Бхагавад-гита

Контрольная работа №3
«Бхагавад-гита»
Лакшманы Праны даса
Глава 13.

1. 13.22. пурушах-пракрити стхо хи бхункте пракрити джан гунан
каранам гуна-сангосйа сад-асад йони джанмасу
Живое существо, оказавшись в материальном мире, следует дорогами жизни, наслаждаясь тремя гунами материальной природы. Так оно сталкивается с добром и злом в различных формах жизни.

2. Глава 12 описывает преданное служение, бхакти-йогу, а в 13 главе дается философское обоснование такой деятельности, гьяна-йога. 13 глава рассматривает вопросы взаимоотношений живого существа, Господа и материальной природы.

3. Кшетра — поле деятельности, кшетра-гья — знающий поле, пуруша — наслаждающийся, пракрити — материальная природа, гьянам — знание, гьеям — объект познания.

4. Материальное тело (поле деятельности) дается живому существу в зависимости от его желания и способности наслаждаться.

5. Три концепции Брахмана: пракрити — материальная природа, поле деятельности; пытающееся наслаждаться материальной природой живое существо; и Верховный Господь, наблюдающий за всем этим.

6. Пять ступеней постижения Брахмана: анна-майа — зависимость на уровне пищи; прана-майа — все признаки и формы жизни; гьяна-майа — мысли, чувства и желания; вигьяна-майа — отделение себя от ума; ананда-майа — осознание своей всеблаженной природы.

7. 24 элемента поля деятельности: 5 грубых материальных элементов (земля, вода, огонь, воздух, эфир), разум, ложное эго, три гуны в непроявленном состоянии, 5 органов чувств (глаза, уши, нос, кожа, язык), 5 органов деятельности (руки, ноги, речевой аппарат, анус, гениталии), ум, 5 объектов чувств (звук, форма, запах, вкус, осязаемое).

8. Желание, ненависть, счастье и горе.

9. Смирение — отсутствие стремления к славе и почестям. Ненасилие — помощь в освобождении из материального плена. Терпение — способность сносить любое бесчестье. Принятие духовного учителя — можно сразу же достичь духовного совершенства. Чистота — внешняя (совершение омовения) и внутренняя (постоянное памятование о Кришне). Целеустремленность — решимость в стремлении к духовному совершенству. Преданное служение — вечные отношения души и Кришны. Осознание Абсолютной Истины — постижение Верховной Личности Бога. Наиболее важным является преданное служение. Также важно принятие духовного учителя.

10. Душа вечна, бессмертна и трансцендентна. Она озаряет все тело своим сознанием, не соединяясь с ним. Душа не подвластна гунам. Но, находясь в теле, душа обуславливается им.

11. Параматма наблюдает и дозволяет. Она — владыка всего, трансцендентный наслаждающийся. Параматма проникает повсюду.

12. Как солнце, находясь в зените, кажется поделенным между всеми, так и Сверхдуша, едина, но находится в сердце у каждого.

13. Живое существо действует независимо, Господь лишь наблюдает и дает санкции на совершение того или иного действия. Он также побуждает душу встать на путь духовного развития, но душа может злоупотреблять своей независимостью.

14. Тот, кто с помощью духовного учителя осознает положение души в соединении с материальной энергией и свои взаимоотношения со Сверхдушой, становится достойным вернуться в духовный мир.

Глава 14.

15. В главе 13 рассказывается, что живое существо запутывается в материальной энергии, а в 14 главе рассказывается, как 3 гуны связывают это живое существо.

16. Махат-таттва — совокупная причина мироздания, содержащая 3 гуны.

17. Благость обуславливает ощущением счастья и знанием; страсть — материальными наслаждениями, прежде всего сексуальными; невежество — безумием, леностью и сном.

18. Человек в гуне благости освобождается от груза греховных реакций и способен понять духовное знание.

19. Иногда доминирует гуна благости над двумя другими гунами, иногда — гуна страсти, а иногда — гуна невежества. Чтобы добиться преобладания гуны благости, надо действовать в благости и окружить себя благостью (поскольку гуны всепроникающие).

20. Чтобы достичь духовной природы, надо видеть, что все в материальном мире совершается гунами, и постичь Верховного Господа.

21. Арджуна спрашивает, по каким признакам можно узнать человека, поднявшегося над гунами, о его поведении и о том, как он этого достиг.

22. Трансценденталист видит во всем влияние гун, равнодушен к радостям и невзгодам, целеустремлен несмотря на упреки и похвалу.

23. Человек поднимается над гунами, когда служит Верховному Господу и не сходит с этого пути ни при каких обстоятельствах.

24. В тексте 14.27 Кришна говорит, что Он — основа безличного Брахмана. Шрила Прабхупада приводит пример четырех Кумаров, которые поднялись от осознания Брахмана до уровня преданного служения Верховной Личности Бога.

Глава 15.

25. 15.7. мамайвамшо джива локе джива бхутах санатанах
манах шаштханиндрияни пракрити стхани каршати
Живые существа — это мои вечные частицы. Находясь в этом, они ведут тяжелую борьбу с шестью чувствами, к числу которых относится и ум.

26. 15.15. сарвасья чахам хриди саннивишто
маттах смритир гьянам апоханам ча
ведайш ча сарвайр ахам эва ведйо
веданта крит веда вит эва чахам
Я нахожусь в сердце каждого живого существа и от меня исходит память, знание и забвение. Цель всех Вед — познать меня. Я составитель Веданты и Я — знаток Вед.

27. а) Корни отраженного дерева баньян растут вверх и начинаются на Брахмалоке.
б) Большие ветви — это формы жизни. На нижних ветвях располагаются люди и животные, а на верхних — высшие существа (полубоги, гандхарвы и т.д.)
в) Листья — это ведические гимны.
г) Плоды — это результаты деятельности живых существ (дхарма, артха, кама, мокша).
д) Маленькие ветки — это объекты чувств.
е) Кончики веток — это органы чувств.
ж) Это дерево питается тремя гунами материальной природы.
з) Это дерево берет начало на Брахмалоке у Господа Брахмы.

28. Вечной обители Кришны достигает тот, кто избавился от чувства ложного престижа, вышел из-под власти иллюзии и порвал все иллюзорные связи с материальным миром, освободился от вожделения, одинаково относится к счастью и горю и предался Верховной Личности Бога.

29. Духовная обитель Кришны — это самосветящиеся планеты, не требующие дополнительного источника света.

30. Частица Бога неделима в отличие от материального предмета.

31. Какое сознание живое существо развило в течение жизни, такое тело оно получает в следующей жизни. Новое тело предназначено для наслаждения таким образом, к которому стремилось это живое существо. Все это можно понять, обладая духовным видением.

32. БГ 15.12 «Я — источник света солнца, луны и огня». БГ 15.13 «Планеты удерживаются Моей энергией». БГ 15.15 «Цель всех Вед — познать Меня». БГ 15.17 «Я вхожу во все три мира и поддерживаю их существование».

33. Кришна заявляет, что Он находится выше падших и непогрешимых душ. Цель всех Вед — познать Его. Тот, кто обладает полным знанием, занимается преданным служением Кришне. Поэтому высшая цель йоги — не стать Богом самому, а преданно служить Кришне.

34. Есть два класса живых существ: падшие и непогрешимые. Есть также Господь, который возвышается над всеми живыми существами. Он поддерживает существование трех миров. (БГ 15.16-18)

35. «Живые существа в этом мире есть Мои вечные фрагментарные частицы» (15.7) «Все обитатели духовного мира непогрешимы». (15.16) «Человек, полностью осознав Меня, занимается преданным служением Мне». (15.19)

36. Знающий, что Кришна — Верховная Личность Бога, познал все. Он занимается служением Кришне с любовью и преданностью.

37. Две слабости сердца: 1) желание господствовать над материальной природой; 2) привязанность к материальному телу и всему, что с ним связано.

Глава 16.

38. В главе 15 сказано, что надо освободиться от материального существования, а в главе 16 Кришна рассказывает о тех, кто достоин и кто не достоин освобождения.

39. а) санньяси — бесстрашие; б) грихастха — благотворительность; в) ванапрастха — совершение аскез; г) брахмачари — изучение Вед; д) брахман — умение сдерживать гнев; е) кшатрий — решимость; ж) вайшья — чистота; з) шудра — отсутствие стремления к почестям.

40. Шесть демонических качеств: гордость, высокомерие, тщеславие, гневливость, грубость, невежество.

41. Отличие полубогов и демонов в том, что полубоги следуют предписаниям шастр, а демоны — нет.

42. Корень демонического образа мыслей в том, что демоны отвергают руководство Бога.

43. И материалисты, и имперсоналисты являются демоническими натурами. Они не знают, что материальный мир — это энергия Кришны.

44. Кришна дает возможность демонам удовлетворять свои желания, ввергая их в низшие формы жизни. Также Он сам может убить их, и тогда они получат освобождение.

45. Три дороги в ад: вожделение, гнев и жадность. Чтобы не попасть под их влияние, надо следовать правилам и предписаниям Вед.

46. Человек, руководимый вожделением, действует по собственной прихоти. Нравственный критерий определяют священные писания, а не мнение человека. Если человек не принимает указаний писаний, то он будет деградировать и не будет счастлив.

Глава 17.

47. В главе 16 рассказывается о тех, кто следует писаниям и кто не следует. В 17 главе Арджуна просит рассказать ему подробнее о тех, кто не следует писаниям.

48. Вера рождается из гуны благости. В зависимости от того, какая гуна оказывает преобладающее влияние на человека, такой он обладает верой и такому религиозному направлению он отдает предпочтение.

49. Люди в гуне благости поклоняются полубогам, в гуне страсти — демонам, в гуне невежества — привидениям и духам.

50. Пища в благости сочная, маслянистая, полезная, дает удовлетворение. Пища в страсти обладает резким вкусом, сухая, подгоревшая, ведет к болезням. Пища в невежестве старая, протухшая, дурно пахнущая, безвкусная, нечистая.

51. Аскезы, совершаемые для духовного блага, посвященные Всевышнему, являются аскезами в благости. Аскезы, совершаемые из гордости, ради почета, дающие временный результат, являются аскезами в страсти. Аскезы, совершаемые из глупости, причиняющие вред тому, кто их совершает или окружающим, являются аскезами в невежестве.

52. Жертвоприношения, совершаемые в соответствии с указаниями шастр, из чувства долга, без желания получить что-то взамен, находятся в благости. Жертвоприношения для достижения материальных целей, совершаемые из гордости, находятся в страсти. Жертвоприношения без веры, без раздачи прасада и вознаграждения священнослужителям, без воспевания ведических гимнов, не соответствующие указаниям шастр, находятся в невежестве.
Пожертвования в благости совершаются из чувства долга, в надлежащем месте, в должное время и достойному человеку. Пожертвования в страсти предполагают получить что-то взамен, получить наслаждения или даются неохотно. Пожертвования в невежестве совершаются в ненадлежащем месте, времени, недостойным людям или без должного внимания и уважения.

53. Три слова «Ом Тат Сат», обозначающие Высшую Абсолютную Истину, указывают на деятельность, совершаемую ради Всевышнего.

54. Деятельность без веры во Всевышнего дает временный результат, не ведет к постижению Высшей Абсолютной Истины и не приводит к достижению Высшей цели жизни.

Глава 18.

55. Кеши-нишудана значит Тот, кто убил демона Кеши. Арджуна просит Кришну окончательно расправиться со всеми демонами его сомнений. Хришикеша значит повелитель чувств. Арджуна просит Кришну помочь ему достичь спокойствия ума, подытожив все, сказанное в Бхагавад-гите.

56. Отказ от деятельности, направленной на удовлетворение материальных желаний, называется санньясой. Отказ от плодов деятельности называется тьягой. Истинное отречение — это работа для Кришны с предложением Ему всех плодов деятельности.

57. Санньяси должен проводить обряды, например, свадебные, чтобы помочь людям встать на путь контроля чувств и духовно прогрессировать.

58. Если из-за иллюзии человек отказывается от деятельности, то это отречение в невежестве. Если человек отрекается из-за неудобств, беспокойств или страха, это отречение в страсти. Человек, действующий из чувства долга и не привязывающийся к плодам своего труда, находится в благости.

59. Пять факторов деятельности: место действия (тело), исполнитель, органы чувств, усилия и Сверхдуша. Высшим фактором является Сверхдуша, так как любое действие зависит от ее воли. Понимание этих пяти факторов позволяет человеку не запутаться в последствиях своей деятельности.

60. Три причины, побуждающие к деятельности: знание, объект познания и познающий. Три составляющих деятельности: органы чувств, сами действия и их исполнитель.

61. а) знание, позволяющее видеть единую природу всех живых существ несмотря на разнообразие материальных тел, находится в благости; знание о разной природе существ в разных телах находится в страсти; знание, привязывающее человека к одному виду деятельности, как к единственно важному, не дающее представления об истине, отличающееся узостью и скудостью, находится в невежестве.
б) упорядоченная деятельность без привязанности и ненависти, без желания насладиться ее плодами, находится в благости; деятельность, требующая огромных усилий для достижения желанных плодов, совершаемая из побуждений ложного это, находится в страсти; деятельность, совершаемая вопреки указаниям священных писаний с применением насилия, причиняющая страдания себе и другим, находится в невежестве.
в) исполнитель в благости действует с решимостью и энтузиазмом из чувства долга, не обращая внимания на гуны, ложное эго, успех и поражения; исполнитель в страсти привязан к плодам своей деятельности, злобен, жаден, нечист, подвержен радостям и печалям; исполнитель в невежестве совершает деятельность вопреки указаниям священных писаний, материалистичный и упрямых, обманывающий и оскорбляющий других, ленивый, угрюмый, откладывающий все на потом.
г) в благости человек понимает, что следует делать, а что не следует, чего следует бояться, а чего не следует, что ведет к порабощению, а что — к освобождению; в страсти человек не понимает, чем религия отличается от безбожия и чем дозволенное действие отличается от запрещенного; человек в невежестве понимает религию, как безбожие, а безбожие, как религию, запутывается, погружается во тьму и постоянно сбивается с истинного пути.
д) решимость в благости непоколебима, делает человека целеустремленным в занятиях йогой, позволяя ему овладеть умом, праной и чувствами; решимость в страсти побуждает человека стремиться к плодам дхармы, артхи и камы; решимость в невежестве не может избавить человека от сновидений, страха, иллюзии, скорби, подавленности, лишенная рассудительности.
е) счастье в благости вначале кажется подобным яду, а в конце — нектару, при этом человек пробуждается к самоосознанию; счастье в страсти появляется от соприкосновения чувств с их объектами, оно вначале кажется подобным нектару, а в конце — яду; счастье в невежестве ослепляет человека, лишая его возможности самоосознания, обманчивое в начала и до конца, порождено ленью, сном и иллюзией.

62. Брахманы умиротворены, аскетичны, чисты, терпеливы, честны, обладают знанием, мудростью и религиозностью. Кшатрии обладают героизмом, находчивостью, силой, щедростью, решимостью и умением вести за собой. Вайшьи занимаются земледелием, защитой коров и торговлей. Шудры занимаются физическим трудом и служат другим.

63. С помощью гьяна-йоги человек избавляется от ложного эго и достигает чистой гуны благости. Так он поднимается на уровень брахма-бхуты. После этого он может заниматься чистым преданным служением.

64. Человек, занимаясь преданным служением, постепенно очищает свое сердце и поднимается на уровень брахма-бхуты. Поэтому начинать заниматься преданным служением можно с любого уровня.

65. Постичь Верховного Господа таким, как Он есть, можно только занимаясь чистым преданным служением Ему.

66. Принцип преданного служения — принятие авторитета Кришны или Его представителя. Поэтому в преданном служении человек не делает что-то по собственной прихоти. Если он сделает что-то по собственной прихоти, это не будет преданным служением.

67. В 3-й главе Кришна, рассказывая об истинной отрешенности, говорит, что надо действовать из чувства долга, не стремясь к плодам своей деятельности. Об этом же Он говорит и в 18-й главе, когда рассказывает о различных видах отрешенности в гунах. Также в 3-й главе Кришна говорит о том, что для человека естественно следовать своей природе. Поэтому не стоит заниматься чужим делом, т.к. этот путь опасен. О том же Он говорит и в 18-й главе, когда рассказывает о том, как достичь совершенства, исполняя свои обязанности.

68. 18.54. брахма-бхутах прасаннатма на шочаси на канкшати
самах сарвешу бхутешу мад бхактим лабхате парам
Поднявшись на трансцендентный уровень брахма-бхуты, человек исполняется радости, ни о чем не скорбит и ничего не желает. Он равно относится ко всем живым существам. Достигнув этого уровня, он занимается преданным служением Мне.

69. 18.65. ман-мана бхава мад бхакто мад-яджи мам намаскуру
мам эвашьяси сатьям те пратиджане прийо си ме
Всегда думай обо Мне. Стань Моим преданным. Поклоняйся Мне и выражай Мне почтение. Так ты непременно придешь ко Мне. Я обещаю тебе это, ибо ты — Мой дорогой друг.

70. 18.66. сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа
ахам твам сарва папебхйо мокшаишйами ма шучах
Оставь все другие религии и просто предайся Мне. Я освобожу тебя от всех последствий твоих грехов. Не бойся ничего.


Оставить комментарий