Тоффлера, И. Массуды, Дж. Насбитта. В России данные идеи нашли развитие в работах Т.В. Андриановой, Р.Ф. Абдеева, В.З. Когана, А.Н. Кочергина, Г.Л. Смоляна, И.Б. Новика, И.Г. Полищук, Н.Л. Поляковой, А.И. Ракитова, А.Д. Арсула, А.В. Сурина, Б.А. Глинского, А.Ш. Абдуллаева и других. Исследование также опиралось на идеи образования в течение всей жизни человека; непрерывного образования; идеи современной методологии науки; идеи системного, деятельностного и личностного подходов в их единстве, документы образовательной политики Эстонской Республики и Российской Федерации в области образования.
Методами исследования стали: анализ философской, психологической, педагогической, социологической литературы, учебно-программной документации по теме исследования; анализ нормативно-правовых актов;
социологические методы (опрос, анкетирование, беседы, тестирование, составление независимых характеристик, рейтинговая оценка); прямое, косвенное, непосредственное и опосредованное, включенное наблюдение; обобщение опыта деятельности различных образовательных учреждений, обладающих опытом международного сотрудничества; методы статистической обработки.
База исследования: Эстонский центр российского образования (Таллинн) и Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д.Ушинского.
Этапы исследования. В соответствии с разработанной программой исследования на первом этапе (1995- 1998) разрабатывались общие подходы решения проблемы. Проводился анализ научной литературы по общим вопросам международного сотрудничества, выявлялось его фактическое состояние. Разрабатывались критерии оценки, а также диагностические методики определения промежуточных и конечных результатов международного сотрудничества.
На втором этапе (1999-2001) проводилась работа, в ходе которой уточнялась гипотеза, апробировались формы и методы международного сотрудничества, совершенствовалась методика исследования. Проводилась разработка научно-понятийного аппарата исследования.
На третьем этапе (2002-2003) были обобщены результаты работы Эстонского центра российского образования по проблеме международного сотрудничества в информационном обществе. Разрабатывались и внедрялись методические рекомендации по организации сотрудничества. Подготовлена соответствующая документация.
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования были обеспечены: последовательной реализацией методологических основ исследования; внутренней непротиворечивостью полученных данных, их соответствием теоретическим положениям и выводам дидактики; использованием серии методов исследований, адекватных поставленным задачам; повторяемостью эксперимента и его контролируемостью, широкой экспериментальной базой; глубоким анализом результатов опытной работы международного центра образовательных инноваций, многие выводы научных семинаров которого внедрены в практику обучения; согласованностью прогнозов исследования и достижений в образовательной системе Эстонского центра российского образования.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
выявлено, что сущностью процесса формирования глобальной образовательной системы мирового информационного общества является становление системы открытого, индивидуализированного, непрерывного образования в течение всей жизни;
- систематизированы задачи, приемы и средства эффективного международного сотрудничества, способствующего вхождению Эстонии в мировое научное сообщество в качестве равноправного партнера;
- обосновано революционизирующее воздействие компьютерных и телекоммуникационных технологий на систему образования;
- определены основные пути международного сотрудничества: развитие новых моделей дистанционного образования, реализация принципов открытости образовательной деятельности;
- комплексно исследованы инновационные подходы в системе международного сотрудничества и предложены критерии эффективности международного сотрудничества в подготовке квалифицированных кадров в системе высшего образования.
Теоретическая значимость исследования заключается в описании содержания понятий " международное сотрудничество в системе высшего образования", "образовательная система информационного общества" как педагогических категорий; выдвижении и обосновании концептуальных направлений международной деятельности Эстонского центра российского образования; в реализации принципа открытости образовательной деятельности, гибкости образования.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в обосновании педагогической ценности международного сотрудничества Эстонского центра российского образования в Таллинне и Ярославского государственного педагогического университета, введения в практику международного сотрудничества конкурсных и творческих условий партнерства, стимулирующих развитие образовательных систем информационного общества.
Личный вклад автора заключается в следующем:
- проанализированы существующие модели международного сотрудничества в области образования и их потенциальные возможности;
- сформулирована концепция построения международного сотрудничества в Эстонском центре российского образования;
- выявлены характерные черты и особенности образовательной системы в информационном обществе и их влияние на качество подготовки квалифицированных специалистов в Эстонском центре российского образования;
- выявлена сущность изменений в системе международного образования, происходящая в ходе развития компьютерных и телекоммуникационных технологий.
Апробация и внедрение результатов в практику. Материалы исследования обсуждались на учебно-информационном семинаре "Интернационализация образования в университетах Эстонии и Швеции" (Стокгольм, 1999), на XI ежегодной конференции Европейской ассоциации международного образования (Стокгольм, 2000), на семинаре "Технологии дистанционного обучения" (Лондон, 2001), а также на научно-практических конференциях в Ярославском государственном педагогическом университете имени К.Д.Ушинского, Костромском государственном университете имени Н.А.Некрасова, Калининградском государственном университете (Калининград, Кострома, Ярославль).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Концепция развития подготовки квалифицированных кадров в образовательной среде включает ряд идей: развитие отдельных компонентов среды, развитие связей между компонентами более широкой социокультурной среды, предполагающих создание условий для организации процессов передачи и освоения ценностей как национальной, так и мировой культуры при подготовке квалифицированных кадров.
2. Международное сотрудничество при подготовке квалифицированных кадров в системе высшего профессионального образования становится фактором развития образовательной среды Эстонского центра российского образования (Таллинн) и Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д.Ушинского, если оно строится как открытая, вариативная система, развивающаяся с учетом требований международного рынка образовательных услуг и опорой на образовательные и научные достижения, а также потребности субъектов образования.
3. Модель международного сотрудничества при подготовке квалифицированных кадров в сфере высшего образования включает в себя три структурных компонента: целевой, организационно-процессуальный и результативны й.
4. Формирование образовательной системы информационного общества происходит в ходе информационной революции, компонентами которой являются компьютерная и телекоммуникационная революции, на базе развивающейся в ее ходе информационной инфраструктуры общества, внедрения в общественную жизнь новых информационных технологий, достигающих стадии глубинных социальных преобразований.
5. Сущность процесса формирования глобальной образовательной системы информационного общества заключается в новых цивилизационных принципах: дестандартизации, антицентрализма, десинхронизации, оптимизации, деспециализации, рассредоточения, которые являются основой становления системы открытого, индивидуализированного, созидающего знания непрерывного образования и самообучения в течение всей жизни человека.
6. Становление образовательной системы информационного общества происходит в ходе развития новых методов образования на базе технологий компьютерных обучающих систем, искусственного интеллекта, телематических систем.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Во введении обоснована актуальность исследования, сформулированы его объект, предмет, цель, задачи; выдвинута гипотеза научного поиска, определены научная новизна, теоретическая и практическая значимость; приведены сведения об апробации и внедрении результатов исследования; изложены положения, выносимые на защиту.
В первой главе - "Теоретические основы развития международного сотрудничества в системе высшего образования" - проанализированы сущность международного сотрудничества в системе высшего образования, его модели, рассмотрено образование взрослых как компонент подготовки квалифицированных специалистов в новой международной образовательной системе.
Во второй главе - "Опыт формирования международного сотрудничества как образовательной системы информационного общества по подготовке квалифицированных кадров" - анализируются развитие моделей дистанционного образования в международном сотрудничестве, основные пути преодоления кризиса в образовании, одним из которых является информатизация образования и формирование образовательной системы информационного общества как фактора подготовки квалифицированных кадров.
В третьей главе - "Сущностные характеристики образовательного процесса в новой международной образовательной системе" - анализируются цели и результаты международного образования на новой технологической основе, обосновываются новые методы образования под воздействием информационных технологий.
В заключении сформулированы выводы по результатам исследования.
Глава 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В данной главе на основе анализа философской, социологической, психологической и педагогической литературы выявляются сущностные характеристики международного сотрудничества в системе высшего образования. Изучаются возможности влияния международного сотрудничества на образовательную среду, раскрывается сущность международного сотрудничества в системе обновляющегося высшего профессионального образования.
1.1. Сущностные характеристики международного сотрудничества в системе обновляющегося высшего профессионального образования.
Для решения основной проблемы исследования - доказательства влияния международного сотрудничества на развитие образовательной среды необходимо выявить и определить сущностные характеристики международного сотрудничества в системе высшего профессионального образования.
Источником анализа явились работы Джованни Гоццера, Торстена Хюсена, Д.Д. Джиелса, JI.X. Радеба, Е.Б. Покладок, В.В. Спасской, В. Ильченко, A.M. Кондакова, материалы Всемирной конференции по высшему образованию ЮНЕСКО (5-9 октября 1998г.).
Изучение данных материалов позволило сделать вывод о том, что обмен деятельностью, в том числе международной - малоисследованное явление. Этот обмен существует как в хозяйственной и духовной жизни общества, так и в сфере их взаимодействия. Играя большую роль во всех отраслях материального и нематериального производства, в том числе и в высшей школе, обмен деятельностью как особое явление отличается тем, что независимо от различия социально-экономических отношений он имеет общее содержание, определяемое прогрессом науки и техники, общими законами развития производительных сил и разделения труда.
Анализ литературы позволил вычленить основные формы обмена деятельностью:
• кооперация в производстве, в науке, в просвещении;
• управление в различных отраслях материального и нематериального производства;
• прямые связи между работниками, между производственными коллективами. К ним примыкает такая экономическая форма, как обмен продуктами, товарами.
Следует отметить, что данная форма лишь косвенно выражает отношения обмена "деятельностью" (выступая как обмен его результатами). Кооперация, управление, прямые связи при одинаковом уровне развития производительных сил представляют собой в "техническом" отношении аналогичные действия работников, предприятий, институтов, вузов, управляющих и исполнителей.
Своей социально-экономической стороной, обусловленной характером собственности, кооперация, управление, прямые связи входят в структуру специфических производственных отношений, а технологической - выходят за ее пределы, выступая в виде системы связей между работниками, определяемой профессиональным, отраслевым и территориальным разделением труда, уровнем научной организации труда и техники управления.
Все сказанное, на наш взгляд, в полной мере может быть отнесено к международному обмену деятельностью, в частности к международным связям высшей школы.
Как отмечалось во Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века, принятой на всемирной конференции по высшему образованию проходившей в Париже 5-9 октября 1998г., международное сотрудничество и международные обмены являются основными путями развития высшего образования во всем мире [28].
Интернационализация производительных сил, всеобщая экономическая интеграция сопровождаются прогрессирующей интернационализацией подготовки кадров, развитием международной кооперации вузовской науки, созданием международных организаций, обеспечивающих координацию соответствующих национальных процессов.
Так, межправительственная организация Северный Совет, в которую входят представители парламентов и правительств Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии, Швеции, занимается организацией сотрудничества указанных стран в области экономики, культуры, образования.
На основе рекомендаций Северного Совета с целью унификации подготовки специалистов разрабатываются общие учебные курсы, в частности по истории, литературе, скандинавским языкам; создаются совместные учебные заведения для повышения квалификации журналистов, медицинских работников, инженеров, общие научные центры, осуществляется обмен студентами и преподавателями и т.д.
Расширяются масштабы международной координации по всем направлениям деятельности высшей школы. В этом случае сотрудничество в сфере высшего образования является одним из важнейших факторов, способствующих совершенствованию национальных систем образования, повышению их эффективности, сближению высшей школы различных стран.
Опыт показал, что академическая мобильность преподавателей и студентов на национальном, региональном и международном уровнях является важным средством их подготовки, развития их личности, обмена знаниями, лучшего ознакомления с различными культурами и развития интеллектуальной и нравственной солидарности, сближения народов и региональной интеграции.
Поощрение государственными органами и высшими учебными заведениями этой мобильности должно стать частью национальной политики в области образования, науки, и культуры.
В связи с этим признается важным применение региональных конвенций и Международной рекомендации о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней, что должно способствовать развитию сетей учебных заведений [28].
В настоящее время около 100 международных организаций занимаются вопросами интернационализации деятельности высшей школы как составной части глобального процесса интернационализации хозяйственной и духовной жизни. При этом рассматриваются и вопросы сотрудничества между высшими учебными заведениями различных стран.
Естественно, что мировое сообщество, решая задачи дня сегодняшнего, ориентируется на будущее.
Директор-основатель Европейского педагогического центра Джованни Гоццер подчеркивает, что в настоящее время наблюдается необратимая тенденция размывания национальных границ в экономической и культурной областях (а также, в определенной степени, в сфере политических, лингвистических и научно-педагогических обменов). В Европе и на других континентах возникают крупные общности, разрушающие границы не только между политически гомогенными государствами, но и между странами - членами других блоков с противоположной идеологической и военной политикой [42]. Безусловно, это оказывает огромное воздействие на структуру обучения, методы и содержание образования.
Реальность сегодняшнего дня полностью подтверждает это высказывание. Так, в Санкт-Петербурге делегации 17 западных стран осенью 1994г. приняли участие в конференции министров образования государств Европейского союза. В коммюнике, подписанном участниками конференции, заявлено стремление "совместными усилиями способствовать созданию общеевропейского образовательного пространства как одного из условий формирования общеевропейского дома [55, с.56].
В последнее десятилетие мировое сообщество предъявляет новые требования к образовательным системам, развивающимся в условиях стремительных социоэкономических и экологических изменений.
Как известно, на Западе произошло снижение темпов экономического роста и в экономике наметился застой. Системы образования в индустриальных странах Северного полушария расширялись в два раза быстрее, чем вся экономика в целом, а доля валового национального продукта, приходящаяся на этот образовательный сектор, в течение "наилучших" 1960-х гг. почти удвоилась. В настоящее время образование вновь образовавшихся суверенных государств переживает период относительного сокращения расходов. Застойные заявления тяжело переносятся людьми, чьи ожидания оказались обманутыми, а жизненные планы - неосуществленными.
Характерная для 1960-х гг. безграничная вера в возможности образования сменилась в ряде стран критикой и недоверием к средствам, методам, используемым системой образования, результатами ее деятельности.
Восьмидесятые годы называют десятилетием технологической революции в образовании. Но компьютерная революция в образовании не привела к ускорению процесса познания, а лишь позволила надеяться на большую доступность знаний и облегчение их усвоения. Пристальное внимание общественности к этим проблемам обусловило переосмысление роли, функций, задач обучения.
Известный шведский ученый Торстен Хюсен отмечает, что за прошедшее последнее десятилетие имели место взлет и падение популярности педагогической технологии; важнейшей составляющей педагогического процесса остается взаимодействие между учителем и учениками: "Перед учителем стоит задача в тесном контакте с учениками планировать, осуществлять и оценивать процесс обучения, создавать необходимые условия для учебы, устанавливать тесные личные и эмоциональные контакты между двумя сторонами, давать ученику почувствовать заботу преподавателя о нем" [138, с. 15].
Можно с уверенностью сказать, что те же задачи стоят и перед эстонской школой и учителем.
В первый период после распада Союза ССР во вновь образовавшихся суверенных государствах с большой силой проявлялось стремление к разде¬лению, размежеванию во всем, в том числе и в образовании, как доказательству обретенной независимости. Безжалостно, можно сказать, рвались связи между высшими учебными заведениями, складывавшиеся десятилетиями. Разрушались связи научных школ. Прекращалась работа над совместными научно- исследовательскими проектами. Переставали посылать студентов, аспирантов, докторантов в престижные российские вузы, успешно готовившие ранее высококвалифицированные кадры для той или иной республики. Прекращался обмен преподавателями, лекторами, учебной и методической литературой. Не проводились ранее запланированные научные конференции, симпозиумы, школы.
Образование и наука не только Эстонии, но и России и всех других суверенных государств, возникших на пространстве бывшего СССР, оказались в острейшем кризисе, связанным с перманентной политической нестабильно¬стью, экономическими и финансовыми трудностями, гражданским проти¬востоянием, этническими конфликтами. Всюду снизился уровень научных исследований в вузовском, а так же в академическом и отраслевом секторах. Быстро росла коммерциализация вузов. Многие из вновь созданных коммерческих высших учебных заведений оказывались не в состоянии подготовить специалистов на должном уровне. Работники высшей школы оказались в нищенском положении. Шла "утечка умов" и из сферы образования как за рубеж, так и в другие структуры в своих странах.
Во вновь возникших суверенных государствах заметно осложняется положение "этнических русских". В сложной ситуации оказались 25 миллионов русских, проживающих в странах СНГ и Балтии. Они столкнулись со множеством проблем, в том числе и в области образования. Для многих из них стало невозможным получить образование на родном языке, сохранить свою культуру. С 1995 по 1998 годы развернулась настоящая травля учебных заведений Эстонии, ведущих программы российских высших учебных заведений.
Под натиском реалий жизни эйфория "самостийности" стала постепенно проходить. Росло понимание того, что сближение, интеграция в сфере экономики и образования принесет в конце-концов пользу всем интегри¬рующимся государствам. Так и случилось. Было заключено межправительственное соглашение Эстонии и России о признании документов об образовании и эквивалентности ученых степеней.
Сегодня эстонское общество находится на стадии "смены цивилизаций". Все процессы, происходящие в нем, напрямую касаются и высшего образования, которое в условиях недостаточного государственного финансирования ещё находит возможности не только решать свои проблемы, но и накапливать инновационный опыт, активно участвовать в международных проектах.
Наше исследование показало, что развитие высшей школы Эстонии и других стран обусловлено такой проблемой как активное включение высшей школы в процесс экономической интеграции образования при осуществлении международного сотрудничества высшей школы различных стран.
Переход Эстонии к рыночной экономике, построению правового госу¬дарства, демократического общества создал для высшей школы страны совсем иные условия существования, и поставил перед ней ряд совершенно новых задач. Важнейшее из происшедших в 90-е годы изменений с высшей школой Эстонии состояло, несомненно, в том, что ей пришлось работать в условиях создающейся в стране рыночной экономики. Крутой поворот в экономической и политической жизни вызвал необходимость радикальной переориентации во всех составляющих системы высшей школы: в философии образования, целях и задачах, содержании обучения и научных исследований, в организации и управлении. Перед высшей школой остро встали вопросы укрепления связей с технической и экономической сторонам жизни общества. Производство, как частное, так и общественное, ощущает острую нужду в новых материалах, новых технологиях, новых изобретениях, в высококвалифицированных специалистах, способных успешно решать задачи развития производства при растущей конкуренции, новых условиях хозяйствования. Дальнейшее промышленное развитие страны все в большей степени начинает зависеть от системы высшего образования. Высшая школа все в больше степени становится важным экономическим фактором и сферой капиталовложений. С другой стороны, усиление связей высшей школы с технической и экономической сторонами жизни страны через, в частности, рынок профессиональной рабочей силы, через исследования прикладного характера и т.д., увеличивают зависимость системы высшего образования от рыночных отношений, ведут к перестройке ее отношений с другими социальными структурами общества. Требуются кардинальные изменения внутри самой образовательной системы.
Таблица № 1

Открыть документ

Открыть документ


Оставить комментарий