Просвещение и революция


Впрочем, политическая умеренность просветителей определя¬лась не только их образом жизни и положением в обществе, но и са¬мим характером общественного идеала, который они разрабатыва¬ли. Всякое массовое возмущение гибельно для автономного незави¬симого существования, являвшегося не только образом жизни, но и идеалом просветителей.
Таким образом, и радикализм просветителей, приведший, в конце концов, к революции, и их умеренность происходили из одно¬го и того же источника. Они выражали самосознание, ориентиро¬ванное на общественно-историческую жизнь и в то же время дистан- цирующееся от нее в сферу вечных образцов.
Эта обособленность порождала радикальные идеалы, и отчасти благодаря им, а не только походам войск республики и империи, французская революция приобрела общеевропейское значение. В са¬мом деле, если революции в Нидерландах и в Англии происходили под знаком защиты местных свобод и привилегий, уходящих в сред¬невековье,от натиска абсолютизма и соответственно имели более или менее местное значение, то идеалы французской революции уже из-за их отвлечённого характера переросли границы Франции. «Революция 1789 года наложила свою печать на всю историю Фран¬ции с конца XVII века. Она получила и великое общеевропейское значение».173
Однако, та же обособленность проводила резкую границу между идеалом и реальностью и побуждала к осторожности в поисках пу¬тей воплощения идеала. Нигилистическая страсть к разрушению, не¬отделимая от самосознания, погружённого в реальность, но отчуж¬дённого от неё, видящего в ней порождение предрассудков и невеже¬ства, находила своё выражение у просветителей в тотальной критике реальности, в язвительных насмешках над ней. Она не перерастала в революционное действие, хотя само её наличие было чревато подоб¬ным действием. Наличие всеобъемлющего идеального образца при тотальной критике действительности рождало соблазны ликвидации существующих противоречий радикальными мерами, не дожидаясь их постепенного разрешения.
Особое место в ряду просветителей занимает Руссо, который столько же принадлежал Просвещению, сколько являлся его крити¬ком, и его взгляды оказали огромное влияние на революцию. В.Ф.Асмус отмечает: «Особенность Руссо в том, что критика нравст¬венного и гражданского состояния современного общества связыва-
лась у него с критикой рассудочности и основывающегося на ней ра¬ционализма».
Возникает вопрос, какого рода рационализм критиковал Руссо? Очевидно, не рационализм картезианского толка. Его роль тогда во Франции считали сыгранной. Это был своеобразный рационализм самого зрелого Просвещения, где разум был уже подчинён чувству удовольствия, выраженному в интересах и потребностях человека, и рациональный подход к действительности означал подход к ней с точки зрения удовлетворения этих интересов и потребностей. Про¬светители полагали подобный разум, интересы и потребности, кото¬рые он обслуживал, важным источником прогресса в развитии науки и искусств, в совершенствовании земной жизни человека, исходя в то же время из того, что этот разум не противоречит нравственности, ибо ограничен обособленным и независимым существованием чело¬века, и сам происходит из такого обособления.

Страницы: 1 2 3 4 5


Оставить комментарий